Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выстройте внутреннюю крепость

Поиск

 

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

Притчи 24:10

 

До двенадцатилетнего возраста Теодор Рузвельт почти каждый день боролся с тяжелейшей астмой. Несмотря на то что Рузвельт родился в привилегированной семье, его жизнь постоянно висела на волоске из-за приступов этой болезни. Высокий, долговязый и неуклюжий, он был настолько слаб, что малейшее физическое усилие выводило его из равновесия и на целые недели приковывало к постели.

Однажды в его комнату вошел отец и сказал то, что навсегда изменило жизнь мальчика: «Теодор, у тебя есть сознание, но нет тела. Я дам тебе инструменты, которые позволят тебе создать тело. Это долгая и нудная работа, но я думаю, что у тебя есть необходимое упорство».

Вы могли бы подумать, что эти слова пройдут мимо ушей ребенка, выросшего в семье, обладающей богатством и высоким положением в обществе. Но, по словам младшей сестры Рузвельта, которая оказалась свидетелем этого разговора, все оказалось совсем не так. Теодор ответил с бодростью и решимостью, которые всегда отличали его впоследствии: «Я создам свое тело».

В гимнастическом зале, который его отец оборудовал на веранде второго этажа, юный Рузвельт настойчиво занимался каждый день в течение следующих пяти лет, постепенно наращивая мускулатуру и укрепляя тело, особенно легкие. Он работал для будущего. К двадцати годам битва с астмой практически завершилась в пользу Теодора.

Занятия в гимнастическом зале подготовили физически слабого, но смышленого мальчика к уникальной и трудной судьбе.

Судьба не скупилась на испытания: Рузвельт потерял жену, вскоре умерла его мать, ему противостояли могущественные враги, отвергавшие его прогрессивные планы, он пережил провал на выборах, страна оказалась впутанной в войны, которые развязали другие державы, на него несколько раз покушались, и каждый раз он оказывался в опасной близости к смерти. Но он был готов ко всем этим бедствиям, потому что его детство и юность прошли в непрестанной подготовке.

Обладаете ли вы подобной подготовкой? Выдержите ли вы, если ваше положение осложнится?

Мы принимаем слабость как нечто само собой разумеющееся. Мы считаем, что мы такие, какими рождены, и наши недостатки неизменны. И в этом причина наших неудач.

Такой подход – не лучший рецепт для противостояния трудностям жизни.

Не каждый человек смиряется с неблагоприятными обстоятельствами, в которых началась его жизнь. Многие меняют свое тело и всю свою жизнь с помощью целенаправленных действий и упражнений. Они готовят себя к тяжелой дороге, лежащей впереди. Надеются ли они на то, что невзгоды их минуют? Конечно. Но они готовят себя к любому возможному исходу.

А вы?

Никто не рождается со стальным стержнем внутри. Нам приходится самим его выковывать.

Мы укрепляемся духовно, занимаясь физическими упражнениями, и делаемся сильнее физически в результате ментальной практики (в здоровом теле – здоровый дух).

Этот подход был знаком уже античным мудрецам. Вся созданная ими философия призвана перестроить, подготовить и укрепить человека для грядущих вызовов. Многие из них видели себя в качестве атлетов, упражняющихся в умственных дисциплинах, – в конце концов, мозг, подобно другим активным тканям, является мышцей. Его можно развивать и поддерживать посредством специальных упражнений. Со временем мышечная память мозга развивается до такой степени, что он может интуитивно отвечать на каждую ситуацию, особенно на препятствия.

О евреях, в течение длительного времени лишенных исторической родины, говорили, что им пришлось восстановить свои разрушенные храмы не в физическом мире, а в своем сознании. Храм стал метафорическим и существовал в сознании каждого иудея. И каждый из них, где бы ни находился и какие бы тяготы ни испытывал, мог почерпнуть в нем силу и ощущение безопасности.

Вдумайтесь в строку из священной иудейской книги Аггада: «В каждом поколении человек обязан чувствовать себя так, как если бы он сам вышел из Египта».

Во время пасхального седера меню иудея состоит из горьких растений и пресного хлеба – хлеба бедствий. Почему? В каком-то смысле это символическое выражение мужества и стойкости, сохраненных многими поколениями евреев. Данный ритуал не только чтит еврейские традиции, но и позволяет участникам этой трапезы визуализировать и присваивать силу, выведшую евреев из Египта, где они находились в рабстве.

