Вопрос: История изучения В. И. Д. Проблема наименования.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: История изучения В. И. Д. Проблема наименования.



Вопрос: История изучения В. И. Д. Проблема наименования.

Периодизация ВИД:

- донаучный период до 18 века (существует как практическое знание, ещё не существуют сами по себе)

- 18 век зарождается исторические науки в России, зарождение понятия источник.

- начало 19 века, ВИД развиваются в рамках науки о древности (археология)

- 40-ые годы 19 века до начала 20 века. Период, когда ВИД принимают самостоятельность.

- с 1917 по 90-ые годы. Период, когда существование ВИД становится частью советской науки и принимают её рамки.

С 1990-ых годов по настоящее время возвращаются в статус вспомогательных дисциплин. Возник общественный интерес к ВИД.

В 18 веке Миллер первый использовал слово источник и начал применять его. Оленин А.Н. употребил термин вспомогательные дисциплины в 19 веке. В 1850-ые годы в Александровском лицеи начинают преподавать палеографию. Были созданы в 1878 г. Петербургский и 1907 г. Московский археологические институты. В 1918 г. Создан Единый государственный архивный фонд, развиваются и появляются музеи. В 1932 г. Был создан Московский государственный историко-архивный институт.

3 Вопрос: Постижение истории с помощью В. И. Д. Междисциплинарный диалог.

Например, с помощью сфрагистики можно узнать достоверность летописи, датировку, с какому правителю относится. С помощью геральдики можно узнать о государстве, к которому принадлежит этот герб, с помощью хронологии установить временные рамки к каждому периоду и так про все дисциплины. Междисциплинарный диалог это взаимосвязь дисциплин друг с другом. Например, ономастика и генеалогия, она взаимодействуют, с помощью имён можно создать родовое древо. Или сфрагистика и палеография, как написано выше, с помощью печати можно узнать подлинность летописи. И так про все остальные дисциплины.

Вопрос: Предмет сфрагистики и ее задачи.

Cфрагистика- дисциплина, изучающая печати как исторический источник.

Задачи: Подтверждение подлинности. Датировка документа. Изучение печати как предмета быта, искусства. Изучение печати как источника по истории власти. Накопление материала, источников. Классификация.

Вопросы: Предмет геральдики и ее задачи.

Геральдика подразделяется на две части:

1) дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и использования;

2) наука о составлении герба, предусматривающая систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах и составных частях герба, его художественное воплощение и т.п.

Предметом изучения Г. являются гербы, объектом - обширный круг письменных и вещественных памятников, на к-рых они изображались. Основные источники гербоведения: гербовые столбцы, гербовники, грамоты на дворянство и титулы, законы, миниатюры рукописей, печати, монеты, знамена, оружие, надгробия, предметы быта и др. В гербоведении выделяются: теория Г. (изучает наиболее общие закономерности дисциплины, ее предмет, объект и структуру, функции и принципы классификации гербов, методы их изучения, терминологию и т. п.), история Г. (изучает развитие геральдических систем, деятельность учреждений и орг-ций в области Г., геральдическое искусство и т. п.), источниковедение Г. (изучает геральдические источники, разрабатывает методы их анализа), историография Г. (изучает развитие геральдической мысли), археография Г. (изучает публикации геральдических памятников и разрабатывает методы их издания), библиография Г. (занимается текущим и ретроспективным учетом геральдической лит-ры), формальная Г. (разрабатывает научно обоснованные методы составления и описания (блазонирования) гербов; устаревшее наименование - теоретическая Г.). тесно связана с нумизматикой, сфрагистикой, вексиллологией, филигранологией, историей искусства, культуры, политологией, музейным делом, социальной историей, правом и др. отраслями знания.

Вопрос: Предмет ономастики и ее задачи.

