Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы и мероприятия международного сообщества по формированию универсальной конвенции марпол 73/78 по охране окружающей среды на море.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция 1 Этапы и мероприятия международного сообщества по формированию универсальной конвенции МАРПОЛ 73/78 по охране окружающей среды на море.
Отрицательное воздействие судов на окружающую среду. Борьба с угрозой глобального экологического кризиса стала международной проблемой. Решить ее в рамках отдельных стран нельзя. Предпринятые некоторыми государствами меры по охране природы не будут эффективными, если другие их не поддержат. В настоящее время эта проблема стала мировой. Отрицательное воздействие судов на окружающую среду. В процессе эксплуатации судов образуются бытовые и производственные отходы, сброс которых в водоем приносит значительный ущерб природе. При этом все образующиеся на судне загрязнения можно разделить на две основные группы: 1 – остатки перевозимых грузов, образующиеся вследствие неполной их выгрузки, обмыва палубы и трюмов, танков и т.п.; 2 – загрязнения, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (сточные воды и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (нефтесодержащие льяльные, или подсланевые воды, производственный мусор). В настоящее время, к сожалению, весьма часты случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункеровке судов и в результате различных аварийных ситуаций. Выхлопные газы. 70% загрязнений, более 200 веществ. Нефтесодержащие воды. В процессе эксплуатации судовых механизмов образуется особый вид отходов – подсланевые нефтесодержащие воды, которые скапливаются под сланями (льялами) машинных отделений. Основными причинами попадания загрязнений являются – протечка воды из трубопроводов, обшивку корпуса и донную арматуру, протечка нефтепродуктов при ремонте механизмов, топливной и масляной аппаратуры и т.п. Количество нефтепродуктов во многом зависит от технического состояния оборудования и от выполнения правил его эксплуатации. Среднесуточное накопление нефтесодержащих вод в основном определяется мощностью главного двигателя. При попадании в воду нефтепродукты образуют эмульсию. Ее устойчивость повышается, если в таких водах присутствуют эмульгаторы, они препятствуют укрупнению и всплытию частичек нефти. Содержащиеся в морской воде ионы различных металлов и солей также могут способствовать образованию эмульсии. Удалять из воды эмульгированные нефтепродукты гораздо сложнее, чем грубодисперсные. Поэтому по возможности следует исключать факторы, способствующие их образованию. Сточные воды. При использовании воды для питьевых и хозяйственных нужд на судне скапливаются сточные воды. Проблема удаления сточных вод с судов возникла со времени спуска на воду первого судна и до недавнего времени она решалась путем сброса этих вод за борт без какой-либо обработки, надеясь на определенную степень самоочищения водоема. Однако способность к самоочищению зависит прежде всего от начальной чистоты воды и от количества растворенного в воде кислорода. Поэтому, несмотря на то, что общее количество сточных вод судов значительно меньше таковых, сбрасываемых городскими канализациями, они все же наносят ощутимый ущерб водоемам. Особенно это ощущается в местах скопления судов. При этом ухудшаются гидрохимические показатели воды, такие как БПК5, количество взвешенных веществ, коли-индекс, рН, прозрачность и другие. Мусор (бытовые и производственные отходы). В процессе бытовой и производственной деятельности на судне образуется ряд твердых и жидких отходов, подлежащих удалению. К твердым отходам относятся бумага, тряпки, упаковочные материалы, а также пищевые отходы. Обычно она должны накапливаться в специальных контейнерах, установленных на корме судна. Пищевые отходы не должны смешиваться с бытовым мусором. Кроме твердых отходов на судах накапливаются и жидкие отходы, которые можно разделить на две группы: 1 – шлам от установок для очистки сточных вод в том числе дробленные пищевые отходы. Они накапливаются в специальной цистерне; 2 - шлам от сепараторов топлива и масла. Существует классификация мусора по степени его взаимодействия с водной средой: - плавающий – приводит к загрязнению поверхности воды и береговой полосы; - тонущий – загрязняет дно водоема, что приносит вред донной фауне, местам нерестилищ и нагула рыб; - растворяющийся – поглощает для своего окисления кислород из воды водоема, изменяет ее окраску, вкус и т.