I. Учебные и воспитательные цели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Учебные и воспитательные цели.



СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

I. Учебные и воспитательные цели.

1. Изучить этиологию и патогенез бронхиальной астмы (БА), определить информативный план обследования; на основании жалоб, анамнеза, объективных и дополнительных методов исследования уметь распознать данную патологию, сформулировать и обосновать клинический диагноз.

2. Научить правильно проводить дифференциальную диагностику с синдромносходными заболеваниями по ведущему синдрому – удушье.

3. Обосновать терапию, профилактические мероприятия с учётом этиологических и патогенетических факторов.

4. Обратить внимание студентов, что знание основных клинических форм бронхиальной астмы позволяет правильно организовать амбулаторно – поликлиническую и госпитальную медицинскую помощь, оказать неотложную помощь.

 

В результате изучения данной темы студент должен:

1. Иметь представление:

- о новейших достижениях в области данной проблемы;

- о современных методах диагностики;

- о вкладе отечественных и зарубежных учёных в разработку данной проблемы.

 

2. Знать:

- определение нозологической формы – бронхиальной астмы;

- основные данные об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы

- классификацию и клинические формы бронхиальной астмы;

- осложнения и прогноз;

- лечение на амбулаторно – поликлиническом и госпитальном этапах;

- санаторно-курортное лечение;

- реабилитационные мероприятия и профилактику.

3. Уметь:

- методически правильно собирать анамнестические сведения;

- проводить физикальное обследование больного;

- определить наиболее информативный план обследования;

- выполнить лабораторные и инструментальные исследования;

- оценить результаты клинико-лабораторных и рентгенологических данных;

- сформулировать и обосновать клинический диагноз;

- назначить комплексную терапию;

- выписать рецепты на медикаменты;

- разработать план профилактических и реабилитационных мероприятий;

- правильно заполнить медицинскую документацию.

 

4. Иметь опыт (навык):

- обследования больного в стационаре, поликлинике, на дежурствах, на станциях скорой медицинской помощи;

- проведения функциональных и лабораторных методов исследования;

- выполнение основных лечебных манипуляций;

- ведение медицинской документации, написание рецептов;

интерпретации результатов исследований:

· клинического анализа крови и мочи;

· биохимических показателей крови (общий белок, белковые фракции, С-реактивный протеин, фибриноген, серомукоид, сиаловая кислота и др.)

· общего анализа мокроты и посева её на чувствительность к антибиотикам

Оценка инструментальных исследований:

· данных рентгенологического исследования органов грудной клетки

· томографии лёгких

· спирографии и пневмотахометрии

· бронхографии

· оксигемометрии

· пикфлуометрии

Выполнение инструментальных исследований:

· Определение бронхиальной проходимости с помощью пневмотахометра и пикфлуометра

Выполнение медицинских манипуляций:

· бронхолитическая небулайзерная терапия при обострении БА

· подкожное, внутримышечное и внутривенное введение лекарственных препаратов.

 

II. Расчёт учебного времени

Содержание занятия Время, мин
Общий бюджет времени  
Вступительная часть  
Проверка подготовки студентов к занятию  
Целевая установка по курации тематических больных  
Клинический разбор тематических больных или решение ситуационных задач  
Учебные вопросы  
Этиологические факторы и патогенез БА  
Классификация и клиника БА  
Дифференциальный диагноз по ведущему синдрому – удушье  
Формулирование и обоснование клинического диагноза  
Осложнения БА  
Принципы терапии БА  
Профилактика  
Самостоятельная работа с больными  
Заключительная часть, подведение итогов  

 

Примечание: расчёт учебного времени представлен с учётом клинического разбора одного больного. При наличии большего количества больных преподаватель может перераспределять учебное время.

 

III. Место проведения занятия:

Учебная комната, палата терапевтического отделения, процедурный кабинет.

