Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
номинация, «индивидуальная мифология», «память жанра».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В современном постструктуралистском, деконструктивистском теоретическом контексте опора на категорию «художественный мир» представляется особенно актуальной. С одной стороны, этот термин связан с отечественной традицией понимания художественного смысла как целостного и наличного. С другой стороны, «художественный мир» предполагает рассмотрение всех произведений автора как «единого текста», что связано с представлениями о так называемой «кросс-жанровости» (Ю.М. Лот-ман, В.Н. Топоров). При подобном подходе все произведения автора рассматриваются как целостный, единый, вероятностный текст. Фрагменты, незаконченные сочинения, версии и варианты воспринимаются в их единстве. Незавершенные, невоплощенные до конца вещи, входят в один ряд с опубликованными сочинениями. В таком случае последняя точка, поставленная автором, и последовавшая за ней публикация текста не окончательны и могут быть пройдены в прямом и обратном направлениях, что перекликается с системными принципами, предложенными И. Пригожиным. Значимые отклонения, несомненно присущие разным текстам, не снимают единого принципа их порождения — энергии семантической связности, объединяющей неодинаковые произведения в «единый текст» — «высказывание», включенное в некую смысловую сферу. Изучение художественного мира не укладывается в принятые формальные рамки. В подобных исследованиях жанровые дефиниции используются не в жанрово-ограничительном, а в жан- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР рово-соединительном смысле, как части единого текста. Причем «текст» предстает здесь «как своеобразная монада, отражающая в себе все тексты (в пределе) данной смысловой сферы»1. Большое значение имеет также анализ порождения и развертывания «художественного мира», восходящий к генеративной поэтике. Отметим, что «порождение» всего ряда текстов конкретного автора удобнее всего рассматривать именно на этом «кросс-жанровом» уровне. Очевидно, что важные аспекты понятия «художественный мир» связаны с описанием «индивидуальной мифологии» автора, которая предстает в данном случае как наджан-ровый феномен. Вместе с тем своим «художественным миром» обладают и традиционные литературные жанры. Столкновение индивидуальной мифологии автора с коллективной жанровой мифологией и составляет «художественный мир» конкретного произведения. В системе «литература» категория «художественный мир» связана прежде всего с отношением автор—все тексты данного автора (включая и варианты текстов). Принципиально важным представляется сам момент наименования, порождения текста. Однако понятие «художественный мир» включает и аспект завершенности, оформленности художественного целого. Для понимания категории «художественный мир» очень важны идеи А.Ф. Лосева, высказанные в книге «Проблема художественного стиля»2. Термин «стиль» в его предельно широком 1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.,1986. С. 299.' 2 Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / Сост. А.А. Тахо-Годи. — Тема 15 смысле заполняет зону значения категории «художественный мир». Вероятно, стиль — это «художественный мир» в его техническом аспекте, взятый в ракурсе «воплощения». «Художественный мир» сигнализирует о неразрывности художественного мышления и его реализации, содержания и формы, статики и динамики. В этой категории исчезают различия между написанным, опубликованным текстом и материалом, который остался в рукописи. Произведение созданное и потенциально способное существовать имеют законные права с точки зрения «художественного мира». Итак, художественный мир — это уже не только принцип, но и воплощенностъ, конструирование и конструкт одновременно, моделирование и модель, синтез статики и динамики, инвариант возможных реализаций символической модели мира не только в данном произведении (тексте), но и во множестве произведений этого ряда. Художественный мир — это символическая инвариантная статико-динамическая модель произведения или творчества в целом, окруженная веером потенциальных текстов-вариантов. В иной системе терминов можно говорить о «художественном мире» как системе «концептов» в творчестве данного автора (или данной эпохи). Концепты представляют собой «...