Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Часть 1. Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе
Период
| Звуковая сторона речи
| Развитие речи1
| Основное содержание работы
| Произношение2
| Фонематическое восприятие
| I
Сентябрь, октябрь, первая половина ноября
| Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные – [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные – [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой
| Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
| Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.
Закрепление навыка потребления формы родительного падежа с предлогом у.
Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
| 1 Из лексического материала и текстов по возможности исключаются слова, содержащие оппозиционные и еще не усвоенные в произношении звуки. Также учитываются индивидуальные затруднения в овладении словарем и грамматическим строем речи у детей с русским неродным языком.
2 Формирование правильного произношения и формирование фонематического восприятия реализуются параллельно.
Продолжение
Период
| Звуковая сторона речи
| Развитие речи1
| Основное содержание работы
| Произношение2
| Фонематическое восприятие
|
| атаке, с различной силой голоса и интонацией:
# изолированно;
# в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
# в словах;
# в предложениях.
Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков:
# изолированно;
# в открытых слогах (звук в ударном слоге);
# в обратных слогах;
# в закрытых слогах;
# в стечении с согласными;
# в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
| Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
Различение односложных и многосложных слов.
Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.
Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий «гласный – согласный» звук.
| Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.
Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
| II
Вторая половина ноября – первая половина февраля
| Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.
Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
# изолированно;
# в открытых слогах (звук в ударном слоге);
# в обратных слогах;
# в закрытых слогах;
# в стечении с согласными;
# в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
# по твердости – мягкости [м] – [м’], [н] – [н’],
[п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’];
# по глухости – звонкости: [п] – [б], [к] – [г], [т] – [д];
а также:
# в обратных слогах;
# в слогах со стечением двух согласных;
# в словах и фразах.
| Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых включают:
# дифференцируемые звуки;
# определенный заданный звук.
На этом же материале:
# определение места звука в слове;
# выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
# осуществление анализа и синтеза прямого слога;
# выделение согласного звука в начале слова;
# выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями «твердый – мягкий звук» и «глухой – звонкий».
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
# по твердости – мягкости ([м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [т] – [т’], [к] – [к’], [ф] – [ф’], [д] – [д’], [в] – [в’], [б] – [б’], [г] – [г’]);
# по глухости – звонкости: [п] – [б], [к] – [г], [т] – [д];
# в обратных слогах;
# в слогах со стечением двух согласных;
# в словах и фразах;
# составление предложений с определенным словом;
# анализ двусловного предложения;
# анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.
| Закрепление в самостоятельной речи навыка:
# согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
# согласования порядковых числительных с существительными.
Закрепление умения:
# подбирать однокоренные слова;
# образовывать сложные слова;
# составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;
# распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
# составлять предложения по опорным словам;
# составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;
# заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.
Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
| III
Вторая половина февраля – май
| Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
# [с] – [ш], [з] – [ж];
# [Р] – [л];
# в прямых и обратных слогах;
# в слогах со стечением трех согласных;
# в словах и фразах;
# в стихах и коротких текстах;
# закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
| Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове.
Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.
| Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
| Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.
| В итоге логопедической работы дети должны:
# правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
# четко дифференцировать все изученные звуки;
# называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
# находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
# различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
# овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
|