Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и классификация юридических фактовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм. Юридические факты классифицируются по различным основаниям: 1) по характеру наступающих последствий они делятся на: правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучения); правопрекращающие (окончание вуза); 2) по связи с волей участников правоотношений — на: действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последние делятся на правомерные и противоправные. Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: сделки, судебные решения и т, и.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершающего, — создание художественного произведения и т. д.). Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуется достичь пенсионного возраста, иметь необходимый трудовой стаж, решение о назначении пенсии.
Глава 18. Реализация права Реализация права: понятие и формы
Реализация есть осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п. Отсюда реализовать правовую норму — значит фактически осуществить ее предписание, претворить в жизнь общие правила поведения. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл, ведь законы и подзаконные акты принимаются для того, чтобы действовать, упорядочивать общественные отношения. В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права: соблюдение (с помощью чего осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться); исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах упра-вомоченной стороны); использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности); применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).
Применение Как особая форма реализации права
Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т. п.); 2) носит властный характер; 3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения); 4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с реализацией соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. 6) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав и юридических обязанностей. Правоприменение необходимо, когда субъекты не могут бем помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т. п. Принципы правоприменительной деятельности: законность (означает, что субъекты правоприменения должны действовать в рамках имеющихся законов и подзаконных актов); социальная справедливость (означает, что субъект правоприменения должен действовать в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества); целесообразность (означает, что необходимо учитывать конкретные сложившиеся условия, специфику ситуации в момент вынесения решения); обоснованность (означает, что в ходе принятия правоприменительного решения необходимо в полной мере выявлять, тщательно изучать и использовать все относящиеся к делу материалы, достоверные и не подлежащие сомнению факты).
Стадии процесса применения норм права
Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Данная деятельность регламентируется соответствующими процедурными нормами (уголовно-процессуальными, гражданско-процессуальными, административно-процессуальными и иными), которые устанавливают определенный порядок правоприменения и обеспечивают его логическую завершенность. Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса: 1) установление фактической основы дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение. На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По сути, речь здесь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу. На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и подругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние. На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа решается судьба этого дела, и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Установление фактической и юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие же решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого оно должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
4. Акты применения правовых норм: Понятие, особенности, виды
Акт применения права — это такой правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Он выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: исходит от компетентных органов; носит государственно-властный характер; носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т. п.; 2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); 4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т. п.; 6) по характеру — на материальные и процессуальные.
Отличие нормативных актов От актов применения права
Общее между ними: это правовые акты; они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами; выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного правоприменительный акт: 1) принимается именно на основе нормативного; 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям; 3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; 4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение; 5) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. Пробелы в праве: понятие
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.22 (0.007 с.) |