Формы БУ и их характеристика.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы БУ и их характеристика.



Форма бухгалтерского учета – это совокупность применяемых учетных регистров с установленными порядком и техникой регистрации хозяйственных операций, технологией и организацией учет-ного процесса.

Признаки отличия одной формы бухгалтерского учета от другой:

- количество применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид;

- взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;

- последовательность и способ записи в учетные регистры;

- степень использования средств вычислительной техники.

В настоящее время применяется несколько форм: Упрощенная форма для малых организаций; Мемориально-ордерная; Журнально-ордерная; Автоматизированная.

Для рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет использование наиболее совершенных способов и приемов группировки учетных данных, форм учетных регистров, оптимальное сочетание аналитического и синтетического учета и в конечном счете применение наиболее прогрессивных форм бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета принято понимать определенное сочетание построения и взаимосвязи регистров, а также порядок и способы регистрации и группировки в них учетной информации. На практике получили распространение несколько форм бухгалтерского учета — руч-ных (мемориально-ордерная, журнально-ордерная) и машиноориентированных (таблично-автоматизированная, компьютерная и др.).

Для многих форм учета характерно широкое использование принципа накапливания и систематизации учетных данных в разрезах, необходимых для аналитических и синтетического учета, составления отчетности, в специальных регистрах (журналах-ордерах, вспомогательных к ним ведомостях, в виде распечатки, получаемой на компьютерах, а также на дисках, дискетах и других машинных носителях) в единой системе записей. В ряде бухгалтерских регистров за один рабочий прием осуществляются хронологическая и систематическая записи операций. Например, в журналах-ордерах эти записи производят только по кредиту счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Такой принцип исключает многократность записей, позволяет отказаться от многих промежуточных регистров, присущих другим формам учета. Применительно к журнально-ордерной форме учета следует отметить, что в ней рекомендованы образцы форм журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей. Журналы- ордера построены так, что они охватывают кредитовые обороты нескольких взаимосвязанных по экономическому содержанию счетов, что облегает накапливание данных для отчетности и анализа финансовой деятельности. Благодаря своим положительным качествам эта форма учета в недавнем прошлом применялась на подавляющем большинстве организаций. Но в ней не удалось достичь органического совмещения аналитического и синтетического учета, не везде соблюдены принципы взаимосвязи и взаимоконтроля регистров. Некоторые журналы-ордера громоздки по своему построению. Широкое использование средств вычислительной техники привело к появлению новых приемов и способов организации учета. Разработаны машиноориентированные формы бухгалтерского учета, использующие специальные компьютерные программы регистрации и обработки бухгалтерских данных. Отличительной их особенностью является возможность составления в автоматическом режиме учетных регистров, обобщающих учетную информацию в разрезах, необходимых для управления, контроля, анализа и составления установленной бухгалтерской отчетности. При этом ЭВМ позволяют накапливать данные как непосредственно в учетных регистрах (карточках, свободных листах и др.), так и на машинных носителях информации (например, на жестком диске компьютера, дискетах). Заметим, что программы регистрации и обработки бухгалтерской информации должны быть адаптированы к установленным правилам ведения бухгалтерского учета.

Функции и структура бухгалтерского аппарата.

Структура бухгалтерского аппарата на предприятиях различных отраслей (промышленности, торговли и т. д.) меняется в зависимости от содержания учетной работы. На крупных предприятиях главная бухгалтерия, как самостоятельный отдел, подразделяется на ряд подотделов или групп.
Главный бухгалтер осуществляет общее руководство работой всего бухгалтерского аппарата и непосредственно руководит деятельностью сводно-балансовой и финансово-расчетной групп. Все остальные группы подчиняются заместителю главного бухгалтера, несущему ответственность за правильность и своевременность выполнения этими группами входящих в их обязанности работ.
Функции этих групп понятны из их названий.
Сводно-балансовая группа ведет главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и другие формы отчетности, осуществляет анализ хозяйственной деятельности по учетным данным, организует работу бухгалтерского архива, наблюдает за работой подчиненных отделов, находящихся на самостоятельном балансе (оке, жко и др.), получает от них отчеты и использует их при составлении сводной отчетности.
Финансово-расчетная группа ведет учет отгруженных товаров и реализации, составляет соответствующие документы, учитывает денежные и расчетные операции (как с покупателями, так и с поставщиками), кредитные операции, осуществляет контроль за соблюдением расчетио-платежной дисциплины, организует работу кассы.
Главная бухгалтерия находится в тесных взаимоотношениях с другими отделами предприятия, которые направляют ей различные материалы, необходимые для ведения учета. Так, от планово-производственного отдела она получает планы, сметы и т. п.; от финансового отдела — счета на купленные материальные ценности и реализованную продукцию, договоры с поставщиками и покупателями и т. п.; от отдела кадров — сведения о движении рабочей силы и т. д.
В свою очередь главная бухгалтерия представляет оперативным отделам те материалы, которые необходимы для их работы. Планово-производственному отделу она передает материалы для составления техпромфинплана: отчетные калькуляции, сведения об остатках и движении товарно-материальных ценностей и т. д.; финансовому отделу—сведения о состоянии расчетов с банками, финансовыми органами и другими организациями и предприятиями, и т. д.; отделу снабжения и сбыта — справки об остатках материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также об их фактической себестоимости и т. д.
Сотрудники главной бухгалтерии непосредственно участвуют в работе оперативных отделов по составлению планов и смет, в переводе цехов и отделов предприятия на хозяйственный расчет и в контроле за соблюдением ими хозяйственного расчета, в разработке мероприятий по дальнейшему улучшению работы предприятия и т. п.
Главная бухгалтерия предприятия находится в подчинении бухгалтерии вышестоящей организации. Всей работой по учету и отчетности в министерствах и ведомствах ведают их центральные бухгалтерии. В функции этих бухгалтерий входит: организация бухгалтерского учета и отчетности во всех подведомственных предприятиях, организациях и учреждениях; разработка методологии учета, инструктаж, ревизии, составление сводных отчетов, анализ. В связи с этим они обычно подразделяются на следующие группы: методологии и инструктажа, контрольно-ревизионную, сводно-отчетную и аналитическую.
Учетная работа на предприятии проводится по графику, который разрабатывается бухгалтерией и утверждается руководителем предприятия. График предусматривает содержание и сроки выполнения всех основных учетных работ. Никакие отклонения от него не должны допускаться.

