Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V.2. Коммерческие формы обмена технологиямиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Коммерческие формы технологического обмена предусматривают передачу научно-технических знаний и опыта, которые применяются при разработке производства и использовании различных товаров. Наиболее распространёнными являются следующие коммерческие формы передачи технологии. 1. Закупка образцов новой техники. Применяется с целью проведения испытаний различных машин, приборов, изделий, материалов, сопоставления их с отечественными аналогами и при необходимости доработки последних до уровня передовых зарубежных образцов. Другой целью покупки образцов может быть их копирование для создания собственного производства. Следует, однако, учитывать, что организация производства изделий на базе образцов требует больших расходов на НИОКР, а скопированные изделия по своим техническим и экономическим параметрам оказываются, как правило, хуже оригиналов. 2. Импорт новой техники в производственных целях широко распространён во внешнеэкономических отношениях между странами. Такая форма обмена позволяет быстро получать и использовать передовую наукоёмкую технику. Однако её закупка связана со значительными затратами средств, кроме того, достаточно сложно обеспечить постоянное поддержание закупленной техники на современном уровне в условиях её быстрого морального старения. 3. Торговля лицензиями обеспечивает передачу прав и необходимого объёма научно-технических знаний для использования изобретений, ноу-хау, полезных моделей, промышленных образцов и других научно-технических достижений как на территории одной, так и нескольких стран. При торговле «чистыми» лицензиями главная цель коммерческой сделки — заключение самостоятельного лицензионного договора на право пользования объектом промышленной собственности. При передаче в лицензионной форме прав на использование изобретений, ноу-хау, промышленных образцов и товарных знаков в составе других внешнеэкономических сделок лицензии выступают как их составные части и являются сопутствующими. 4. Инжиниринговые услуги. Выделение инжиниринга в самостоятельный вид внешнеэкономической деятельности базировалось на необходимости обобщения и привлечения достижений и мирового опыта в определённых отраслях современной техники и технологии при выполнении собственных НИОКР, особенно для решения комплексных проблем, в том числе стоящих на стыке смежных отраслей. Инжиниринговая деятельность подразделяется на проектно-консультационную, подрядную и управленческую. Инжиниринговые компании подразделяются на четыре основных вида: инженерно-консультационные, инженерно-строительные, консультационные по вопросам организации и управления и инженерно-исследовательские. 5. Строительство заводов «под ключ». При такой форме обмена технологией передающая сторона берёт на себя обязанности генерального подрядчика и ответственность за весь цикл строительства объекта, включая предпроектные изыскания, проектирование, предоставление лицензий, поставку комплектного оборудования, монтаж и пусконаладочные работы, техническое консультирование, вопросы организации и управления производством и т.п. Строительство завода «под ключ» является высокоэффективной формой передачи технологии с точки зрения внедрения технических новшеств и ликвидации отставания в определённых отраслях техники. Однако создание таких объектов связано со значительными единовременными платежами. 6. Франчайзинг. По контракту на франчайзинг компания-владелец технологии разрешает своему иностранному контрагенту использовать своё широко известное фирменное наименование при условии, что он будет под этим наименованием сбывать продукцию этой компании, получая в качестве компенсации за это техническую и коммерческую помощь, консультации и т.п. 7. Лизинг представляет собой передачу в долгосрочную аренду дорогостоящих машин, оборудования, транспортных средств, приборов и т.п. Арендатор получает постоянную техническую помощь со стороны арендодателя в виде обслуживания, консультаций и т.д. Благодаря лизингу предприниматель, не имеющий значительных свободных средств, получает возможность пользоваться современным оборудованием и передовой технологией. Однако при длительной аренде общие затраты по арендной плате могут превысить стоимость предмета аренды. 8. Проведение совместных НИОКР на коммерческой основе позволяет партнёрам снизить затраты на решение тех или иных научно-технических и производственных проблем. Указанная форма может применяться: 1) для выполнения совместных НИОКР до стадии решения технической проблемы и 2) для выполнения совместных НИОКР до стадии промышленного внедрения результатов. В первом случае стороны обмениваются конфиденциальной научно-технической информацией, производственным ноу-хау, лицензиями на изобретения, патентами и т.д. При положительных итогах сотрудничества стороны получают возможность совместно или раздельно использовать результаты НИОКР. Во втором случае стороны не ограничиваются решением технической задачи, а предпринимают совместные меры по внедрению полученных результатов в производство. 9. Промышленная кооперация. Сотрудничество партнёров осуществляется на основе совместных исследований и разделения труда в производстве отдельных деталей, узлов, компонентов с последующими взаимодополняющими поставками, совместным маркетингом и сбытом продукции при сохранении юридической независимости партнёров. 