 

IV. Учебно-материальное обеспечение:

1. Методическое обеспечение:

а) студентам демонстрируются больные с различными клиническими формами бронхиальной астмы и синдромносходными заболеваниями

б) граф логической структуры учебной темы «Бронхиальная астма» (дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение, профилактика)

в) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при наличии ведущего синдрома – удушье

г) методическая разработка практического занятия

2. Наглядные пособия.:

а) слайды:

1. Определение БА

2. Распространённость

3. Факторы, влияющие на развитие БА

4. Патогенез БА

5. Формы обструкции дыхательных путей при БА

6. Классификация БА

7. Клиника БА

8. Определение степени тяжести БА

9. Оценка уровня контроля БА

10. Астматический статус

11. Варианты течения БА

12. Схема обследования больных БА

13. Оценка аллергологического статуса

14. Выявление гиперреактивности бронхов

15. Дифференциальная диагностика

16. Лечение бронхиальной астмы

17. Базисная терапия

18. Ситуационная терапия

19. Неотложная помощь при астматическом статусе

20. Профилактика и прогноз при БА

б) копии клинических и биохимических анализов (кровь, моча и др.)

в) комплекты учебных рентгенограмм, ЭКГ

г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания

д) набор диагностических задач по ситуационной обстановке применительно к БА

е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов

3. Технические средства обучения.:

а) негатоскоп

б) оверхет

в) спирометр

г) пневмотахометр

д) пикфлуометр

 

V. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению занятия.

Накануне занятия студенты получают задание, в котором указаны тема, вопросы подлежащие обучению в соответствии с тематическим планом, а также список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Методы и средства достижения поставленных целей включают чтение лекций, самостоятельную подготовку, проверку подготовленности студентов к занятию в форме опроса, обхода и клинического разбора тематических больных.

 

Интеграция темы занятия.

При подготовке к занятию студенты систематизируют знания, полученные ранее на кафедре пропедевтической терапии по обследованию пациентов с заболеваниями внутренних органов.

Студенты совершенствуют знания по фармакологии путём повторения и изучения различных групп медикаментозных средств, их дозировок и механизмов действия.

Проведение занятия базируется на знаниях, полученных ранее по другим разделам факультетской терапии.

В ходе занятия студенты совершенствуют знания умения и навыки, необходимые для практической и теоретической подготовки:

· способность выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия при заболеваниях внутренних органов;

способность назначать больным адекватное терапевтическое лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной терапии пациентам;

 

Методические рекомендации по вступительной части занятия

Во вступительном слове преподаватель сообщает тему, учебные и воспитательные цели занятия, разъясняет актуальность изучаемых вопросов и необходимость их знания для врачей.

Преподаватель обращает внимание, что бронхиальная астма возникает вследствие воздействия внешних и внутренних факторов, в том числе профессиональных и экологических. Своевременная базисная и адекватная симптоматическая терапия позволяет улучшить качество жизни пациента и прогноз.

 

Методические рекомендации по проверке готовности студентов к занятию

Перед рассмотрением теоретических вопросов преподаватель с целью проверки подготовленности студентов к занятию проводит предварительный письменный (или устный) опрос по следующим примерным вопросам:

1. Дайте определение бронхиальной астмы

2. Каковы основные этиологические и патогенетические механизмы развития болезни?

3. Современные методы диагностики бронхиальной астмы

4. Какова классификация бронхиальной астмы?

5. Какие клинические формы наблюдаются при бронхиальной астме?

6. Чем характеризуется приступ бронхиальной астмы

7. Что такое «астматический статус»?

8. Составьте оптимальный план обследования больного с бронхиальной астмой

9. Перечислите основные принципы лечения бронхиальной астмы

10. Расскажите о ступенчатом лечении бронхиальной астмы

11. Системные глюкокортикостероиды и бронхиальная астма

12. Ингаляционные глюкокортикостероиды при бронхиальной астме

13. Критерии оценки степени тяжести бронхиальной астмы?

14. Назовите обязательный диагностический минимум для выявления бронхиальной астмы

15. Схема небулайзерной бронхолитической небулайзерной терапии при обострении БА

16. Какой вклад в развитие учения о бронхиальной астме внесли отечественные, в том числе Самарские учёные?

 

Путём опроса студентов определяется уровень их подготовки, что позволяет выделить наиболее трудные для усвоения вопросы. Другие учебные вопросы разбираются в процессе обхода и клинического разбора.

