Кафедра уголовного права и процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра уголовного права и процесса



М. В. Шайкова

 

 

 

 

 

 

Психология преступности

 

Учебно-методический

Комплекс

 

 

Курск 2014

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

Кафедра уголовного права и процесса

 

Психология преступности

Учебно-методический комплекс

 

Юридический факультет

Очная (заочная) форма обучения

 

Курск 2014

Печатается по решению Редакционно-издательского совета университета

 

УДК 159.9:34(075.8)

ББК 88.4 я 73

Ш12

Рецензенты:

А.В.Самойлов, кандидат юридических наук, доцент;

Е.В. Корецкая, кандидат психологических наук, доцент КИСО (филиал)РГСУ

Шайкова М.В.

Психология преступности: Учебно-методический комплекс [Текст ] сост. М.В. Шайкова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2014. – 167 с.

 

Автор:

Шайкова Марина Витальевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный университет».

 

В состав представленного учебно-методического комплекса входят рабочая программа, а также материалы, способствующие оптимальной организации учебного процесса по курсу «Психология преступности» и усвоению студентами юридического факультета, изучающими данный курс, информации, касающейся частных вопросов психологии преступности.

Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Психология преступности».

 

© М.В. Шайкова, 2014

© Курский государственный университет, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………………….5

 

2. Содержание курса………………………………………………………………….8

 

3. Содержание семинарских занятий…………………………………………….....14

 

4. Курс лекций «Психология преступности»……………………………………….21

 

5. Содержание самостоятельной работы студентов……………………………….145

 

6. Задание в тестовой

форме………………………………………………………………………………148

 

7. Перечень вопросов к зачету……………………………………………………...156

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…..............................................................................................................158

 

9. Схема распределения учебного времени по видам работы…………………161

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Повышение эффективности борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства, предполагает использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль – психология преступности.

Преступность и психология преступности как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функции психологического обеспечения юридической деятельности, направленной на неукоснительное соблюдение норм права в работе правоохранительных и правоприменительных органов.

Программа предназначена для подготовки юристов, то есть специалистов, осуществляющих правовые мероприятия по борьбе с преступностью и правонарушениями, которые представляют собой сложные социально – правовые и социально – психологические явления.

Работа по раскрытию преступлений, изобличению преступников, определению им меры наказания, а также деятельность по ресоциализации личности может быть успешно при глубоком и основательном знании психологии вообще и той ее части, которая соприкасается с юридической деятельностью во всей ее многозначности.

В программе предусматриваются новые современные педагогические и психологические технологии в проведении занятий, которые в полной мере способствуют развитию познавательных способностей студентов на таких их формах как семинары, практические занятия, деловые игры. Важнейшей методической особенностью является отработка будущими специалистами наиболее сложных практических вопросов юридической психологии в ходе психологического практикума.

Студенты обязаны дать психологический анализ той или иной правовой ситуации и изложить свою психолого-правовую версию ее решения. Данный методический прием предполагает критическое осмысление обучаемыми конфликтных ситуаций, приобретение определенных практических навыков принятия эффективных решений.

Преподавание и изучение «Психология преступности» имеет следующие цели:

- вооружить будущих юристов знаниями в области методологии преступности, психологии личности преступника, криминальной психологии;

- показать потенциальные возможности и использование знаний изучаемого спецкурса в целях оптимизации и повышение эффективности юридического труда и деятельности юристов;

- развивать социально – психологические качества, способствовать активизации у обучаемых творческого мышления, позволяющего им успешно решать задачи по раскрытию преступлений и борьбе с преступностью;

- оказывать помощь студентам в выработке умений и навыков использования знаний психологии преступности в правоохранительной и правоприменительной деятельности юристов;

- прививать им практические навыки, умения самостоятельно принимать решения в сложных противоправных и криминогенных ситуациях;

- воспитывать у будущих специалистов социально – психологическую культуру и строгое соблюдение норм права, эмоциональную устойчивость и установку на ответственные отношение к решению задач, стоящих перед ними в правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Студент должен знать:

o теоретико – методологические основы психологии преступности, ее предмет, методологию, теорию и методы;

o психологию личности преступника;

o психические познавательные процессы, состояния и психологические свойства личности, особенности их проявления и учета закономерностей в юридической деятельности;

Приоритетные формы, методы, технологии обучения.