Ономастика— искусство давать имена, раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование имён собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. В соответствии с обозначаемым объектом онимия делится на ряд составных частей: антропонимию (имена людей), топонимию (географические и топографические названия), этнонимию (названия народов, племен, этнических групп), теонимию (имена богов и других мифологических персонажей), космонимию (обозначения звезд, планет, частей Вселенной), зоонимию (прозвища животных)

Вопрос: Предмет генеалогия и ее задачи.

Объект изучения генеалогии – исторические источники, содержащие информацию о родственных и свойственных, кровных и формальных связях людей. Предмет дисциплины – эти родственные и свойственные связи. Благодаря генеалогии происходит родовая и в значительной мере – социальная самоидентификация человека. Генеалогия – одна из наук, которой присущ отчётливо выраженный историко-антропологический характер, поскольку генеалогия занимается изучением человека, его места в обществе, родственными связями, историей родов и социальных групп. Генеалогия тесно связана с физической и структурной антропологией, исторической психологией, демографией, этнографией, генетикой и другими областями знания.Задачи генеалогии как научной дисциплины определяются предметом её изучения. В практическом плане основной задачей генеалогии является построение родословной какого-либо рода или лица на основании анализа генеалогических сведений, почерпнутых из разнообразных исторических источников. Теоретическими задачами генеалогии являются: определение места и значения данного рода в историческом процессе, выявление культурной среды определённого социального слоя в той или иной исторический период, анализ генеалогических сведений для решения антропологических, этнографических, демографических и иных научных проблем, выявление определённых генетических закономерностей (последние задачи носят более специальный характер и относятся скорее к кругу задач дисциплин естественнонаучного плана). Цели генеалогии как учебной дисциплины состоят также в том, чтобы дать представление о развитии генеалогии как исторической науки, знания о системах генеалогии разных стран и народов, выявить место, роль и значение генеалогии в историко-антропологических и культурологических исследованиях, выработать навыки извлечения генеалогической информации из исторических источников и составления родословных.

Вопрос 10: Соотношения понятий «символ», «эмблема», «герб», «печать».

Герб - это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание цветов, предметов и фигур на котором имеет символическое значение. Гербом может владеть либо отдельный человек, либо какое-то сообщество людей, причём построение герба подчиняется определённым правилам, известным как законы геральдики.

Символ - знак, иносказательно указывающий на лёгкое понятие или явление.

Эмблема – это символ, предметом обозначения которого является не абстрактное понятие, а индивидуальный или коллективный «обладатель» этой эмблемы, устойчиво ей пользовавшийся.

Печать –это оттиск, который несёт правовой характер.

символ наименьшее среди них, входит в состав герба, печати, эмблема, второе- эмблема, совокупность символом с одним значением, тоже в составе герба и печати, третье- герб, состоит как из символа, так и из эмблемы может, герб часть- печати. печать может содержать как символ, эмблему так и герб.

Вопросы 21 Государственные печати Новгородской феодальной республики.

Самая ранняя печать Новгорода-13 век (1262 г.) Надписи на печати «Печать всего Новгорода» «Печать великого Новгорода» «Новгородская печать» Изображение И.Христа,воина,всадника,птицы,зверя. С 15 века печать со зверем.

Часто встречается эмблематический рисунок фантастического зверя. Во второй половине XVI века на большой гос. печати Ивана IV был помещен герб Новгорода: вечевыу ступени с положенными на них посохом и жезлом.

Во второй половине XVI века осталась общая композиция, но вечевую степень заменили троном, а жезл посадника скипетром. Республиканская эмблема превратилась в монархическую.