п. Бытовые твердые отходы составляют большую часть скапливающегося мусора. Основные проблемы по обработке мусора связаны с неоднородностью состава бытовых отходов и значительными колебаниями объемов их накопления в зависимости от назначения судна, характера рейса и др. Международная конвенция МАРПОЛ 73/78. В 1973 г. Международной морской организацией (ИМО), являющейся органом ООН, была принята Международная конвенция МАРПОЛ 73, в которой определены технические требования по предотвращению загрязнения моря с судов. Инициаторами такой конвенции были ряд стран, обеспокоенных сильным загрязнением морских водоемов. Требования эти изложены в Протоколе к Конвенции МАРПОЛ 73 и приняты на состоявшейся в феврале 1978 г. Международной конференции. Положения МАРПОЛ 73 и Протокола 1978 г. Представляют собой единый документ, кратко называемый Конвенция МАРПОЛ 73/78, которая включает пять приложений (по видам всех судовых загрязнений): Приложение 1. «Правила предотвращения загрязнения нефтью»; Приложение 2. «Правила контроля над загрязнением при перевозке ядовитых жидких веществ наливом»; Приложение 3. «Правила предовращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках или автодорожных и железнодорожных цистернах»: Приложение 4. «Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов»; Приложение 5. «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов». Приложение 6. Приложение 7. Государственные требования по предотвращению загрязнения водоемов судовыми отходами определяются в основном соответствующими санитарными правилами, а также правилами, разработанными различными контролируемыми ведомствами. Требования, связанные с определением в водные объекты судовых отходов, изложенные в указанных документах, отличаются от аналогичных, определяемых Международной конвенцией МАРПОЛ 73/78. Загрязнение морских и речных вод влечет за собой прежде всего гражданско-правовую (имущественную), административную, дисциплинарную или даже уголовную ответственность лиц, непосредственно виновных в загрязнении. Лекция 2 Нормативные организационно-технические мероприятия по предотвращению загрязнения вредными веществами, которые перевозятся морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, насыпом или в автодорожных и железнодорожных системах. Сточные воды. Под сточными водами Конвенция предусматривает: - стоки из всех видов туалетов, писсуаров, унитазов; - стоки из раковин, ванн, душевых; - стоки из помещений, где находятся животные; - прочие стоки, если они перемешаны с перечисленными выше.
Согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 каждое судно подвергается следующим видам освидетельствования: - первоначальному (перед вводом в эксплуатацию); - периодическому (через промежутки, не превышающие 5 лет); - промежуточному – в период между периодическими через промежуток, не превышающий 30 мес. Сточные воды образуются при использовании воды для производственных, питьевых и хозяйственных нужд на судне. До недавнего времени эти воды сбрасывались в водоемы без предварительной очистки, т.к. считалось, что они не наносят ущерба водоемам. Особенно неблагоприятное положение наблюдается в местах скопления судов в портах. Поэтому сточные воды, образующиеся на судах, накапливают в специально предназначенных сборниках и далее откачивают их на плавучие очистные станции для очистки и обезвреживания. Объемы среднесуточных накоплений сточных вод можно определить по: грузовому флоту 30-150 л/чел., по пассажирскому флоту 250-300 л/чел. Выбор способа очистки сточных вод и его эффективность зависят от состава сточных вод. Смесь сточных и хозяйственно-бытовых вод, поступающих в сборные цистерны судна, содержат загрязнения в виде грубодисперсной взвеси и коллоидных частиц, а также в растворенном состоянии. О степени загрязнения сточных вод можно судить по следующим показателям: - БПК5 – биохимическое потребление кислорода за 5 суток. Означает потребление кислорода, необходимое для разложения органического вещества в течение 5 суток при температуре 20ºС без доступа света и воздуха, измеряется в мг/дм3. - ВВ – количество взвешенных веществ, содержащихся в 1 дм3 сточной воды; Повышенное содержание ВВ в сбрасываемых сточных водах приводит к увеличению мутности воды и в дальнейшем к нарушению «пищевой цепочки» водоема. - Коли-индекс – количество бактерий группы «коли» (кишечная палочка), содержащаяся в 1 дм3 сточной воды, измеряется в штуках на 100 мл. - рН – водородный показатель, характеризующий количество ионов водорода в растворе. - Прозрачность – позволяет косвенным путем оценивать степень загрязненности сточных вод. В соответствие с требованиями Конвенции МАРПОЛ 73/78 в прибрежной зоне шириной 12 морских миль запрещен сброс сточных вод, если они предварительно не очищены и не обеззаражены в специальной судовой установке (ООСВ) до следующих показателей:
