Характеристика методов оценки бизнеса.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика методов оценки бизнеса.



Существует несколько десятков методик оценки стоимости предприятий, обычно группируемых специалистами в рамках затратного, доходного и сравнительного подходов.

Затратный подход основан на анализе активов предприятия и включает следующие методики:

• накопления активов предприятия;

• скорректированной балансовой стоимости (или методика чистых активов);

• расчета стоимости замещения;

• расчета ликвидационной стоимости.

Все методики затратного подхода используются, как правило, для оценки контрольного пакета акций предприятия или предприятия в целом.

Методика накопления активов применяется для расчета стоимости действующих предприятий, обладающих значительными активами, когда имеются возможность и необходимость в оценке нематериальных активов предприятия, или холдинговых или инвестиционных компаний (которые сами не создают массу чистого дохода), когда у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о производственно-хозяйственной деятельности (например, недавно созданное предприятие), или когда благополучие предприятия в значительной степени зависит от контрактов (например, строительные организации), или у предприятия отсутствуют постоянные заказчики, или, наконец, значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги и пр.).

Методика скорректированной балансовой стоимости (или методика чистых активов) в настоящее время чаще используется для предварительной оценки предприятия или в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Эта методика менее трудоемкая, чем методика накопления активов, но дает и менее достоверный результат уровня стоимости предприятия.

Сутьметодики расчета стоимости замещения заключается в определении текущей удельной или полной стоимости предприятия-аналога, и вычитании износа оцениваемого предприятия, базирующейся на определении текущих удельных или полных затрат на строительство современного предприятия, аналогичного оцениваемому. При реализации данной методики оценщики часто затрудняются определить степень износа внеоборотных активов оцениваемого предприятия.

Методика расчета ликвидационной стоимости используется для ликвидируемых предприятий, а также когда текущие и прогнозируемые денежные потоки от производственной деятельности предприятия невелики по сравнению со стоимостью его чистых активов (доход на активы низкий или отрицательный) или когда стоимость предприятия при ликвидации может быть выше, чем при продолжении его деятельности, а также в других случаях.

Основное преимущество использования методик в рамках затратного подхода в том, что они базируются на реально существующих активах и затратах. В то же время эти методики "статичны" и не учитывают перспективы развития предприятия, его будущую доходность.

Методики в рамках доходного подхода к оценке предприятий, основаны на определении текущей стоимости будущих доходов. Основные из них:

• методика капитализации дохода;

• методика дисконтирования денежных потоков.

Эти методики имеют свою специфику. Например, методика капитализации доходов может базироваться на капитализации будущей прибыли и будущего нормализованного по годам прогнозного периода денежного потока или на другом параметре, характеризующем постоянный по величине в будущем доход предприятия.

Методика капитализации дохода используется в тех случаях, когда доход предприятия стабилен. Если предполагается, что будущие доходы предприятия будут отличаться от доходов в период предыстории и нестабильны по годам прогнозного периода, то оценку проводят с использованием методики дисконтирования денежных потоков.

Наибольшую сложность при реализации методик доходного подхода представляет процесс прогнозирования будущих доходов. В случае капитализации дохода — это определение уровня дохода за первый прогнозный год (при этом предполагается, что доход будет такой же и в следующие прогнозные годы); в случаедисконтирования денежных потоков — это определение уровня доходов за каждый будущий год всего прогнозного периода, а также в остаточный период. Кроме того, довольно сложно определить ставки капитализации и ставки дисконтирования будущих доходов предприятия из-за в основном недостатка рыночных аналитических данных.

Методики доходного подхода к оценке предприятий используются, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия и ставки доходности соответствующих инвестиций. Преимущество данных методик состоит в учете будущих условий деятельности предприятия:

условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, условий рынка, на котором функционирует предприятие, и прочих факторов.

Главный недостаток этих методик — их умозрительность, порой основанная на недостоверной информации.

Методики сравнительного подхода к оценке предприятиябазируются на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями сопоставимых предприятий. Сравнительный подход включает следующие методики:

• рынка капитала;

• сделок (методика сравнительного анализа продаж);

• отраслевых коэффициентов.

Методика рынка капитала основана на рыночных ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым предприятием. Действуя по принципу замещения, инвестор может инвестировать либо в аналогичное предприятие, либо в оцениваемое предприятие. Поэтому данные о стоимости акций сопоставимых аналогичных предприятий при соответствующих корректировках могут послужить ориентирами для определения стоимости акций оцениваемого предприятия. Преимущество этой методики заключается в использовании фактической информации, имеющейся на фондовом рынке, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность, как в случае применения методик доходного подхода. Для реализации методики рынка капитала необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий.

В рамках этой методики рассчитываются различные мультипликаторы: цена/балансовая прибыль; цена/чистая прибыль;

цена/текущий денежный поток; цена/чистый денежный поток; цена/валовая выручка; цена/действительная выручка и пр.

Основное преимущество данной методики в том, что она отражает текущую реальную практику хозяйствования; основной недостаток в том, что она основана на прошлых событиях и не принимает в расчет будущие условия хозяйствования предприятия.

Методика сделок (или методика сравнительного анализа продаж) — частный случай методики рынка капитала и основана на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или предприятия целиком. В данном случае анализируется информация не с фондового рынка, а с рынка слияний и поглощений.

Главное отличие методики сделок от методики рынка капитала в том, что первая определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, тогда как вторая определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета.

Методику отраслевых коэффициентов (или отраслевых соотношений) применяют для ориентировочных оценок стоимости предприятий. Опыт западных оценочных фирм свидетельствует:

• бухгалтерские фирмы и рекламные агентства продаются соответственно за 0,5 и 0,7 годовой выручки;

• рестораны и туристические агентства — соответственно за 0,25-0,5 и 0,04-0,1 валовой выручки;

• автозаправочные станции — за 1,2-2,0 месячной выручки;

• предприятия розничной торговли — за 0,75—1,5 суммы (чистый доход + оборудование + запасы);

• машиностроительные предприятия — за 1,5-2,5 суммы (чистый доход + запасы) и пр.

Широко известное"золотое правило" оценки для некоторых промышленных отраслей экономики гласит: покупатель не заплатит за предприятие более 4-кратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.007 с.)