ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Просьба - приемлемый способ привлечения внимания



 

Цель работы

 

Помочь участникам группы научиться формулировать и исполнять просьбы.

 

Материалы

 

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о мотивах «плохого» поведения (Приложение, таблица 1, с. 201). Для этого надо либо написать таблицу достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать ее в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

 

Упражнения на разогрев

 

Упражнение 1

 

Уберите половину стульев. Участники делятся на пары. Один сидит на стуле, другой стоит у него за спиной, руки спрятаны за спину. У водящего нет пары, его стул пустой. Его задача — незаметно договориться с кем-то из сидящих, чтобы тот пересел к нему. «Договариваться» нужно без слов, с помощью незаметных знаков и мимики. Стоящие могут задержать своего «убегающего», если успеют. Все делается в быстром темпе.

Упражнение 2. «Ассоциации»

 

Ведущий говорит: «У вас был трудный день, трудная неделя. Вы немного устали. Кто из участников группы чувствует, что нуждается в особом внимании? Кто готов получить поддержку от участников группы?»

 

Если такой человек находится — хорошо, если нет, — ведущий предлагает встать в центр круга самому уставшему, раздраженному или расстроенному чем-то участнику группы.

 

На стул в центре круга садится водящий. Остальные участники кратко описывают его через свои ассоциации: «Когда я смотрю на тебя (слышу твой голос), мне представляется…» (далее идет опосредованное описание через ассоциации с картиной, погодой, деревом, домом, цветком, историческим или литературным персонажем, музыкой и т.д.). Например: «Когда я слышу твой голос, мне представляется небольшая северная речка, негромкая, но бурная».

 

Скажите следующее: В таблице «Мотивы плохого поведения» в графе «Способы профилактики» записано: «Учить учеников просить внимания». Что вы почувствовали и что вы подумали, когда прочитали это (пожалуйста, говорите в форме «Я-высказывания»)? Спросите далее: «Как вы относитесь к необходимости просить кого-то? Нравится ли вам просить?»

 

Действительно, человек, который умеет просить так, чтобы ни он сам, ни тот, к кому адресована просьба, не чувствовали себя «использованными», такой человек обладает мудростью, доверием к людям и… той христианской гениальной простотой, которая есть противоположность гордыни. Не случайно в Нагорной проповеди Иисус Христос призывал верующих ПРОСИТЬ. Если перевести его призыв на современный язык, получится следующее: «Просите, и, возможно вы получите. Стучите, и порой двери откроются перед вами. Более вероятно, что они откроются, если вы будете стучать, чем если вы будете молча стоять, надеясь, что те, кто находится внутри, почувствуют ваше присутствие и исполнят ваше желание». В нормальных отношениях между людьми каждый свободен просить у другого, чего он хочет. А тот свободен сказать «да» или «нет» в соответствии со своими желаниями. Однако не всякая просьба является просьбой. Искренняя просьба — это «честное выражение своей позиции и своих желаний, сделанное в такой форме, что другой человек волен согласиться или отказать, поскольку вы просите его высказать свою позицию и свои желания» (Рейнуотер, 1992). Требование — это нечто иное. Оно уместно, когда ранее был заключен договор и пришло время выполнять договоренности. Или когда один участник диалога не считает, что у партнера есть выбор в данной ситуации.

 

Упражнения на овладение навыком

 

Упражнение 1. «Просьба»

 

Пусть каждый участник группы выскажет просьбу или требование. Остальные должны определить, что это было — просьба или требование, и составить список признаков искренней просьбы.

 

Подсказка: искренняя просьба самой своей формой (с помощью вопросительной интонации) оставляет человеку, к которому обращаются, право выбора. Наличие слов «пожалуйста», «не будете ли вы так любезны» не является существенным признаком искренней просьбы.

 

Упражнение 2. «Просьбы "сверху" и "снизу"».

 

Некоторые люди предпочитают «давить» в разговоре на собеседников, как бы ставя себя выше их, другим свойственно скорее «прогибаться». Разделитесь на пары и попробуйте оба попросить что-то сначала с позиции «сверху», затем с позиции «снизу». Лучшего игрока пара выдвигает в следующий тур соревнования. Затем определяется лучший просящий из двух пар (по категориям «сверху» и «снизу») и так далее до того, пока не останутся два абсолютных лидера, демонстрирующих свое мастерство.

 

Закончите это увлекательное соревнование демонстрацией искренней просьбы. Поаплодируйте победителям.

 

Разыгрывание ситуации

 

Ведущий говорит: «Представьте ситуацию: "Вы стоите в автобусе или метро. Свободных мест нет. Рядом с вами стоит пожилой человек, на сиденье сидит юноша 14 лет". Предложите свой вариант того, как попросить юношу встать, позволяя ему при этом "сохранить лицо". Кто будет играть роль юноши?»

 

Участник, исполняющий роль юноши, садится на стул в центре круга. Каждый участник по очереди подходит к нему и просит. «Юноша» волен встать только тогда, когда ему действительно этого захочется. В конце упражнения все участники обмениваются чувствами.

 

Желательно снять это упражнение на видеопленку и проанализировать видеоматериал еще раз. В итоге группа и каждый Участник подбирают свои формы искренней просьбы (Подсказка: в такой просьбе не должно быть указаний на долженствование, не может быть скрытых упреков и указаний на социальный статус того, к кому обращаются.)