некие подстановки значений, скрытые в тексте «заместители», некие «потенции» значений...». «Художественный мир» воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте»3. и формы. Удержание этого «смешения», о котором писал Бахтин, и является специфическим смыслом термина. В категории «художественный мир» запечатлена мысль о «формосодержании». В книге «Мастерство Гоголя» (1934) А. Белый подчеркивал, что «<...> содержание, изъятое из процесса его становления, — пусто; но и форма вне этого процесса, если она не форма в движении, пуста; форма и содержание даны в формосодержании, что значит: форма — не только форма, но и как-то содержание; содержание — не только содержание, но и как-то форма; весь вопрос в том: как именно!» (курсив — А.Б.). Категория «художественный мир» как раз и содержит ответ на вопрос «как именно!», поскольку предполагает внимание к статическим и динамическим аспектам формы и содержания одновременно. См.: Белый Андрей. Мастерство Гоголя / Предисл. Н. Жукова. - М., 1996. С. 51. 3 Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.П. Нерознака. — М., 1997. С. 283.; Лихачев Д. «Внутренний мир художественного произведения» // Вопросы литературы. № 8. 1968. С. 76. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Для терминов «концептосфера» и «художественный мир» общей является и семантика «круга», смыслового охвата, глубоко продуманная В. фон Гумбольдтом и Г.В.Ф. Гегелем. В. фон Гумбольдт отмечает, что силой воображения поэт создает в своем творчестве принципиально иной мир. Произведение, как и язык, предстает у немецкого философа одновременно как процесс и как результат. Произведение возникает в результате преображения действительности в образ. Оно становится. Гумбольдт подчеркивает мысль о целостности и самостоятельности произведения. По мнению немецкого философа, «...поэт стирает в нем черты, основанные на случайном, а все остальное приводит во взаимосвязь, при которой целое зависит лишь от самого себя...» Эту «целостность» (Totalitat) В. фон Гумбольдт определяет как «мир». При этом слово «мир» используется не как метафора. «Целостность» в искусстве возникает тогда, когда художнику удается привести читателя или зрителя в такое состояние, в котором они могли бы увидеть (курсив — В. фон Гумбольдта) все. «Мир» по Гумбольдту это — «...замкнутый круг всего действительного», где царит «...стремление к замкнутой внутри себя полноте», а «...всякая точка — это центр целого». Другими словами, «художественный мир» способен разворачиваться из любой точки. Следовательно, все элементы произведения равноценны. Очевидно, что русские формалисты во многом следовали В. фон Гумбольдту и А.А. Потебне, выдвигая положение о значимости даже мельчайших элементов формы. В «Эстетике» Гегеля эти идеи получают дальнейшее разъяснение. Поэтическое произведение немецкий философ понимает прежде всего как «органическую целостность». Иными словами, смысл произведения (на языке Гегеля — его «всеобщее», его содержание) «в равной степени» организует и произведение в целом и различные его аспекты («все малое в нем»), «...подобно тому как и в человеческом организме всякий член, каждый палец образует изящнейшее целое и как вообще в действительности любое существо представляет замкнутый внутри себя мир». Уже здесь Гегель вводит понятие «мир», хотя пользуется им пока лишь по аналогии. Далее автор «Эстетики» прямо соотносит этот термин с произведением поэтического искусства. Гегель разрабатывает положение, согласно которому «...всеобщее, составля- 182 Тема 15 ющее содержание человеческих чувств и поступков, должно предстать как нечто самостоятельное, совершенно законченное и как замкнутый мир (курсив мой — В.З.) сам по себе». Произведение искусства и является таким совершенно самостоятельным «миром». Гегель поясняет, что «самодостаточность» и «замкнутость» должны пониматься «...одновременно и как развитие (курсив — Гегеля), членение и, следовательно, как такое единство, которое, по существу, исходит из самого себя, чтобы прийти к действительному обособлению своих различных сторон и частей»4, Таким образом, «мир» произведения представляет собой самодостаточное и в то же время способное к развитию, замкнуто-разомкнутое единство. Это единство содержит «индивидуальный», «особенный» взгляд поэта на мир. Это «особенное» указывает на индивидуальную, конкретно-чувственную форму воплощения всеобщего содержания в произведении. Позднее сходные мысли развивал в России Г. Г. Шпет и немецкий философ Х.-Г. Гадамер, предложивший широкое понимание термина «герменевтический круг». Опираясь на идеи А.