Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Препятствия становятся путем

Поиск

 

В конце своего правления, будучи совершенно больным, Марк Аврелий получил поразительную весть. Его старый друг и доверенное лицо, военачальник Авидий Кассий, поднял бунт в Сирии. Прослышав, что император слаб и близок к смерти, амбициозный полководец решил объявить себя цезарем и захватить трон силой.

Марк Аврелий имел полное право разгневаться, и история простила бы императора, если бы он сокрушил человека, который предал его, который угрожал его жизни, семье – всему, что он собирался оставить после себя. Однако Марк Аврелий не предпринял ровным счетом ничего. Он постарался, чтобы весть не дошла до его войск, которые могли прийти в ярость и броситься на защиту своего императора, и стал ждать, когда к Кассию вернется рассудок.

Этого не случилось. Тогда Марк Аврелий созвал совет и сделал весьма необычное заявление. Войскам предлагалось выступить против Кассия и обрести «великую награду». Поскольку Марк Аврелий был философом, награда тоже была необычной.

Предлагалось схватить Кассия, но не убивать его, а постараться «простить человека, поступившего неправедно, оставить в друзьях того, кто предал дружбу, сохранить верность тому, кто ее предал».

Марк Аврелий контролировал свое восприятие событий. Он не разгневался, не стал презирать своего врага. Он не произнес ни одного плохого слова в его адрес, не стал принимать поступки Кассия на свой счет. Затем Марк Аврелий приступил к действиям, проявив твердость и справедливость. Он приказал войскам усмирить римлян, а затем выступить и защитить империю, нейтрализовав угрозу.

Он сказал своим людям: если бы можно было извлечь пользу из этой ужасной ситуации, которая создалась вопреки их желанию, то следовало бы «решить это дело наилучшим образом и показать всему человечеству, что справедливость существует даже во время гражданской войны».

Препятствие стало путем.

Конечно, как это часто случается, даже самые лучшие планы могут нарушаться другими людьми. Участь Кассия и Марка Аврелия изменилась, когда убийца-одиночка зарезал Кассия тремя месяцами позже в Египте. Этим закончились мечты Кассия об императорском троне. Не сбылась также и надежда Марка Аврелия простить человека, который его предал.

Но эта ситуация предоставила Марку Аврелию лучшую возможность – возможность простить в гораздо большем масштабе. Используя любимую метафору стоиков, он напомнил себе, что «сильный огонь пожирает вещество, служившее питательной средой, и благодаря ему возносится выше».

Нежданная смерть противника – человека, к которому Марк Аврелий проявил милосердие, снисходительность и терпимость, – воплощает эту метафору. Теперь Марк Аврелий должен был простить всех участников бунта. Он не хотел испытывать личную вражду ни к кому их них. Благодаря этим обстоятельствам он должен был проявить себя как достойный человек и хороший лидер.

Вскоре после гибели Кассия, прибыв в отдаленные провинции, Марк Аврелий отказался предавать смерти кого-либо из бунтовщиков и преследовать сенаторов и губернаторов, которые их поддерживали. И когда другие сенаторы пытались настоять на вынесении смертного приговора замешанным в бунте, он написал им следующее: «Я заклинаю вас не марать мое правление кровью какого-либо сенатора. Да не случится такого никогда».

Препятствие становится путем. Всегда.

Разумеется, весьма маловероятно, что в ближайшее время кто-нибудь попытается захватить ваш трон путем вооруженного восстания, но в вашей жизни непременно будут случаться неприятности: люди могут задеть вас словом или подрезать на дороге, конкуренты могут захватить ваш бизнес или всемерно препятствовать вашему продвижению.

Но мы можем использовать все это с выгодой для себя.

Это и есть новая возможность.

А что, если ваш единственный вариант, когда другой человек демонстрирует алчность или жажду власти, как в случае Марка Аврелия, заключается в том, чтобы сохранять достоинство и прощать других? Что ж, это тоже неплохо.