 

Скажите следующее: Сейчас вы выбирали наиболее приемлемые и эффективные способы просить. Вы видели, что лучше других действуют искренность, мягкость (не давящий стиль), интимность (разговор не для свидетелей). Эти же принципы помогают успешно просить и получать внимание в те минуты, когда оно нам необходимо.

 

Что делать, если вы получите отказ? Уважать это решение. Спокойное отношение к отказу часто воспитывает лучше любых нотаций.

 

Обсуждение итогов

 

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались для них неразрешенными.

 

Домашнее задание

Выполнить шаг №4 Школьного плана действий для ученика, привлекающего внимание. В период между двумя занятиями участники должны не менее трех раз попросите о чем-то незнакомых людей, постепенно усложняя ситуацию. Начинать можно с незначительного одолжения. Хорошо, если участники смогут попросить своих близких о чем-то важном и скрываемом ранее, выскажут просьбу кому-нибудь из своих «трудных» учеников. Прочитать главу 4, § 3, 4.

 

Занятие 6. Власть и месть как мотив «плохого» поведения. Изящный уход

 

Цель работы

 

Освоить эффективные приемы для снижения напряжения в классе на стадии «глухих раскатов».

 

Материалы

 

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о целях «плохого» поведения (Приложение, таблица 1, с. 201), и мерах экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с властными и мстительными детьми (таблица 6, с. 122). Для этого надо либо написать таблицы достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать их в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

 

То же касается схемы «Стадии "классного вулкана"» (см. главу 4, § 3).

 

Упражнение на разогрев

 

Упражнение «А я не обижусь»

 

Ведущий говорит: «Вы, наверное, знакомы с техникой активного слушания. Примените уточняющие вопросы и парафраз для снижения напряженности ситуации в диалоге с человеком, который стремится вас «задеть». Пусть один участник будет «склочником», его задача — придумать какое-нибудь утверждение, которое может вас «задеть» (например: «Все блондинки туповаты», «Те, кто в наше время держит дома собак, — лицемеры, ведь в стране полно голодных детей», и т.п.). Другой участник должен, не оправдываясь, повести разговор на эту тему, начав с уточняющего вопроса или парафраза. Например: «Вы имеете в виду натуральных блондинок или крашеных?»

 

В конце упражнения обратите внимание участников на тот факт, что известный прием активного слушания, как правило, не годится для снижения напряженности на уроке, это прием только для индивидуальной беседы.

 

Дискуссия на тему занятия

 

Скажите следующее: Тема сегодняшней встречи является ключевой в тренинге. Властные и мстительные дети слишком часто ставят нас в тупик и пугают. Никто не учит педагогов правильно вести себя в критических ситуациях, даже курсы конфликтологии рассчитаны, как правило, не на детей и взрослых и не на ситуацию урока, когда на «выяснение отношений» нет времени. Если вам все понятно в прочитанных дома главах, то мне хотелось бы обсудить их.

 

Рекомендации ведущему

 

Как показывает опыт, дискуссия по данной теме никогда не проходит спокойно. Особенно бурно она протекает, когда участники группы — учителя одной школы. Обычно кто-нибудь говорит: «А вот у нас есть такой ученик Ваня Птичкин…» (далее рассказывается «Сага о плохом ученике», причем остановить эту сагу практически невозможно, учителя припоминают случаи из прошлых лет, и обстановка все более накаляется, возникает тяжелая атмосфера возмущения и безысходности). Рефреном звучат фразы: «Вы представляете?», «Это просто ужасно!» и т.п. Ориентируйтесь по обстановке, иногда учителям нужно дать высказаться, чтобы «отреагировать» стресс. Однако, если вы чувствуете, что разговор принимает форму плохой игры «в родительское собрание» (по Э. Берну), прервите обсуждение и спросите: «Хотели бы вы что-то изменить в поведении Вани Птичкина? В ваших собственных отношениях с ним? В его отношении к вашему предмету?» Спросите участников, что они делали для этого? Какой была эффективность этих действий? Хотели бы они попробовать другие методы, которые опробованы педагогами и повсюду признаны наиболее эффективными специально для случаев властолюбивого поведения?

 

Если да, возвращайтесь к составлению Школьного плана действий и вашей дискуссии.

 

Покажите и прокомментируйте участникам схему «Стадии извержения "классного вулкана"». Спросите участников, согласуется ли эта схема с их собственным опытом, приведите примеры. Сравните схему «Извержение "классного вулкана"» с традиционной схемой развития конфликта.

Основные вопросы для дискуссии

Изящный уход: не кажется ли вам, что это слишком большая роскошь для учеников, обязанных вести себя дисциплинированно? Есть ли в вашей практике положительный опыт применения изоляции как основного (и единственного) метода воздействия на ученика на стадии «извержения "классного вулкана"»? Что вас смущает в этом методе? Ваше отношение к активным и пассивным властолюбцам разное или одинаковое?

 

Приведите примеры.

 

Рекомендации ведущему

 

Дайте высказаться всем желающим, если они не выходят за рамки темы дискуссии, ведите дискуссию в технике активного слушания, то есть кратко резюмируйте своими словами основную мысль каждого выступающего, поощряйте «тихих» участников высказываться. Для ведения дискуссии можно использовать материалы с домашними заданиями учителей, собранными перед данной встречей.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.009 с.)