БУ, его отличительные черты, цели и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БУ, его отличительные черты, цели и задачи.



БУ, его отличительные черты, цели и задачи.

БУ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, формирующуюся путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех фактов хозяйственной деятельности. Цель бухгалтерского учёта в отношении внешних пользователей состоит в формировании данных, полезных руководству организации для принятия управленческих решений. Речь идет о сведениях, представляемых внешним пользователям и дополнительных, необходимых для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Основными задачами БУ являются: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении и составление БО, необходимой внутренним пользователям – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям – инвесторам, кредиторам; - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям БО для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Пользователи информации БУ.

Все участники рыночной экономики являются пользователями бухгалтерской информации. В зависимости от основных интересов и целей это могут быть государственные органы и общественные организации, юридические лица, имеющие отношения к данной компании, физические лица (акционеры), зарубежные партнеры и инвесторы. Всех пользователей бухгалтерской информации разделяют на внутренних и внешних. К внутренним пользователей относятся: владельцы предприятий, управленческий персонал, рабочие и служащие. Внутренние пользователи удовлетворяют свои информационные потребности относительно эффективности работы аппарата управления, прибыльности организаций, принятие управленческих и плановых решений, стабильности и прибыльности предприятия, сохранение рабочих мест, оплаты труда и пенсионного обеспечения и т.д. К внешним пользователям относятся те, которые имеют прямой финансовый интерес, не имеют прямого финансового интереса и без финансового интереса. К тем, которые имеют прямой финансовый интерес, относятся деловые партнеры предприятия на рынке (действительные и потенциальные) инвесторы, поставщики, заказчики, покупатели, клиенты, банковские и небанковские кредитные учреждения, будущие акционеры. К тем, которые не имеют прямого финансового интереса, относятся органы государственного и международного регулирования и контроля (органы налоговой службы, органы государственной статистики, органы государственных и международных целевых фондов, органы государственных и международных комиссий и комитетов), участники фондового и товарных рынков (брокеры, дилеры, депозитарии, клиринги). К пользователям без финансового интереса относятся аудиторские фирмы, финансовые аналитики и советники, судебные и арбитражные органы, общественные организации, профсоюзы.

Предмет и объекты БУ.

Предметом БУ является хозяйственная деятельность организации. Объектами БУ выступают активы, капитал, обязательства, доходы, расходы и хозяйственные операции. Активы – это ресурсы организации, находящиеся в её собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. По характеру использования и составу активы подразделяются на внеоборотные и оборотные. К внеоборотным относят нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения. НМА включают объекты, не имеющие вещественной структуры, осуществляющие самостоятельные функции в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, либо предназначенные для управленческих нужд организации в течение длительного времени, то есть срока полезного использования свыше 12 месяцев. Такие активы преобразуются или создаются организацией не для продажи, а с целью получения экономической выгоды. К НМА относят объекты интеллектуальной собственности: исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, исключительное право патентообладателя на изобретение, пробный образец, полезную модель, исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных, имущественное право автора, исключительное право владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров, репутация организации. ОС составляют активы, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он способен приносить организации экономические выгоды в будущем. Одним из условий включения активов в ОС является их приобретение не для продажи. К ОС относят: здания и сооружения, рабочие, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения на арендованные объекты ОС, находящиеся в собственности организации земельные участки и объекты природопользования. Долгосрочные финансовые вложения включают инвестиции, ценные бумаги организации, уставный капитал других организаций, а также предоставленные другими организациями займы сроком обращения свыше 12 месяцев. Оборотные активы включают материально-производственные запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, расходы будущих периодов. МПЗ – это активы, используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции (работ, услуг) и предназначенные для продажи, а также используемые для управленческих нужд организации. МПЗ по назначению и способу использования подразделяются на сырьё; продукты с/х и добывающей промышленности; основные материалы; вспомогательные материалы; отдельно выделяется топливо; все виды упаковок, используемые для хранения и перевозки продукции; запасные части; МПЗ, предназначенные для продажи; МПЗ, приобретённые или полученные от других физических и юридических лиц и предназначенные для продажи. К ДЗ относятся долги покупателей, заказчиков за реализованную продукцию, работы, услуги, задолженность учредителей по вкладам в уставной капитал, задолженность прочих дебиторов (переплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды). В состав денежных средств входят наличные деньги в кассе, свободные денежные средства на расчётном, валютном, специальных счетах в банках. Краткосрочные финансовые вложения включают инвестиции организации в ценные бумаги организации, в уставной капитал других организаций, а также предоставленные другим организациям займы сроком обращения до 12 месяцев.