Сущность и значение бух отчетности. Требования, предъявляемые к бух отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия, результаты его хозяйственной деятельности.

Анализ данных бухгалтерской отчетности позволяет определить истинное имущественное и финансовое состояние предприятия.

Финансовое состояние предприятия – комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса. Отчетность позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, стоимость иммобилизованных (т.е. основных и прочих внеоборотных) средств, стоимость мобильных (оборотных) средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных средств предприятия.

По данным бухгалтерской отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, при этом имеется возможность определить обеспеченность предприятия собственными, кредитными и другими заемными источниками.

К числу требований, установленных За­коном «О бухгалтерском учете» (ст. 8), относятся:

· бухгалтерский учет имущества и обязательств общественных и хозяйственных организаций ведется в валюте Российской Феде­рации — в рублях;

· имущество, являющееся собственностью организации, учи­тывается обособленно от имущества других юридических лиц, на­ходящихся в данной группе организаций;

· бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момен­та ее регистрации в качестве юридического лица до реорганиза­ции или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязан­ных счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план сче­тов бухгалтерского учета, при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и статьям по счетам синтети­ческого учета;

· все хозяйственные операции и результаты инвентаризации под­лежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

· в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производ­ство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Новым для российской практики является соблюдение общих требований к бухгалтерской отчетности при разработке организа­цией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приказе Минфина России «О фор­мах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000 г. № 4н: полноты, существенности, нейтральности и сопоставимости пока­зателей отчетности.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать пока­затели деятельности филиалов, представительств и иных подраз­делений, в том числе выделенных на отдельные балансы. При этом под отдельным балансом понимается система показателей, фор­мируемая подразделением организации и отражающая его имуще­ственное положение на отчетную дату для нужд управления орга­низацией согласно порядку, установленному в учетной политике организации.

Особое значение имеет следующее требование: по каждому по­казателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) отражать в формах отчета данные за период, предшествовавший отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за от­четный период, то первые из названных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными правовыми ак­тами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом существенные корректиров­ки должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балан­су и отчету о прибылях и убытках с указанием их причин.

Важным требованием является соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, изменение ее по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в текстовой части го­дового отчета.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и подписана руководителем и главным бухгалтером орга­низации. Требования Закона «О бухгалтерском учете» и других нормативных актов фактически являются основополагающими принципами, на которых базируются бухгалтерский учет и бух­галтерская отчетность во всех организациях на территории Рос­сийской Федерации. Так, принцип полноты при составлении го­дового бухгалтерского отчета должен обеспечивать охват всех учет­ных записей за истекший год.

Преобладание содержания над формой. Иногда операции и со­бытия, представленные в бухгалтерских (финансовых) отчетах, допускают различное толкование. Их можно рассматривать с точ­ки зрения юридической формы (поскольку большинство операций и событий являются по своему характеру договорными) или с эко­номической стороны существа явления. Организациям в своих отчетах (особенно в пояснительных записках) следует особо вы­делять экономическое содержание операций и событий, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку данного явления.

Нейтральность.Информация должна быть объективной по от­ношению к различным пользователям. Хотя бухгалтерские (фи­нансовые) отчеты по своему содержанию предназначены для це­лей предоставления информации, необходимой в процессе при­нятия решений, сама их структура не должна влиять на выбор решения, предопределять какой-либо результат.

Осмотрительность. При оценке достоверности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, необходимо учи­тывать факторы неопределенности. Хотя эти отчеты основы­ваются на событиях, имевших место в прошлом, смысл мно­гих из них раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего (например, размеры сомни­тельных долгов). В момент подготовки отчетов точно опреде­лить эти последствия невозможно. Поэтому составителям бух­галтерских отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность.

Возможность проверки.Данные об операции или событии, со­держащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проведены в том случае, если независимые аудиторы согласятся, что они с разум­ной степенью точности соответствуют основным операциям или событиям.

Сопоставимость. Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ. Составление бухгалтерских (финансовых) отчетов в сопоставимом виде дает возможность исследовать коммерческую деятельность раз­личных организаций или одной и той же организации за опре­деленный период.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.011 с.)