БПК5, мг/дм3 50 ВВ мг/дм3 100 + х где х – концентрация ВВ в промывочной воде, мг/дм3 Коли-индекс, шт 2500
Состав судовых сточных вод, скапливающихся в сборной цистерне, непостоянный, соотношение сточных и хозяйственно-бытовых вод изменяется в течение суток, зависит от режима работы судна. Если судно не укомплектовано очистными сооружениями, то на его борту устанавливают специальные емкости для сбора и хранения отдельно нефтесодержащих и сточных вод. Предельно-допустимый сброс (ПДС) веществ в водный объект – масса вещества в сточных водах, максимально-допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. Помимо материальных отходов с судов возможно энергетическое, в частности тепловое загрязнение окружающей среды. Повышение температуры гидросферы повышает скорость химических и биохимических реакций, что способствует эффективности очистки сточных вод. С другой стороны, с повышением температуры уменьшается растворимость и, следовательно, концентрация кислорода в воде, без которого невозможно самоочищение, сущность которого сводится к окислению органических веществ кислородом в процессе жизнедеятельности аэробных бактерий. 3. Основные требования природоохранных мероприятий. В 1973 г. Международной морской организацией (ИМО) была принята Международная Конвенция МАРПОЛ-73, в которой определены требования по предотвращению загрязнения с судов. С ростом перевозок нефти от районов добычи к месту переработки и потребления участились случаи тяжелых аварий крупнотоннажных танкеров (столкновения, посадки на мель, взрывы, пожары), повлекшие за собой разливы нефти.
Мусор – все виды пищевых, бытовых или эксплуатационных отходов. Мусор делится на бытовой и производственный. Существует классификация мусора по степени его взаимодействия с водой: - плавающий – приводит к загрязнению поверхности воды и береговой полосы; - тонущий – загрязняет дно водоема, особый вред наносит местам нерестилищ рыб; - растворяющийся – поглощает для своего окисления кислород из воды водоема, изменяет ее окраску, вкус. Бытовые твердые отходы составляют большую часть скапливающего бытового мусора. Основные проблемы – неоднородность состава бытового мусора, значительные колебания его объемов. Объем производственных твердых отходов зависит в первую очередь от мощности судовой энергетической установки и от состояния механизмов. В среднем, ежесуточно на грузовом судне скапливается около 20 кг всех видов отходов (без учета шлама сточных вод), а на пассажирском – около 400 кг. Для пассажирских судов основную долю составляют бытовые отходы. Ограничения МАРПОЛ при сбросе мусора: - запрещается сброс в море всех видов пластмасс; - плавучий обивочный и упаковочный материал можно сбрасывать за пределами 25 миль от берега; - за пределами 12-мильной зоны можно сбрасывать мусор, пропущенный через измельчитель, размеры кусков которого должны быть не более 25 мм; - в особых районах запрещается сбрасывать любые виды мусора, кроме пищевых отходов, которые можно сбрасывать за пределами 12-мильной зоны. Уполномоченным должностным лицам в пределах внутренних морских и территориальных вод представлены следующие права: - останавливать, посещать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и обстоятельств произведенного сброса или потерь веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов водоемов; - давать указания об устранении нарушения установленных правил по операциям с токсикантами; - задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие незаконный сброс или не принявшие необходимых мер к предотвращению потерь указанных веществ; - составлять акты о нарушении правил по предовращению загрязнения вод, в установленном порядке привлекать виновных лиц к ответственности. Лекция 3 Нефтесодержащие воды. Для предотвращения загрязнения водной среды подсланевыми водами с судов Конвенция МАРПОЛ 73/78 предусмотрены три варианта оборудования: - сборный танк; - сборный танк и нефтяное фильтрующее оборудование, обеспечивающее степень очистки до 15 ppm, автоматическое закрытие клапанов при превышении 15 ppm, нефтепродуктов в сточной воде; - сборный танк и сепарационное оборудование с эффективностью очистки до 100 ppm. Каждое судно, попадающее под действие приложения 4 Конвенции МАРПОЛ 73/78, должно подвергаться следующим видам освидетельствования: Первоначальному – перед вводом в эксплуатацию; на основании результатов первоначального освидетельствования выдается Международное свидетельство на судно; Периодическому – через установленные каждым государством промежутки