Это поразительным образом напоминает то, что стоики называли внутренней крепостью – твердым стержнем внутри каждого из нас, который не способно разрушить ни одно внешнее бедствие. Важно понимать, что мы не рождаемся с ним, мы должны сформировать его и активно укреплять. В хорошие времена мы должны укреплять себя и свои тела, чтобы в плохие времена они нас не подвели. Мы оберегаем свою внутреннюю крепость, чтобы она могла нас защитить.

Для Рузвельта жизнь представляла собой подобие арены, а себя самого он видел гладиатором. Чтобы выжить, ему приходилось быть сильным, гибким, бесстрашным, готовым ко всему. Рузвельт был готов не бояться боли и приложить массу энергии, чтобы развить в тебе дерзость, отвагу, смелость, храбрость, выносливость и физическую силу.

Укрепить себя гораздо проще, чем постоянно пытаться зубами вырывать то, что, по вашему мнению, вам должен дать мир, который в лучшем случае безразличен к вашему существованию. Независимо от того, хорошие у нас сейчас времена или плохие, мы всегда должны готовить себя к тому, что может случиться худшее. В своем роде мы все находимся в положении, в котором был Рузвельт.

Чтобы стать великим, зачастую приходится немало практиковаться. Препятствия ничем не отличаются от бедствий. И хотя может казаться, что сейчас самое время расслабиться и наслаждаться легкой и комфортабельной современной жизнью, польза подготовки к худшему состоит в том, что мы не потеряем все, во всяком случае, убережем голову, когда какая-нибудь неприятная неожиданность нарушит наши планы.

Как это ни банально, но лучший способ укрепить арку состоит в том, чтобы нагрузить ее, поскольку внешняя нагрузка уплотняет камни. Только под нагрузкой арка способна удерживать вес – и это замечательная метафора.

Путь наименьшего сопротивления – плохой учитель. Мы не можем позволить себе уклониться от того, что нас пугает. Мы не должны принимать слабость как нечто само собой разумеющееся.

Нравится ли вам одиночество? Готовы ли вы приложить дополнительные усилия, если они потребуются? Пугают ли вас вызовы? Беспокоит ли неопределенность? Нормально ли вы переносите давление обстоятельств?

Ответы на эти вопросы важны, поскольку когда-нибудь все это может случиться и с вами. И тогда жизнь потребует от вас ответа. Вы сами выбрали активную жизнь, полную свершений. И теперь вам следует подготовиться к последствиям своего выбора.

Готовность – это ваши доспехи. Они не сделают вас неуязвимыми, но помогут подготовиться к неизбежным жизненным переменам.

 

Предупреждение

(негативное мышление)

 

Предложите гарантию – и не избежите катастрофы.

Пророчество Дельфийского оракула

 

Главный администратор собирает сотрудников в конференц-зале в преддверье запуска нового крупного проекта. Они рассаживаются по своим местам за столом. Главный администратор открывает собрание: «У меня плохие новости. Проект безоговорочно провалился. Кто может мне сказать, почему так произошло?»

Как? Но ведь проект даже не начат…

А так и было задумано. Главный администратор предлагает рассмотреть причины возможной неудачи – и сделать это заранее, с упреждением. Он использует методику, разработанную психологом Гари Кляйном и известную как premortem (лат. предсмертный) или заблаговременный анализ ситуации.

Для рассмотрения причин внезапно наступившей смерти postmortem (лат. посмертно) медики собираются, чтобы рассмотреть все сопутствующие обстоятельства, поучиться на опыте и узнать, что делать, когда в следующий раз возникнет подобная ситуация. За пределами врачебного мира мы называем postmortem разные вещи: разбор полетов, опрос на выходе, собрание с краткой сводкой новостей, обзор. Но в любом случае идея тут одна: мы рассматриваем проект постфактум, после его осуществления.

Методика premortem совсем другая. Здесь мы пытаемся заранее предположить, что может пойти не так, перед тем, как начать. Зачастую амбициозные предприятия терпят крах по причинам, которые можно было предугадать. Очень многие люди не имеют запасного плана действий, поскольку отказываются допустить, что обстоятельства могут сложиться не так, как им хотелось бы.

Ваш план и реальное положение дел нечасто совпадают. Вы очень редко получаете то, чего, по вашему мнению, достойны. Однако мы постоянно отказываемся это сознавать и раз за разом бываем шокированы тем, как события разворачиваются в реальности.

Это странно, нелепо и смешно. Поэтому прекращайте обрекать себя на поражение.