Итак, как вы уже заметили, умение обращать препятствие в свою пользу красной нитью проходит через все истории, собранные в этой книге.

Человек смело смотрит на препятствие. Признав существование проблемы, он прикладывает все возможные усилия, физические и ментальные, для ее решения. И даже если ее не удается решить так, как хотелось или ожидалось, пережив этот опыт, человек становится сильнее.

То, что стоит на пути, становится путем. То, что препятствовало действию, каким-то образом начинает способствовать ему.

Это вдохновляет и мотивирует к действию. Это искусство вы должны привнести в свою жизнь.

Есть люди, которые видят в препятствиях – зачастую в таких же, с которыми сталкиваемся мы, – не причину для отчаяния, а нечто совсем иное, даже противоположное, – проблему с готовым решением, возможность испытать себя и стать лучше. Ничто не может преградить им путь. Напротив, все направляет их на этом пути.

Данный подход характеризуется легкостью и гибкостью разительно отличается от отношения к препятствиям большинства людей, испытывающих постоянные разочарования, сожаления и огорчения.

Мы можем с благодарностью наблюдать, как в нашей жизни случаются «плохие» вещи, поскольку мы способны превращать их из катастрофы в подлинное преимущество – из поражения в победу.

К судьбе нельзя относиться фаталистически, поскольку это понятие допускает определенную степень свободы.

Никто из этих людей не учился в каком-то особом учебном заведении (хотя многие из них знакомы с античной философией стоицизма). Все, что умеют они, можем и мы. В сущности, их отличает от нас только то, что они реализовали в себе нечто такое, что есть в каждом человеке. Пройдя все испытания, они овладели скрытыми силами восприятия, действия и воли.

С помощью этой триады они:

 

во-первых, ясно видят;

во-вторых, правильно действуют;

в-третьих, принимают мир таким, какой он есть.

 

Эти люди спокойно относятся к сложившимся обстоятельствам, используют все представляющиеся им возможности, проявляют выдержку и меняют то, что можно изменить. Одно влечет за собой другое: действия придают нам уверенность, которая позволяет игнорировать или контролировать наше восприятие, укрепляя силу воли.

Философ Нассим Николя Талеб называет стоиком человека, который «превращает страх в благоразумие, дальновидность, предусмотрительность, рассудительность, осмотрительность, осторожность, расчетливость, практичность; боль в позитивные изменения, ошибки в инициацию и желание в реализацию». Это нечто вроде цикла, который с каждым повторением становится все легче проходить.

Конечно, никто не утверждает, что вы должны сразу овладеть этим процессом. Маргарет Тэтчер стала известна как Железная леди только после того, как ей исполнилось шестьдесят лет. Как гласит пословица, мы обретаем силу, когда действуем. Таков наш девиз.

Овладев скрытыми силами восприятия, действия и воли, мы получаем инструменты, позволяющие нам обращать любое препятствие в выгодную возможность. Мы достойны жизненных вызовов.

Конечно, недостаточно просто об этом прочитать, произнести это вслух или про себя. Мы непременно должны использовать все эти силы на практике и размышлять над ними до тех пор, пока их применение не войдет у вас в привычку.

Таким образом, испытания делают нас лучше: мы растем как люди, лидеры и мыслители. Испытания неизбежны. И вам не придется долго их дожидаться.

Но не переживайте. Теперь вы к ним готовы. Вы готовы к жизни, полной бедствий и препятствий. Вы знаете, как с ними справляться и даже как обращать их себе на пользу.

Вы овладели искусством управления своим восприятием. Подобно Рокфеллеру, вы можете сохранять спокойствие под давлением обстоятельств, не принимать оскорбления и обиды. Вы видите возможности в самых темных местах.

Вы способны направлять свои действия, проявляя энергию и упорство. Подобно Демосфену, вы принимаете ответственность на себя: занимаетесь самообразованием, компенсируете врожденные недостатки и пускаетесь в погоню за своим законным местом в мире.

