Дневного и заочного отделений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дневного и заочного отделений



ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социолого-психологический факультет

Кафедра социальной работы и прикладной психологии

 

Психология труда

Методические указания

к изучению основных тем курса для студентов

по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом»

Дневного и заочного отделений

социолого-психологического факультета

 

 

 

Иваново

«Ивановский государственный университет»


Составитель: старший преподаватель, Е.И. Сушкова.

 

Методические указания охватывают все основные темы курса, рассматривают психологические аспекты трудовой деятельности, включают списки рекомендуемой литературы.

Предназначены студентам специальности 080400 «Управление персоналом» очного и заочного отделений социолого-психологического факультета.

 

 

Печатается по решению методической комиссии социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета

 


Предисловие

 

Курс «Психология труда» входит в учебный план специальности «Управление персоналом» в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса: знакомство студентов с основными понятиями психологии труда и трудовой деятельности, принципами, особенностями работы психолога в организации, стимулирование студентов к созданию и коррекции собственного профессионального плана.

Задачи курса: дать студентам представление об основных психологических аспектах трудовой деятельности и научной организации труда; сформировать представление о профессионально-значимых качествах личности; сформировать у студентов первичное умение по применению диагностических методик профессиональной ориентации личности, профилактики и коррекции; познакомить с проблемой функциональных состояниях субъекта труда; раскрыть психологические закономерности взаимодействия человека и техники, и отношений в трудовом коллективе. При изучении курса наряду с традиционными формами изучения материала предусматриваются подготовка и обсуждение докладов, реферативных сообщений, выполнение учебных заданий.

При построении планов семинарских занятий мы стремились к тому, что дать возможность студентам более полно раскрыть методологические и теоретические положения лекционного курса, научиться самостоятельно работать с литературой, анализировать и обобщать психологические факты.

Мы рекомендуем планы семинарских занятий и литературу сообщать студентам заранее с тем, чтобы они могли более полно их изучить и подготовиться к выступлениям.

С целью эффективного изучения и закрепления материала в конце каждой темы приводятся конкретные литературные источники.

 


 

 

Тема 1. Психология труда как наука

Определения понятия «Психология труда». Объект, предмет психологии труда.

Основные задачи дисциплины. Теоретические и практические задачи психологии труда.

Место психологии труда в системе наук. Роль психологии труда в жизни общества.

 

Задания и задачи

1. Рассмотрите особенности психологии труда с точки зрения междисциплинарного подхода.

2. Приведите примеры ситуаций своей будущей профессиональной деятельности, где требуются знания по психологии труда.

 

Литература.

1. Двинин А.П. Психология труда. Учебное пособие. СПб: Береста, 2007.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

3. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2003.

4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебноепособие. СПб.: Питер, 2005.

5..Щербатых Ю.В Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблица. М.:Кнорус, 2011.

 

Тема 2. История возникновения и развития психологии труда

Влияние НТР на развитие наук о труде. Промышленная революция 1750-1870гг. Ж.Ламетри «Человек – машина».

Вопросы о труде в рамках экономики. Работы Ф.Тейлора. Вопросы профотбора, оплаты труда, управления предприятием.

Психотехника: предмет, основные проблемы. Возникновение психологии труда как отдельной дисциплины 1912г.

Развитие психологии труда в России. Исследования И.М.Сеченова (рефлекторная природа психических процессов в труде, физиологические критерии установки длины рабочего дня). Психотехнический период 1925-1936гг. Работы И.Н.Шпильрейн. Постановление 1936 г и критика психологии труда. Возобновление работ по психологии труда в начале 50-х гг. Появление новых направлений в рамках психологии труда: психофизиологическое направление, инженерная психология, педагогическое направление и другие.

Современное состояние психологии труда в России и за рубежом. Исследования Липмана, «Школа человеческих отношений» Э.Мэйо.

 

Задания и задачи

1. Сравните особенности становления и развития психологии труда в отечественной и зарубежной психологии.

2. Подготовьте выступление на тему «Современные направления психологии труда»

Литература

1. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992.

3. Платонов К.К. Вопросы психологии труда, М.: Медицина, 1970.

4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

 

 

Тема 3. Методы психологии труда

Основные методологические принципы психологии труда.

Методы психологии труда. Основные методы: наблюдение, фотография рабочего дня, анализ продуктов трудовой деятельности, эксперимент, опросные методы.