Никто не сказал об этом лучше Майка Тайсона, который, размышляя о печальном повороте в своей судьбе, сказал репортеру: «Если вы не обладаете смирением, жизнь заставит вас приобрести это качество».

Если бы больше людей продумывали сценарии наихудшего поворота событий, то можно было бы избежать лопнувшего «пузыря» интернет-компаний, дела корпорации Enron, событий 11 сентября 2001 года, вторжения в Ирак, краха раздутого рынка недвижимости и многого другого. Никто не хотел прогнозировать возможные варианты исхода. И что мы имеем в итоге? Катастрофу.

В наши дни заблаговременный анализ ситуации становится все более популярным в деловых кругах, начиная от стартапов до ведущих корпораций, входящих в список Fortune 500 и Harvard Business Review. Но, как и все великие идеи, данный подход отнюдь не нов. Он был известен еще стоикам, называвшим его «размышление о зле, которое еще не свершилось».

Представим, как писатель вроде Сенеки продумывал бы свои планы относительно, например, путешествия. Он мысленно (или письменно) рассмотрел бы обстоятельства, которые могли ему воспрепятствовать или которые он мог бы предупредить: шторм, болезнь капитана, нападение на корабль пиратов.

«Ничто не случается с мудрецом вопреки его ожиданиям, – писал он другу. – Не все оборачивается для него так, как он хотел либо предполагал. Но он должен предполагать, что может случиться нечто, способное воспрепятствовать его планам».

Всегда будьте готовы к крушению своих планов, никогда не исключайте эту возможность. Будьте равно готовы как к победе, так и к поражению. И давайте будем откровенны: приятная неожиданность всегда намного лучше неожиданности неприятной.

 

Что будет, если ?

Тогда я попробую…

А что будет, если ?

Вместо этого я смогу…

Ну а если ?

Нет проблем, мы всегда можем…

 

И в том случае, когда ничего нельзя сделать, стоики использовали бы этот подход как важную практику, позволяющую осуществить то, на что очень часто не способны многие из нас, – контролировать свои ожидания. Поскольку порой единственным ответом на вопрос «Что будет, если ?» является следующее утверждение: «Это будет неприятно, но мы как-нибудь переживем».

Ваш мир управляется внешними факторами. Обещания не выполняются. Вы не всегда получаете то, что причитается вам по праву, даже если честно это заслужили. Не все так чисто и честно, как в бизнес-играх, в которые играют на факультетах менеджмента. Будьте к этому готовы.

Вы должны делать уступки окружающему вас миру. Мы зависим от других людей. Не на каждого человека можно положиться как на себя самого (и давайте будем откровенны, зачастую вы и являетесь своим злейшим врагом). Это значит, что люди будут делать ошибки и нарушать ваши планы – не всегда, но очень часто.

Если это положение дел удивляет вас каждый раз, когда такое случается, вы будете постоянно терпеть провалы. Кроме того, вам будет гораздо труднее принять такое положение и сделать следующую попытку его исправить. Единственное, что можно утверждать с полной уверенностью, – это то, что все пойдет не так, как вы ожидаете. И единственное, чем можно смягчить ситуацию, – это упреждать неприятности, быть готовыми к ним. Поскольку, кроме самих себя, мы не можем контролировать ничего.

Житейская мудрость отразила это знание в пословицах:

 

Затишье бывает перед бурей.

Надейся на лучшее, готовься к худшему.

Худшее всегда впереди.

Прежде чем стать лучше, должно стать хуже.

 

Вас могут назвать пессимистом. Но пусть вас это не волнует. Лучше казаться пессимистом, чем проморгать угрозу или оказаться неготовым к неприятному повороту событий. Всегда лучше поразмышлять над тем, что может случиться, попытаться найти слабые места в своих планах, чтобы правильно воспринять неизбежные неудачи, что-нибудь предпринять или, если сделать ничего нельзя, попросту как-то их пережить.

Истинная причина того, почему мы готовы размышлять о возможных неудачах, состоит в том, что мы не боимся их последствий. Мы заблаговременно готовимся к беде, в то время как другие люди к ней абсолютно не готовы. Другими словами, для нас неудача – это возможность перегруппироваться и лучше подготовиться. Мы подобны бегунам, которые тренируются на пересеченной местности, чтобы победить спортсменов, ожидающих, что забег будет проходить на идеальной равнине.

Конечно, упреждение не делает наше положение легче волшебным образом. Но мы готовы к любому развитию событий, к тяготам и к тому, что так и должно быть.