А. Потебни и Г. Г. Шпета, следует еще раз подчеркнуть мысль, что «художественный мир» произведения представляет собой аналог внутренней формы слова. «Художественный мир» как «модель моделей» связан с множеством частных моделей, среди которых: 1) «автор художественный» (по терминологии Б.О. Кормана); 2) художественное время—пространство («хронотоп» по тер 3) принцип мотивировок (художественная логика автора, его Эти основные модели срабатывают на уровнях: сюжетно-те-матическом, персонажном и, конечно, языковом. На языковом уровне отчетливо видно, как процесс порождения «художественного мира» претворяется в результат. Язык, на 4 Гумбольдт Вильгельм. Язык и философия языка / Сост. А.В. Гулыга и Г.В. Рамишвили. — М., 1985. С. 170—176. (Пер. А.В. Михайлова.) Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Эстетика: В 4 т.: Т. 3 / Под ред. Мих. Лифшица. — М., 1971. С. 363-364. (Пер. A.M. Михайлова.) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР котором написано произведение, становится языком данного произведения. Начинают действовать законы контекстуальной синонимии и антонимии. Языковой «процесс-результат» — еще один пример действия прямых и обратных связей в литературе. Очень сложен вопрос о взаимодействии различных уровней «художественного мира». Важным аспектом изучения является анализ выражения одних параметров на языке других, рассмотрение контекстуальной синонимии/антонимии единиц разных уровней. Специфика категории «художественный мир», а, может быть, и ее уникальность заключается в сочетании статических и динамических моментов, поскольку этот мир возникает в момент порождения поэтического высказывания, «овнешнения», тек-стуализации внутреннего, наименования мира (порождения имен). В результате становится возможным одновременный анализ как становления текста, так и его результата5. 5 О природе «именования» глубокие мысли высказывает протоиерей Сергий Булгаков в книге «Философия имени». Концепция С. Булгакова, связанная с традицией имяславия, подразумевает объективное, космическое значение языка как носителя мысли. Он понимает под «именованием» «...акт рождения...момент рождения», когда «имя-идея» соединяется с материей. Существом слова философ считает его способность именовать, которая заключается в «сказуемости», то есть определении одного через другое. «Сказуемость» заключается прежде всего в функции связки «есть». Автор «Философии имени» утверждает, что «...связка выражает мировую связь всего со всем (курсив — СБ.) космический коммунизм бытия и альтруизм каждого его момента, т.е. способность выражаться через другое». Согласно представлениям Сергия Булгакова, слово представляет собой «непонятное и антиномическое» «сращение» «идеального и реального», «феноменального, космического и элементарного». Иначе говоря — слова суть символы (курсив — СБ.). Особенности «наименования» художественного мира, процессы сквозной семантизации всех его элементов, как значимых, так и второстепенных, определяют механизмы его порождения. См.: Булгаков Сергий. Философия имени. — М., 1997. С. 33—203. Понятно, что сходные идеи высказывали П.А. Флоренский и А.Ф. Лосев. С. Булгаков выступает здесь лишь как один из авторов большого ряда. См.: Флоренский Павел. Имена // Малое собрание сочинений: Вып. 1 / Подгот. текста: игумен Андроник (Трубачев) и С.Л. Кравец. — Купина, 1993; См.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. — М., 1993. С. 613—880; Лосев А.Ф. Имя: Сочинения и переводы / Сост. А.А. Тахо-Годи. — СПб., 1997. С. 127—245. Занимая иную позицию в философии, Г.Г. Шпет также подчеркивал, что в процессе называния вещи происходит «схватывание», «кон-ципирование» ее. При этом поэтическое называние нередко приводит к «...полной эмансипации от существующих (курсив — Г.Ш.) вещей». См.: Шпет Г.Г. 184 Тема 15 «Художественный мир», взятый как наджанровое явление, представляет собой «индивидуальную мифологию» автора. Этот термин может быть понят как воплощенный в текстах «индивидуальный миф» конкретного автора, представляющий собой «...объединяющий инвариант, неразрывно и глубинно связанный с постоянной многообразной вариативностью». Эта «индивидуальная мифология» перерабатывает биографию поэта и, в свою очередь, перерабатывается ею6. Опираясь на представления P.O. Якобсона о «постоянной мифологии», глубокую характеристику «поэтического мира» как понятия теории литературы дает в ряде работ Ю.М. Лотман. Исследователь приходит к выводу, что индивидуальность каждого конкретного автора заключается «...