Понятие о хозяйственном учете.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о хозяйственном учете.



Понятие о хозяйственном учете.

Для эффективной хозяйственной деятельности на пред­приятиях и в организациях необходима информация. Она является основанием для принятия различных управленчес­ких решений и может быть получена с помощью наблюде­ния, измерения, регистрации данных.

Хозяйственная деятельность - это последовательность взаимосвязанных, одновременно протекающих хозяйствен­ных процессов. Хозяйственные процессы различаются в за­висимости от вида деятельности предприятия.

Промышленные предприятия создаются для производ­ства готовой продукции, и его основными хозяйственными

процессами являются:

• снабжение;

• производство;

• реализация.

Торговые организации приобретают товары у производ­ственных предприятий и других поставщиков для дальней­шей перепродажи их потребителям, их основные хозяйствен­ные процессы следующие:

• приобретение товара;

• хранение;

• продажа.

Финансово-кредитные учреждения и посреднические организации (страховые компании, фондовые биржи и т.д.) аккумулируют временно свободные денежные средства пред­приятий и населения, организуют кредитное и расчетно-кас­совое обслуживание, выпуск и продажу ценных бумаг, ока­зывают разного рода посреднические услуги. Их хозяйствен­ная деятельность состоит из следующих процессов:

• привлечение средств;

• размещение привлеченных средств;

• организация наличных и безналичных расчетов;

• предоставление гарантий, поручительств, консультаций.

Каждый хозяйственный процесс складывается из мно­жества хозяйственных операций. Чтобы регулировать все хо­зяйственные процессы, необходимо вести учет.

Учет - это установление наличия чего-нибудь, его из­мерение количественной и качественной сторон. Количе­ственная сторона выражается числами, а качественная - степенью пригодности. Качественные показатели можно по­лучить с помощью количественных. Так, например, с помо­щью двух количественных показателей - суммы прибыли и суммы товарооборота - можно получить качественный по­казатель - рентабельность. Для этого нужно сумму прибы­ли разделить на сумму товарооборота.

Хозяйственный учет- этоколичественноеотражение и ка­чественная характеристика средств и хозяйственных процессов дляконтроля и активного воздействия на их развитие.

В широком смысле слова хозяйственный учет является функцией управления, он обеспечивает информацией управленческий аппарат предприятия.

Учет выполняет функции наблюдения, измерения и регистрации отдельных фактов и явлений хозяйственной жизни.

 

Измерители, применяемые в учете.

В учёте применяются три вида учетных измерителей:

• натуральные;

• трудовые;

• денежные. .

Натуральные измерители используются для измерения количества товаров, сырья, готовой продукции в натуре - килограммах, метрах, литрах, штуках и т.д.

Трудовые измерителииспользуютсядля измерения количества затраченного труда и применяются для начисления за­работной платы. Измеряются в рабочих днях, часах, минутах.

Денежный измеритель– рубли и копейки. Он является обобщающим измерителем, так как и натуральный, и трудовой измеритель можно выразить в деньгах.

Все виды учетных измерителей тесно связаны между собой.

 

Оперативный, статистический и бухгалтерский учет.

Оперативный учет - это самый быстрый и простой вид учета. Характерной особенностью его является то, что от его показателей не требуется абсолютной точности, но вместе с тем эти показатели должны быть достаточно правильны. Данные оперативного учета могут передаваться в устной форме, по телефону, факсу, телеграфом и т.д.

Сведения используются в основном для оперативного руководства отдельными хозяйственными операциями в ходе их совершения. Спомощью оперативного учета можно собрать сведения о важнейших показателях деятельности предприятия. Например, можно определить объем выпуска продукции, объем выполнения плана товарооборота, поступ­ление денег на расчетный счет, объем отгрузки продукции и т.д.

Данные оперативного учета при необходимости можно получать из бухгалтерских и статистических документов.

Отличительными особенностями оперативного учета яв­ляются:

• быстрота;

• ограниченность во времени значимости оперативной информации;

• необязательность документального оформления;

• ведение учета не постоянно, а по мере необходимости.

В оперативном учете используются три вида учетных из­мерителей - натуральные, трудовые и денежные, но наибо­лее часто применяются натуральные.