 

Методические рекомендации по основной части занятия

При клиническом разборе тематического больного преподаватель обращает внимание на особенности этиологии и патогенеза БА с учётом жалоб и анамнеза.

Проводится всестороннее объективное обследование пациента, обсуждаются особенности клиники, составляется план обследования и направление диагностического поиска.

Преподаватель при активном участии студентов выбирает ведущий синдром у данного больного, намечает основные сходные заболевания. Далее проводится дифференциальная диагностика путём последовательного сравнения картины болезни пациента с клиническими проявлениями сходной патологии. Затем оформляют и проводят обоснование клинического диагноза в соответствии с современной классификацией. Подробно разбирается лечение применительно к конкретному больному, особенности патогенетической и симптоматической терапии в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Обсуждаются профилактические и реабилитационные мероприятия, санаторно-курортное лечение.

Методические рекомендации по оценке занятий студентов по каждому

Ситуационная задача №1.

Пациент Н., 40 лет.

История болезни.

Два года назад: перенёс острый трахеобронхит, принявший затяжное течение. С тех пор остался кашель, временами приобретающий приступообразный характер. Приступ кашля проходил после приёма таблетки эфедрина. В периоды обострения заболевания, которые больной связывает с простудой, кашель усиливается, выделяется небольшое количество вязкой мокроты, затруднён выдох.

Месяц назад внезапно повысилась температура тела до 380С, появились, боль в грудной клетке, одышка, усилился кашель. Был госпитализирован в стационар по поводу пневмонии. Во время лечения в больнице появились приступы удушья до 2 раз в сутки, которые купировались введением эуфиллина в вену. Неделю назад состояние больного резко ухудшилось, один приступ сменяется другим. Бронхорасширяющие препараты, включая симпатомиметики, не оказывают эффекта, больному назначен преднизолон внутривенно 30 мг.

При осмотре: общее состояние тяжёлое. Мокрота не отходит. Тахипноэ. Резко затруднён выдох. Цианоз. Грудная клетка бочкообразная. Число дыханий – 26 в минуту. При перкуссии – коробочный звук, при аускультации ослабление везикулярного дыхания и рассеянные сухие хрипы. Тоны сердца глухие, ритмичные, 39. Пульс частый, 110 ударов в минуту, ритмичный. АД – 130/90 мм рт.ст. Печень не увеличена. Отёков нет. Других изменений не определяется.

Рентгенологически: Лёгочные поля повышенной прозрачности. Корни тяжисты. Сердце и аорта – не изменены.

Общий анализ крови

Гемоглобин - 160 г/л
Количество эритроцитов - 5.8*1012
Цветовой показатель - 0.9
Ретикулоциты - 5:1 000 эритроцитов
СОЭ за час - 20 мм
Количество лейкоцитов - 7,8*109
Количество тромбоцитов - 250*109
Лейкограмма
Эозинофилы - 6%
Базофилы - 0%
Нейтрофилы палочкоядерные - 1%
сегментоядерные - 63%
Лимфоциты - 24%
моноциты - 6%

 

Общий анализ мокроты

Цвет - жёлто-зелёноватая
Характер - слизистая
Запах - без запаха
Консистенция - вязкая
Микроскопическое исследование
Лейкоциты - сплошь покрывают поле зрения
Эритроциты - 1-2 в поле зрения
Эозинофилы 40-50 в поле зрения
Эпителий цилиндрический - единичный в поле зрения
Эластические волокна - еденичные в поле зрения
Палочки Коха - не обнаружены

 

Бронхоскопия: катаральный эндобронхит

ЭКГ: синусовый ритм; правограмма (P V1-V3 – лёгочные)

 

Исследования функции внешнего дыхания:

Спирография
ЖЕЛ, мл - 2 540
ЖЕЛ должная, мл - 3 800
МВЛ, л/мин - 56
МВЛ должная, л/мин - 87
Частота дыхания, в мин - 26
Пнеамотахометрия
Мощность вдоха, л/с - 5,5
выдоха, л/с - 2,8

 

Ответьте на вопросы:

· Сформулируйте наиболее вероятный диагноз;

· Лабораторные и инструментальные исследования, которые можно и необходимо выполнить в поликлинике для подтверждения диагноза;

· Проведите дифференциальный диагноз по ведущему синдрому – «приступ удушья»

· Объём неотложной помощи и прогноз.