Специфические методы психологии труда: профессиограммы, психограмма, хронометраж, трудовой метод.

 

Задания и задачи

1. Расскажите о возможностях применения трудового метода к различным профессиям.

2. Приведите примеры использования метода эксперимента для исследования трудовой деятельности.

3. Составьте психограмму профессии менеджер по персоналу.

4. Составьте таблицу, отражающую достоинства и недостатки основных и специфических методов психологии труда. Сделайте выводы.

 

Литература

 

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Учеб. пособие. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 2003.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992.

4. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

5. Шпильрейн И.Н. Трудовой метод изучения профессии. Тексты. История советской психологии труда / под ред.В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой М.,1983.

 

 

Тема 4. Система трудовой деятельности

Общие представления о деятельности. Характеристики трудовой деятельности. Компоненты трудовой деятельности по Е.А.Климову: предмет труда, цель труда, орудия труда, субъект труда. Развитие человека в трудовой деятельности.

 

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему «Деятельностный подход в психологии труда».

2. Опишите структурно-уровневую организацию деятельности.

3. Проведите сравнительный анализ психологической структуры индивидуальной и совместной деятельности.

4. Перечислите критерии и способы повышения эффективности совместной деятельности.

5. Проведите сравнительный анализ управленческой и операторской деятельностей.

Литература

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977

3. Носкова О.Г. Психология труда: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2001.

5. Платонов К.К. Вопросы психологии труда, М.: Медицина, 1970.

6. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. СПб.: Питер, 2015.

8. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

 

 

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему «Индивидуальный стиль деятельности».

2. Назовите особенности функционирования внимания в условиях операторской деятельности.

3. Проведите анализ любого вида деятельности с точки зрения мнемических процессов.

4. Подготовьте выступление на темы «Методы развития памяти».

5. Дайте характеристику управленческой деятельности с точки зрения задействования психических процессов.

 

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ, 2008.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2003.

3. Изард К. Психология эмоций. СПб. Питер, 2000.

4. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2008.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 2-ое изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1969.

7. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т.1, Характер. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.

8. Маклаков Г.Н. Общая психология. СПб.: Питер, 2013.

9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

10. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

11. Психология памяти. Хрестоматия. М., 2000.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. СПб.: Питер, 2015.

13. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: МПСИ, 2004.

14. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008.

 

Задания и задачи

1. Раскройте сущность категорий: действие, операция, движение.

2. Проведите сравнительный анализ ассоциативного и интеллектуального видов научения.

 

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Книга по требованию, 2012.

2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Учеб. пособие. СПб..: изд-во Ленингр. ун-та, 2003.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008.

4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

5. Носкова О.Г. Психология труда: Учебное пособие. М.: Академия, 2004.

6. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 2014.

8. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

 

 

Задания и задачи

1. Назовите методы оценки тяжести и напряженности труда.

2. Оцените тяжесть и напряженность труда менеджера по персоналу.

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ, 2008.

2. Асеев В.Г. Психология труда: учеб.пособие. Ч.1 2-е издание. Иркутск: Иркут.ун-т, 2005.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1969.

5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.

6. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

7. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

 

Тема 8. Способности

Способности как критерий профессиональной успешности работника. Определение категории «способности». Критерии наличия способностей.

Виды способностей. Общие и специальные способности.

Задатки – предпосылки способностей. Соотношение понятий: способности, одаренность, талант, гениальность.

Проблема развития способностей.

 

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему «Развитие способностей».

2. Опишите сущность психомоторных способностей, приведите примеры.

3. Опишите специфику познавательных способностей.

4. Подготовьте выступление на тему «Интеллект как вид общих способностей»

5. Проведите анализ способностей, необходимых в управленческой деятельности (используя метод «Географическая карта мысли»).

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ, 2008.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2003.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004

5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1969.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Теоретическая психология. М.: Академия, 2001.

7. Платонов К.К. Вопросы психологии труда, М.: Медицина, 1970.

8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: МПСИ, 2004.

9. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

10. Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. М.:Кнорус, 2011.

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему: «История исследования трудовой мотивации».

2. Перечислите как можно больше мотивов трудовой деятельности специалиста по управлению персоналом.

3. Подберите методики диагностики мотивационной сферы работников.

 

Литература

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Учеб. пособие. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1979

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011.

3. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2008.

4. Китов А.И. Психология управления. М.: Академия МВД СССР, 1979.

5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011.

7. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

8. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003.

10. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008.

 

 

Задания и задачи

1. Проведите в группе ряд методик на исследование профессиональных интересов и направленности личности.

 

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Книга по требованию, 2012.

2. Двинин А.П. Психология труда. Учебное пособие. СПб: Береста, 2007.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Академический проект, 2003.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

5. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992.

6. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2003.

Задания и задачи

1. Назовите примеры профессий, где высока вероятность возникновения стресса у работника.

2. Подготовьте выступление на тему: «Профессиональная деформация личности».

3. Подготовьте выступление на тему: «Феномен психического выгорания».

4. Подготовьте выступление на тему «Комнаты психологической разгрузки как вид активного отдыха».

5. Подготовьте выступление на тему «Влияние функциональной музыки на трудовую деятельность».

6. Назовите факторы, влияющие на психическое состояние управляющего персоналом.

7. Составьте рекомендации по профилактике негативных функциональных состояний у менеджера по персоналу.

 

Литература

1. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.

2. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т.1, Характер. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957

3. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.

4. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2001.

6. Платонов К.К. Вопросы психологии труда, М.: Медицина, 1970.

7. Психические состояния /Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000.

8. Психологический словарь // сост. Р.С. Немов. М.: Владос, 2007.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. СПб.: Питер, 2015.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

Задания и задачи

1. Приведите примеры профессий, имеющих ограничения при наличии у человека тех или иных заболеваний.

2. Подготовьте выступление на тему: «Методы профотбора персонала».

3. Назовите методы повышения эффективности адаптации работника.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Академический проект, 2003.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992.

4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

5. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему: «Теории выбора профессии».

2. Составьте схему индивидуальной беседы с учащимся по вопросам профориантации.

3. Проведите в группе профориентационную игру (по выбору).

4. Подготовьте выступление на тему: «Этические проблемы профессионального консультирования».

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Академический проект, 2003.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник.-2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во МГУ, Издательский центр «Академия», 2004.

3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992.

4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

5. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему: «Эргономика: история становления и современное состояние».

2. Подготовьте выступление на тему: «Основные направления инженерной психологии»

3. Сравните преимущества человека и техники в труде.

Литература

1. Двинин А.П. Психология труда. Учебное пособие. СПб: Береста, 2007

2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Учеб. пособие. СПб.: изд-во Ленингр. ун-та, 2003.

3. Китов А.И. Психология управления. М.: Академия МВД СССР, 1979.

4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

5. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: Владос- Пресс, 2005.

6. Чугунова Э.С. Психология инженерного творчества. Л., 1990.

Задания и задачи

1. Подготовьте выступление на тему: «Психологическая совместимость работников».

2. Назовите способы повышения сплоченности трудового коллектива.

3. Подготовьте выступление на тему: «Лидеры в совместной трудовой деятельности»

Литература

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Учеб. пособие. СПб.: изд-во Ленингр. ун-та, 2003.

2. Китов А.И. Психология управления. М.: Академия МВД СССР, 1979.

3. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995.

4. Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. М.:Кнорус, 2011.

 

Интернет-источники

Психология малых групп

http://www.situation.ru/app/j_art_501.htm

http://azps.ru/articles/soc/soc96.html

http://tourism.kuban.ru/forpost/psixol.htm

http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt11.htm

http://matbusiness.ru/interes274.htm

http://yurpsy.fatal.ru/biblio/socpsy/07.htm

http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/article/azbuka/ps7-028.htm

http://msk.treko.ru/show_dict_226

http://www.pbi.ru/dic/g/g_41.htm

http://www.dist-cons.ru/modules/Art/section1.html

http://www.helppsi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=561&Itemid=61

Групповые конфликты

http://www.linkseonet.ru/menedzhment/gruppovye-konflikty.html

http://www.textreferat.com/referat-2966-1.html

http://supersaler.ru/info/conflict/

http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl6/gl6.htm

http://www.rabota.magadan.ru/doc/help/tomas.htm

http://www.physcareer.ru/articles/1/62.html

http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003296

http://www.psychologov.net/view_post.php?id=371

http://www.ekportal.ru/page-id-518.html

http://www.it-med.ru/library/k/konflikt.htm

http://www.linkseonet.ru/menedzhment/funkcionalnye-posledstviya-konflikta.html

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «психология труда»