Статистический учет - осуществляет массовое наблю­дение за явлениями природы, состоянием общества и про­изводства с целью выявления закономерностей их развития. Статистика регистрирует, группирует и обобщает массовые, качественно однородные явления и процессы, происходя­щие:

• в природе (колебания температуры, землетрясения, сти­хийные бедствия);

• в общественной жизни (рождаемость, смертность, изме­нения в социальной структуре общества);

• в производстве (объем выпуска и реализации продук­ции) и т.д.

Статистический учет рассматривает их не изолирован­но друг от друга, а в совокупности, исследуя и группируя эти явления, события и процессы по качественно однородным признакам. Статистический учет собирает и обобщает ин­формацию о состоянии экономики, тенденциях ее развития, о движении рабочей силы, товаров, ценных бумаг, матери­альных запасов, численности и составе населения по полу, возрасту, профессии и т.д. Статистика широко использует выборочный метод наблюдения и регистрации, может при­менять особые способы и приемы: обследование, перепись, наблюдение, средние величины, индексы и т.д. Источником получения информации являются данные бухгалтерского и оперативного учета. Следовательно, статистический учет изучает количественную и качественную стороны массовых явлений и процессов жизни общества.

В статистическом учете используются все виды учетных измерителей.

Бухгалтерский учет - это система сплошного, непре­рывного и взаимосвязанного наблюдения и контроля за хо­зяйственной деятельностью предприятия с целью получения о ней текущей итоговой информации.

Под сплошным отражением понимается обязательный учет всего имущества, производственных запасов, затрат, продукции, денежных средств и т.д. Непрерывность во вре­мени требует постоянного наблюдения и записи в докумен­тах всех происходящих на предприятии хозяйственных операций. Взаимосвязанность вызвана зависимостью совер­шаемых на предприятии операций между собой.

 

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.

К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами:

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организациями на основе плана счетов бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).

4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

5. Имущество, принадлежащее организации на правах собственности учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций.

Денежные средства.

 

 

9. Классификация хозяйственных средств предприятия по источникам образования.

По источникам образования и целевому назначению хо­зяйственные средства предприятия подразделяются на две группы:

I. Собственные средства:

1) Уставный капитал - образуется при формировании предприятия за счет вкладов инвесторов.

2) Добавочный капитал - образуется в результате пере­оценки основных средств как сумма прироста их сто­имости.

3) Резервный капитал -создается за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия убытков предприятия.

4) Паевой фонд -образуется в системе потребительской кооперации за счет паевых взносов пайщиков.

5) Специальные фонды -создаются для различных целей за счет отчислений от прибыли в размерах, предусмотрен­ных учредительными документами.

6) Амортизация - это ежемесячно начисляемые суммы износа основных средств.

7) Целевое финансирование - это средства, поступившие от других организаций и лиц, а также средства, поступив­шие из бюджета, предназначенные на строго определен­ные цели.

8) Прибыль -это разница между доходами и расходами предприятия.

9) Торговая наценка -эта сумма, которая включается в продажную стоимость товара. Товары поступают от по­ставщиков по покупным ценам. Но для того чтобы по­крыть расходы по продаже товаров и получить прибыль, торговые организации к покупной стоимости делают торговую наценку.

10) Собственные акции -это акции (доли), выкупленные акционерным обществом у акционеров, для их последу­ющей перепродажи другим участникам или для аннули­рования.

11) Резервы -это образованные резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материальныхценностей, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги. Резервы могут образовываться в соответствии с

законодательством и в соответствии с учредительными документами. Резервы, как правило, образуются в на­чале нового финансового года, а в конце года - списы­ваются.

II. Заемные средства:

1) Краткосрочные обязательства - подлежат погашению втечение года.

2) Долгосрочные обязательства –подлежат погашению в срок более 1 года.

Активно-пассивные счета.

К таким счетам относятся счета, на ко­торых отражаются хозяйственные процессы, финансовые результаты, расчеты между отдельными предприятиями и лицами. Активно-пассивные счета сочетают в себе признака и активных, и пассивных счетов. На активно-пассивных сче­тах сальдо показывается развернуто- одновременно по де­бету и по кредиту счета.