Расходы будущих периодов составляют расходы организации в отчётном периоде, подлежащие отнесению к расходам будущих периодов. Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за всё время деятельности организации. В составе капитала организации учитывается уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределённая прибыль и средства целевого финансирования. УК представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в активы организации при её создании для обеспечения деятельности этой организации в размерах, ограниченных учредительными документами. ДК формируется в процессе деятельности организации и включает прирост стоимости внеоборотных активов в результате их переоценки. РК формируется из нераспределённой прибыли и предназначен для покрытия убытков организации, выпуска собственных акций и другого. Образование РК может быть обязательным и добровольным. В обязательном порядке – только в акционерных обществах и организациях с участием иностранного капитала. Нераспределённая прибыль представляет собой чистую прибыль, которая может использоваться для выплаты дивидендов, формирования резервного капитала и других целей. Средства целевого финансирования могут поступать из бюджета в виде государственной помощи, от других организаций и лиц и предназначаться для проведения конкретных мероприятий. Обязательством признаётся задолженность организации (должник) как результат определённых действий или бездействий по отношению к другому лицу (кредитор), в связи с чем возникает требование передать активы, выполнить работу, уплатить деньги, совершить иные действия в пользу этого лица по договору или в силу действия иной правовой нормы, а также обычаев делового оборота. В состав обязательств включаются кредиты банков, займы, полученные от других организаций и кредиторская задолженность. В зависимости от сроков предоставления различают краткосрочные и долгосрочные кредиты. Порядок и условия кредитования предусматриваются в кредитном договоре или договоре займа, который заключается между заемщиком и заимодавцем. КЗ включает долги поставщикам и подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, начисленные, но не выплаченные суммы оплаты труда, дивидендов, процентов по облигациям, задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, перед бюджетом по налогам, сборам и другие долги. Доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходами организации признаётся уменьшение активов в результате убытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. К расходам относятся: затраты на производства продукции (работ, услуг), амортизационные отчисления, убытки от стихийных бедствий и прочее.

Метод БУ.

Метод БУ - совокупность приёмов и способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности с целью использования информации бухгалтерского учёта для обеспечения информационных потребностей заинтересованных пользователей. Основными элементами метода БУ являются: - документирование и инвентаризация как способы первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями; - оценка и калькулирование как способы стоимостного измерения учитываемых объектов и явлений; - счета и двойная запись как способы текущей регистрации и группировки объектов учёта в процессе осуществления хозяйственной деятельности; - бухгалтерский баланс и отчётность как способы заключительного обобщения текущих записей. Документирование – способ первичного контроля и наблюдения за хозяйственными операциями. Ни одна запись в БУ не может быть сделана без соответствующего её оформления документом. Документирование обеспечивает достоверность и точность сведений БУ. Однако на практике несмотря на документальное обоснование записей всех операций возникают расхождения между учётными сведениями и фактическим наличием активов и обязательств. Это связано с ошибками в учётных записях, неточностями при приёме и отпуске материальных ценностей, естественной убылью и хищениями. Для выявления таких расхождений и установления реальности учётных показателей периодически проводится инвентаризация, то есть сверка фактического наличия с учётными данными. Оценка – способ денежного выражения объектов БУ на основе натуральных и трудовых измерителей. Для обеспечения единства оценки объектов БУ в нормативных документах представлены основные её принципы, которые являются обязательствами для всех организаций. Калькулирование – расчёт себестоимости изготовляемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также приобретаемых предметов труда. Калькуляция, позволяющая определить фактическую себестоимость объектов, является основой их денежной оценки. Себестоимость продукции, работ, услуг определяется на основе законодательных и нормативных актов, регламентирующих БУ и устанавливающих состав затрат на производство и продажу продукции (на выполнение работ, оказание услуг), включаемых в себестоимость и прямо влияющих на финансовые результаты организации. Счета используются для получения итоговых данных о движении активов, обязательств и хозяйственных операций. Для отражения изменений в активах и обязательствах учёт использует систему счетов, и поэтому каждая хозяйственная операция записывается на двух счетах в одинаковых суммах способом двойной записи, который представляет собой основной метод БУ – метод двойного отражения хозяйственных операций. ББ рассматривается как способ обобщения и группировки обязательств организации на определённую дату и используется для контроля за наличием и структурой активов и обязательств организации, анализа финансового состояния и платёжеспособности организации. БО как элемент метода БУ является завершающим этапом учётного процесса. В отчётности детально в специальных формах рассматриваются различные аспекты хозяйственной деятельности организаций путём отражения состояния и движения всех видов активов, капитала и обязательств.