Вы обладаете несгибаемой волей. Подобно Линкольну, вы понимаете, что жизнь полна испытаний. Она не будет легкой, но вы готовы к тому, чтобы отдать ей все, чем обладаете. Вы готовы претерпеть все, проявлять стойкость и вдохновлять других.

Имена других бесчисленных практиков этого искусства остались нам неизвестными, но они имели дело с теми же проблемами и спокойно обходили все препятствия, что приводило их к процветанию.

Они не отличались от нас ничем особенным. Мы можем делать то же самое, что и они. Они пользовались простыми правилами (но не легкими). Давайте же повторим их, чтобы напомнить себе:

 

Видеть обстоятельства такими, какие они есть.

Делать то, что мы можем сделать.

Претерпевать то, что нам приходится претерпевать.

То, что преграждало путь, теперь стало путем.

То, что препятствовало действию, теперь способствует ему.

Препятствие и есть путь.

 

Постскриптум

 

Теперь вы философ. Поздравляем вас!

 

Быть философом – значит не только иметь возвышенные мысли или принадлежать к какой-нибудь школе… Это значит решать жизненные проблемы, и не только теоретически, но и практически.

Генри Дэвид Торо

 

Вот вы и встали в один ряд с Марком Аврелием, Катоном, Сенекой, Томасом Джефферсоном, Джеймсом Стокдэйлом, Эпиктетом, Теодором Рузвельтом, Джорджем Вашингтоном и многими другими. Все эти люди, бесспорно, практиковали и изучали стоицизм. Впрочем, они были не академическими учеными, а людьми действия. Марк Аврелий – император самой могущественной империи в истории человечества. Катон – образец нравственности для многих философов и мужественный защитник Римской республики. Эпиктет, читавший лекции, в прошлом был рабом. Фредерик Великий возил с собой труды стоиков в седельном вьюке, поскольку они могут «поддержать человека в несчастье». Монтень, политик и эссеист, приказал вырезать изречение Эпиктета на балке в своем кабинете, где он проводил бо́льшую часть времени. Джорджа Вашингтона познакомили со стоицизмом соседи, когда ему было всего семнадцать лет; впоследствии он поставил пьесу о Катоне, чтобы вдохновить свои войска во время мрачной зимовки в Вэлли-Фордж. Когда Томас Джефферсон умер, подле него нашли книгу Сенеки. Теории экономиста Адама Смита о взаимосвязи различных областей мира, описывающие законы капитализма, несли на себе значительное влияние стоицизма, который он изучал, будучи школьником, под руководством учителя, переводившего труды Марка Аврелия. Эжен Делакруа, выдающийся французский художник эпохи романтизма, наиболее известный своей картиной «Свобода, ведущая народ», был пылким приверженцем стоицизма, о котором отзывался как о своей «религии, дающей утешение». Тюссен Лувертюр, еще один бывший раб, бросивший вызов императору, зачитывался работами Эпиктета, которые оказали на него глубокое влияние. Политический мыслитель Джон Стюарт Милль писал о Марке Аврелии и стоицизме в своем знаменитом трактате «О свободе», называя эту философию «высочайшим произведением античного разума».

Писатель Амброз Бирс, увенчанный славой ветеран Гражданской войны в США, современник Марка Твена и Г. Л. Менкена, рекомендовал труды Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета обращавшимся к нему начинающим писателям. Он говорил, что эти авторы научат их «быть достойными гостями за столом богов». Теодор Рузвельт, покинув пост президента, провел восемь месяцев за изучением джунглей Амазонки, в которые прежде не ступала нога человека и где он едва не погиб; из восьми книг, которые он взял с собой в это путешествие, одна принадлежала перу Марка Аврелия, а еще одна – Эпиктета.

Беатриса Вебб, английский социальный реформатор, создатель концепции «коллективного договора», отзывалась в своих мемуарах о «Размышлениях» Марка Аврелия как о «пособии, дающем пример преданности». Семья Перси[3], знаменитая династия политиков, писателей и плантаторов южных штатов, спасшая тысячи жизней во время наводнения 1927 года, была известна своим почтением к трудам стоиков, поскольку «когда все потеряно, стоик сохраняет стойкость».

