Вопрос 19. Печати должностных лиц и духовенства Древней Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 19. Печати должностных лиц и духовенства Древней Руси.



Духовенство играло большую политическую роль в государстве, являлись распространителями просвещения-образования, Изначально были греческого происхождения и заимствовали традиции изготовления печатей изВИзантии. Так как без участия духовенства юридические акты не производились, печати распространены.

На древних новгородских грамотах и на договорах Новгорода с разными князьями встречаются следующие свинцовые печати архиепископа Новгородского, а именно на грамотах 1305 и 1308 гг. архиепископа Феоктиста: лик Богоматери с Предвечным Младенцем на персях, с боков надпись: Μρ.Θγ (Матерь Божья) [с тилами над каждой парой литер; - Прим. ред. сайта], а на обороте: Фектист Архиепископ Новгородский (табл. VIII, рис. 1)(1). Такое же изображение, отличающееся, впрочем, красотою отделки, было у архиепископа Новгородского Давида(2)(имя это означено на обороте печати), но нет титл: Μρ.Θγ, - которые опять являются на печати архиепископа Алексея(3). Позднее, а именно в XVI в., у новгородского архиепископа в печати видим благословляющую руку, слева, справа и сверху ее по ветке(4), а вокруг надпись; но что прежнее обычное изображение не было вовсе оставлено, тому служит доказательством печать архиепископа Новгородского Александра, приложенная к приговоркой грамоте всего духовенства о монастырских вотчинах 1580 г.: на печати этой видим с одной стороны Матерь Божию, а с другой три деревца, в виде виноградных лоз и вокруг надпись: Александр Великого Нового[рода] архиепископ(5). Считаем также нелишним отметить при этом печать одного из архиепископов Новгородских Евфимия (их было три от 1423 по 1451)(6), сохранившуюся на жалованной грамоте, данной, по его благословению, посадниками новгородскими Сергиевскому монастырю в Маковце на разные преимущества: первая по порядку с левого края печать, без сомнения, владыки Новгородского, хотя, против обыкновения, на ней нет надписи с его именем. На печати этой изображен с одной стороны восьмиконечный крест, у подножия его эмблема победы, одержанной над смертью, - мертвая голова, с правой стороны креста копье, с левой дерево, а по бокам надпись: Ис. Хр. Hi-ка. На обороте образ Божией Матери в фелони, стоящей с подъятыми руками, и Младенец у ее сердца.

Печати должностных лиц. От периода Древнерусского государства до нашего времени дошли печати Тмутараканского посадника Ратибора. На печатях Ратибора изображены на одной стороне Климент – папа римский, в святительском облачении с благославляющей правой рукой и евангелием в левой и надпись: «О Климент», на другой стороне печати надпись: «От Ратибора». Имя Ратибор языческое. Возможно, посадник Ратибор имел христианское имя Климент, поэтому на печать и попало изображение папы римского. Надпись «От Ратибора» указывает, что документ с этой печатью содержит распоряжение, письмо или донесение Ратибора, т.е. Ратибор пользовался печатью для запечатывания своей корреспонденции. Печати Ратибора. В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093)расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Известно 7 печатей, от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись «От Ратибора». Ратибор – тмутараканский наместник великого киевского князя (с 1079 г.), затем киевский тысяцкий. Печати протопроедра Евстафия. Существовало 14 печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле. Титул «протопроедр» можно дословно пере вести как «помощник», «советник» посадника. Светские печати. Известны печати князей, княгинь и высокопоставленных светских чиновников. Большинство печатей относится к разряду VI/2.

Вопрос 20 Княжеские печати периода феодальной раздробленности.

Изображение без конкретного указания на благодеяния князя.

Типы изображений:

1. Печати с патрональными изображениями двух святых (патрон князя и отца князя)

2. Изображение святого и Христа и его символов.

