Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Про завершение работы на песочном поле и немного лирикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МОРЕ Перед тем как построить на песочном поле свой внутренний мир или свои ощущения, можно предложить описать впечатление от встречи с морем. Сочинение о море расслабит клиента, погрузит в приятные ощущения, настроит на работу и глубокое проникновение во внутренний мир. «Море. Ровная зеркальная гладь. Темное зеркало тайны, в котором отражаются звезды. Пучина загадок и отгадок. Убаюкивающее шипение прибоя. Свежесть и вкус жизни растворяются в какофонии звуков, уходят все сомнения и беспокойства. Душу заполняют умиротворение и спокойная сила. Огромный прилив сил и ощущение, что все получится». «Море — это сила, стихия. Мир, волны, пена». Море «Море бывает разное, но я больше люблю, когда оно с небольшой волной и теплое, тогда очень приятно покачиваться на волнах — туда и обратно, но так, чтобы не захлестывало. Но я человек земной, а не водный, поэтому больше всего я люблю с берега наблюдать за морем, мысленно сливаясь с ним, и его всплески очень благотворно действуют на меня, я успокаиваюсь, мне становится комфортно и спокойно. Очень важно для меня, что море не имеет противоположного берега — то есть я наблюдаю необъятную даль, что наполняет меня дополнительной энергией». «Море. Я люблю море. Я люблю южное море. Оно теплое и большое. Оно ласкает мое тело и лечит. Я не чувствую своего веса и лечу на волнах к радости и удовлетворению. Солнце греет мою макушку, а пяткам холодно. И это тоже хорошо. Но там водятся медузы — скользкие, иные, жгущиеся. Брррррр. Медузы — уходите. Аты, море, прими меня в свои объятия. Я тебя не боюсь. Ведь ты знаешь, как я тебя люблю. И я не очень люблю море северное. Оно слишком холодное, чтобы купаться часами. А когда нельзя купаться, море становится вполовину бессмысленнее. Поэтому я просто сижу на берегу. Слушаю тебя. Смотрю на тебя. А лучше еще и развести огонь. И почувствовать все стихии вокруг. И быть счастливой». «Уходя, море оставляет на песке мутный осадок, который рассеется ветрами». Море в песочной терапии вовсе и не море. Это метафора подсознания и любви. Раскапывая песок, человек стремится заглянуть в свое подсознание. А подсознание просит любви. К миру, к людям, к себе, к жизни. Конечно, это прописные истины, записанные на скрижалях души. Но если эти скрижали заржавели или засохли, разрушены или засыпаны песком, их надо реставрировать. Этим и зани- п« Часть девятая мается психолог. Всякий раз, наблюдая работу клиента, не перестаешь удивляться изощренности людей, с которой они отговариваются от своих сокровенных потребностей. Как выставляют они впереди себя социальные постулаты. Как прикрываются нехваткой времени, занятостью. Как закрываются границами, барьерами и стенами, лишь бы не видеть и не слышать, что творится в их душе. Душа прорывается через все преграды, море поднимает бурю, ураган, слезы льются через возведенные плотины. Мозг плавится от раскаленных мыслей, и остудить их может только одно — любовь. ИСТОРИЯ МОЕЙ ДУШИ Здравствуйте, меня зовут Ольга. Мне 28 лет. Я хочу вам рассказать о том, как я проходила сеанс Песочной Терапии. Попала я на него совершенно случайно. Меня пригласила на него подруга, которая уже некоторое время занималась на курсах по психологии — им требовались Подопытные Зайчики (простите, но кроликом себя уж точно не назову g). В тот момент я и сама занималась интенсивным самокопанием (или как умные люди говорят — Личностным Ростом — ха) и поэтому с радостью согласилась поучаствовать и в этом действе. Немного предвосхищая события, сразу же вам скажу, что этот сеанс произвел на меня огромное впечатление. Домой я ехала «как пыльным мешком треснутая» — иначе и не скажешь. Заинтересовала? Сеанс проходил в маленьком кабинетике, шкафы которого были заполнены игрушками, игрушечками, предметами и предметиками самого различного вида, рода, свойства и качества. Выбирай, что