Благодаря подготовке мы предполагаем возможные варианты исходов и понимаем, что не все они окажутся благоприятными (такое случается крайне редко). Мы готовим себя к любому исходу и знаем, как вернуться к выполнению текущей задачи.

Вы сознаете, что хотите выполнить некую задачу, и тратите время, деньги и личные связи для ее решения. Самое худшее из того, что может случиться, – это не то, что оно случается, а то, что оно застает вас врасплох. Почему? Потому, что неожиданная, непредвиденная неудача лишает вас мужества. Кроме того, всегда тяжело противостоять обстоятельствам, к которым вы не подготовлены.

Человек, который отрепетировал в своем сознании возможные негативные исходы, не будет застигнут врасплох. Подготовившись к разочарованию, он не будет разочарован. У него достанет силы это пережить. Он не утратит мужества, не уклонится от стоящей перед ним задачи и не совершит ошибку.

А знаете ли вы, что лучше, чем создавать нечто в воображении? Создавать то же в реальной жизни. Конечно, гораздо веселее просто воображать, чем воплощать задуманное. Но какой цели служит ваше воображение? Оно обрекает вас на разочарование. Химеры подобны бинтам, присохшим к ране, – когда их отрывают, становится очень больно.

Метод упреждения позволяет возвести оборонительные рубежи или вообще избежать неприятностей. Мы готовы сойти с курса, потому что подготовили маршрут планового отступления. Мы сможем выстоять, если все пойдет не так, как мы ожидали. Используя метод упреждения, мы сможем выдержать все.

Мы равно готовы и к неудаче, и к успеху.

 

Искусство уступать

 

Судьба направляет человека, который ее принимает, и препятствует тому, кто ей сопротивляется.

Клеанф

 

Томас Джефферсон родился тихим, созерцательным, скрытным, сдержанным, замкнутым, необщительным, осторожным человеком. По сравнению с выдающимися ораторами своего времени – Патриком Генри, Джоном Уэсли и Эдмундом Бёрком – он ужасающе плохо говорил на публике.

Но его сердце было отдано политике, и перед ним стоял выбор: либо бороться со своим недостатком, либо принять его.

Джефферсон выбрал последнее, направив всю свою энергию на писательство, в то время как другие сосредоточивались на ораторском искусстве. Он нашел свой способ передачи мыслей, обнаружив, что на письме может ясно их выражать. Он был силен в составлении текстов. Джефферсон оказался одним из отцов-основателей США, к которым обратились, когда возникла необходимость создания Декларации независимости. Он составил один из самых важных документов в истории человечества, сразу написав его набело.

Джефферсон не обладал талантом публичного оратора. Он был готов это признать и действовать соответствующим образом.

То же можно сказать и об Эдисоне, который, как мало кому известно, был практически глухим. Или Хелен Келлер, которая была глухой и слепой. Эти физические недостатки – и их принятие без горечи и обиды – помогли обоим создать другие, но столь же мощные органы чувств, позволившие им приспособиться к реальности.

С этим не всегда легко согласиться, но ограничения, которые налагает жизнь, полезны, особенно если мы способны их принять и позволить им направлять нас. Они подталкивают нас к тому, чтобы мы развивали свои навыки и умения, которых по своей воле мы никогда не развивали бы.

«Подлинным гением, – говорил Сэмюэл Джонсон, – можно считать ум, обладающий большой общей силой, который случайным образом оказался обращенным в одном определенном направлении».

Способность направить свои силы требует согласия с судьбой. Мы не должны сопротивляться неожиданностям.

Но я не хочу смиряться! Я хочу сражаться!

Вы не единственный человек, которому приходится принимать неприятные вещи.

Если бы какой-нибудь ваш знакомый стал принимать сигналы светофора на свой счет, негодовать и обижаться на них, мы решили бы, что он сумасшедший.

Ведь именно так и поступает с нами жизнь. В какой-то момент она говорит нам, что мы должны остановиться, что какой-то перекресток блокирован или какая-то дорога предполагает неудобный объезд. Мы не можем с этим спорить и пытаться криком отстоять свою волю. Мы просто должны это принять.

Речь, однако, не идет о том, чтобы позволить этому навсегда остановить нас на пути к своей цели. Но это изменяет путь, по которому мы к ней идем, и продолжительность путешествия.

Когда доктор объявляет диагноз – даже если он противоположен тому, какой вы хотели бы услышать, – что вы делаете? Принимаете его. Вы не обязаны радоваться тому, что вам придется лечиться, но понимаете, что отказ от лечения отсрочит выздоровление.