10. Совместные предприятия. Они, как правило, являются ассоциацией самостоятельных предприятий и предполагают совместное управление, собственность на капитал и распределение прибылей и рисков. Совместные предприятия часто создаются для осуществления какой-либо комплексной научно-технической и производственной программы. В уставный фонд совместных предприятий в качестве своего вклада стороны нередко вносят изобретения, ноу-хау и другие научно-технические разработки. Выбор того или иного вида передачи технологии не может осуществляться без анализа и оценки уровня, научно-технической и коммерческой значимости передаваемой технологии, а также и учёта стадии её развития. В этой связи имеют значение следующие виды технологий, соответствующие этапам их «жизненного цикла»: уникальная (I этап), прогрессивная (II этап), традиционная (III этап) и морально устаревшая (IV этап). К уникальным технологиям принадлежат изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, делающие невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, изобретательским уровнем и могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Пути создания таких технологий — НИОКР и изобретательская деятельность специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается её способность создавать максимальную добавочную прибыль её покупателю. К прогрессивным технологиям относятся разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в зависимости от условий её применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Путями создания прогрессивной технологии могут быть не только научно-техническая и изобретательская деятельность учёных и инженеров, но и эволюция уникальных нововведений, постепенно теряющих свою новизну и защиту от использования конкурентами. Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень техники, достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не даёт существенных технико-экономических преимуществ и качества продукции, которое обеспечивается ведущими производителями аналогичных товаров. Покупатель не может рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль при реализации обычной технологии. Её преимущества для покупателя состоят в сравнительно невысокой стоимости и возможности приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология, как правило, создаётся не в результате проведения научно-технических исследований, а за счёт устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на её подготовку и обеспечивающим получение средней прибыли. Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и технико-экономических показателей производства, достигнутых у большинства производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость её владельцев. Преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - $ 10 млн., посредник в переговорах по продаже игры - около $ 35 млн., а фирма NINTENDO заработала только на ручном варианте игры $ 2 млрд. Действуй тогда новый Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих поколений. Лицензиар (англ. lisenser) - юридическое лицо, собственник изобретения, патента, технологических знаний и пр., выдающий своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование своих прав в определенных пределах. Лицензиат (англ. lisensee) - юридическое лицо, приобретающее усобственника изобретений, патентов, производственных и коммерческих знаний и пр. (лицензиара) лицензию на право их использования в определенных пределах. Лицензия - разрешение лицензиара на использование принадлежащих ему прав промышленной собственности (на изобретение, промышленный образец, товарный знак, “ноу-хау”), выдаваемое другому лицу (лицензиату) на определенных условиях. Эти условия (срок, объемы, вознаграждение) составляют содержание заключаемого ими лицензионного соглашения. По характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой соглашением лицензиату, различают неисключительные (простые), исключительные и полные лицензии. Неисключительная лицензия дает лицензиару право самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам. Исключительная лицензия предусматривает монопольное право лицензиата использовать изобретение или секрет производства на данной территории, при этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования лицензии и ее продажи. Полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного соглашения. Лицензионное соглашение - соглашение о передаче прав на использование лицензий, "ноу-хау", товарных знаков и др. Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентнойлицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также число лицензионных соглашений на использование "ноу-хау" без патентов на изобретение. Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п. Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того: a) разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают; b) наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники; c) по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения). Лицензионный договор - договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение. Объектом лицензионного договора являются технические решения, признаваемые изобретениями по закону страны, гражданином которой является приобретатель лицензии; ими могут быть также иные технические достижения, в т.ч. секреты производства, "ноу-хау" и т.п. Условия лицензионного договора могут устанавливать:a) территорию применения лицензии (часть государства, одно или несколько государств),b) форму использования объекта лицензии (производство изделий и (или) их продажа, применение технологии и т.д.),c) его объем в количественном отношении,d) срок применения (обычно от пяти до десяти лет) и т.д. В лицензионный договор включаются также условия для передачи приобретателю лицензии технической документации, оказания ему технической помощи путем посылки и приема специалистов, о поставке образцов машин и оборудования, взаимной информации сторон о внесенных в объект технических усовершенствованиях, об участии сторон в защите прав владельца лицензии против нарушения этих прав третьими лицами, о порядке разрешения споров по лицензионному договору и др. В лицензионном договоре устанавливается также размер лицензионного вознаграждения, порядок его определения и выплаты. Лицензионное вознаграждение - возмещение за предоставление прав на использование лицензий, "ноу-хау" и др., являющихся предметом лицензионного соглашения.