времени (не превышающие 5 лет); Промежуточному – в период между периодическими, через промежуток времени, не превышающий 30 мес. По действующим в настоящее время Правилам Регистра все отечественные суда, совершающие международные рейсы, каждый год должны проходить переосвидетельствование, в ходе которого проверяют устройства для предотвращения сброса необработанных СВ. При этом проверяют работоспособность механизмов, входящих в состав устройства. По требованию контролирующих организаций может быть произведен отбор серии проб обработанных СВ (при наличии на судне установки ООСВ) для оценки эффективности их обработки. Сравнение полученных при этом результатов с нормами ИМО дает основание для решения продлить срок действия Международного свидетельства. 2. Государственные требования по предотвращению загрязнения морской среды судовыми отходами. Проблема охраны водных бассейнов – комплексная проблема, включающая технические, технологические, экономические, медициеские и социальные аспекты. Все они регламентируются правовыми нормами. Постановлениями по охране морских бассейнов предусматривается обязанность всех министерств и ведомств, имеющих суда и плавучие средства, оборудовать суда сепараторами для очистки нефтесодержащих вод или устройствами для сбора этих вод, других вредных веществ, судовых сточных вод и мусора и сдачи их на плавучие или береговые приемные устройства. Уполномоченным должностным лицам в пределах внутренних морских и территориальных вод представлены следующие права: - останавливать, посещать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и обстоятельств произведенного сброса или потерь веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов водоемов; - давать указания об устранении нарушения установленных правил по операциям с токсикантами; - задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие незаконный сброс или не принявшие необходимых мер к предотвращению потерь указанных веществ; - составлять акты о нарушении правил по предотвращению загрязнения вод, в установленном порядке привлекать виновных лиц к ответственности. Лекция 4 Таблица 1 Таблица 2 ЛЕКЦИЯ 5 Перелік літератури
1. Леонов В.Е. Ходаковський В.Ф. Куликова Л.Б. «Основы экологии и охрана окружающей среди», Монография. /Под редакцией проф. Леонова В.Е. Херсон: Издательский центр ХГМИ. 2010 – 352с. 2. Бедрій Я.І. та ін. Основи екології та охорона навколишнього природного середовища: Навч. посібник. – Львів,1999. – 238 с. 3. Воронцов А.П. Рациональное природопользование: Учебное пособие. – М.:ЭКМОС,2000, - 303с. 4. Джигирей В.С. Екологія та охорона навколишнього природного середовища: Навч. посібник. – К.: Т-во «Знання», КОО, 2000. – 203 с. 5. Кормилицин В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии: Учебное пособие. – М.: Интерстиль, 1997, - 364с. 6. Корсак К.В., Плахотнік О.В. Основи екології. – К.: МАУП, 1998. – 228 с. 7. Леонов В.Е. Расчет предотвращенного ущерба от выхлопных газов двигателей транспортных средств воздушного бассейна: Методические указания. – Новосибирск: НГАВТ, 1999, - 14с. 8. Леонов В.Е. Экология: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАВТ, 1999, - 133с. 9. Леонов В.Е. Технология очистки сточных вод: Учебное пособие. – Новосибирс: НГАВТ, 2001, - 116с. 10. Леонов В.Е. Экология: Учебное пособие. Новосибирск. НГАВТ, 1999, - 127с. 11. Леонов В.Е. Теоретические основы защиты окружающей среды: Новосибирск. НГАВТ, 2003. – 152с. 12. Лєонов В.Є., Шерстюк В.Г., Бень А.П., Технологія очищення стічних вод з метою захисту гідросфери. Монографія / За редакцією д.т.н., проф. В.Є.Лєонова - Херсон: ПП Вишемирський В.С., 2008, - 152 с. 13. Леонов В.Е. Расчет предотвращённого ущерба от выхлопных газов двигателей транспортних средств воздушному басейну.Методические указания к выполнению практических работ.Новосибирск.НГАВТ,1999, -15с. 14. Малишко М. Екологічне право України: Навч посібник. – К.: Юридична книга, 2001. – 392 с. 15. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000, - 280с. 16. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. – М.: Агенство «Фаир», 1998. – 320 с. 17. Шевчук В.Я., Саталкін Ю.М. та ін. Екологічний аудит: Навч. посібник. – К.: Символ – І, 1997. – 221 с. 18. Новиков Ю. В. Охрана окружающей среды. М.: “Высшая школа”, 1987. 19. Дато Н. Д.. Планета Земля в опасности. М.: “Мир”, 1988. 20. Нунупаров В. Д. Предотвращение загрязнения моря. М.: “Транспорт”, 1985. Лекция 1 Этапы и мероприятия международного сообщества по формированию универсальной конвенции МАРПОЛ 73/78 по охране окружающей среды на море.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.151 (0.009 с.) |