хочешь! Мне было предложено неограниченное время, две песочницы с сухим и мокрым песком, все эти предметы, которые воплощали мои несбывшиеся детские мечты и полная свобода творчества. Ах! Можно приступать к созданию экспозиции. Так как никаких правил мне не объяснили, значит, можно следовать только своему внутреннему чувству. Прекрасно. Взгляд мгновенно выхватывал из всего скопища милых сердцу предметов самые приятные и нужные. Почему именно они? Не знаю. Нравятся и все тут! Руки верно служили общему делу (хотя предметов попадало немало — на это после психолог обратила внимание, но, к сожалению, я так для себя и не разобралась — в чем же тут дело. Ничего — будем думать. Пятнадцать минут прошли незаметно — я самозабвенно выставляла, выстраивала, укладывала, укрепляла, трогала, любовалась, быстро переделывала. Никакой рефлексии — просто наслаждение процессом. Как в детстве. Что же у меня получилось? С имперским размахом я охватила сразу две песочницы. Ну как же иначе? Надо воспользоваться всеми предоставленными возможностями. Как я это назову? Хм, да пожалуй- Часть девятая ста. Это вот композиция — «Я». А вот эта — «Мой мир». Почему? Не знаю — это первое, что пришло мне на ум. Смотрю я на созданное мной — и это мне нравится. Чувствую, что так и надо. Ну, а теперь мои наблюдатели приступают к анализу. Тут-то все и начинается. На смену безмятежности приходит настороженность. Такое чувство, что препарируют и режут по живому. То, что казалось тебе просто красивым и почему-то нужным, становится предметом изучения людей тебе чужих и незнакомых, к тому же обладающих знаниями, известными только им. Я сразу обрастаю щетинкой, которая инстинктивно вздыбливается, как будто я мать, на детенышей которой кто-то покусился. Но в то же время я понимаю, что как раз-то я за этим сюда и пришла — чтобы сторонний профессиональный взгляд вскрыл душевные нарывы, которые я так долго упрятывала под защитными бинтами — хоть уже изрядно потрепанными и грязными, но приросшими к коже. Неприятно. Но нужно. Информация поступает шквалом. Что-то я сразу отсекаю — я понимаю — мир символов необъятен, и сразу понять и решить, что для человека значит то или другое, практически невозможно. Здесь требуется долгая и упорная совместная работа. Что-то сразу ложится, как кусочек пазла, в уже проработанную мною схему. Хорошо. Будем работать. Но уже наваливается что-то новое. Сумятица. Хочется остаться в тишине и подумать. Но время поджимает. После того как все высказались, мне предлагают изменить что-нибудь в картинке. Говорят, что подобное действо поможет чуть ли не магическим путем изменить ситуацию. Не сейчас, я еще не готова — еще надо самой все проработать, подумать, осознать. А сейчас — полная неразбериха. Я ухожу. Все остальные остаются работать с тем материалом, который был мною предоставлен. Мне хочется остаться. Но невозможно быть в одно и то же время и пациентом и врачом. Всю дорогу мысли одолевают меня. Самые различные. Карусель. Где-то смешно, а где-то и страшно. Но, несмотря на все то что было сказано выше — обо всех моих неприятных переживаниях, — внутри меня растет ощущение, что очень хорошо, что я прошла сквозь все это. Произошел некоторый сдвиг тех фаз, которые казались монолитными и навечно недвижимыми. Кровь мысли обновилась. Спасибо. Уже прошло несколько месяцев с того сеанса. Я вам не скажу, что с того момента я стала другим человеком, произошли кардинальные изменения или этот сеанс изменил всю мою жизнь. Нет. Но он стал История моей души одной из вех, которую мне полезно было пройти, чтобы еще хоть на полшажочка приблизиться к идеалу гармоничной личности, которой я хочу стать. Огромное спасибо всем тем, кто мне помогал мне в этом». Песочная терапия (часть 2), 18.03.2006 «Прошел практически год после моего первого опыта участия в Песочной Терапии. Жизнь шла своим обычным ходом — что-то происходило, были и печати, были и радости, иногда время бежало, наполненное стихиями событий и мыслей, а иногда незаметно