ТОП 10:

С детьми (IV уровень развития речи)



Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. При этом логопеду необходимо обладать четкими представлениями о:

# сохранных компонентах языка ребенка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития;

# степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;

# особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи.

В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:

# способности к сосредоточению;

# умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;

# умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;

# умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;

# возможности использования помощи партнера по работе.

Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.

Направления коррекционно-развивающей работы:

1. совершенствование произносительной стороны речи;

2. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

3. развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

4. подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Программа

Период Основное содержание работы
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Совершенствование произносительной стороны речи Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л’], [j], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.). Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие и т. д.). Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи. Развитие лексико-грамматических средств языка Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка). Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза,длинноногая длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов – глаголов, прилагательных, существительных (вкатить выкатить, внести вынести, жадность щедрость, бледный румяный). Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист спортсмен, который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый, ярко-красный). Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда.Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. (воспитатель воспитательница, баскетболист баскетболистка). Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец – танцевать танцовщик танцовщица танцующий). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них. Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами. Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений). Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета. Закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы). Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; заучивать потешки, стихотворения. Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы. Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами). Учить составлять рассказы с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Развивать произвольное внимание, слуховую память. Закреплять понятия «звук», «слог». Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д. Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у утка). Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух – трех – четырех гласных звуков. Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, например: an. Формировать умение выделять последний согласный звук в слове, например: мак. Учить выделять первый согласный звук в слове, например: кот. Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах). Учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па. Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м] – количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки. Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом – прямые. Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов. Развивать оптико-пространственные ориентировки. Развивать графо-моторные навыки.
II Январь, февраль, март, апрель, май Совершенствование произносительной стороны речи Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] – [л], [с] – [ш], [ш] – [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] – [т’] – [ч], [ш] – [щ], [т] – [с] – [ц], [ч] – [щ] и т. д.). Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р’], [ч], [щ]). Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски. Развитие лексико-грамматических средств языка Уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы). Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов (стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак кулачок кулачище). Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные). Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов. Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.). Совершенствовать умение подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный). Учить употреблять эти слова в самостоятельной речи. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже. Продолжать учить подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной речи (молить просить упрашивать’, плакать рыдать всхлипывать). Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье веселый веселиться веселящийся). Продолжать учить объяснять и практически употреблять в речи слова переносного значения (смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапками). Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения. Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов: # с распространением предложений; # с добавлением эпизодов; # с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета). Заучивать стихотворения, потешки. Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении). Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин. Закреплять умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами. Совершенствовать навыки составления развернутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Продолжать развивать оптико-пространственные ориентировки. Совершенствовать графо-моторные навыки. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук». Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания. Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] – [ш], [с] – [з], [п] – [б] и т. д.). Закреплять графические и оптико-пространственные признаки изученных букв, формировать навыки их дифференциации. Продолжать формировать навыки деления слова на слоги. Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот). Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова. Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом. Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа). Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка),учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и писать. Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му пу, мушка, пушка, кол укол и т. д.). Учить определять количество слов в предложении, их последовательность. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.

В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

# свободно составлять рассказы, пересказы;

# владеть навыками творческого рассказывания;

# адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

# понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

# понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

# овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

# оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

# овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

# фонематическое восприятие,

# первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

# графо-моторные навыки,

# элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш,слогов, слов и коротких предложений).







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.006 с.)