в создании окказиональных символов (в символическом прочтении несимволического)...», а также «...в актуализации порой весьма архаических образов символического характера». С точки зрения исследователя, для понимания «поэтического мира» необходимо уловить «...систему отношений, которую Сочинения / Предисл. Е.В. Пастернак. — М., 1989. С. 395, 408. Позднее эти положения выдвигает и Ю. Лотман. По его мнению, «...индивидуальная поэтическая номинация оказывается одновременно и картиной мира, видимого глазами поэта». См.: Лотман Ю.М. Ян Мукаржовский — теоретик искусства // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. — М., 1994. С. 25. 6 Якобсон Роман. Избранные работы / Сост. и общая редакция В.А. Зве-гинцева. — М., 1985. С. 267. Еще раньше автор раскрывает это понятие в статье 1937 года «Статуя в поэтической мифологии Пушкина».'См.: Якобсон Роман. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Роман. Работы по поэтике / Сост. и общ. ред. доктора филологических наук М.Л. Гаспарова. — М., 1987. С. 145—180. М.Л. Гаспаров определяет художественный мир текста как «...систему всех образов и мотивов, присутствующих в данном тексте. /.../ Частотный тезаурус языка писателя (или произведения, или группы произведений) — вот что такое «художественный мир» в переводе на язык филологической науки». См.: Гаспаров М.Л. Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. — М., 1995. С. 275. Под «картиной мира» А.Я. Гуревич понимает «...воплощенную в тексте систему представлений о мире, сложившуюся в сознании личности, той или иной человеческой общности, нации, человечества в целом...» Приводя это известное положение, Ф.П. Федоров поясняет: «Картина мира» содержит своего рода трансцендентную сетку, т.е. доминантные категории, «...демонстрирующие наиболее общие, фундаментальные понятия сознания...». См.: Федоров Ф.П. Романтизм и бидермайер // Russian Literature. XXXVIII. — North Holland, 1995. P. 241-242. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР поэт устанавливает между (во всех случаях курсив — Ю.Л.) основополагающими образами-символами». Под «поэтическим миром» Ю. Лотман подразумевает «кристаллическую решетку взаимных связей» между этими символами7. Столь же важна и «система отношений» между наджанровой «индивидуальной мифологией» автора и «памятью жанра». Речь идет о свободе и одновременной ограниченности «художественного мира». В литературном процессе наджанровое существование текстов возможно лишь гипотетически. «Художественный мир» всякого автора всегда «стеснен» «жанровым миром». Жанр может быть понят как «коллективный», обобщенный художественный мир, сложившийся в результате движения во времени творений писателей разных стран, направлений и эпох. «Память жанра» (термин М.М. Бахтина) и есть та самая целостность, то структурное единство, которое налагается на «индивидуальную мифологию» автора, изменяя ее. «Художественный мир» как таковой возникает в результате «встречи» «индивидуальной мифологии» и «памяти жанра». Это та самая проблема, которую ставил еще А.Н. Веселовский, размышляя над «границами» личного творчества, личного «почина», сталкивающегося с традицией, «преданием». Соотношение категорий «жанр» и «художественный мир» определяет природу конкретного произведения. Приведем в качестве примера «художественный мир» Ф. Кафки. Здесь слово почти утратило способность выступать в качестве «связки», Логоса, средства и содержания Диалога. Когда нарушается «связь», тогда устраняется и «сказуемость» (термин С. Булгакова). В мире Кафки исчезают собственные имена и топографические обозначения. Главный герой романа «Процесс», прокурист некоего банка Йозеф К. превращается в землемера К. из романа «Замок». Неназванное, анонимное пространство в новеллах Кафки чаще всего не развертывается, а свертывается. Движение направлено от света во тьму («Нора»), от улицы и окна — к темному центру дома («Приговор»). По мере сворачивания 7 См.: Лотман Ю.М. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. — М., 1988. С. 131. См. также: Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. — Таллинн, 1993. С. 147. Тема 15 одна из возможностей искусства. Литература и искусство — открытые системы, в которых действуют прямые и обратные связи, создавая «музыкальное» движение смыслов. Эту «музыкальность», символическую и мистическую по самой своей природе, А.