 

Ситуационная задача №2.

Пациент М., 34 лет, обратился в поликлинику с жалобами на приступы удушья, возникающие чаще ночью, заставляющие принимать вынужденное сидячее положение. Больной отмечает, что приступы беспокоят последние две недели, а перед этим в течение месяца во время пребывания в квартире появлялся насморк.

При расспросе выявлено, что около 2-х месяцев назад в квартире произведён ремонт с использованием ацетоновой краски.

При объективном осмотре: общее состояние удовлетворительное. Изменений со стороны лёгких и других органов не определяется.

 

Исследование функции внешнего дыхания:

ЖЕЛ – 4000 мл

Мощность вдоха – 4 л/с

Выдоха – 3 л/с

 

Ответьте на вопросы:

· Наиболее вероятный диагноз;

· Лабораторные и инструментальные исследования, которые можно и необходимо выполнить в поликлинике для подтверждения диагноза;

· Объём неотложной помощи и прогноз.

 

ОБЩИЙ АНАЛИЗ КРОВИ

Ф.И.О. больного - Сидоров М.Н.
Гемоглобин - 130 г/л
Количество эритроцитов - 4.0 1012
Цветовой показатель - 0.9
Ретикулоциты - 9:1 000 эритроцитов
СОЭ за час - 20 мм
Количество лейкоцитов - 4.2*109
Количество тромбоцитов - 200*109
Лейкограмма
Эозинофилы - 24%
Базофилы - 1%
Нейтрофилы палочкоядерные - 4%
сегментоядерные - 46%
Лимфоциты - 20%
моноциты - 5%

 

ОБЩИЙ АНАЛИЗ КРОВИ

Ф.И.О. больного - Зотова Н.С.
Гемоглобин - 120 г/л
Количество эритроцитов - 4.5*1012
Цветовой показатель - 0.8
СОЭ за час - 45 мм
Количество лейкоцитов - 22*109
Лейкограмма
Эозинофилы - 3%
Базофилы - 1%
Метамиелоциты - 3%
Нейтрофилы палочкоядерные - 32%
сегментоядерные - 40%
Лимфоциты - 15%
моноциты - 6%

Аниэоцитоз и пойкилоцитоз выражены

Токсическая зернистость в цитоплазме нейтрофилов.

ОБЩИЙ АНАЛИЗ МОКРОТЫ

Ф.И.О. больного - Пескова Н.Е.
Цвет - жёлто-зелёный
Характер - гнойная
Запах - гнилостный
Консистенция - жидкая
Микроскопическое исследование
Лейкоциты - сплошь покрывают поле зрения
Эритроциты - 2-4 в поле зрения
Эпителий цилиндрический - единичный в поле зрения
Эластические волокна - единичные в поле зрения
Палочки Коха - не обнаружены

 

ОБЩИЙ АНАЛИЗ МОКРОТЫ

Ф.И.О. больного - Семёнова Н.Е.
Цвет - белый
Характер - слизистая
Запах - нет
Консистенция - вязкая
Микроскопическое исследование
Лейкоциты - сплошь покрывают поле зрения
Эритроциты - 2-4 в поле зрения
Эозинофилы - 40-50 в поле зрения
Эпителий плоский - в значительном количестве
Эпителий цилиндрический - единичный в поле зрения
Эластические волокна - в большом количестве
Спирали Куршмана - +++
Атипичные клетки - не обнаружены
Палочки Коха - не обнаружены

 

Системные

· Преднизолон

· Триамцинолон

· Метипред

Ингаляционные

· Будесонид (пульмикорт) – 200-1000 мкг в сутки

· Беклокорт (беклометазон) - 200-1000 мкг в сутки

· Бенокорт – 200-1000 мкг в сутки

· Бекотид (бекломед) – 4-5 ингаляции в сутки

· Флунизолид (ингакорт) - 4-5 ингаляции в сутки

· Аэробид - 4-5 ингаляции в сутки

· Флексотид – 200-1000 мкг в сутки

Противоаллергические

· Кларетин - – 200-1000 мкг в сутки

· Сембрекс – 200-1000 мкг в сутки

 

Приложение 9

Курация больных.