Поскольку вы уже осознали разницу между тем, что зависит от вас, и тем, что от вас не зависит (как советовали делать стоики), то когда возникают обстоятельства, которые вы не можете контролировать, вам остается только одно – принять их как данность.

Мяч может не попасть в корзину.

Акции могут упасть до нуля.

Погода может воспрепятствовать доставке товара.

Повторите вместе со мной: такова жизнь. И с этим ничего не поделаешь.

Вы не обязаны напрягаться, пытаясь взять верх над обстоятельствами или использовать их с выгодой для себя. Если причина нашей проблемы лежит вне вашего контроля, нам следует принять ее и двигаться дальше. Прекратить бороться, примириться с ней. Стоики называли это искусством уступать.

Давайте расставим точки над «і». Мы говорим не о том, чтобы сдаваться перед лицом проблемы, а о том, чтобы не сопротивляться обстоятельствам, с которыми мы ничего не можем поделать. Очень просто говорить о том, какими нам хотелось бы видеть обстоятельства. Но для того, чтобы принять их как данность, требуется мужество, смирение и воля. Только настоящий человек способен смотреть в лицо неизбежности.

Все внешние события можно использовать с выгодой для себя. Они могут преподать нам урок, который в противном случае мы упустили бы.

Например, когда в 2006 году тренер команды Lakers Фил Джексон получил серьезную травму бедра, последующая операция значительно ограничила его способность передвигаться по игровому полю. Ему оставалось только сидеть в специальном кресле, напоминавшем капитанский мостик, возле скамьи запасных игроков. Он больше не мог ходить вдоль кромки поля и взаимодействовать с игроками привычным образом. Сначала Джексон волновался, что это ограничит его возможности как тренера. На деле же тот факт, что он сидел возле скамьи запасных игроков, возвышаясь над ней, лишь прибавил ему авторитета. Джексон научился утверждать себя, даже не проявляя столько властности, сколько раньше, когда ему приходилось бегать за игроками вдоль кромки поля.

Но прежде, чем получить эти неожиданные преимущества, мы должны принять неожиданный поворот судьбы, даже если бы предпочли обойтись без него.

К сожалению, зачастую мы ожидаем слишком многого, инстинктивно думая о том, что нам понравилась бы любая другая ситуация, кроме настоящей. Мы начинаем думать о том, какой хотели бы ее видеть, и очень редко думаем о том, что обстоятельства могли бы сложиться гораздо хуже.

Обстоятельства могут сложиться и хуже. Не сочтите это пустым утешением, но в следующий раз, когда вы:

 

потеряете деньги, подумайте, что могли бы потерять друга;

потеряете работу, вспомните, что могли бы потерять руку или ногу;

потеряете дом, поразмышляйте над тем, что могли бы потерять вообще все.

 

Тем не менее мы чувствуем себя задетыми и жалуемся, когда у нас что-нибудь отнимают. Мы не ценим того, что у нас остается.

 

Спесь, высокомерие и надменность заставляют нас воображать, будто мы способны изменить все, что угодно. В мире, где мы можем пересылать документы на другой конец света за наносекунды, беседовать по видеотелефону с высоким разрешением изображения, предсказывать погоду с точностью до минуты, очень легко усвоить ошибочное представление о том, что природу можно усмирить и подчинить нашим прихотям. Но это не так.

В античности (и позже) люди использовали слова «судьба», «фортуна», «рок», «доля», «фатум» гораздо чаще, чем делаем это мы, потому что они были лучше знакомы с капризной и случайной природой. События рассматривались как «воля богов». Парки (или Мойры), три богини в античной мифологии, представляли силы, которые предопределяют ход развития человеческой жизни, зачастую вопреки нашим желаниям.

Письма люди оканчивали словами «На все воля Божья», поскольку никто не может знать, что случится в будущем.

Вспомним о Джордже Вашингтоне, который посвятил себя Войне за независимость США. Он говорил: «События находятся в руце Божией». Или об Эйзенхауэре, который писал своей жене накануне вторжения союзнических войск на Сицилию: «Мы сделали все, что могли; войска готовы ко всему и стараются изо всех сил. Исход кампании решит воля Божья». Эти ребята не были склонны уступать или оставлять другим доделывать не сделанное ими, но они понимали, что в конечном итоге случится то, что должно случиться. И они исходили из этого понимания.