Основные функции БУ.

Бухгалтерский учёт выполняет ряд функций, основными из которых являются: 1. Контрольная. Осуществляется на всех этапах проведения хозяйственных операций и заключается: - в предварительном установлении стандартов деятельности с целью планирования её результатов (предварительный контроль, который проводится до начала хозяйственной операции); - в измерении фактически достигнутых показателей (текущий контроль, осуществляется во время совершения хозяйственной операции); - в сравнении фактически достигнутых показателей со стандартами и в случае выявления существенных отклонений в проведении на этой основе корректировок полученных результатов (последующий контроль, проводимый после завершения хозяйственной операции). 2. Функция обеспечения сохранности ценностей, предполагает проведение инвентаризации, позволяющей определить изменения, произошедшие в составе объектов учёта, а также подтвердить правильность отражения хозяйственной операции. 3. Информационная, предусматривающая формирование бухгалтерской информации, используемой в планировании, прогнозировании, контроле, анализе и принятии решений. Достигается сплошным, непрерывным и взаимосвязанным отражением в первичных документах всех фактов хозяйственной деятельности в различных измерителях, что необходимо для получения полной картины о состоянии дел на предприятии. 4. Функция обратной связи, заключается в следующем: используя обратную связь, с помощью бухгалтерского учёта контролирует выполнение смет, норм, нормативов, устраняет недостатки, выявленные дефекты производства. 5. Аналитическая, позволяет оценить рациональность использования всех ресурсов и обеспечить принятие обоснованных управленческих решений при формировании экономической политики предприятия.

Счета БУ и их строение.

Для получения обобщенных сведений об объектах БУ используют счета, на которых отражаются хозяйственные операции организации, а также фиксируется наличие активов, капитала и обязательств организации, которых эти операции касаются. Счета бухгалтерского учёта – это способ отражения экономической группировки активов, капитала, обязательств, хозяйственных операций, а также оперативного контроля за их изменениями. Счета имеют форму двусторонней таблицы. Левая сторона называется дебетом, правая – кредитом. Для каждого вида активов, капитала и обязательств открываются отдельные счета с указанием цифрового номера и наименованием счёта. Каждый счёт имеет следующие показатели: остаток (сальдо) на начало отчётного периода, показывает остаток по счёту на начало отчётного периода; оборот – итоговая сумма отражённых операций по дебетовой или кредитовой стороне счёта; сальдо на конец месяца – это разность между суммами, проставленными на одной стороне счёта и указанными на другой его стороне. Сальдо может быть дебетовым или кредитовым, в зависимости от того, превышает дебет или кредит. Строение счетов БУ позволяет увеличение объектов БУ показывать отдельно от уменьшения. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записываются по той же стороне, что и начальный остаток, а суммы уменьшающие – на противоположной стороне. В зависимости от вида учитываемых объектов счета делятся на активные и пассивные. Активными называются счета, отражающие внеоборотные и оборотные активы, пассивными – счета для учёта капитала и обязательств. Для активного счёта остаток (сальдо) может быть только по дебету, а уменьшение – по кредиту. Сальдо конечное может быть только дебетовое. Сальдо на конец месяца на активном счёте рассчитывается следующим образом: к начальному сальдо на начало месяца прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту: Ск = Сн + Од – Ок. Для пассивного счёта остаток (сальдо) может быть только по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо конечное может быть только кредитовое. Для определения сальдо на конец месяца по пассивному счёту к начальному сальдо по кредиту счёта прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету: Ск = Сн + Ок – Од. В бухгалтерском учёте также используются счета, имеющие признаки активных и пассивных счетов, называемые активно-пассивными. По дебету активно-пассивных счетов отражают дебиторскую задолженность, по кредиту – кредиторскую задолженность. Остатки (сальдо) таких счетов могут быть одновременно дебетовыми и кредитовыми. Такое сальдо называется развёрнутым. Для того, чтобы определить развёрнутое сальдо, нужно помнить, что на них отражается увеличение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской по дебету, увеличение кредиторской и уменьшение дебиторской задолженности по кредиту. Активно-пассивные счета могут иметь и одностороннее сальдо (свёрнутое), оно показывает чистый результат по данному счёту.

План счетов БУ, его назначение и принципы построения.

Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов БУ. В настоящее время используется План счетов, утверждённый приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н. Действующий План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей и видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций) независимо от организационно-правовой формы, ведущих учёт методом двойной записи. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99 и разбиты на 8 разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения синтетических счетов. Раздел I. Внеоборотные активы (01 – 09). Раздел II. Производственные запасы (10 – 19). Раздел III. Затраты на производство (20 – 39). Раздел IV. Готовая продукция и товары (40 – 49). Раздел V. Денежные средства (50 – 59). Раздел VI. Расчёты (60 – 70). Раздел VII. Капитал (80 – 89). Раздел VIII. Финансовые результаты (90 – 99). В самостоятельном разделе Плана счетов представлены забалансовые счета (001 – 011), предназначенные дляобобщении информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. На основании Плана счетов БУ и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов БУ, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения БУ.

Учетные регистры.

Для систематизации и накопления информации, содержащихся в принятых к учёту первичных документах, и отражения на счетах фактов хозяйственной деятельности предназначены регистры БУ. Регистры БУ могут вестись в зависимости от принятой в организации формы учёта в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в компьютерном виде. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в регистрах БУ в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам БУ. 1. По внешнему виду учётные регистры делятся на: - бухгалтерские книги – представляют собой сброшюрованные листы бумаги с соответствующим графлением; все страницы книги номеруются, указывается их общее количество, что подтверждается подписью бухгалтера; - карточки – отдельные листы в виде таблиц определённых стандартных размеров, что позволяет хранить их вместе в картотеке; - свободные листы (ведомости) – разновидность карточек, делаются из менее плотной бумаги и хранятся не в картотеке, а в специальных папках (регистраторах); - компьютерные распечатки представляют собой учётный регистр в виде широкой полосы бумаги, который печатается на ПК. 2. По степени обобщения производимых записей: - синтетические – записи осуществляются в обобщённом виде, как правило, кратко (без пояснительного текста) с указанием даты и номера бухгалтерской записи; - аналитические – записи делаются по отдельным аналитическим счетам, детализирующим содержание записей того или иного синтетического счёта; - комплексные – объединяют синтетический и аналитический учёт. 3. По характеру записей: - хронологические – данные о фактах хозяйственной деятельности заносятся по мере их совершения на основании первичных документов в хронологическом порядке, в последовательности их поступления без группировки и разноски по счетам; - систематические – предназначены для группировки однородных операций и записи их по определённой системе на бухгалтерских счетах, то есть систематизировано; - комбинированные – сочетающие систематические и хронологические записи. Фиксация фактов хозяйственной деятельности в учётных регистрах называется разноской. Она проводится на основе контировки документов (указания корреспондирующих счетов). Наиболее распространённой является запись в комплексные регистры синтетического и аналитического учёта; в конце месяца делаются итоговые записи в систематический регистр синтетического учёта – Главную книгу. По окончании месяца во всех учётных регистрах подводятся итоги записей всех операций. Затем сверяются результаты записей в синтетических и аналитических учётных регистрах. Для этого могут составляться оборотные ведомости по аналитическим счетам, итоги которых должны быть равны итогам по соответствующим синтетическим счетам.

Учет кассовых операций.