Конечное развернутое сальдо на активно-пассивных счетах определить невозможно, для этого необходимы дан­ные аналитического учета. Аналитический учет дает инфор­мацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и креди­тором отдельно.

Для определения конечного сальдо по активно-пассив­ным счетам нужно подсчитать остатки по всем аналитичес­ким счетам и записать суммы остатков на конец периода по дебету и кредиту. После этого нужно проверить правильность выведения остатков.

 

План счетов бухгалтерского учета.

План счетов - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета.

В Плане счетов каждый счет имеет наименование и закрепленный шифр. В основе построения Плана счетов лежит разработанная теорией бухгалтерского учета классификация счетов по экономическому содержанию.

В Плане счетов все счета сгруппированы по экономически однородным признакам в группы и разделы. План счетов содержит 8 разделов и особый раздел «Забалансовые счета».

Раздел 1 «Внеоборотные активы». Счета этого раздела используются для обобщения информации о наличии и движении внеоборотных активов.

Раздел 2 «Производственные запасы» отражает счета, на которых фиксируются наличие и движение производственных запасов, отклонения в их стоимости, НДС и т.д.

Раздел 3 «Затраты на производство» включает в себя счета, на которых учитываются затраты на производство продукции.

Раздел 4 «Готовая продукция и товары» включает счета, на которых отражаются наличие и движение готовой продукции и товаров, торговая наценка, расходы на продажу и т.д.

Раздел 5 «Денежные средства» содержит счета, на которых отражается информация о движении денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах. Кроме того, в этот раздел включены счета, на которых отражаются переводы в пути и финансовые вложения.

Раздел 6 «Расчеты» отражает счета, на которых учитываются все виды расчетов предприятия с физическими и юридическими лицами.

Раздел 7 «Капитал» включает счета, на которых учитываются уставный капитал, собственные акции, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), а также средства целевого финансирования.

Раздел 8 «Финансовые результаты» содержит счета, на которых учитываются финансовые результаты от продажи товаров и готовой продукции, от выполнения работ и оказания услуг, а также прочих доходов и расходов. Кроме того, в этом разделе находятся счета для учета расходов и доходов будущих периодов, недостач и потерь от порчи ценностей, резервов предстоящих расходов.

Особый раздел «Забалансовые счета» содержит информацию о наличии и движении имущества, не принадлежащего предприятию.

В Плане счетов каждый счет имеет свой номер, состоящий из двух знаков. В обозначении номеров оставлены пропуски, которые необходимы для того, чтобы создать резерв на случай введения новых синтетических счетов.

К некоторым синтетическим счетам предусмотрены субсчета, которые используются для детализации показателей синтетических счетов.

Использование кодов счетов и субсчетов позволяет заменять их названия шифрами.

В соответствии с типовым Планом счетов бухгалтерского учета на каждом предприятии разрабатываются рабочие планы счетов, которые включают только те счета, которые используются на данном предприятии.

 

Классификация документов.

Документы подразделяются по следующим признакам:

1. По назначению:

• распорядительные;

• исполнительные;

• комбинированные;

• документы бухгалтерского оформления.

Распорядительные документы содержат приказ или распоряжение на проведение хозяйственной операции.

Исполнительные (оправдательные) документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции.

Комбинированные документы совмещают распоряжение и исполнение

2. По местам составления;

• внутренние;

• внешние.

Внутренние документы составляются на данном предприятии.

Внешние документы — это документы, составленные на других предприятиях и поступившие на данное предприятие.

3. По способу отражения операций:

• первичные;

• сводные.

Первичные документы — это документы, в которых фиксируется одна или, несколько хозяйственных операций непосредственно в момент их совершения.

Сводные документы составляются на основе первичных.

4. По объему записей:

• разовые;

• накопительные.

Разовые документы — это документы, в которых отражается одна или несколько хозяйственных операций, записываемых в документ одновременно в момент их совершения.

Накопительные документы — это документы, в которых фиксируются однородные систематически повторяющиеся хозяйственные операции, которые совершаются в течение определенного времени. Это документы, которые составляются постепенно путем накапливания сведений.

5. По способу составления:

• заполняемые вручную; .