Пришло время стать скромнее, гибче и признать, что в нашей жизни действуют те же силы, что всегда может случиться нечто такое, что изменит наши планы. Как говорит пословица, «человек предполагает, а Бог располагает».

 

От судьбы не уйдешь.

Все мы под Богом ходим.

Природа развивается по своим законам.

Худшее всегда случается.

 

Какую бы версию вы ни предпочли, суть одна. В нашем мире со времен античности изменилось не слишком много – древние просто лучше нас понимали роль судьбы в жизни человека.

Используя метафору, уподобляющую жизнь игре, мы говорим о том, что нам приходится играть с теми картами, которые нам выпали. Играй из той позиции, в которой находится мяч, как сказал бы игрок в гольф.

Жизнь дает вам безграничное поле деятельности, безграничные возможности оставить свой след. Для начала вполне достаточно принимать людей и события такими, какие они есть. Идите туда, куда ведут вас события, подобно воде, текущей вниз с холма, – она всегда стекает в долину.

Вы достаточно сильны и бодры, чтобы справиться со всем, что случится, имеете достаточно масштабное видение и достаточно времени, чтобы понимать: все, что вам приходится принимать, является лишь ничтожно малой выбоиной на пути к вашей цели.

Мы равнодушны, безучастны, индифферентны – и это не слабость.

Как однажды сказал Фрэнсис Бэкон, «чтобы распоряжаться природой, нужно уметь ей подчиняться».

 

Любовь к року: amor fati

 

Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни в будущем, ни в прошлом – никогда. Не только переносить необходимость, но и не скрывать ее и любить ее.

Ницше

 

Однажды вечером Томас Эдисон вернулся домой из лаборатории. Ему было шестьдесят семь лет. Вскоре после ужина в его дом ворвался человек, принесший срочную новость: в промышленно-исследовательской лаборатории Эдисона, расположенной в нескольких милях от его дома, вспыхнул пожар.

Пожарные бригады из восьми близлежащих городов поспешили на помощь, но им не удалось ничего сделать. Пламя охватило несколько сооружений, грозя полностью уничтожить империю Эдисона, которую он создавал всю свою жизнь.

Эдисон быстро и спокойно прибыл на место и, пробираясь сквозь толпу зевак и убитых горем работников, стал разыскивать своего сына. «Отправляйся за своей матерью и созови всех ее друзей, – сказал Эдисон своему сыну с ребяческим восторгом. – Такого пожара они больше никогда не увидят».

Сын Эдисона подумал, что его отец сошел с ума.

«Не беспокойся, – успокоил его Эдисон. – Все в порядке. Мы просто избавились от лишнего мусора».

Эта реакция казалось странной. Но, если вдуматься, отреагировать иначе было нельзя.

Что, по вашему мнению, должен был делать Эдисон? Разрыдаться? Разразиться гневом? Отвернуться и убежать домой?

Но чего бы он этим добился?

Ответ очевиден: ничего. Поэтому он не стал зря тратить время на бесполезные сожаления. Чтобы совершать выдающиеся поступки, мы должны уметь переживать трагедии и неудачи, должны любить то, чем занимаемся, и все, что с этим связано, – плохое и хорошее. Мы должны научиться находить радость во всем, что с нами происходит.

Конечно, в зданиях, принадлежавших Эдисону, хранился не только мусор. Пожар превратил в пепел бесценные документы, прототипы изделий, исследовательские материалы. Страховка покрывала только небольшую часть стоимости содержимого зданий, выполненных из огнеупорного бетона. Эдисон и его инвесторы получили страховые выплаты, которые едва покрыли треть убытков.

И все же, вопреки всем ожиданиям, Эдисон не отчаялся. Напротив, катастрофа лишь придала ему энергии. На следующий день он сказал репортеру, что не настолько стар, чтобы не начать все сначала. «Я пережил много неприятностей. Опыт позволяет мне не впадать в отчаяние».

Всего через три недели фабрика была частично восстановлена и вновь начала функционировать. Через месяц сотрудники Эдисона уже работали в две смены, выпуская новые, неизвестные доселе товары. Невзирая на потерю почти миллиона долларов (что сегодня составило бы примерно 23 миллиона), Эдисон благодаря своей энергичной деятельности сумел за год получить прибыль в 10 миллионов долларов (более 200 миллионов в пересчете на современный курс). Он не только пережил серьезную катастрофу, но и потрясающе быстро восстановился после нее.