Ф. Лосев определяет как «всеобщую и нераздельную слитость и взаи-мопроникнутость» часто противоположных и «самопротиворечивых» частей10. В нашем случае «художественный мир», исследуемый методом комплексного подхода к литературе, рассматривается как макросистема. Она ориентирована на автора, традицию текста, реальность и читательское восприятие. В свою очередь, все эти элементы также представляют собой систему, связанную с художественным текстом генетическими, логическими, интуитивными, символическими отношениями. Для исследователя не обязательно рассматривать все эти связи в их последней глубине. Но комплексный подход предполагает, что они учитываются, если даже акцент сделан на проблематике произведения, «индивидуальной мифологии автора», проблеме художественного стиля, характерологии и проч. Предложенное структурное единство понятия художественная литература не противоречит понятию «художественный мир». Неизбежный схематизм Системы, неспособный отразить одновременно статику и динамику, художественный текст и процесс его воплощения может быть отчасти преодолен пониманием неокончательности результата. Вопросы к теме: 1. Как вы понимаете «индивидуальную мифологию» автора? Приведите примеры опорных символов, составляющих «индивидуальную мифологию» А. Блока. 2. Почему «художественный мир» автора всегда «стеснен» «жанровым миром»? Разъясните это положение на примере «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева» А.С. Пушкина. 10 См.: Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / Сост. А.А. Тахо-Годи. — М., 1995. С. 406-602. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР 189 3. В чем специфика наименования мира в творчестве писателя? Дайте свой анализ зачина и концовки повести Н.В. Гоголя «Нос». Литература по теме 1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. — М., 1979. 2. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. N° 8. 1968. Дополнительная литература 1. Гумбольдт Вильгельм. Язык и философия языка / Сост. А.В. Гулыга и Г.В. Рамишвили. — М., 1985. 2. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля / Сост. А.А. Тахо-Го- ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ Литература (от лат. littera — буква) — совокупность письменных и печатных текстов, способных получить статус художественного произведения в системе: Автор Произведение Читатель Текст (от лат. textus, textum — ткань), письменный или печатный, — форма существования произведения словесного искусства. Коммуникация (от лат. communicatio — связь, сообщение) — категория, обозначающая взаимодействие системных элементов, взятых в знаковом, семиотическом аспекте. Теория коммуникации получила быстрое развитие в последние десятилетия XX века в связи с успехами кибернетики и компьютеризации. В лингвистике, психологии, этнологии выявлен широкий спектр функций и возможностей коммуникации. В литературе коммуникация — условие взаимодействия элементов, средство осуществления прямых и обратных связей системы. Система (от греческого — целое, составленное из частей). Система — совокупность элементов, находящихся в связях и во взаимных зависимостях. Основное свойство системы состоит в том, что система больше суммы ее частей. Построение «общей теории систем» принадлежит австрийскому биологу-теоретику Л. Берталанфи (1901—1972), применившему формальный аппарат термодинамики к биологии и разработавшему общие принципы поведения систем и их элементов. Среди главных — принцип целостности и всеобщей зависимости, наличие системообразующих факторов, иерархии, несводимости свойств системы к сумме свойств ее элементов, относительной самостоятельности элементов, являющихся по отношению к системе подсистемами. Совокупность отношений между элементами образует структуру системы: Понятийный словарь
Реальность Системный подход — направление методологии, в основе которого лежит исследование систем, В научный обиход вошел в последние десятилетия XX века в связи с открытиями в термодинамике (Нобелевская премия И. Пригожина). Структура ~ основное свойство объекта, его инвариант, абстрактное обозначение одной и той же сущности, взятое в отвлечении от конкретных модификаций-вариантов. Метод (от греч. через лат. methodus — «следование + путь») — способ построения и обоснования системы научного знания, в данном случае о литературе и ее истории. Смысл — фундаментальная категория бытия. В литературе возникает на пересечении плоскостей «своего» и «чужого» сознания и слова. Диалогизм — предельно широкий принцип, утверждающий наличие смысла в общении. Диалогизм отличается от «диалога как одной из композиционных форм речи». Диалог человека с людьми, миром и Творцом описан М.