• частично механизированные;

• полностью механизированные;

• полученные с помощью средств автоматизации.

 

42. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению бухгалтерских документов.

К составлению документов предъявляются следующие требования:

• первичные документы должны быть составлены по установленной форме с указанием всех обязательных реквизитов;

• документы должны составляться своевременно, как правило, в момент совершения операции, а если это невозможно, то сразу после окончания операции;

• не допускается оформлять операции, противоречащие законодательству и установленному порядку обращения с денежными средствами и другими ценностями.

Ответственность за своевременное и правильное составление документов, за достоверность данных, а также за своевременную передачу документов в бухгалтерию несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

При заполнении документов нужно соблюдать следующие правила:

1. Все записи в документах производятся чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, компьютера, а также других средств, которые обеспечивают сохранность этих записей в течение срока, установленного для хранения документов в архиве. Записи в документах простым карандашом делать не разрешается.

2. Записи должны вестись четко, разборчиво, аккуратно, подчистки и помарки не допускаются.

З. Число и год в документах пишутся цифрами, а месяц — прописью.

4. Все реквизиты документа должны быть заполнены.

5. Итоговые денежные суммы записываются следующим образом: рубли пишутся прописью и с большой буквы, а копейки — цифрами.

6. В документах подчистки и помарки не допускаются. Исправление ошибок производится путем зачеркивания цифр или текста одной чертой — так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, а затем сверху делают правильную запись. Об исправлении делается оговорка: «Исправленному верить», ставится дата и подпись лица, составившего документ.

7. В приходных и расходных кассовых ордерах, банковских документах (чеках, платежных поручениях, платежных требованиях-поручениях, объявлениях на взнос наличными и т.А.) ошибки не допускаются. Если в таких документах допущена ошибка, то их нужно уничтожить или аннулировать и составить новые документы.

Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

 

Понятие о хозяйственном учете.

Для эффективной хозяйственной деятельности на пред­приятиях и в организациях необходима информация. Она является основанием для принятия различных управленчес­ких решений и может быть получена с помощью наблюде­ния, измерения, регистрации данных.

Хозяйственная деятельность - это последовательность взаимосвязанных, одновременно протекающих хозяйствен­ных процессов. Хозяйственные процессы различаются в за­висимости от вида деятельности предприятия.

Промышленные предприятия создаются для производ­ства готовой продукции, и его основными хозяйственными

процессами являются:

• снабжение;

• производство;

• реализация.

Торговые организации приобретают товары у производ­ственных предприятий и других поставщиков для дальней­шей перепродажи их потребителям, их основные хозяйствен­ные процессы следующие:

• приобретение товара;

• хранение;

• продажа.

Финансово-кредитные учреждения и посреднические организации (страховые компании, фондовые биржи и т.д.) аккумулируют временно свободные денежные средства пред­приятий и населения, организуют кредитное и расчетно-кас­совое обслуживание, выпуск и продажу ценных бумаг, ока­зывают разного рода посреднические услуги. Их хозяйствен­ная деятельность состоит из следующих процессов:

• привлечение средств;

• размещение привлеченных средств;

• организация наличных и безналичных расчетов;

• предоставление гарантий, поручительств, консультаций.

Каждый хозяйственный процесс складывается из мно­жества хозяйственных операций. Чтобы регулировать все хо­зяйственные процессы, необходимо вести учет.

Учет - это установление наличия чего-нибудь, его из­мерение количественной и качественной сторон. Количе­ственная сторона выражается числами, а качественная - степенью пригодности. Качественные показатели можно по­лучить с помощью количественных. Так, например, с помо­щью двух количественных показателей - суммы прибыли и суммы товарооборота - можно получить качественный по­казатель - рентабельность. Для этого нужно сумму прибы­ли разделить на сумму товарооборота.

Хозяйственный учет- этоколичественноеотражение и ка­чественная характеристика средств и хозяйственных процессов дляконтроля и активного воздействия на их развитие.

В широком смысле слова хозяйственный учет является функцией управления, он обеспечивает информацией управленческий аппарат предприятия.

Учет выполняет функции наблюдения, измерения и регистрации отдельных фактов и явлений хозяйственной жизни.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.014 с.)