На практике используют несколько видов расчетов за лицензии: - периодические процентные отчисления (“роялти”) от стоимости производимой и продаваемой лицензионной продукции; - одноразовые вознаграждения (“паушальные платежи”) - определенная твердо зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии. Паушальный платеж может производиться как единовременное, в разовомпорядке, так и в рассрочку. Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является получение лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок и без какого либо риска. - в виде взаимного обмена лицензиями. - передача ценных бумаг и технической документации,Расчет роялти В соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует “разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за использование интеллектуальной собственности. РОЯЛТИ (англ. royalty) - периодические отчисления в видефиксированных ставок, которые выплачиваются организацией-лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. В международной практике размер роялти определяют эмпирически — путем установленных для различных отраслей промышленности неких усредненных (так называемых стандартных) роялти. В отечественной практике достоверной статистики на этот счет не существует, и поэтому используют зарубежные ставки роялти. В связи с этим возникает, например, проблема обоснования отдельных экономических показателей при расчете цены лицензии применительно к нашим рыночным условиям. Важность и актуальность решения практических проблем ценообразования при реализации научно-технических разработок и коммерциализации интеллектуальной собственности и судебной защите их прав обусловлена неоднозначностью позиций специалистов по вопросам определения обоснованного размера упущенной выгоды или ущерба от нарушения прав интеллектуальной собственности, а также и обоснования “справедливых” размеров лицензионных выплат. Особенно остро проблемы оценки и ценообразования в настоящее время проявляются в связи с рассмотрением судебных дел по искам о возмещении ущерба от противоправного использования интеллектуальной собственности, при судебном определении величины возмещения на основе так называемого “разумного” роялти и при определении стоимости предусмотренных законодательством принудительных лицензий. В соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует “разумной компенсации” или “разумных роялти” в качестве вознаграждения за использование интеллектуальной собственности. Один из наиболее общих способов, которым оценивается компенсация - это “разумные роялти”, которые, как определяет суд, должны быть уплачены ответчиком патентовладельцу, как если бы тот первоначально представил добровольную лицензию. При этом специалисты считают, что не существует каких либо определенных формул или точных правил, в соответствии с которыми патентное ведомство или суд могли бы принять справедливое решение о том, какое вознаграждение “разумно”. В то же время в действующих законодательных актах РФ отсутствуют обязательные к применению специальные методики оценки и рекомендации по ценообразованию при коммерциализации интеллектуальной собственности и расчету размера ущерба (упущенной выгоды) от противоправного использования интеллектуальной собственности. При этом проблема оценки интеллектуальной собственности уже возникает на общегосударственном уровне. В частности, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, Министерством внешнеэкономических связей и торговли РФ и Государственным таможенным комитетом было принято “Положение об осуществлении на территории РФ контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной собственности, выраженных в материально-вещественной форме” (№ 07-26/3226, 10-83/2007, 01-23/10035, 28 мая 1997 г.), в соответствии с которым предусматривается необходимость оценки и учета результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности). Однако, надо признать, что, до настоящего времени, отсутствуют какие-либо официальные методические разъяснения, как именно следует оценивать интеллектуальную собственность и или как рассчитывать “разумные” и “справедливые” роялти.Традиционные методы расчета и выбора ставки роялти В международной практике лицензионной торговли под ценой лицензии обычно понимают сумму выплат покупателя лицензии (“Лицензиата”) в пользу продавца лицензии (“Лицензиара”). Наиболее широко в международной лицензионной торговле используются два основных метода расчета ценылицензии.1) на основе размера прибыли Лицензиата;2) на базе роялти.При расчете цены лицензии на основе размера прибыли Лицензиата исходят из того, что размер выплат Лицензиару определяется как часть (доля) прибыли, получаемой Лицензиатом от изготовления и реализации продукции по лицензии. При этом доля Лицензиара колеблется в довольно широких пределах от 10 до 50% прибыли Лицензиата и зависит от целого ряда ценообразующих факторов, основными из которых являются объем передаваемых прав, наличие и действительность патентной охраны и размер прибыли. При этом считается, что если объект лицензии еще не готов кпромышленному или коммерческому использованию, а основную ценность представляют передаваемые по лицензионному соглашению патентные права, то тогда доля Лицензиара в прибыли Лицензиата составляет 20%, если объектом является промышленно освоенное изделие или технологический процесс, то, при исключительной лицензии (при передаче всех прав), доля Лицензиара может составлять 35 - 50 %, а при неисключительной лицензии (Лицензиату передается только право на использование с сохранением прав у Лицензиара) 20 - 30 %.При расчете цены лицензии на базе роялти расчетную цену лицензии и, соответственно, размер выплат владельцу интеллектуальной собственности (Лицензиару) традиционно определяют как определенный процент отчислений (“Роялти”) в зависимости от стоимости произведенной и реализованной продукции по лицензии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.118 (0.011 с.) |