При изучении курса применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, индивидуальные занятия, консультации, самостоятельная работа.

Лекции предназначены для освещения наиболее сложных, принципиальных и новых вопросов и служат организующим началом работы студентов.

Семинарские занятия проводятся для углубления и закрепления знаний, полученных при изучении соответствующих тем. Семинарские занятия могут проводиться в форме опроса студентов по изученной теме, защиты рефератов, тестирования и т.д.

Основными видами самостоятельной работы студентов по дисциплине являются:

- работа с конспектом лекций, учебной и специальной литературой;

- изучение нормативно-правовых источников;

- написание эссе;

- подготовка рефератов, докладов, сообщений;

- решение задач.

Темы и вопросы для самостоятельной работы,а также задания для самостоятельной работы и формы контроляопределены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебной и научной литературы, нормативно-правовой базы; темы рефератов и дискуссий; тестовые задания.

Консультации - одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к зачету и экзамену, а также при необходимости перед семинарами, проводимыми в форме ролевой игры.

Программа составлена из расчета учебного времени, определенного учебным планом.

Формой контроля уровня знаний студентов и степени усвоенности изученного материала является опрос студентов преподавателем на семинарском занятии, выполнение студентом тестовых заданий, защита студентом реферата.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет после прохождения всего курса. Зачет проводится по представленным в настоящей программе вопросам. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он в полной мере ориентируется в предложенных вопросах, отвечает на дополнительные вопросы, владеет изученной юридической терминологией. «Не зачтено» выставляется в случае, если студент не отвечает на предложенные вопросы, а также на дополнительные вопросы, не владеет основными понятиями.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Делинквентный тип девиантного поведения.

2. Условия формирования делинквентного поведения.

3. Противоправная мотивация.

4. Антисоциальная (социопатическая) личность.

Литература.

Основная.

1. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов, доп. МО РФ. М.: Норма, 2012. 501 с.

2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2010. 654 с.

Дополнительная.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие насилия и агрессии.

2. Формы насилия.

3. Биологические теории агрессии.

4. Социально – психологические теории агрессии.

5. Антиценденты агрессии.

6. Личность и агрессия.

Литература.

Основная.

1. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов, доп. МО РФ. М.: Норма, 2012. 501 с.

2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2010. 654 с.

Дополнительная.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие терроризма.

2. Терроризм сегодня и его причины.

3. Причины националистического терроризма.

4. Личность террориста.

5. Психологические типы террористов.

6. Психология террористической группы.

 

Литература.

Основная.

1. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов, доп. МО РФ. М.: Норма, 2012. 501 с.

2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2010. 654 с.

Дополнительная.

Вопросы для обсуждения.

Понятие социальной нормы.

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение – это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия.

История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры – от научных до криминальных.

В переводе с латинского языка «норма» – правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественнонаучной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример – радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира – через жесткие запреты Нового времени – к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства – от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.

В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Нормы в психологии и праве.

Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь – научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный – негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая».

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему, Ч. Ломброзо описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное».

Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями. Другой вариант критериально ориентированных норм – это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т. е. неуспевающих.

Наконец, норма может быть идеальной – в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов – вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества.

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетельностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл добродетелью ответственность человека по отношению к своему существованию, а пороком – безответственность. Цель человеческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значение и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты.

Следуя установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и творчеству, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед собой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противоположными проявлениями будет аномальным.

Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихических характеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением.

Социальное научение.

Ранние теоретики научения работали в лаборато­риях, используя в качестве испытуемых, в основном, животных. Так, теории Павлова, Уотсона и Скиннера были основаны на тщательных и трудоемких наблю­дениях и экспериментах с животными. Принципы на­учения, сформулированные па основе их исследова­ний, были применены к самым разнообразным фор­мам человеческого поведения. Во многих случаях была подтверждена валидность разработанных процедур.

