Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России



Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Главным актом первого уровня системы является Федеральный закон " О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета. К первому уровню системы также относятся Федеральные законы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и другие федеральные законы.

Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации. На данный момент принято 15 ПБУ.

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию; и др. К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней.

 

Документация как элемент метода бухгалтерского учета.

Документация – способ сплошного непрерывного первичного отображения объектов бухгалтерского учета путем их документального оформления.

Бухгалтерский документ — это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

Формы и реквизиты документов. Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах. Наименование показателей и их количество в документах зависят в основном от содержания отражаемой хозяйственной операции. Некоторые реквизиты являются основными (обязательными) для каждого документа. Они определяют содержание отражаемых операций и придают документу доказательную силу. К таким реквизитам относят наименование документа, дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Перечень должностей лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергаются бухгалтерской обработке, которая включает в себя их расценку, группировку и разметку (контировку).

Расценка (таксировка) документов - это денежная оценка указанных в документе материальных ценностей.

Группировка - это подбор однородных документов в пачки, что позволяет делать записи общими итогами. На основе групп первичных документов часто составляют сводные документы.

Разметка (контировка) - это определение и запись корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах.

После разметки данные документов о хозяйственных операциях записывают в синтетических и аналитических счетах, а использованные документы сдают в архив. Путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи на хранение в архив, называется документооборотом.

 

Предмет и объекты учета

Объекты– завершенные хоз операции (хоз средства и источники формирования)

Хоз средства

По функц роли в процессе произв.

Ср пр-ва (ср труда и предметы труда)

Ср в сфер обращения (готовая продукция и товары, ден ср, ср в расчетах)

Ср непроизводственной сферы (здания, сооружения, транспорт, инвентарь)

Ср на основные и оборотные

Основные (производственные и непр)

Оборотные (в сфере пр-ва (производственные запасы, незаверш пр-во и полуфабрикат) и в сфере обращения (готовая продукция, товары отгр и ден ср)

Отвлеченные (платежи за счет прибыли и отчилен)

Источники обр хоз ср

Собственные (уст кап доб кап рез кап прибыль)

Заемные (кредиты и займы у банков и др пп и обяз по расчетам с кредитор)

Предмет – процесс воспроизводства общ. продукта в той его части, которая может быть представлена инфор-ей в едином денежном измерителе. Т.е. сост и использование средств и их источников в ходе хоз деятельности.

 

Содержание и структура бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс – способ отражения хозяйственных средств и источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определённый момент времени. Баланс всегда составляется на определенную дату. Баланс показывает состояние средств и их источников на конец отчетного периода.

Главный принцип баланса - равенство актива и пассива. Валюта баланса - сумма по активу и пассиву.

Составным элементом баланса является балансовая статья. Однородные статьи объединяются в группы, а группы в разделы.

Баланс
Актив Пассив
1. Внеоборотные активы: · основные средства; · нематериальные активы. 3. Капитал и резервы: · уставный, добавочный и резервный капитал; · прибыль и (убыток); · целевое финансирование.
2. Оборотные активы: · запасы сырья, материалов, готовая продукция, товары отгруженные; · затраты; · дебиторская задолженность; · денежные средства (в любом виде – наличные и безналичные). 4. Долгосрочные обязательства (кредиты и займы, подлежащие погашению >12 мес.)
5. Краткосрочные обязательства (кредиты и займы, подлежащие погашению ≤12 мес.)
Итого: Итого:

Левую сторону баланса, которая отражает в денежном выражении все принадлежащие данному предприятию материальные ценности с точки зрения их состава и размещения, называют активом баланса. В активе баланса обобщаются показатели, характеризующие состояние хозяйственных средств. Правая сторона, т.е. показатели, характеризующие источники образования хозяйственных средств, представляет пассив баланса.

Содержание бухгалтерского баланса определено ПБУ 4 «Бухгалтерская отчетность организации».

Учет кассовых операций

 

Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Счет 50.

Установление лимита по кассе – количество денег, которые могут ежедневно оставаться в кассе. Лимит превышается 6 дней в месяц (3 дня аванса, 3 дня зарплаты). В кассе могут находиться денежные документы (векселя, почтовые марки и т.д.). Валюта: должны быть открыты соответствующие субсчета.

Возможные субсчета: 50.1 «Касса организации». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в валюте РФ; 50.2 «Операционная касса». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в билетных кассах, кассах отделений связи и т.п.; 50.3 «Денежные документы». На субсчете учитываются операции по движению почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных авиабилетов и других денежных документов. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение.

50.4 «Касса в иностранной валюте». На субсчете учитываются операции с наличной валютой. Валюта может приобретаться на внутреннем валютном рынке РФ (в банках) для оплаты командировочных расходов работников организации.

В кассу принимаются деньги и выдаются соответственно по приходным и расходным кассовым ордерам. Касса обязательно подвергается инвентаризации (желательно внезапно). Недопустимы исправления в кассовых документах. Банку сдается приблизительный кассовый план.

Действия со счетом 50: получение наличных денег с расчетного счета в кассу: получение наличности в кассу Д50К51, возврат денег в кассу Д50К71, получение в кассу денег за реализованные товары и услуги Д50К90,91, погашение дебиторской задолженности Д50К62,76, сдана наличность в банк Д51К50, выдана зарплата Д70К50, выдача денег под отчёт Д71К50.

 

Учет безналичных расчетов

Расчеты между организациями производятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
• распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
• распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При этом могут использоваться:
• платежные поручения;
• чек;
• аккредитивы;
• платежные требования и инкассовые поручения.
Предприятия, как участники расчетов, самостоятельно определяют формы указанных документов с обязательными реквизитами.

Денежные средства организация должна хранить в банке, для чего она открывает в его учреждении расчетный, валютный и специальные счета.

Учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту - их выбытие.

Основанием для отражения операций по счету 51 являются выписки с этого счета, которые банк выдает организации ежедневно (или периодически в установленные им сроки). К выписке банка прилагаются документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение. Выписка является копией (вторым экземпляром) лицевого счета, который банк ведет по расчетному счету организации.

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Главным актом первого уровня системы является Федеральный закон " О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета. К первому уровню системы также относятся Федеральные законы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и другие федеральные законы.

Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации. На данный момент принято 15 ПБУ.

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию; и др. К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.013 с.)