Оформление медицинской документации.

Выписывание рецептов.

4. Оценка результатов лабораторных исследований:

· клинического анализа крови и мочи;

· биохимических показателей крови (общий белок, белковые фракции, С-реактивный протеин, фибриноген, серомукоид, сиаловая кислота, калий, натрий, хлориды)

· общего анализа мокроты (на эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена) и посева её на чувствительность к антибиотикам;

· иммунограммы

5. Оценка инструментальных исследований:

· данных рентгенологического исследования органов грудной клетки

· бронходилатационные тесты (ß2- агонисты, симпатомиметики, антихолинергические препараты)

· спирографии

· пневмотахометрии

· бронхографии

· пикфлуометрии

6. Выполнение инструментальных исследований:

· Определение бронхиальной проходимости с помощью: пневмотахометра и пикфлуометра

7. Выполнение медицинских манипуляций:

· бронхолитическая небулайзерная терапия при обострении БА

· подкожное, внутримышечное и внутривенное введение лекарственных препаратов.

 

Приложение 10

Темы рефератов УИРС:

1. Клинико-лабораторная диагностика бронхиальной астмы

2. Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита

3. Диспансеризация лиц с бронхиальной астмой и оздоровительные мероприятия на амбулаторно – поликлиническом этапе

 

Приложение 11

Темы НИРС:

1. Спелеотерапия у больных бронхиальной астмой.

2. Программа обучения больных бронхиальной астмой.

 

Приложение 12

Литература, рекомендуемая преподавателю для подготовки и проведению практического занятия:

А. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Внутренние болезни. /Под ред. А.И.Мартынова; Н.А.Мухина; В.С.Моисеева; А.С.Галевича.-М.:ГЭОТАР – МЕД, 2006. Т. 1 – 600 с.

2. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: 5-е изд. – М.: Медицина, 2005. – 592 с.

3. Фатенков В.Н. Внутренние болезни: Учебник в 2-х т. – М.: Изд-во «Медкнига», 2008. – Т.1.- 696 с.

 

Б. Дополнительная литература

1. Клинические рекомендации. Пульмонология /Под ред. А.Г.Чучалина.-М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005.- 240 с.

2. Клинические рекомендации. Бронхиальная астма /Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: Издательский дом «Атмосфера», 2008. – 224 с.

3. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов.: Т 3. Диагностика болезней органов дыхания.- М.: Мед.лит., 2007. – 446 с.

4. Аллергология и иммунология: Национальное руководство /Под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 659 с.

5. Клинико – организационное руководство по оказанию медицинской помощи больным бронхиальной астмой на амбулаторном этапе: Учебно-методическое пособие / Ю.А. Осипов и др. – Самара: СОМИАЦ, 2005 – 104 с.

6. Респираторная медицина: Руководство. В 2-х т. /Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007 – 816 с.

 

 

    “___” __________ 2011 г. Заслуженный врач РФ профессор кафедры факультетской терапии Ю.А. Осипов

 

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

I. Учебные и воспитательные цели.

1. Изучить этиологию и патогенез бронхиальной астмы (БА), определить информативный план обследования; на основании жалоб, анамнеза, объективных и дополнительных методов исследования уметь распознать данную патологию, сформулировать и обосновать клинический диагноз.

2. Научить правильно проводить дифференциальную диагностику с синдромносходными заболеваниями по ведущему синдрому – удушье.

3. Обосновать терапию, профилактические мероприятия с учётом этиологических и патогенетических факторов.

4. Обратить внимание студентов, что знание основных клинических форм бронхиальной астмы позволяет правильно организовать амбулаторно – поликлиническую и госпитальную медицинскую помощь, оказать неотложную помощь.

 

В результате изучения данной темы студент должен:

1. Иметь представление:

- о новейших достижениях в области данной проблемы;

- о современных методах диагностики;

- о вкладе отечественных и зарубежных учёных в разработку данной проблемы.