М. Бахтиным как соприкосновение и контакт личностей, наделенных неповторимыми голосами. Исключительно важной является категория границы «своего» и «чужого» сознаний, где происходит «смена говорящих субъектов». Согласно М.М, Бахтину автор и герой вступают в диалогические отношения. При этом возможно «пересечение» плоскостей речи автора и речи героя. Обобщая этот частный момент, можно сказать, что смысл возникает на пересечении плоскостей. «Отношение к смыслу всегда диалогично» — таков основной тезис ученого. Внутренняя форма — один из признаков значения слова, соединившийся с его звучанием. Наличие разных слов для обозначения одного и того же явления иллюстрирует этот феномен. А.А. Потебня определял внутреннюю форму как «образ образа», «представление». «Внутренняя форма» является глубинной моделью возникновения смысла слова. Следуя традиции В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни, Г.Г. Шпет рассматривает «внутреннюю форму» в качестве важнейшего элемента структуры слова. Воспринятый как динамическая структура, смысл слова оказывается подвижным. Актуальное значение слова предстает тем самым лишь как одна из граней его смысла. В ходе литературной коммуникации возникает «третий род истины», когда Понятийный словарь знак (слово, жест, их сочетание) перестают быть только «понятием» или только «представлением», оказываясь «между представлением и понятием» (Г. Шпет). Рецепция — пересечение воздействия и восприятия, «воссоздания» и «пересоздания», приводящее к порождению смысла. Художественный мир — это взаимоотношение процессов генезиса (Автор М —► Произведение) и функционирования (Произведение -Щ —► Читатель) в системе «литература». Художественный мир может быть представлен в виде символической статико-динамической модели произведения или творчества. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ 1. Литература как вид словесного творчества. 2. Литература как система. 3. История изучения литературы как системы. 4. Специфика литературной коммуникации. 5. Категория автора в литературе. 6. Теория автора в литературоведении XX века (М.М. Бахтин, 7. Проблема традиции в исторической поэтике А.Н. Веселовс- 8. Категория внутренней формы в трудах В. фон Гумбольдта и 9. Проблема диалогизма в трудах М.М. Бахтина.
10. Факт жизни и факт литературы: полемика социологической 11. Ю.М. Лотман о структуре художественного текста. 12. Художественный перевод как проблема компаративистики. 13. Рецепция Шекспира (Гете, Байрона, Гофмана и др.) в рус 14. Образ России в английской (французской, немецкой и др.) 15. Положения общей теории систем И. Пригожина примени 16. Герменевтический круг в трудах Х.-Г. Гадамера. 17. Автор биографический и автор художественный в «Капитан Темы рефератов и докладов 18. Основные параметры художественного мира писателя (худо 19. В. Набоков — читатель и переводчик романа А.С. Пушкина 20. Поэзия Б. Пастернака (О. Мандельштама, И. Бродского и др.) 21. Роман-пастиш как вариант интертекста (Б. Акунин, Дж. Барнс, 22. Концепты художественного мира Ф. Кафки. 23. Системный подход к анализу художественного произведения 24. Принцип историзма в вузовской лекции по литературе. 25. Охарактеризуйте основные литературоведческие методы и список РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Академические школы в русском литературоведении. — М., 1975. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение / Отв. ред. академик Г.В. Степанов. — Л., 1983. Алексеев М.П. Русская культура и романский мир. — Л., 1985. Андреев Л.Т. Сюрреализм. — М., 1972. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М., 1975. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология / Под. общ. ред. д.ф.н., проф. В.П. Нерознака. — М., 1997. Балашова Т.В. Французская поэзия XX в. — М., 1982. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Сост. Г.К. Косиков. — М, 1989. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — 2-е изд. / Сост. С.Г. Бочаров. — М., 1986. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986. Белый Андрей. Мастерство Гоголя / Предисл. Н. Жукова. — М., 1996. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. — Калинин, 1982. Бройтман СП. Историческая поэтика: Учебное пособие. — М., 2001. Верли М. Общее литературоведение. — М., 1967. Веселовский А.Н. Избранные статьи. — Л., 1939. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — Л., 1940. Вежбицкая Анна. Язык. Культура. Познание / Сост. М. А. Кронгауз. — М., 1997. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М., 1961. Волошинов В.И. Философия и социология гуманитарных наук / Сост. Д.А. Юнов. - СПб., 1995. Волошинов В.Н. Фрейдизм. — М.; Л. 1927. Восток — Запад. Переводы. Публикации. — М., 1989. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М., 1988. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. — М., 1995. Список рекомендуемой литературы Мукаржовский Ян. Структуральная поэтика. — М., 1996. Неретина С.С. Тропы и концепты. — М., 1999. Науман М. Литературное произведение и история литературы: Пер. с нем. — М., 1984. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. — М., 1976. Нефедов Н. Т. История зарубежной критики и литературоведения. — М., 1988. Осъмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении. Д.Н. Овсянико-Куликовский. — М., 1981. Панченко A.M. Русская история и культура. — СПб., 1999. Пелипенко А.А. Яковенко И.Г. Культура как система. — М., 1998. Писарев Д.И. Литературная критика в трех томах. Т. 1 / Сост. Ю.С. Сорокина. — Л., 1981. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. — Воронеж, 1999. Попович А. Проблемы художественного перевода. — М., 1980. Потебня А.А.. Слово и миф / Отв. ред. А.К. Байбурин. — М., 1989. Пресняков О. П. А.А. Потебня и русское литературоведение конца XIX — начала XX века. — Саратов, 1978. Пригожин П., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994. Пригожин И. Конец определенности. Время. Хаос и новые законы природы. — Ижевск, 1999. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М., 1986. Проблемы межкультурной коммуникации: Материалы международного семинара 28—29 сентября 2000 года. В двух частях / Под ред. Н.В. Мак-шанцевой. — Н. Новгород, НГЛУ, 2000. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций / Текст к печати подготовила д-р филол. наук, проф. М.И. Воропанова. — М., 1996. Пуришев Б. Очерки немецкой литературы XV—XVII вв. — М., 1955. Розай П. Очерки поэзии будущего. Лекция по поэтике: Пер. с немецкого А.И. Жеребина. — Н. Новгород, 2000. Русская словесность: Антология / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.П. Не-рознака. — М., 1997. «Свое» и «Чужое» в европейской культурной традиции: литература, язык, музыка / Под ред. З.И. Кирнозе, В.Г. Зусмана, Л.Г. Пеер, Т.Б. Сидневой, А.А. Фролова. — Н. Новгород, 2000. Сент-Бёв III. О. Литературные портреты. Критические очерки / вступ. статья, коммент. М. Трескунова. — М., 1970. Список рекомендуемой литературы 199 Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. — М., 1996. Сравнительное изучение литератур: Сборник статей к 80-летию академика М.П. Алексеева. — Л., 1976. Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. — М., 1998. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М., 1997. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М., 2000. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступ. статья Н.Д. Та-марченко; Коммент. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. — М., 1996. Томашевский Б. В. Поэтика (Краткий курс). — М., 1996. Томашевский Б. Пушкин: В 2 т. — М., 1990. Топер П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. — М., 2000. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. — М., 1993. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Издание подготовили Е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова. — М., 1977. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Вступ. статья А.А. Аникста. — М., 1978. Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Вып. 35. М., 1997. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Под ред. М.Г. Ярошенко. — М., 1989. Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. — М., 1980. Хрестоматия по теории литературы. — М., 1982. Швейбельман Н.Ф. Опыт интерпретации сюрреалистического текста. — Тюмень, 1996. Шкловский Виктор. Гамбургский счет / Предисл. А.П. Чудакова. — М.,1990. Шкловский В.Б. Сентиментальное путешествие / Предисл. Бенедикта Сарнова. — М., 1990. Шпет Г.Г. Сочинения. — М.,1989. Эткинд Е.Т. Материя стиха. Репринтное издание. — СПб., 1998. Эткинд Е.Т. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы XVIII—XIX вв. — М., 1998. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978. 200 Список рекомендуемой литературы Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1977. Юнг К. Г. Архетип и си
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.72.26 (0.012 с.) |