3. Изображение святого и сокольника.(Всадник с соколом)

Изменения – изображение святого и надпись принадлежности. Печать приобреьтает юр. Значение. Печать обезличивается и становится символом.

Появляется изображение Христа, воина, всадника, птиц и зверей. С 15 века печать со зверем.Появляется феномен территориальных печатей (пример: новгородская.

Вопросы 21 Государственные печати Новгородской феодальной республики.

Самая ранняя печать Новгорода-13 век (1262 г.) Надписи на печати «Печать всего Новгорода» «Печать великого Новгорода» «Новгородская печать» Изображение И.Христа,воина,всадника,птицы,зверя. С 15 века печать со зверем.

Часто встречается эмблематический рисунок фантастического зверя. Во второй половине XVI века на большой гос. печати Ивана IV был помещен герб Новгорода: вечевыу ступени с положенными на них посохом и жезлом.

Во второй половине XVI века осталась общая композиция, но вечевую степень заменили троном, а жезл посадника скипетром. Республиканская эмблема превратилась в монархическую.

Вопрос 22 Печати должностных лиц и духовенства периода феодальной раздробленности.

Печати периода русского централизованного гос-ва

В процессе образования централизованного гос-ва постепенно складывалась русская гос. печать, изображение на которой стало гербом Русского гос-ва. Печати имели и различные должностные лица: воеводы, дьяки, духовенства.

Гос. печать

На печатях великого князя Ивана Васильевича III (конец XV-начало XVI века) встречаются различные изображения. В качестве печати используются геммы, вставленные в ободок с надписью. На некоторых печатях встречается изображение светского (без нимба) вооруженного всадника, змий, которого всадник поражает копьем. Со временем это изображение становится основным на печатях великих князей московских и русских царей и императоров, а также и на русской гос. печати. Со временем появляется еще одно изображение – двуглавый орел. Он являлся гербом Византийской империи. После падения Византии московские князья считали себя крупнейшими из восточных христианских государей и наследниками Византии. Появление на русских печатях двуглавого орла служило одним из внешних выражений политической теории преемственности власти из Рима и Византии идеи Москвы – третьего Рима. Изображение приобретает устойчивость и наследственный характер на московских печатях, следовательно, становится гербом, хотя официально о гербах заговорили лишь в XVII веке.

По представлению современников, на русского гос. печати был изображен князь, а затем царь, победивший своих врагов, которые символически изображались в образе змия, поверженного копьем князя и попираемого ногами его коня.

В Русском гос-ве XVI-XVII вв. употреблялось две гос. печати – большая и малая. Отличались размерами, доп. изображениями и надписью. На большой – изображение находилось в центре двуглавого орла. Вокруг орла помещались печати городов – столиц княжеств и царств, вошедших в состав Русского централизованного гос-ва, по краям печати шла надпись, которая включала в себя полный царский титул. Малая гос. печать иногда называлась кормленой, т.к. ею «печатались» жалованные грамоты на кормление. На одной стороне – всадник, поражающий змия, на другой – двуглавый орел.

Также существовала «воротная» печать, которой запечатывали грамоты и памяти, рассылаемые внутри Русского гос-ва. Изображался всадник, поражающий змия, иногда двуглавый орел с изображением всадника на груди, иногда орел без всадника.

Русские цари пользовались не только гос. печатями, но и своими личными – печатями князей-вотчинников. Изображение богоматери с младенцем на одной стороне, благословляющая рука и вокруг нее надпись, указывающая на принадлежность печати определенному духовному лицу – на другой. Печати низшего духовенства не имеют строго определенного изображения как печати высшего духовенства. Изображение выбиралось чисто случайно или его вовсе не было. Способы хранения гос. печати и ответственность за ее приложение.Приложением печати ведали печатники. На эту должность назначались наиболее влиятельные в государстве лица. В XVII веке существовал специальный Печатный приказ. Гос. печать хранилась у посольского думного дьяка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.007 с.)