Тема 7. Физиологические характеристики трудовой деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Физиологические характеристики трудовой деятельности



Две формы труда: физический и умственный. Соотношение понятий тяжесть и напряженность труда.

Классификация и виды трудовой деятельности: формы труда, требующие значительной мышечной активности; формы механизированного труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; формы группового труда; формы труда связанные с дистанционным управлением; формы интеллектуального труда.

 

Задания и задачи

1. Назовите методы оценки тяжести и напряженности труда.

2. Оцените тяжесть и напряженность труда менеджера по персоналу.

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ, 2008.

2. Асеев В.Г. Психология труда: учеб.пособие. Ч.1 2-е издание. Иркутск: Иркут.ун-т, 2005.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1969.

5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.

6. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

7. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

 

Тема 8. Способности

Способности как критерий профессиональной успешности работника. Определение категории «способности». Критерии наличия способностей.

Виды способностей. Общие и специальные способности.

Задатки – предпосылки способностей. Соотношение понятий: способности, одаренность, талант, гениальность.

Проблема развития способностей.

 

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему «Развитие способностей».

2. Опишите сущность психомоторных способностей, приведите примеры.

3. Опишите специфику познавательных способностей.

4. Подготовьте выступление на тему «Интеллект как вид общих способностей»

5. Проведите анализ способностей, необходимых в управленческой деятельности (используя метод «Географическая карта мысли»).

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ, 2008.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2003.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004

5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1969.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Теоретическая психология. М.: Академия, 2001.

7. Платонов К.К. Вопросы психологии труда, М.: Медицина, 1970.

8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: МПСИ, 2004.

9. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

10. Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. М.:Кнорус, 2011.

Тема 9. Мотивы профессиональной деятельности

Ключевые понятия: потребность, мотивации, мотив. Мотивация деятельности. Параметры профессиональной мотивации: сила, устойчивость, множественность, структурность, иерархичность.

Классификация мотивов трудовой деятельности. Внешняя и внутренняя мотивация труда.

Мотивация достижений, уровень притязаний и эффективность трудовой деятельности. Мотивационные механизмы регуляции трудовой деятельности. Система мотивации работников в организации.

 

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему: «История исследования трудовой мотивации».

2. Перечислите как можно больше мотивов трудовой деятельности специалиста по управлению персоналом.

3. Подберите методики диагностики мотивационной сферы работников.

 

Литература

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Учеб. пособие. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1979

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011.

3. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2008.

4. Китов А.И. Психология управления. М.: Академия МВД СССР, 1979.

5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011.

7. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

8. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003.

10. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008.

 

 

Тема 10. Профессиональный интерес и направленность личности как факторы выбора профессии

Сущность категории «интерес». Классификация интересов. Профессиональные интересы школьников. Структура интереса по А.Г.Ковалеву.

Направленность личности. Виды направленности.

 

Задания и задачи

1. Проведите в группе ряд методик на исследование профессиональных интересов и направленности личности.

 

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Книга по требованию, 2012.

2. Двинин А.П. Психология труда. Учебное пособие. СПб: Береста, 2007.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Академический проект, 2003.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

5. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992.

6. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2003.

Тема 11. Психические состояния человека в трудовой деятельности

Понятие « психические состояния в трудовой деятельности». Классификации психических состояний.

«Напряжение» в психологии труда. Виды напряжения. Факторы, повышающие напряжение.

Состояния утомления. Характеристика утомления по Н.Д.Левитову. стадии утомления. Динамика работоспособности (в течение дня, недели, года).

Монотония. Симптомы монотонии. Факторы, способствующие возникновению монотонии. Профилактика монотонии.

Эмоциональное напряжение. Типы эмоционального напряжения. Методы снижения эмоционального напряжения работников.

 

Задания и задачи

1. Назовите примеры профессий, где высока вероятность возникновения стресса у работника.

2. Подготовьте выступление на тему: «Профессиональная деформация личности».

3. Подготовьте выступление на тему: «Феномен психического выгорания».

4. Подготовьте выступление на тему «Комнаты психологической разгрузки как вид активного отдыха».

5. Подготовьте выступление на тему «Влияние функциональной музыки на трудовую деятельность».

6. Назовите факторы, влияющие на психическое состояние управляющего персоналом.

7. Составьте рекомендации по профилактике негативных функциональных состояний у менеджера по персоналу.

 

Литература

1. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.

2. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т.1, Характер. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957

3. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.

4. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2001.

6. Платонов К.К. Вопросы психологии труда, М.: Медицина, 1970.

7. Психические состояния /Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000.

8. Психологический словарь // сост. Р.С. Немов. М.: Владос, 2007.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. СПб.: Питер, 2015.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

Тема 12. Профпригодность и профотбор

Соотношение понятий трудоспособность и пригодность к труду. Характеристика профпригодности. Методы профотбора персонала.

Трудовая адаптация работника. Виды адаптации. Структура трудовой адаптации. Скорость адаптации работника. Факторы трудовой адаптации: производственные и личностные. Критерии оценивания успешности адаптации.

 

Задания и задачи

1. Приведите примеры профессий, имеющих ограничения при наличии у человека тех или иных заболеваний.

2. Подготовьте выступление на тему: «Методы профотбора персонала».

3. Назовите методы повышения эффективности адаптации работника.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Академический проект, 2003.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992.

4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

5. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.006 с.)