Однако бихевиористы утверждают также, что по­скольку поведение является результатом научения, его можно изменять, используя тс же самые принци­пы, согласно которым оно было усвоено. Чело­век реагирует па поощрение и наказание, а поведен­ческая терапия может изменить некоторые элементы поведения. Более того, человека можно подвергнуть классическому обусловливанию, хотя существуют большие индивидуальные различия в восприимчиво­сти к обусловливанию. Если, однако, мы теряем из виду личность и переоцениваем роль среды или вне­шних детерминант поведения, то можем просмотреть критический уровень объяснения. Вспомним, что че­ловек прежде всего это субъект, активно решающий проблемы, воспринимающий, кодирующий, интер­претирующий информацию и принимающий решения на основе того, что предлагает окружающая среда.Таким образом, внутренние факторы, так же как и внешние, могут играть значительную роль в детерми­нации поведения. В этом и есть суть теории социаль­ного научения, согласно которой чтобы понять крими­нальное поведение, необходимо учитывать особенно­сти восприятия, мысли, ожидания, компетенцию и ценности. Каждый индивид имеет свое собственное видение мира и живет соответственно этому видению.Объясняя поведение человека, сторонники теории социального научения делают акцент прежде всего на когнитивных переменных, внутренних процессах, которые обычно называют мышлением и памятью. Класси­ческое и оперантное обусловливание игнорируют все то, что происходит между восприятием стимула и отве­том (или реакцией). Термин социальное научение отражает тот факт, что мы учимся, прежде всего наблюдая и слушая, как дей­ствуют и что говорят другие люди, воспринимая то, что происходит в социальной среде. Сторонники теории социального научения убеждены, что социальная среда является важнейшим фактором формирования челове­ческого поведения. Однако они не отрицают необходи­мости подкрепления для сохранения усвоенных форм поведения. Криминальное поведение, например, снача­ла может быть усвоено посредством ассоциирования и в результате наблюдения, но будет или нег оно закре­пившимся и устойчивым, зависит прежде всего от под­крепления (оперантное обусловливание).

Противоправная мотивация.

Противоправная мотивация может иметь различные истоки, разную степень выраженности. В.В. Лунеев предлагает рассматривать следующие ведущие мотивации противоправных действий: корыстно-алчную, насильственно-эгоистическую, анархистско-индивидуалистическую, легкомысленно безответственную, трусливо малодушную.

А.И.Долгова на примере подростков выделяет насильственный и корыстный типы деформации личности. При насильственном типе имеет место стремление к самоутверждению, желание представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль, по сути дела, является моралью преступника. Для них типичны групповой эгоизм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения. Для корыстного типа более характерен не групповой, а индивидуальный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ориентации, они полностью осознают противоправный характер своих действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запущенность. На практике по большей части приходится иметь дело с комбинациями указанных типов.

Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) знание законов и их понимание; 2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами. Очевидно, что нормальное социальное развитие предполагает процесс преобразования культурных (в том числе правовых) норм в индивидуальные ценности.

Мотивация выполнения правил или их нарушения может быть самой разнообразной. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).

В психоаналитических исследованиях, раскрывающих бессознательную мотивацию, делинквентность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

- желания, требующие немедленного удовлетворения;

- переживание бессильного гнева, отчаяния – агрессии, ищущей разрядки;

- обида, требующая мщения;

- зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

- недоверие и стремление сохранять дистанцию;

- фантазии величия и всемогущества.

С точки зрения личностной динамики А. Айхорн указывает на существование двух основных типов делинквентности:

- пограничное невротическое состояние с симптомами антисоциального поведения; когда личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта и какая-то ее часть запрещает делинквентное поведение, вызывая чувство вины. При доминировании чувства вины делинквент ведет себя странно, например ходит в украденной шапке или не получает пользы от украденного. Он явно добивается разоблачения и часто попадается. Ему снятся кошмары. Он испытывает облегчение после наказания. В ряде случаев чувство вины возникает у преступников до совершения преступления. Здесь делинквентность возникает из-за желания индивида получить облегчение от давления супер-Эго;

– антисоциальное поведение без признаков невроза. В этом случае конфликт «вынесен наружу» – это открытый конфликт с окружением по причине ранней фрустрации либидных желаний.

Но бессознательная потребность в наказании и фиксация на этапе доминирования принципа удовольствия выражены в обеих ситуациях.

Корпоративные преступления.