Следующий шаг после того, как мы откажемся от своих ожиданий и примем случившееся, а также поймем, что некоторые вещи – особенно неприятные – лежат вне зоны нашего контроля, состоит в том, чтобы полюбить все, что с нами случается.

Речь идет о том, чтобы научиться превращать то, что мы должны делать, в то, что действительно делаем.

Мы вкладываем свою энергию, эмоции и силы только в то, что дает подлинный результат. Мы говорим себе: должен ли я что-то с этим сделать или должен ничего не делать и просто смириться? Меня устраивает любой вариант.

Вот пример, о котором следует поразмыслить: знаменитый бой великого боксера Джека Джонсона с Джимом Джеффрисом, состоявший из долгих пятнадцати раундов. Джеффрис, прозванный Великой Надеждой Белых, уже не выступал, когда его призвали на ринг для того, чтобы он победил чернокожего чемпиона. И Джонсон, искренне ненавидимый противником и публикой в зале, тем не менее получил удовольствие от каждой минуты боя – он постоянно улыбался, шутил и резвился.

А почему бы и нет? Все другие реакции не имели бы смысла. Следовало ли ему ненавидеть Джеффриса за то, что тот ненавидел его? Ненавидящий тратит энергию, а Джонсон решил экономить силы.

Нет, он не принял негативное к себе отношение безропотно, а построил вокруг него свой бой. На каждую гадкую ремарку из угла Джеффриса он отвечал серией обманных движений. На каждую остроту Джеффриса он отвечал встречной колкостью – и никогда не терял спокойствия. И когда один удачный удар Джеффриса рассек ему губу, он продолжал улыбаться – кривой, кровавой, но бодрой улыбкой. С каждым раундом он становился все счастливее и дружелюбнее, в то время как его противник все больше раздражался и уставал, теряя силы и волю к продолжению боя.

В худшие моменты жизни мысленно возвращайтесь к этому примеру. Вообразите Джонсона: всегда спокойного, держащего ситуацию под контролем, искренне радующегося возможности проявить себя, развлечь публику независимо от того, желает ли она ему победы. Каждая ремарка противника вызывает его ответную реакцию – не более того. Джонсон позволяет противнику самому выкопать себе могилу. И в итоге, как мы знаем, Джеффрис оказался на полу, и все сомнения о правомерности чемпионства Джонсона рассеялись.

Знаменитый романист Джек Лондон, очевидец этого боя, писал:

 

Никто не понимает его, этого улыбающегося человека. В сущности, история этого боя – история улыбки. Если когда-либо человеку случалось побеждать одной улыбкой, то это сделал сегодня Джонсон.

 

Мы можем последовать его примеру, ибо тоже ведем бой со своими препятствиями и тоже можем обрушить их улыбкой, не сходящей с лица и приводящей в отчаяние людей или обстоятельства, которые стараются привести в отчаяние нас. Мы можем, следуя примеру Эдисона, не проклинать судьбу, а наслаждаться редким зрелищем пожара. А на следующий день начнем восстанавливать предприятие, стараясь как можно скорее вернуть утраченное.

Ваше препятствие может и не быть таким серьезным. Но оно тем не менее имеет для вас значение и находится вне вашего контроля. И его следует встречать лишь одним ответом – улыбкой.

Стоики требовали от человека проявлять бодрость в любой ситуации, особенно в плохой. Мы не знаем, когда и где Эдисон и Джонсон познакомились с философским наследием стоиков, но они поступали именно так.

Нужно научиться не переживать из-за обстоятельств, лежащих вне вашего контроля. Равнодушие и принятие определенно лучше, чем разочарование и гнев. Мало кто способен понимать и практиковать это искусство. Однако это только первый шаг. Еще лучше любить все, что с нами случается, в любой ситуации.

Цель состоит не в том, чтобы просто принять ситуацию, не испытывая при этом негативных эмоций. Главное – полюбить ее, убедить себя в том, что если она произошла, то, значит, должна была произойти, и вы этому рады. Вы должны быть готовыми использовать эту ситуацию по максимуму.

Конечно, нужно не только понимать это, но и поступать соответствующим образом.

Мы не можем выбирать, что нам выпадет, но всегда способны выбирать свое отношение к случившемуся. Так почему тогда нам не выбрать позитивное отношение? Кто нам помешает? Кто запретит? Если событие неизбежно, ответ на него должен быть один: amor fati.

Не тратьте ни секунды, оглядываясь на свои ожидания. Смотрите вперед, в будущее, с улыбкой.