Гос. печать

На печатях великого князя Ивана Васильевича III (конец XV-начало XVI века) встречаются различные изображения. В качестве печати используются геммы, вставленные в ободок с надписью. На некоторых печатях встречается изображение светского (без нимба) вооруженного всадника, змий, которого всадник поражает копьем. Со временем это изображение становится основным на печатях великих князей московских и русских царей и императоров, а также и на русской гос. печати. Со временем появляется еще одно изображение – двуглавый орел. Он являлся гербом Византийской империи. После падения Византии московские князья считали себя крупнейшими из восточных христианских государей и наследниками Византии. Появление на русских печатях двуглавого орла служило одним из внешних выражений политической теории преемственности власти из Рима и Византии идеи Москвы – третьего Рима. Изображение приобретает устойчивость и наследственный характер на московских печатях, следовательно, становится гербом, хотя официально о гербах заговорили лишь в XVII веке.

По представлению современников, на русского гос. печати был изображен князь, а затем царь, победивший своих врагов, которые символически изображались в образе змия, поверженного копьем князя и попираемого ногами его коня.

В Русском гос-ве XVI-XVII вв. употреблялось две гос. печати – большая и малая. Отличались размерами, доп. изображениями и надписью. На большой – изображение находилось в центре двуглавого орла. Вокруг орла помещались печати городов – столиц княжеств и царств, вошедших в состав Русского централизованного гос-ва, по краям печати шла надпись, которая включала в себя полный царский титул. Малая гос. печать иногда называлась кормленой, т.к. ею «печатались» жалованные грамоты на кормление. На одной стороне – всадник, поражающий змия, на другой – двуглавый орел.

Также существовала «воротная» печать, которой запечатывали грамоты и памяти, рассылаемые внутри Русского гос-ва. Изображался всадник, поражающий змия, иногда двуглавый орел с изображением всадника на груди, иногда орел без всадника.

Русские цари пользовались не только гос. печатями, но и своими личными – печатями князей-вотчинников. Изображение богоматери с младенцем на одной стороне, благословляющая рука и вокруг нее надпись, указывающая на принадлежность печати определенному духовному лицу – на другой. Печати низшего духовенства не имеют строго определенного изображения как печати высшего духовенства. Изображение выбиралось чисто случайно или его вовсе не было. Способы хранения гос. печати и ответственность за ее приложение.Приложением печати ведали печатники. На эту должность назначались наиболее влиятельные в государстве лица. В XVII веке существовал специальный Печатный приказ. Гос. печать хранилась у посольского думного дьяка.

Только на рубеже XVIII в., по мере петровских реформ, двухсотлетняя официальная монаршая эмблема – двуглавый орел, как правило – со всадником на груди – впервые приобрела устойчивые геральдические характеристики. В частности, была закреплена иконография деталей (в лапах орла помещались скипетр с державой и ничто другое, всадник разит змея именно копьем, а не мечом); определилась расцветка: черный орел в золотом поле (это было установлено в подражание гербу Священной Римской империи), «натуральный» всадник в червленом щитке. Всадник сохранил геральдически необычный поворот вправо от зрителя, определившийся в «догеральдический» период развития государственной символики России. Впрочем, на изображениях, выполненных западными мастерами, эта особенность иногда не бывала соблюдена.

Одновременно произошло переосмысление фигуры всадника («ездца») на груди орла. Ранее ездец, поражающий змея, являлся символическим изображением победоносного российского государя; при этом и ездец, и орел обозначали государство Московское (т.е. Российское). Со времени Петра I всадник стал считаться святым Георгием и связываться с московским великим княжением, а орел – с Россией в целом. С основания ордена св. Андрея Первозванного его цепь (первоначально в весьма условной передаче) помещалась в составе государственного герба, обычно окружая щиток со всадником. Если сам орел изображался в поле щита, то цепь должна была окружать этот щит, а не сердцевой щиток. Это правило, однако, соблюдалось не всегда. Герб воспроизводился обычно в сокращенном виде: вне большого щита, со «свободным» орлом, а иногда без цепи и даже щитка со всадником.