В число корпоративных преступлений входит це­лый ряд правонарушений, начиная с фиксирования цен (разновидность «беловоротничкового преступле­ния») и кончая отказом изъять из оборота изделия, у которых выявлен серьезный дефект, потенциально грозящий причинить физический ущерб. Правонару­шения действительно настолько разнообразны, что большинство криминологов подразделяют их на бо­лее обозримые категории. Таким образом, мы можем прочитать о преступлениях против потребителей, преступлениях против окружающей среды, об и институциональной коррупции и о мошенничестве дове­ренных лиц; о мо­шенничестве и обмане, манипулировании рынком, нарушении гражданских свобод и, как отмечалось ранее, о тяжких «беловоротничковых преступлени­ях»; о преступлениях, связанных с мошенничеством, о преступлениях против государ­ственной службы и о правонарушениях, находящих­ся в юрисдикции регулятивных органов; наконец, о недобросовестной и вводящей в за­блуждение рекламе, об обмане правительственных органов, о нарушении антимонопольных законов, о производстве и продаже опасных продуктов потреб­ления, о нечестных методах работы, об опасных усло­виях работы, о преступлениях против окружающей среды и о даче взяток в политических целях.О характере делово­го окружения, в соответствии с которым условием выживания неизбежно является нарушение закона.

Существуют некоторые стратегии, применяемые людьми с целью оправдания некоторых своих преступных действий и развести эти дей­ствия с личными моральными кодексами. Здесь сло­ит напомнить стратегии, которые предложил Бандура. Часть из них работает на поведенческом уровне. То, что следует осудить, с по­мощью моральных оправданий и эвфемистического жаргона извращается в предмет гордости. Действие, которое обычно принято осуждать, может вдруг стать лично и социально приемлемым, если оно связано с получением какой-либо материальной или мораль­ной выгоды.

Вторая группа стратегий оправдания или диссоци­ативных стратегий заключается в маскировке или в искажении связи между действиями и их результата­ми. Придерживаясь подобных стратегий, люди не считают себя лично ответственными зa свои действия Они могут игнорировать или отрицать последствия своих действий: «Это случалось совсем не так, как пишут в газетах». В другом случае они могут возло­жить ответственность на жертву: «Потребители час­то неправильно пользуются бытовыми приборами». Виновные могут распределить ответственность сре­ди всех членов группы, принимавшей соответствую­щее решение: «После тщательного обдумывания правление решило, что это и будет правильным ре­шением».

Третья группа стратегий предполагает возложение вины за совершенные действия на пострадавшую сто­рону. При этом отрицаются всякие достоинства жер­твы: «Большинство покупателей жадные и глупые». «Страны третьего мира все равно перенаселены». В данной книге мы уже приводили пример этой стра­тегии в действии, когда агрессоры не считали своих жертв людьми. Такого рода дегуманизация к тому же является явным признаком существования предубеж­дений и стремления найти козла отпущения.

 

Таким образом, через когнитивное реструктуриро­вание, подкрепляемое корпоративными нормами, люди, принимающие неблаговидные решения, могут оправдывать и рационализировать свое поведение, которое постороннему человеку кажется предосуди­тельным. Процесс реструктурирования избавляет менеджера или ответственное лицо фирмы от того, чтобы осуждать собственные действия и называть себя «преступником». В сущности, для отдельных корпораций справедливо утверждение, что успеш­ность продвижения сотрудников по карьерной лест­нице во многом определяется тем, насколько сотруд­ники усвоили нормы и механизмы оправдания.

Компьютерные преступления.

Компьютерным преступлением (или киберпреступлением) называется любой незаконный акт, ко­торый совершается с помощью компьютерной системы. Главными видами киберпреступлений являются неправомочный доступ к компьютерам (хакерство), повреждение данных (создание вирусов), незаконное пользование коммуникациями, нарушение авторских прав на программное обеспечение и распространение порнографических материалов, включая детскую порнографию. Еще одно киберпреступление, обрета­ющее все большую популярность, это незаконная азартная игра в Интернете. Серьезной формой киберпреступления является киберпреследование (киберсталкинг, преследование с использованием компью­терной сети), которое будет распространяться и усложняться по мере того, как большее число людей освоит преимущества Интернета и других телеком­муникационных технологий. Киберпреследователь может многократно посылать угрожающие или при­чиняющие беспокойство сообщения простым щелч­ком кнопки, а более искушенные киберпреследователи могут использовать специальные программы, чтобы посылать сообщения регулярно или через слу­чайные временные интервалы, не присутствуя физи­чески на компьютерном терминале. Анонимность позволяет преследова­телям легко избегать обнаружения.

