Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние качества гидросферы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Гидросферу Земли можно условно разделить на две категории – соленые и пресные воды. Пресная вода наряду с воздухом и продуктами питания является важнейшим источником поддержания жизнедеятельности человека. Транспорт – один из крупнейших потребителей пресной воды. Большое количество используется всеми видами транспорта для различных технологических и технических целей (пар для турбин, для охлаждения двигателей, жидкости для мойки и экипировки подвижного состава и прочих процессов). Водные виды транспорта непосредственно влияют на степень загрязнения воды. Непосредственно с судна сбрасываются в воду балластные воды, вода, используемая для мойки грузовых танкеров, подсланевые воды, содержащие в своем составе нефтепродукты. Нефтяная пленка задерживает на 35-40% ультрафиолетовое излучение и тем самым снижает интенсивность фотосинтеза и образование биомассы в океане. Она же затрудняет обмен кислородом между гидросферой и атмосферой. Нефтяная пленка снижает испаряемость воды и, следовательно, уменьшает количество водяных паров в атмосфере, что в свою очередь повышает вероятность засух и других неблагоприятных явлений. Кроме того, антропогенный шум, вибрация и электромагнитные воздействия являются энергетическими загрязнителями окружающей среды. Механические вибрации возникают практически во всех механизмах с разными амплитудами и частотами, поэтому они могут быть моно-, би- и полигармонические, случайные с широким диапазоном частот. Вибрация резко влияет на иммунную, сердечнососудистую системы, состав крови человека и развитие профзаболевания – виброболезнь. Вибрации, возникающие на судне, подразделяются на общую вибрацию корпуса судна и местные вибрации. Основными источниками местной вибрации являются: гребной винт (механическая и гидродинамическая неуравновешенность), валопровод, главные и вспомогательные силовые установки (дизель, механизмы, компрессоры, насосы, электрические двигатели), волнения моря (при волнении 3 балла периодические силы увеличивались на 30%, при сильном волнении – в 3-5 раз) и мелководье, процесс обтекания потоком воды выступающих частей (возникают вибрации в результате срыва вихрей) и руль. Интенсивность шума за последние 300 лет в развитых странах удваивалась каждые 5-10 лет, т.е. росла быстрее, чем увеличивалось потребление энергии. Интенсивный шум отрицательно влияет на производительность труда, самочувствие и здоровье человека, а также на животных и даже на растения. Основными источниками внешнего шума являются транспорт, строительные и производственные процессы. Шум зависит от типа двигателя, скорости движения, режима работы, технического состояния средства и ряда других факторов и его интенсивность может существенно колебаться. Крупные морские и речные суда во время движения не создают значительного внешнего шума. Источниками внешнего шума на судах являются выпускные тракты, винты, шум воды, обтекающий корпус, а также вспомогательные машины, установленные на открытых палубах и работающие преимущественно в портах при загрузке и разгрузке или при техническом обслуживании и ремонте судов. Все транспортные средства имеют сигнальные сирены, гудки или свистки, издающие звуки значительной интенсивности. Наиболее мощные сигнальные системы установлены на морских и крупных речных судах, которыми они пользуются в основном при движении в тумане и в других опасных ситуациях, хотя из-за низкого тона звуки от таких сирен воспринимаются с меньшим раздражением, чем от резких гудков локомотивов. На транспортных средствах генерируются, кроме внешних шумов, внутренние шумы, воздействующие на пассажиров и обслуживающий персонал (механиков судов и др.). В машинных отделениях судов, где работают главные двигатели (обычно дизели) шум достигает 80-100 дБА, а в непосредственной близости от двигателей и выше. В настоящее время все чаще говорят о новом виде загрязнения планеты – тепловом. Источниками «подогрева» окружающей среды из-за несовершенства методов преобразования энергии служат тепловые потери в различных двигателях и установках. Таким образом, водный транспорт загрязняет биосферу: химически – отработавшие газы дизелей в атмосферу и гидросферу; физически – мусор, сточные воды, зола., пыль, сажа и др.; шумом, вибрацией и тепловым загрязнением.