Важно понять, что Джонсон и Эдисон не были пассивны. Они не просто пережили свои неприятности. Они приняли случившееся с ними. И им нравилось такое положение вещей.

Я понимаю, вам кажется немного неестественным ощущать благодарность за то, с чем вам никогда не хотелось бы сталкиваться. Но мы уже знаем, что бедствия и неприятности скрывают внутри себя возможности и преимущества. Преодолевая препятствия, мы становимся сильнее, умнее, могущественнее. Нет смысла откладывать эти чувства на потом, чтобы после признаться себе, что все случившееся пошло нам на пользу. Мы можем чувствовать это прямо сейчас, потому что в любом случае эти чувства придут.

Нужно любить препятствия, поскольку они составляют топливо успеха. Они вам нужны. Без них вы не достигнете успеха. И вы должны быть за них благодарны.

Речь не о том, что хорошее всегда перевешивает плохое или что это дается само собой, без всяких усилий. Но в плохом всегда есть нечто хорошее, даже если сначала его и сложно распознать.

Но мы находим это хорошее и благодарим за него судьбу.

 

Стойкость и упорство

 

Господа, это предприятие меня закаляет. Я повторяю: я закаляюсь и становлюсь безразличным к этому предприятию.

Уинстон Черчилль

 

Одиссей отправляется домой, в Итаку, после десяти лет Троянской войны. Он не знает, что его ждет еще десять лет скитаний. Он не знает, что, как только приблизится к родным берегам, где его ждут жена и маленький сын, его корабль вновь унесет в открытое море, что на своем пути домой он встретит штормы, искушения, циклопов, смертельные водовороты и шестиглавое чудовище, что его будут держать в плену семь лет и на него обрушится гнев Посейдона. И, конечно, он не знает, что в это время на Итаке его соперники попытаются прибрать к рукам его царство и жену.

Как Одиссей прошел через все испытания? Что помогло герою вернуться домой, невзирая на все препятствия? Изобретательность, хитрость, лидерские качества, дисциплина и мужество, но прежде всего стойкость.

Мы говорили о том, что Улисс Грант переправился через реку близ Виксберга в поисках любого способа захватить этот город. Это называется настойчивостью. Так же и Одиссей перепробовал множество способов, чтобы проникнуть в Трою, пока план с троянским конем не принес ему успех. Что значит настойчивость? Это способность направить всю энергию на решение одной проблемы и продолжать действовать, пока решение не будет найдено.

Но что, если вам выпадает десять лет скитаний и испытаний? Разочарований и ошибок без права на отступление, бесконечных попыток хотя бы на дюйм приблизиться к дому, где по прибытии находите множество новых проблем. Десять лет мужества и готовности вытерпеть все испытания, которые послали вам боги. Это уже не настойчивость, а стойкость.

Если настойчивость проявляется в попытках решить какую-то трудную проблему, с упорством и готовностью выстоять до конца, то многих людей можно назвать настойчивыми. Но стойкость сильнее настойчивости. Это готовность к долгой игре. Это способность продержаться не только первый раунд, а столько, сколько потребуется, – до самого конца.

В жизни нам встречается много препятствий. И мы не должны быть близорукими, не должны сосредоточиваться только на одном аспекте проблемы. Мы должны решить, что непременно попадем туда, куда должны, и используем для этого все средства.

Мы преодолеем любое препятствие – а их будет немало, – но попадем туда, куда стремимся. Настойчивость – это энергия, проявляющаяся в действии. Стойкость – это выдержка, способность проявить волю, выстоять и продержаться.

Эти качества действуют в паре. Заключительные строки стихотворения Теннисона, которое мы уже цитировали, звучат так:

 

Изношены годами и судьбой, но воля непреклонно

нас зовет

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

 

Проявить настойчивость и стойкость.

На протяжении всей истории человечества существовало много стратегий преодоления проблем, которые казались нескончаемыми и осложняли жизнь отдельных людей и целых коллективов. Иногда решением становилась технология, иногда – сила, иногда – радикально новый способ мышления.

Мы уже рассмотрели немало подобных примеров. Но во всех этих случаях одна стратегия неизменно оказывалась эффективнее всех других. Именно она позволяла добиваться успеха чаще, чем все остальные. Она работает всегда: в любых обстоятельствах, в опасных и безвыходных ситуациях.

Антонио Пигафетта, помощник Магеллана во время его кругосветного плавания, размышляя о самом главном и наиболее привлекательном качестве своего начальника, пришел к выводу, что оно н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.022 с.)