Разнообразие компьютерных преступлений быст­ро растет, а их экономическое значение поразитель­но. Британская Банковская Ассоциация сообщает, что мировой ущерб только от компьютерного мошенничества достигает приблизи­тельно 8 миллиардов долларов ежегодно. Пиратское распространение программ­ного обеспечения, по некоторым оценкам, обходится американским компаниям по производству про­граммных продуктов в сумму около 7,5 миллиардов долларов ежегодно.

В мае 1999 года администрация Клинтона приняла новую национальную программу решения проблемы мошенничества в Интернете. Согласно этой програм­ме, ФБР должно было объединить усилия с Нацио­нальным центром исследования «беловоротничковых преступлений» с целью создания Центра по рассмот­рению жалоб на мошенничество в Интернете для на­копления и анализа стратегической информации о схемах мошенничества, совершаемого в компьютер­ных сетях.

Из всех компьютерных преступлений стремитель­нее всего распространяется воровство, а самым вору­емым товаром является информация, например, пла­ны выпуска и описания новых изделий, исследования, планы маркетинга и списки предполагаемых клиен­тов. Так как хищение интел­лектуальной собственности часто не имеет никакого материального эквивалента, преступник во многих случаях отказывается признавать, что действовал неправильно.

В 1984 году Конгресс США в ответ на впечатляю­щее увеличение количества компьютерных преступ­лений принял «Федеральный закон о компьютерном мошенничестве и злоупотреблениях», который был исправлен и расширен в «Поправках к закону о компьютерных злоупотреблениях» 1994 года. Компьютерные преступления это серьезная проблема, ко­торая и в дальнейшем будет привлекать значитель­ное внимание органов правопорядка во всем мире. В 1997 году восемь ведущих индустриальных государств объединили свои усилия для борьбы с компь­ютерными преступлениями, особенно с вторжением в системы безопасности и мошенничеством в телеком­муникационных системах. Работы, исследующие пси­хологические характеристики киберпреступлений, еще только начинают появляться.

Типы магазинных воров.

На основании обследования трехсот магазинных воров, направленных на предварительную (доприговорную) экспертизу, Мур идентифи­цировал пять паттернов преступления. Никто их этих воров не был отнесен к категории профессионалов, то есть не подпал под определение «бустеров» по классификации Камерон (профессионалам, возможно, удалось избежать обнаружения). 11,7% были призна­ны полу профессионалами, которые совершали, по их словам, не менее одной магазинной кражи в неделю. Их «доход» составлял приблизительно 1250 долла­ров в год.Наиболее частым типом магазинного вора, соглас­но исследованию Мура, были «любители» (56.4%), которые, когда предоставлялась возможность, воровали мелкие предметы личного пользования. Люби­тели использовали менее изощренные методы, чем полупрофессионалы, и, в отличие от полупрофесси­оналов, они признавали, что их поведение было не­правильным с нравственной точки зрения или неза­конным. Оба вида магазинного воровства, как прави­ло, предполагают предварительную подготовку, носят характер привычного поведения и направлены на получение денежной выгоды. Преступники, опреде­ленные в категорию любителей, чаще страдают уме­ренными личностными расстройствами или испыты­вают неблагоприятное воздействие психосоциальных стрессоров, связанных с межличностными проблема­ми, например, разрушением семьи.

Приблизительно 17% из числа преступников, об­следованных Муром, страдают психическими или эмоциональными расстройствами. Однако очень не многие (1,7%) имели серьезные психические или эмоциональные проблемы, которые непосредственно «за­ставили» их совершать магазинные кражи. Люди этой последней категории были названы «эпизодически­ми» преступниками.

15% выборки составляли «импульсивные» мага­зинные воры, а другие 15% - «случайные» преступ­ники. «Импульсивные» магазинные воры обычно ви­дели ж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.062 с.)