1. Предмет и задачи психологии труда

2. История развития психологии труда

3. Методы психологии труда

4. Система трудовой деятельности

5. Профессионально значимые свойства личности

6. Формирование профессиональных умений и навыков

7. Физиологические характеристики трудовой деятельности

8. Способности как критерий профессиональной успешности личности

9. Мотивы профессиональной деятельности

10. Психические состояния человека в трудовой деятельности

11. Состояние утомления в труде

12. Монотония

13. Профилактика утомления и монотонии

14. Режимы труда и отдыха

15. Состояние эмоционального напряжения

16. Характеристика профпригодности

17. Процесс трудовой адаптации работника

18. Виды трудовой адаптации

19. История развития профориентационного направления в психологии

20. Теории выбора профессии

21. Классификации профессий

22. Предмет и задачи профориентации

23. Профориентационная работа в школе

24. Профессиональный интерес

25. Направленность личности как фактор выбора профессии

26. Ошибки при выборе профессии

27. Процедура профессионального консультирования

28. Инженерная психология

29. Трудовой коллектив. Психологический климат в коллективе

30. Руководство трудовым коллективом

31. Феномен психического выгорания

32. Основные направления деятельности психолога на предприятии

 

 

Темы рефератов

1.Человек как субъект труда.

2.Формирование профессиональных умений и навыков

3.Психологические особенности совместного труда.

4. Возрастные особенности профессионального самоопределения

5. Психология труда как профессия.

6. Психологические регуляторы труда.

7. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности.

8. Особенности профессиональной консультации.

9. Образ мира в разнообразных профессиях.

10. Психология профессионала.

11. Проблема профессиональных способностей.

12. Психологические проблемы безопасности в труде.

13. Человек в экстремальных условиях деятельности.

14. Методы и оценки рабочей нагрузки.

15. Профессиограммы и их виды.

16. Психологические характеристики работоспособности.

17. Психологические проблемы надежности и безопасности труда.

18. Психологические особенности совместного труда.


 

 

Составитель Сушкова Елена Игоревна

Психология труда

 

Методические указания к изучению

основных тем курса для студентов

специальности 080400 «Управление персоналом» дневного отделения социолого-психологического факультета

 

Редактор

Подписано в печать.

Формат 60 х 84 1 ⁄16. Бумага писчая. Печать плоская.

Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,1 Тираж 100 экз.

 

Издательство "Ивановский государственный университет"

153025 Иваново, ул. Ермака, 39

 

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социолого-психологический факультет

Кафедра социальной работы и прикладной психологии

 

Психология труда

Методические указания

к изучению основных тем курса для студентов

по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом»

дневного и заочного отделений

социолого-психологического факультета

 

 

 

Иваново

«Ивановский государственный университет»


Составитель: старший преподаватель, Е.И. Сушкова.

 

Методические указания охватывают все основные темы курса, рассматривают психологические аспекты трудовой деятельности, включают списки рекомендуемой литературы.

Предназначены студентам специальности 080400 «Управление персоналом» очного и заочного отделений социолого-психологического факультета.

 

 

Печатается по решению методической комиссии социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета

 


Предисловие

 

Курс «Психология труда» входит в учебный план специальности «Управление персоналом» в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса: знакомство студентов с основными понятиями психологии труда и трудовой деятельности, принципами, особенностями работы психолога в организации, стимулирование студентов к созданию и коррекции собственного профессионального плана.

Задачи курса: дать студентам представление об основных психологических аспектах трудовой деятельности и научной организации труда; сформировать представление о профессионально-значимых качествах личности; сформировать у студентов первичное умение по применению диагностических методик профессиональной ориентации личности, профилактики и коррекции; познакомить с проблемой функциональных состояниях субъекта труда; раскрыть психологические закономерности взаимодействия человека и техники, и отношений в трудовом коллективе. При изучении курса наряду с традиционными формами изучения материала предусматриваются подготовка и обсуждение докладов, реферативных сообщений, выполнение учебных заданий.

При построении планов семинарских занятий мы стремились к тому, что дать возможность студентам более полно раскрыть методологические и теоретические положения лекционного курса, научиться самостоятельно работать с литературой, анализировать и обобщать психологические факты.

Мы рекомендуем планы семинарских занятий и литературу сообщать студентам заранее с тем, чтобы они могли более полно их изучить и подготовиться к выступлениям.

С целью эффективного изучения и закрепления материала в конце каждой темы приводятся конкретные литературные источники.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.184 с.)