Еще до принятия Императорского титула Петром I короны над орлом (сначала средняя, затем и две прочие) приобрели вид «империальских», аналогичных гербовой короне Священной Римской Империи. При этом средняя корона часто (но не всегда) изображалась с характерными лентами. Первоначально предполагалось, что орел как таковой увенчан лишь двумя коронами, а третья, большая, венчает щит с птицей. Но, поскольку орла чаще всего изображали вне поля щита, и большая корона помещалась непосредственно над ним, эта композиция стала восприниматься как нераздельная, что и было узаконено уже в 1730 г.

Помимо общероссийской символики еще с XVI в. существовали в изобилии второстепенные монаршие эмблемы догеральдического характера, обозначавшие отдельные княжества и владения согласно полному титулу. При Петре I онитакже постепенно приобрели геральдическое оформление: получили фиксированные цвета, были помещены в коронованных щитах. Был поставлен (но не решен) вопрос о создании большого Императорского герба, в состав которого вошли бы все гербы владений. Возникали лишь прецеденты помещения щитков с гербами важнейших царств и великих княжеств на крыльях орла, рядом с московским гербом.

Щитки с гербами титульных владений никогда не были неотъемлемой частью орла российского герба. Уже к концу 1720-х гг. спорадически существовашая при Петре практика их помещения на крыльях гербовой птицы забылась на целый век и возродилась - в качестве более-менее стабильной, но по-прежнему необязательной - только при Николае Первом.

Став российским наследником, будущий Петр III принял сложный герб, в котором щит с российским орлом и многопольный щит Шлезвиг-Гольштейна бок о бок помещались на груди еще одного двуглавого орла (на этот раз играющего роль одиночного щитодержателя). Иногда этот герб употреблялся Петром III и после восшествия на престол.

При Павле I был проведен ряд реформ: установлены геральдические права членов династии (Великие князья смогли пользоваться имперским орлом как своим, князьям крови Императорской был дозволен такой же орел, но без всадника на груди); учрежден особый герб монарха как главы «Российского кавалерского ордена»; а вскоре по провозглашении (в 1798 г.) Павла I гроссмейстером Державного ордена св. Иоанна Иерусалимского (ордена-государства мальтийских рыцарей) эта уния двух держав была запечатлена в гербе России: на груди орла (позади московского щитка) был расположен мальтийский крест под гроссмейстерской короной. Исходя из композиционных соображений, андреевская цепь стала помещаться в составе государственного герба лишь изредка. Но, в отличие от андреевской цепи, коронованный крест был введен в герб не как отдельный орденский знак, а как постоянный атрибут орла (подобно короне, скипетру и державе).

Великих княжеств и Царств. На правом крыле размещались щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Сибирским, Казанским. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла.

А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орел стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая – на восток.

По мере геральдизации эмблем на печатях (как личных, так и государственных) стали помещаться гербы, появился даже термин гербовая печать. Начиная с XVII в., вид государственной гербовой печати с двуглавым орлом меняется лишь в деталях. В Большой Государственной печати Алексея Михайловича внизу, под орлом, изображались две группы воинов с поставленным копьем между ними. Петр I поначалу использовал это же изображение, только заменив копье лентой с тремя крестами. После учреждения в 1698 г. ордена Андрея Первозванного изображение всадника стало окружаться орденской цепью. Малая Государственная печать Петра I имела несколько вариантов, в некоторых из них на груди орла находился не всадник, а Андреевский крест, Богоматерь, распятие.

Великих княжеств и Царств. На правом крыле размещались щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Сибирским, Казанским. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла.

А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орел стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая – на восток.

Эпоха после Петра I известна как эпоха дворцовых переворотов. В 30-е годы XVIII в. в руководстве государством преобладали выходцы из Германии, что не способствовало усилению страны. В 1736 г. императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 г. Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 г.

Герб Екатерины I

Павел I

Став императором, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 г. двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Но поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это не могло не отразиться и на государственном гербе. В 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом ( «коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.

Павел I также явился основателем Большого российского герба. В Манифесте от 16 декабря 1800 г. дается его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но при Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.