 

2. Знать:

- определение нозологической формы – бронхиальной астмы;

- основные данные об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы

- классификацию и клинические формы бронхиальной астмы;

- осложнения и прогноз;

- лечение на амбулаторно – поликлиническом и госпитальном этапах;

- санаторно-курортное лечение;

- реабилитационные мероприятия и профилактику.

3. Уметь:

- методически правильно собирать анамнестические сведения;

- проводить физикальное обследование больного;

- определить наиболее информативный план обследования;

- выполнить лабораторные и инструментальные исследования;

- оценить результаты клинико-лабораторных и рентгенологических данных;

- сформулировать и обосновать клинический диагноз;

- назначить комплексную терапию;

- выписать рецепты на медикаменты;

- разработать план профилактических и реабилитационных мероприятий;

- правильно заполнить медицинскую документацию.

 

4. Иметь опыт (навык):

- обследования больного в стационаре, поликлинике, на дежурствах, на станциях скорой медицинской помощи;

- проведения функциональных и лабораторных методов исследования;

- выполнение основных лечебных манипуляций;

- ведение медицинской документации, написание рецептов;

интерпретации результатов исследований:

· клинического анализа крови и мочи;

· биохимических показателей крови (общий белок, белковые фракции, С-реактивный протеин, фибриноген, серомукоид, сиаловая кислота и др.)

· общего анализа мокроты и посева её на чувствительность к антибиотикам

Оценка инструментальных исследований:

· данных рентгенологического исследования органов грудной клетки

· томографии лёгких

· спирографии и пневмотахометрии

· бронхографии

· оксигемометрии

· пикфлуометрии

Выполнение инструментальных исследований:

· Определение бронхиальной проходимости с помощью пневмотахометра и пикфлуометра

Выполнение медицинских манипуляций:

· бронхолитическая небулайзерная терапия при обострении БА

· подкожное, внутримышечное и внутривенное введение лекарственных препаратов.

 

II. Расчёт учебного времени

Содержание занятия Время, мин
Общий бюджет времени  
Вступительная часть  
Проверка подготовки студентов к занятию  
Целевая установка по курации тематических больных  
Клинический разбор тематических больных или решение ситуационных задач  
Учебные вопросы  
Этиологические факторы и патогенез БА  
Классификация и клиника БА  
Дифференциальный диагноз по ведущему синдрому – удушье  
Формулирование и обоснование клинического диагноза  
Осложнения БА  
Принципы терапии БА  
Профилактика  
Самостоятельная работа с больными  
Заключительная часть, подведение итогов  

 

Примечание: расчёт учебного времени представлен с учётом клинического разбора одного больного. При наличии большего количества больных преподаватель может перераспределять учебное время.

 

III. Место проведения занятия:

Учебная комната, палата терапевтического отделения, процедурный кабинет.

 

IV. Учебно-материальное обеспечение:

1. Методическое обеспечение:

а) студентам демонстрируются больные с различными клиническими формами бронхиальной астмы и синдромносходными заболеваниями

б) граф логической структуры учебной темы «Бронхиальная астма» (дифференциальная диагностика, клинические формы, лечение, профилактика)

в) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при наличии ведущего синдрома – удушье

г) методическая разработка практического занятия

2. Наглядные пособия.:

а) слайды:

1. Определение БА

2. Распространённость

3. Факторы, влияющие на развитие БА

4. Патогенез БА

5. Формы обструкции дыхательных путей при БА

6. Классификация БА

7. Клиника БА

8. Определение степени тяжести БА

9. Оценка уровня контроля БА

10. Астматический статус

11. Варианты течения БА

12. Схема обследования больных БА

13. Оценка аллергологического статуса

14. Выявление гиперреактивности бронхов

15. Дифференциальная диагностика

16. Лечение бронхиальной астмы

17. Базисная терапия

18. Ситуационная терапия

19. Неотложная помощь при астматическом статусе

20. Профилактика и прогноз при БА

б) копии клинических и биохимических анализов (кровь, моча и др.)