Для расчёта наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Наличные деньги в кассе могут храниться только в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями организации. Сверх лимита в кассе разрешено хранить только наличные деньги для выдачи заработной платы, выплат социального характера (пособия) и стипендий не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке. Суть лимитированного хранения денежных средств состоит в том, что остаток денежных средств в кассе на конец дня не должен превышать установленного лимита остатка. Движение денежных средств в кассе оформляется приходным и расходным кассовым ордером. Приём и выдача денег по ним проводится только в день их составления, после чего они подписываются, регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных ордеров. Вся информация о поступлении и выдаче наличных денег организации обобщается в кассовой книге. Записи в неё делаются по мере совершения кассовых операций, оформленных первичными документами. Каждая организация имеет только одну кассовую книгу, листы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы, а сама книга опечатывается сургучной или пластиковой печатью. Количество листов заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи ведутся в двух экземплярах через копирку. На обоих экземплярах проставляются одинаковые номера, и вторые экземпляры листов служат отчётом кассира. Подчистки и исправления не допускаются, в противном случае заверяются главным бухгалтером или кассиром. В кассовой книге отражается остаток денежных средств на начало рабочего дня, который соответствует остатку на конец предыдущего дня. Также в кассовой книге отражается приход и расход денежных средств за день. Ежедневно подсчитываются итого денежных средств за день, и выводится остаток денежных средств в кассе на конец дня. В бухгалтерию передаётся второй отрывной лист в качестве отчёта кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. В организациях в условиях автоматизированной обработки учётной информации на компьютере оформляется ведомость, которая называется вкладной лист кассовой книги, и ведомость, которая называется отчёт кассира. Обе ведомости имеют одинаковое содержание и назначение, аналогичное содержанию и назначению кассовой книги. Для учёта наличия и движения денежных средств в кассе предусмотрен активный счёт 50 (касса). Этот счёт предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе, к нему могут быть открыты субсчета. 50.1 – «касса организации», 50.2 – «операционная касса», 50.3 – «денежные документы», таким образом счётом 50 предусмотрено открытие как минимум трёх счетов, так как для учёта иностранной валюты открываются дополнительные субсчета для получения сведений о движении валюты по каждому её виду. По дебету счёта 50 отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации; по кредиту счёта 50 – выдача денежных документов и выплата денежных средств из кассы. Синтетический учёт кассовых операций ведётся в ведомостях по поступлению и расходу денежных средств и денежных документов, которые составляются по окончании отчётного периода. Операции: 1) получена выручка от реализации продукции (работ, услуг) основного производства (по обычным видам деятельности): Д 50 – К 90 «продажа»; 2) получен прочий доход (включая реализацию прочего имущества и выручку от реализации продукции, работ, услуг, не относящихся к обычным видам деятельности: Д 50 – К 91 «прочие доходы и расходы»; 3) с расчётного счёта получены денежные средства и оприходованы а кассе: Д 50 – К 51; 4) получены наличные денежные средства в качестве вклада в уставной капитал организации: Д 50 – К 55 «расчёты с учредителями»; 5) получены авансы на доставку продукции, товаров, прочего: Д 50 – К 62 «расчёты с поставщиками и подрядчиками»; 6) произведена выплата начисленной работникам организации оплаты труда, премий, прочего: Д 70 – К 50; 7) выданы денежные средства подотчётному лицу: Д 71 – К 50; 8) сдана сумма сверхлимитного остатка по объявлению: Д 51 – К 50: 9) на сумму выданных авансов по приобретению продукции (от выдачи денежных средств под отчёт отличается тем, что аванс передаётся в кассу организации поставщиками): Д 60 – К 50; 10) на сумму денежных документов, приобретённых за наличный расчёт (приобретение денежных документов осуществляет кассир):Д 50-3 – К 50 (если денежные документы приобретены не кассиром, а другим лицом, то используется счёт 71:Д 71 – К 50); 11) при выбытии денежных документов счёт 50 кредитуется и дебетуются счета учёта источника возмещения затрат (сумма стоимости путёвок в оздоровительный лагерь оплачивается за счёт чистой прибыли):Д 81 – К 50; 12) отражается сумма стоимости почтовых марок, использованных для пересылок корреспонденции: Д 26 – К 50 «общие хозяйственные расходы»; если почтовые марки выдаются должностным лицам (например, секретарю) для постепенного использования, в учёте такая операция обозначается Д 50, а по мере использования стоимость марок списывается на общие хозяйственные расходы: Д 26 – К 71.

Учет переводов в пути.

Переводы в пути – денежные средства, сданные в кассы кредитных организаций или почтовых отделений с целью их зачисления на расчётные счета организаций, но ещё не поступившие по назначению. Основанием для отражения переводов в пути являются копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка, квитанции учреждений банка и почтовых отделений, выписки с расчётных и валютных счетов организации, квитанции банков о приёме наличных средств и др. Переводы в пути учитываются по счёту 57 «Переводы в пути», на дебете которого фиксируются суммы переводов денежных средств, не поступивших на расчётный и другие счета, на кредите – списание сумм переводов денежных средств в связи с их зачислением на расчётные счета организации. Счёт 57 используется в случаях инкассации выручки от продажи товаров, сдаваемой в последние дни месяца, зачисление которой, как правило, происходит в первые числа месяца, следующего за отчётным. По мере получения выписки с расчётного счёта банка, подтверждающей конкретную дату зачисления денежных средств на расчётный счёт, организация имеет право зарегистрировать факт движения денежных средств. Информация по данному счёту обобщается в разрезе корреспондирующих счетов итогами по однородным операциям в ведомости движения переводов в пути.

Учет движения ОС.