тащилось изо дня в день под грузом мысленных тягот. Воспоминания поистерлись, и шла я на терапию без особых ожиданий, погруженная в свои сиюминутные переживания и, к сожалению, тревоги. Без энтузиазма и особой надежды на результат. Просто интересно, да и кто откажется поиграть в песке, даже и в свои 28 лет? А вышла я через два с лишним часа совершенно другим человеком. Энергия просто распирала, присутствовало даже ощущение какого-то чуда, которое сотворили три ведьмы в их современной модификации. Удачное сочетание трех различных энергетик, направленных на одно песочное поле, в котором разыгрывалось кукольное действо, отражающее мое подсознание. Мне очень сложно даже вспомнить, что происходило. Я четырежды меняла композицию. И всякий раз меня удивляло — как это возможно, что то, что привлекало мое внимание в самом начале, уже не имело никакого значения через 15 минут. Я делаю что-то, слушаю комментарии на уровне трактовки символов, значений места, отвечаю на вопросы и, не успев допустить свой вечно мятущийся разум до осознания, нахожу удовлетворение в другой комбинации. И так несколько раз. И самое поразительное — результат. Прилив энергии и дикое удовлетворение, хоть и сопряженное с легкой усталостью. В течение часа напряженной работы на уровне моего подсознания произошли огромные подвижки, плоды которых я пожинаю еще и сейчас, неделю спустя. Поднялся уровень самооценки, стали само собой распутываться клубки из вопросов и сомнений, стоявшие комом в голове в последнее время, сами собой приходят ответы на вопросы, снятся сны, полные символических значений. Я думаю, что песочная терапия — это не панацея, но удачное подспорье вашему стремлению познать себя. Это и помощь, при которой работа свершается не на уровне вашего «рацио», а где-то глубже. И поэтому она гораздо эффективней. Приходите и стройте на песке домики, разрушайте их и возводите на их месте замки, разрушайте и их, и почувствуйте свободу! Огромное спасибо. ЧТО МЫ ВЫБИРАЕМ Что воля, что неволя — все равно. Марья-Искусница В песочной терапии все символично: и песочное пространство, и миниатюрные фигурки, и действия человека, и его произнесенное слово. Значения символов складывались веками. Психологи воспользовались вековым опытом предшествующих поколений. Каждый человек неповторим. Каждый человек зашифровывает и расшифровывает сам себя. Человек также является частью мирового контекста — ведь он живет в этом мире, в этой эпохе, в этом менталитете. Посмотрим на семантику песочной страны, услышим, что она нам расскажет, и почувствуем новые ощущения. Надеюсь, что они будут приятными или, по крайней мере, полезными. Песок сухой или мокрый значит лишьто, что вы его выбрали. А желание добавить в песок воды подсказывает вам о вашей жажде. Вы иссушены эмоциями. Вам их некуда выплеснуть. Вам нужна любовь. Вы иссякли в борьбе за правое дело и нуждаетесь в живой воде. Вы устали от событий. Вы хотите вернуться к точке отсчета, которой является внутриутробное состояние. Ваше горло пересохло от желания высказаться. О «Жажде целостности» вы можете прочитать у Кристины Гроф. Итак, вы выбрали песочное поле. Что вы будете делать с песком? Ваше общение с подсознанием уже началось. Вы трогаете песок руками, отключаете мозг, сейчас думать начинают руки. Они чувствуют, что вам сейчас нужно. И если они построили гору — вы хотите достичь какой-то вершины. Подняться повыше и окинуть взором свой мир. Если руки раскопали озеро или реку, значит, вы хотите докопаться до глубин всего верного советчика — подсознания. Если у вас получился остров — значит, желание отгородиться от всего мира скрывает за собой желание отдохнуть, либо спрятаться, убежать от проблем. Вы разделили мир на несколько частей реками, дорогами — значит, вы действительно разъединены. Куда течет ваша река? Слева направо или справа налево? Если влево — вы хотите увидеть свое про- Что мы выбираем шлое и произвести переоценку ценностей. Если река течет вправо, то вы хотите опрелелиться со своими новыми планами и целями. Снизу вверх или сверху вниз течет ваша река? Вверх — вы хотите совершить невероятное (по вашим меркам). Вниз — опуститься с небес на землю. Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента, то есть человека, который хочет решить то, чего он до сей поры не осознавал. Если ландшафт остался ровным, возможно, вы человек, достигший высокого духовного развития и целостности. Под руками человека ландшафт меняется в соответствии с его ощущениями. Он не думает, а чувствует, что сделает именно так, а не иначе, потому что именно так ему нужно сейчас. После преображения ландшафта можно выбрать фигурки, которые находят тот или иной отклик в вашей душе, которые привлекают вас, притягивают или завораживают. Выбирать можно все сразу, собирая фигурки в корзинку, а потом определить им место в песочном поле, или по одной, подходя каждый раз к стеллажам или шкафам, где находятся герои вашей страны. Расположив фигурки в поле, вы можете посмотреть, в какой его части они находятся. Слева — прошлое, справа — будущее. В центре — главное. Если разделить поле на 9 частей: три по горизонтали и три по вертикали, крест посередине будет вашим настоящим. Левая часть символизирует взаимоотношения со значимой женщиной, правая часть — со значимым мужчиной. По углам находится самое сокровенное. Верх поля — ваши полетные фантазии. Низ поля — ваши действия в настоящем. Если внизу пусто, то вы скорее «рассуждатель», чем человек действия. Что-то терзает вас и не дает адаптироваться в социуме, или вы мечтатель и фантазер, улетевший от решения реальных задач. Средняя часть содержит в себе эмоциональный фон. Эмоциональная непроявленность или кинестетическая нереализованность могут повлечь за собой непредсказуемые последствия в виде нервных срывов, истерик, криков, раздражения, апатий, депрессий, уходов в себя, нежелания контакта. Эмоциональная насыщенность может затмить разум и подтолкнуть человека к неверному, предвзятому решению. После того как песочная картина завершена, внимательно рассмотрите ее. Как вы назовете свое произведение? Что вам нравится, что не нравится? Что вы чувствовали, когда создавали свое творение? Что вы уже поняли? Что вы хотите понять? Что значит для вас та или иная фигура? Какая из них вы? А кто рядом с вами? Что здесь самое привлекательное для вас, и что непривлекательное? Почему именно Часть девятая так вы расположили свои фигурки? Вместе с психотерапевтом обозначьте ваши ресурсы и ваши проблемы. Что бы вы хотели изменить в вашей картине? Какая взаимосвязь устроила бы вас больше? Много вопросов, и на каждый есть ответ. Когда психотерапевт после длительного созерцания задает вопрос: «Что бы вы хотели изменить в своей картине?», — он фактически спрашивает о том, что бы вы хотели изменить в своей жизни. Клиент может сказать: «Ничего». И будет прав. Возможно, клиент скажет: «Я хочу подумать об этом». Значит, ему надо об этом подумать. Некоторые готовы сразу что-то изменить, значит, они к этому готовы. Перестановка фигур на поле магическим образом меняет что-то в подсознании. Мистическим образом человек решает свои задачи, а, решив их, он открывает для себя новые горизонты, новое поле деятельности и продолжает жить той жизнью, которая уникальна и предназначена только для него. Девушка засучила рукава и стала перемещать песок к себе, расчищая сверху Океан. Она сложила губы трубочкой, набрала в легкие воздух и стала дуть на голубую поверхность, чтобы очистить воду. Потом она радостно принесла верблюда и поместила его среди песков. «Их же можно обратно потом убрать?» — был ее первый вопрос и утверждение. Осматривая полки с фигурками, она пошевеливает пальцами левой руки, правая при этом неподвижна. Фигурки берет двумя руками, рассматривает их, потом ставит на песочное поле, повторяя: «Какое забавное занятие». Взяв одну игрушку, говорит: «О! У меня такой был», — и не размещает его на песочное поле. Выбирая другие фигурки, она расставляет их в пространстве песочного