Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе

Поиск

 

Период Звуковая сторона речи Развитие речи1
Основное содержание работы
Произношение2 Фонематическое восприятие
I Сентябрь, октябрь, первая половина ноября Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные – [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные – [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка потребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

1 Из лексического материала и текстов по возможности исключаются слова, содержащие оппозиционные и еще не усвоенные в произношении звуки. Также учитываются индивидуальные затруднения в овладении словарем и грамматическим строем речи у детей с русским неродным языком.

2 Формирование правильного произношения и формирование фонематического восприятия реализуются параллельно.

Продолжение

 

Период Звуковая сторона речи Развитие речи1
Основное содержание работы
Произношение2 Фонематическое восприятие
  атаке, с различной силой голоса и интонацией: # изолированно; # в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); # в словах; # в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков: # изолированно; # в открытых слогах (звук в ударном слоге); # в обратных слогах; # в закрытых слогах; # в стечении с согласными; # в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий «гласный – согласный» звук. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
II Вторая половина ноября – первая половина февраля Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи). Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: # изолированно; # в открытых слогах (звук в ударном слоге); # в обратных слогах; # в закрытых слогах; # в стечении с согласными; # в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: # по твердости – мягкости [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’]; # по глухости – звонкости: [п] – [б], [к] – [г], [т] – [д]; а также: # в обратных слогах; # в слогах со стечением двух согласных; # в словах и фразах. Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: # дифференцируемые звуки; # определенный заданный звук. На этом же материале: # определение места звука в слове; # выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; # осуществление анализа и синтеза прямого слога; # выделение согласного звука в начале слова; # выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый – мягкий звук» и «глухой – звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): # по твердости – мягкости ([м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’]); # по глухости – звонкости: [п] – [б], [к] – [г], [т] – [д]; # в обратных слогах; # в слогах со стечением двух согласных; # в словах и фразах; # составление предложений с определенным словом; # анализ двусловного предложения; # анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Закрепление в самостоятельной речи навыка: # согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; # согласования порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: # подбирать однокоренные слова; # образовывать сложные слова; # составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; # распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; # составлять предложения по опорным словам; # составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; # заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
III Вторая половина февраля – май Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования: # [с] – [ш], [з] – [ж]; # [Р] – [л]; # в прямых и обратных слогах; # в слогах со стечением трех согласных; # в словах и фразах; # в стихах и коротких текстах; # закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний. Совершенствование интонационной выразительности речи. Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

В итоге логопедической работы дети должны:

# правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

# четко дифференцировать все изученные звуки;

# называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

# находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

# различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

# овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.006 с.)