В 1908 году банкир, промышленник и сенатор Роберт Годдард подарил конную статую Марка Аврелия Брауновскому университету. Спустя примерно восемьдесят лет после этого события советский поэт, диссидент и бывший политический заключенный Иосиф Бродский написал в своем знаменитом эссе об оригинальной версии этой статуи Марка Аврелия в Риме: «Если “Размышления” и являются древностью, тогда мы представляем собой руины». Подобно Бродскому, Джеймс Стокдэйл против своей воли провел некоторое время в заключении – семь с половиной лет во вьетконговском лагере для военнопленных, если говорить точно. Выбросившись с парашютом из своего самолета, он сказал себе: «Я покидаю мир технологии и вхожу в мир Эпиктета».

В наши дни Билл Клинтон перечитывает труды Марка Аврелия каждый год. Бывший премьер-министр Китая Вэнь Цзябао утверждает, что «Размышления» Марка Аврелия являются одной из книг, которые он всегда берет с собой, отправляясь в путешествие, и что он перечитывал ее более тысячи раз в течение жизни. Популярный писатель и инвестор Тим Феррисс отзывается о стоицизме как о своей «операционной системе» и, продолжая традицию своих предшественников, успешно адаптировал ее для деятельности в Кремниевой долине.

Возможно, вы не видите себя философом, но почти никто из перечисленных нами мужчин и женщин также не считал себя мыслителем. Тем не менее они были философами во всех смыслах этого слова. Теперь вы тоже стали философом. Вы – человек действия. Нить стоицизма проходит и через вашу жизнь, как она проходила через жизни людей, о которых шла речь выше. Эта нить проходит – порой очевидно, порой неявно – через всю историю человечества.

Сущность философии состоит в действии, в восприятии проблем такими, какие они есть, и в способности видеть их в более масштабном контексте, в умении использовать препятствия с выгодой для себя, видеть события в философской перспективе и действовать соответствующим образом.

Как я постарался показать в этой книге, огромное число людей применяло на практике принципы стоицизма и философского отношения к жизни, даже не подозревая об этом. Эти люди не были писателями или лекторами; они были людьми действия – подобно вам.

Однако за прошедшие столетия мы разучились относиться к жизни таким образом. Эта мудрость была отнята, намеренно укрыта от нас эгоистичными кабинетными учеными. Они лишили нас возможности использовать философию по назначению – в качестве операционной системы для решения проблем и преодоления жизненных невзгод.

Философия никогда не была академическим предметом, который достаточно изучить в университете. Она была рядом уроков, которые мы получаем на полях жизненных сражений.

Латинский перевод знаменитого труда Эпиктета «Энхиридион» означает «В руке». Именно такой и должна быть философия – инструментом в ваших руках, продолжением вашей практической деятельности, а не чем-то, что вы прочитали один раз и поставили на полку. Философия, по словам Марка Аврелия, должна делать из нас не фехтовальщиков, а кулачных бойцов – чтобы получить оружие, нам будет достаточно лишь сжать кулаки.

Хочется надеяться, что данная книга, хотя бы в некоторой степени, передала вам эти уроки и вооружила знанием.

Теперь вы – философ и человек действия. И в этом нет противоречия.

 

 


[1]Я считаю стоицизм глубоко захватывающей и критически важной философией, но понимаю, что вы живете в реальном мире и у вас нет времени, чтобы выслушивать лекцию по истории. Вам нужны реальные стратегии разрешения проблем, и именно этому посвящена моя книга. Но, если у вас появится свободное время, вы всегда сможете найти пару книг по философии стоицизма.

 

[2]В электрической лампочке Эдисон использовал нить, полученную из бамбукового волокна. – Прим. ред.

 

[3]Лерой Перси – сенатор США, Уильям Александр Перси – автор «Фонарей на дамбе» («Lanterns on the Levee») и Уолкер Перси – автор «Любителя кино» («The Moviegoer»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.011 с.)