в) комплекты учебных рентгенограмм, ЭКГ

г) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания

д) набор диагностических задач по ситуационной обстановке применительно к БА

е) альбом с аннотациями лекарственных препаратов

3. Технические средства обучения.:

а) негатоскоп

б) оверхет

в) спирометр

г) пневмотахометр

д) пикфлуометр

 

V. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению занятия.

Накануне занятия студенты получают задание, в котором указаны тема, вопросы подлежащие обучению в соответствии с тематическим планом, а также список рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Методы и средства достижения поставленных целей включают чтение лекций, самостоятельную подготовку, проверку подготовленности студентов к занятию в форме опроса, обхода и клинического разбора тематических больных.

 

Интеграция темы занятия.

При подготовке к занятию студенты систематизируют знания, полученные ранее на кафедре пропедевтической терапии по обследованию пациентов с заболеваниями внутренних органов.

Студенты совершенствуют знания по фармакологии путём повторения и изучения различных групп медикаментозных средств, их дозировок и механизмов действия.

Проведение занятия базируется на знаниях, полученных ранее по другим разделам факультетской терапии.

В ходе занятия студенты совершенствуют знания умения и навыки, необходимые для практической и теоретической подготовки:

· способность выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия при заболеваниях внутренних органов;

способность назначать больным адекватное терапевтическое лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной терапии пациентам;

 

Методические рекомендации по вступительной части занятия

Во вступительном слове преподаватель сообщает тему, учебные и воспитательные цели занятия, разъясняет актуальность изучаемых вопросов и необходимость их знания для врачей.

Преподаватель обращает внимание, что бронхиальная астма возникает вследствие воздействия внешних и внутренних факторов, в том числе профессиональных и экологических. Своевременная базисная и адекватная симптоматическая терапия позволяет улучшить качество жизни пациента и прогноз.

 

Методические рекомендации по проверке готовности студентов к занятию

Перед рассмотрением теоретических вопросов преподаватель с целью проверки подготовленности студентов к занятию проводит предварительный письменный (или устный) опрос по следующим примерным вопросам:

1. Дайте определение бронхиальной астмы

2. Каковы основные этиологические и патогенетические механизмы развития болезни?

3. Современные методы диагностики бронхиальной астмы

4. Какова классификация бронхиальной астмы?

5. Какие клинические формы наблюдаются при бронхиальной астме?

6. Чем характеризуется приступ бронхиальной астмы

7. Что такое «астматический статус»?

8. Составьте оптимальный план обследования больного с бронхиальной астмой

9. Перечислите основные принципы лечения бронхиальной астмы

10. Расскажите о ступенчатом лечении бронхиальной астмы

11. Системные глюкокортикостероиды и бронхиальная астма

12. Ингаляционные глюкокортикостероиды при бронхиальной астме

13. Критерии оценки степени тяжести бронхиальной астмы?

14. Назовите обязательный диагностический минимум для выявления бронхиальной астмы

15. Схема небулайзерной бронхолитической небулайзерной терапии при обострении БА

16. Какой вклад в развитие учения о бронхиальной астме внесли отечественные, в том числе Самарские учёные?

 

Путём опроса студентов определяется уровень их подготовки, что позволяет выделить наиболее трудные для усвоения вопросы. Другие учебные вопросы разбираются в процессе обхода и клинического разбора.

 

Методические рекомендации по основной части занятия

При клиническом разборе тематического больного преподаватель обращает внимание на особенности этиологии и патогенеза БА с учётом жалоб и анамнеза.

Проводится всестороннее объективное обследование пациента, обсуждаются особенности клиники, составляется план обследования и направление диагностического поиска.

Преподаватель при активном участии студентов выбирает ведущий синдром у данного больного, намечает основные сходные заболевания. Далее проводится дифференциальная диагностика путём последовательного сравнения картины болезни пациента с клиническими проявлениями сходной патологии. Затем оформляют и проводят обоснование клинического диагноза в соответствии с современной классификацией. Подробно разбирается лечение применительно к конкретному больному, особенности патогенетической и симптоматической терапии в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Обсуждаются профилактические и реабилитационные мероприятия, санаторно-курортное лечение.

Методические рекомендации по оценке занятий студентов по каждому



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.222 с.)