Николай I

Герб Николая I

Правление Николая I (1825-1855) было подчеркнуто твердым и решительным (подавление восстания декабристов, ограничение статуса Польши). При нем с 1830 г. гербовой орел стал изображаться с резко поднятыми крыльями (так оставалось до 1917 года). В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское, поэтому с 1832 г. герб Польского царства включен в российский герб.

В конце царствования Николая I управляющий департаментом герольдии барон Б. В. Кене пытался придать гербу черты западноевропейской геральдики: изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться во французском щите, всадника следовало повернуть, согласно геральдическим правилам, в левую от зрителя сторону. Но в 1855 г. Николай I скончался, и проекты Кене были реализованы лишь при Александре II.

Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла – гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба – французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла – скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита – цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) – святой Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней.

Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей – три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства.

Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый – такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.

Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских.

В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного.

Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы – единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.

Вопрос 30. Законодательное оформление государственной символики России в конце 19 в.

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи) Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг[6]. Чёрно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых. Согласно другим данным, противоречащим данному утверждению, бело-сине-красный флаг высочайше утверждается императором Александром III лишь[источник не указан 952 дня] «для коммерческих судов»[7].

Последний русский император Николай II в 1896 году[8] окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус национального флага Российской империи[

При императоре Александре II, под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы — например, герб с Георгием Победоносцем был повёрнут влево от зрителя. Малый государственный герб был утверждён 8 декабря 1856 года. На нём также добавились щиты с гербами территорий в составе Российской империи.

Всего же к 11 апреля 1857 года был создан и принят целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы, и прочие — в общей сложности сто десять рисунков. Герб останется практически неизменным вплоть до самой февральской революции, будут вноситься лишь небольшие изменения: например, при императоре Александре III добавится герб Туркестана — ещё одной провинции Российской империи.

4 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.

Июня 1992 года решением № 290 Владивостокского городского Совета народных депутатов (Малым Советом) был восстановлен образец, утверждённый Александром III, однако в него было внесено изменение – исключёно изображение герба Приморской области, которая больше не существовала

Вопрос: История изучения В. И. Д. Проблема наименования.

Периодизация ВИД:

- донаучный период до 18 века (существует как практическое знание, ещё не существуют сами по себе)

- 18 век зарождается исторические науки в России, зарождение понятия источник.

- начало 19 века, ВИД развиваются в рамках науки о древности (археология)

- 40-ые годы 19 века до начала 20 века. Период, когда ВИД принимают самостоятельность.

- с 1917 по 90-ые годы. Период, когда существование ВИД становится частью советской науки и принимают её рамки.

С 1990-ых годов по настоящее время возвращаются в статус вспомогательных дисциплин. Возник общественный интерес к ВИД.

В 18 веке Миллер первый использовал слово источник и начал применять его. Оленин А.Н. употребил термин вспомогательные дисциплины в 19 веке. В 1850-ые годы в Александровском лицеи начинают преподавать палеографию. Были созданы в 1878 г. Петербургский и 1907 г. Московский археологические институты. В 1918 г. Создан Единый государственный архивный фонд, развиваются и появляются музеи. В 1932 г. Был создан Московский государственный историко-архивный институт.

3 Вопрос: Постижение истории с помощью В. И. Д. Междисциплинарный диалог.

Например, с помощью сфрагистики можно узнать достоверность летописи, датировку, с какому правителю относится. С помощью геральдики можно узнать о государстве, к которому принадлежит этот герб, с помощью хронологии установить временные рамки к каждому периоду и так про все дисциплины. Междисциплинарный диалог это взаимосвязь дисциплин друг с другом. Например, ономастика и генеалогия, она взаимодействуют, с помощью имён можно создать родовое древо. Или сфрагистика и палеография, как написано выше, с помощью печати можно узнать подлинность летописи. И так про все остальные дисциплины.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.014 с.)