Хозяйственные операции по перемещению, поступлению основных средств отражает их движение. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. На каждый объект открывается инвентарная карточка учета. На местах эксплуатации объектов заполняются инвентарные списки ОС. Синтетический учет наличия и движения ОС осуществляется на следующих счетах: 01 – «ОС»; 02 – «Амортизация ОС»; 07 – «Оборудование к установке»; 08 – «Вложения во внеоборотные активы»; 19 – «НДС»; 83 – «Добавочный капитал». В ББ ОС показываются в I разделе по остаточной стоимости. ОС поступают в организацию по следующим причинам: 1) приобретение за плату; 2) строительство (подрядное или хозяйственным способом); 3) вклад предприятий в уставной капитал предприятий; 4) безвозмездное получение; 5) другие причины. Синтетический учёт наличия и движения ОС ведут по первоначальной стоимости на активном счёте 01. Дебет – поступление ОС, кредит – выбытие ОС. Сальдо отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе, а также на консервации собственных ОС. Выбытие ОС производится по следующим причинам: 1) продажа или реализация объектов юридическому или физическому лицу; 2) списание при моральном или физическом износе; 3) передача объектов в качестве вклада в уставной капитал другой организации; 4) ликвидация при авариях, бедствиях или других событиях; 5) передача по договору мены или дарения объекта; 6) списание объектов, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода прав собственности на указанные средства к арендатору. Синтетический учёт осуществляется при помощи счетов 01, 02, 91, 99. Для обобщения информации о выбытии ОС и определения финансового результата от данных операций используется активно-пассивный счёт 91. Дебет – остаточная стоимость выбывших ОС, начисленный НДС, затраты по выбытию. Кредит – выручка от продажи и стоимость определённых предметов по рыночной стоимости. Финансовый результат (прибыль или убыток) при списании ОС определяется путём сопоставления по счёту 91. Превышение оборота по дебету – убыток, по кредиту – прибыль. Операции: 1) Приняты к оплате счета поставщиков в связи с приобретением объектов ОС: Д 08 – К 60; 2) Учтен входной НДС: Д 19 – К 60; 3) Отражены затраты, связанные с приобретением ОС: Д 08 – К 60, 76, 70, 69; 4) Приняты к БУ объекты ОС в сумме фактических затрат: Д 01 – К 08; 5) Оплачены счета поставщиков за приобретенные ОС: Д 60 – К 51, 50, 52; 6) Произведен налоговый вычет: Д 68 – К 19; 7) Списывается остаточная стоимость объекта ОС: Д 91 – К 01; 8) Отражаются расходы, связанные с продажей ОС: Д 91 – К 10, 70, 69; 9) Отражается ФР от продажи объекта ОС: а) прибыль: Д 91 – К 99; б) убыток: Д 99 – К 91.

Учет амортизации ОС.

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. Амортизация – включение в затраты производства изношенной части ОС. Не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки). Амортизационные отчисления начисляются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к БУ, и до полного погашения стоимости этого объекта, либо списания этого объекта с БУ, тогда прекращается начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения, либо списания его с учёта. В соответствии с ПБУ начисление амортизации ОС производится с учётом следующих факторов: 1) первоначальная стоимость; 2) срок полезного использования каждого объекта ОС; 3) способ начисления амортизации. Срок полезного использования определяется при постановке на учёт исходя из срока ожидаемого использования, ожидаемого физического износа в режиме эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной окружающей среды, а также системы плановых предупредительных ремонтов, нормативно-правовых ограничений срока использования объекта. Начисление амортизации объектов производится следующими способами: 1) линейным; 2) способом уменьшаемого остатка; 3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4) списание стоимости пропорционально объёму продукции или работ. Применение одного из способов по группе однородных ОС производится в течение всего срока полезного использования. При линейном способе годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта. При способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения не выше 3, устанавливаемого организацией. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе проставляется число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции или работ амортизационные отчисления начисляются с учетом натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС. Амортизационные отчисления начисляются независимо от размеров деятельности организации и должны быть отражены в учёте в том отчётном периоде, к которому относятся. Учёт амортизации осуществляется на пассивном счёте 02 - «Амортизация ОС». По дебету счёта отражается сумма амортизации по выбывшим ОС, по кредиту – начисленные ОС. Сальдо кредитовое отражает сумму начислений амортизации всех объектов ОС предприятия и сумму их возмещённой стоимости через амортизационные отчисления. Операции: 1) Начислена амортизация ОС, находящихся в эксплуатации: Д 20, 23, 25, 26 – К 02; 2) Начислена амортизация по ОС, сданным в аренду: Д 91 – К 02; 3) Списывается сумма амортизации ОС, выбывших по различным причинам: Д 02 – К 01.

Учет ремонта ОС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.03 с.)