поля. Потом она опускается пониже и ползает вокруг своей композиции, осматривает со всех сторон и улыбается. Немного меняет ландшафт. И сообщает: «Я думаю, это все. Больше не хочется». Половину композиции составляет океан. «И с какой бы стороны я ни встала, все это продолжается за борта ящика. С одной стороны океан, с другой стороны суша — и это бесконечно». —Как же называется твоя композиция? —«Жизнь». —Почему ты закопала часы? —Это время. Немного загадочное и пугающее. Оно есть в голове. И оно пробуждает. —Что это за малыш сидит на небесах? —Это младенец. Он смотрит за всем этим. Это бог. Он мудрый как ребенок. Он видит настоящий мир. —Что это за маленькая лодочка? Что мы выбираем —Это люди. Они не знают, куда плывут. Они сильно утомлены. А этот пиратский флаг— забавненький. Как маска. Чтобы никто к ним не лез. —В угол задвинута — любовь? —Наверное, ей там не очень хорошо. —А что это за компания? —А это компания с гитарой. Они смеются над странами. Потому что страны — это бессмысленно. Публика — обезьяны, потому что они забавные и смешные. Они нарочиты и ничего не выражают. Женщин в композиции нет, потому что женщин не было подходящих. Может, обезьяны — это женщины. —Отчего сундук под гитаристом спрятан и что в сундуке? —В сундуке колокольчик. Это загадка, тайна. Колокольчик ассоциируется не со звучанием, а с видом — он золотой. А звук слышен скорее из гитары. —А верблюд? —А верблюд — он такой маленький, чтобы подчеркнуть вечность, большое пространство. Вечность сейчас и в будущем. Я видела их в зоопарке. —Вечность? —Нет, верблюда. Я их видела только в зоопарке. Но я знаю, что они есть в природе. Просто я их не видела. —Что это за треножник в углу стоит? —Это прошлое. Оно есть, но не очень нужно. Не вызывает особо хороших ощущений. Когда спрашиваешь, что значит для человека каждая выбранная им фигурка, он находит объяснения, которые помогают ему понять самого себя. Теперь, когда мы вместе смотрим на композицию души, мы вместе видим, что в этой прекрасной композиции есть какая-то дисгармония: сердечко, задвинутое в угол; колокольчик, спрятанный в сундук; пиратский флаг, закрывающий людей в лодочке от взора наблюдающего младенца-бога; публика, укрывшаяся под маской обезьян. Кажется, что звуки гитары являются ерничаньем, а настоящий звук души спрятан в сундучке и зарыт глубоко в песок. Мы смотрим на композицию с высоты птичьего полета и молчим. Через некоторое время девушка убирает флаг пиратов и меняет местами несколько фигур. Ей хочется откопать сундучок, и она открывает его. Внутри сундука открывается новое бесконечное пространство. Золотой колокольчик становится виден. «Я хочу открыться», — говорит девушка. Лодка с людьми устремляется навстречу любви, и эту любовь созерцает бог. Часть девятая —Хочется ли тебе оставить прежнее название или хочется назвать по—другому? —«Переход». Да, это переход. Я словно меняюсь. Что мы выбираем Не каждый человек хочет изменить, то, что неожиданно увидел в себе. Но если это очевидно, если видно, ЧТО нужно менять, человек создает новую картину мира, которая ему нравится больше. Такие перемены становятся его новой программой, и ему не надо прилагать огромные усилия для преодоления невидимых препятствий. Новое состояние открывает новые жизненные ресурсы и мощный поток энергии. ЗАВЕРШЕНИЕ Перед завершением сеанса пусть человек внимательно, с душой, посмотрит на свою работу, запечатлеет ее в себе и мысленно и чувственно возьмет ее с собой. Приобретя информацию или проделав работу на песочном ноле, человек созерцает самого себя. В этот момент с ним происходит глубокое проникновение в подсознательные слои психики. Он оказывается лицом к лицу со своими лучшими и худшими проявлениями, которые он не осознавал до сих пор, но которые были ведущими стратегиями в его жизни. Опыт столкновения с самим собой дает необходимое ему в данное время понимание происходящего и показывает направление изменения. Освобождение или принятие решения, или перемены, или понимание