Показатели качества сточных вод. В процессе эксплуатации судов образуются отходы, которые можно разделить на две группы: 1. Отходы, образующиеся вследствие неполноты выгрузки судов, обработки водой палуб, трюмов и танков. 2. Отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (хозяйственно-бытовые, фекальные стоки и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (подсланевые, нефтесодержащие воды, производственный мусор). Часты случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункевовке судов, различных аварийных ситуаций, а также военно-промышленных конфликтов. Нефтесодержащие воды (НВ) – образуются вследствие течи трубопроводов, арматуры, наносов, через обшивку корпуса и донную арматуру, при ремонте механизмов, топливной и масляной аппаратуры. Среднесуточное накопление НВ в основном определяется мощностью главного двигателя. Концентрация нефтепродуктов в НВ колеблется в широких пределах – от долей % до 100%. После непродолжительного отстаивания среднее значение концентрации нефтепродуктов находится в пределах 200 -500 мг/дм3. В настоящее время применяют как судовую, так и внесудовую очистку НВ от нефтепродуктов. Передача НВ на плавучие очистные осуществляются с помощью судна-сборщика или самим сдающим судном. Плавучие очистные станции обеспечивают очистку НВ до 5-15 мг/дм3 нефтепродуктов. Производительность очистных станций достигает 200 м3 в сутки. Нефтепродукты в НВ находятся в грубодисперсном и тонкодисперсном состоянии и это называется эмульсией. Она находится на поверхности воды. Удалять из воды грубодисперсные нефтепродукты легче, чем тонкодисперсные. Сточные воды. Под сточными водами Конвенция предусматривает: - стоки из всех видов туалетов, писсуаров, унитазов; - стоки из раковин, ванн, душевых; - стоки из помещений, где находятся животные; - прочие стоки, если они перемешаны с перечисленными выше.
Согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 каждое судно подвергается следующим видам освидетельствования: - первоначальному (перед вводом в эксплуатацию); - периодическому (через промежутки, не превышающие 5 лет); - промежуточному – в период между периодическими через промежуток, не превышающий 30 мес. Сточные воды образуются при использовании воды для производственных, питьевых и хозяйственных нужд на судне. До недавнего времени эти воды сбрасывались в водоемы без предварительной очистки, т.к. считалось, что они не наносят ущерба водоемам. Особенно неблагоприятное положение наблюдается в местах скопления судов в портах. Поэтому сточные воды, образующиеся на судах, накапливают в специально предназначенных сборниках и далее откачивают их на плавучие очистные станции для очистки и обезвреживания. Объемы среднесуточных накоплений сточных вод можно определить по: грузовому флоту 30-150 л/чел., по пассажирскому флоту 250-300 л/чел. Выбор способа очистки сточных вод и его эффективность зависят от состава сточных вод. Смесь сточных и хозяйственно-бытовых вод, поступающих в сборные цистерны судна, содержат загрязнения в виде грубодисперсной взвеси и коллоидных частиц, а также в растворенном состоянии. О степени загрязнения сточных вод можно судить по следующим показателям: - БПК5 – биохимическое потребление кислорода за 5 суток. Означает потребление кислорода, необходимое для разложения органического вещества в течение 5 суток при температуре 20ºС без доступа света и воздуха, измеряется в мг/дм3. - ВВ – количество взвешенных веществ, содержащихся в 1 дм3 сточной воды; Повышенное содержание ВВ в сбрасываемых сточных водах приводит к увеличению мутности воды и в дальнейшем к нарушению «пищевой цепочки» водоема. - Коли-индекс – количество бактерий группы «коли» (кишечная палочка), содержащаяся в 1 дм3 сточной воды, измеряется в штуках на 100 мл. - рН – водородный показатель, характеризующий количество ионов водорода в растворе. - Прозрачность – позволяет косвенным путем оценивать степень загрязненности сточных вод. В соответствие с требованиями Конвенции МАРПОЛ 73/78 в прибрежной зоне шириной 12 морских миль запрещен сброс сточных вод, если они предварительно не очищены и не обеззаражены в специальной судовой установке (ООСВ) до следующих показателей:
БПК5, мг/дм3 50 ВВ мг/дм3 100 + х где х – концентрация ВВ в промывочной воде, мг/дм3 Коли-индекс, шт 2500
Состав судовых сточных вод, скапливающихся в сборной цистерне, непостоянный, соотношение сточных и хозяйственно-бытовых вод изменяется в течение суток, зависит от режима работы судна. Если судно не укомплектовано очистными сооружениями, то на его борту устанавливают специальные емкости для сбора и хранения отдельно нефтесодержащих и сточных вод. Предельно-допустимый сброс (ПДС) веществ в водный объект – масса вещества в сточных водах, максимально-допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. Помимо материальных отходов с судов возможно энергетическое, в частности тепловое загрязнение окружающей среды. Повышение температуры гидросферы повышает скорость химических и биохимических реакций, что способствует эффективности очистки сточных вод. С другой стороны, с повышением температуры уменьшается растворимость и, следовательно, концентрация кислорода в воде, без которого невозможно самоочищение, сущность которого сводится к окислению органических веществ кислородом в процессе жизнедеятельности аэробных бактерий. 3. Основные требования природоохранных мероприятий. В 1973 г. Международной морской организацией (ИМО) была принята Международная Конвенция МАРПОЛ-73, в которой определены требования по предотвращению загрязнения с судов. С ростом перевозок нефти от районов добычи к месту переработки и потребления участились случаи тяжелых аварий крупнотоннажных танкеров (столкновения, посадки на мель, взрывы, пожары), повлекшие за собой разливы нефти.
Мусор – все виды пищевых, бытовых или эксплуатационных отходов. Мусор делится на бытовой и производственный. Существует классификация мусора по степени его взаимодействия с водой: - плавающий – приводит к загрязнению поверхности воды и береговой полосы; - тонущий – загрязняет дно водоема, особый вред наносит местам нерестилищ рыб; - растворяющийся – поглощает для своего окисления кислород из воды водоема, изменяет ее окраску, вкус. Бытовые твердые отходы составляют большую часть скапливающего бытового мусора. Основные проблемы – неоднородность состава бытового мусора, значительные колебания его объемов. Объем производственных твердых отходов зависит в первую очередь от мощности судовой энергетической установки и от состояния механизмов. В среднем, ежесуточно на грузовом судне скапливается около 20 кг всех видов отходов (без учета шлама сточных вод), а на пассажирском – около 400 кг. Для пассажирских судов основную долю составляют бытовые отходы. Ограничения МАРПОЛ при сбросе мусора: - запрещается сброс в море всех видов пластмасс; - плавучий обивочный и упаковочный материал можно сбрасывать за пределами 25 миль от берега; - за пределами 12-мильной зоны можно сбрасывать мусор, пропущенный через измельчитель, размеры кусков которого должны быть не более 25 мм; - в особых районах запрещается сбрасывать любые виды мусора, кроме пищевых отходов, которые можно сбрасывать за пределами 12-мильной зоны. Уполномоченным должностным лицам в пределах внутренних морских и территориальных вод представлены следующие права: - останавливать, посещать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и обстоятельств произведенного сброса или потерь веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов водоемов; - давать указания об устранении нарушения установленных правил по операциям с токсикантами; - задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие незаконный сброс или не принявшие необходимых мер к предотвращению потерь указанных веществ; - составлять акты о нарушении правил по предовращению загрязнения вод, в установленном порядке привлекать виновных лиц к ответственности. Лекция 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.226 (0.008 с.) |