происходящего — во всяком случае, это состояние созерцания атмосферы внутренних чувств. Если на поле произошли трансформации, то, возможно, предыдущее название уже не подходит к новой композиции, тогда человек называет ее по-новому и вместе с этим утверждает свое новое состояние, концентрируя в заглавии энергию силы, энергию проделанного пути, энергию самостоятельности и веру в самого себя. Позвольте человеку наполниться проделанной работой, насытиться эмоциональным состоянием, набрать побольше нужных ему ресурсов для дальнейшего пути. В завершающий момент повторите ему все лучшее, что он сказал на сеансе. Скажите ему его слова, ибо самое важное для человека, — знать, что он прав. Картину, что он создал на песочном поле, пусть он разместит внутри себя, собирая в ладони энергетику, исходящую от картины, и размещая в своем сердце, то что он узнал на сеансе, что он и так знал о себе, но в этот раз услышал другое звучание своих же слов. Услышал так, что это придает ему силы, радости, знания, уверенности и всего того, что так необходимо человеку. В завершение работы мы приводим отрывок из книги Хосе Сти-венса «Приручи своих драконов», где представлены пункты, по которым можно судить об органичной сильной личности, цель которой состоит в самореализации и выживании рода. Завершение Полностью здоровая личность, полноценный здоровый человек демонстрирует такие качества. Безусловное принятие самого себя и окружающих, независимо от их расы, возраста, пола и системы верований. Способность признать свои ошибки, как форму обучения. Ранимость и восприимчивость, сопровождающиеся, однако, твердостью и ясным осознанием своих внутренних границ («Нет, ходить вы у меня по голове не будете). Смелость быть честным перед собой и окружающими, не доходящую до жестокости. Способность сказать «нет», когда это необходимо. Способность быть самим собой — искренним, участливым по отношению к окружающим, отвечающим их нуждам и чаяниям. Уверенность в своих силах, настойчивость и готовность пойти на разумный риск ради какого-то открытия, исследований или познания чего-то нового. Мужество воспринять критику, как направление для дальнейшего роста и приобретения знаний. Контролируемость своих действий, готовность принимать быстрые решения и новые повороты в жизни. Способность находить близкий контакт с окружающими. Принятие ситуаций, которые невозможно изменить, такими, какие они есть. Смелость обратиться за помощью, когда она необходима. Силу встретиться с душевной болью, пережить ее и идти дальше по жизни. Способность простить себя и окружающих. Простота в отношении материальных и духовных потребностей. Щедрость в любви и вещах материального плана. Доброта и уважение к своему телу. Способность принимать решения и действовать согласно им. Грациозность, чувство ритма и естественное ощущение времени. Ответственность за свои мысли и поступки без вынесения обвинений себе или окружающим. Прямота и сдержанность, лишенные стремления причинить кому-либо боль или вред. Легкость в спокойном ожидании намеченного срока. Способность сказать «да» всему, что предлагает жизнь. Способность внимательно слушать и правдиво отвечать на вопросы. Завершение Гибкость и легкая адаптация в сознании и манере поведения. Смелость принести извинения, когда это необходимо. Способность принять окружающих такими, какие они есть во всем многообразии их отличительных черт. Хорошее чувство юмора. Уважение ко всему живому и природным богатствам планеты. ПОСЛЕСЛОВИЕ Прочитала набранные тексты и увидела, что два слова — РАЗВИТИЕ и ЛЮБОВЬ — чаще всего здесь звучат. И то и другое — путь. В неведомые края к невидимым берегам. Может, есть что-нибудь важнее? Физиологически даны и развитие, и любовь. А вот душевная или духовная наполненность — это уже выбор человека. Наполнить просторы души милосердием и покоем. Расправить крылья над свободным миром. Метафоры души и крыльев познать в себе. ПРИЛОЖЕНИЕ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.01 с.) |