З. Фрейд. Психоаналитическая теория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.



Новорожденность

Медиц границы: 0 – 10, 14 дней (начинает прибывать в весе)

Психолог границы: 0 – 2 мес (комплекс оживления – 1я социальная реакция)

Младенческий возраст – от 2 мес. до 1 года.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

1. Оральная стадия (0-1 год). Удовлетворение ч/з сосание, кусание, жевание.

Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.

1 год – удовлет. физических потребностей (базовое доверие ребенка/подозрительность).

Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.

1 стадия – сенсомоторная (0-2):

- врожденные рефлексы (1 мес) - моторные навыки (1-4 мес)

- циркулярные реакции (4-8 мес) - координация средств и целей (8-12 мес)

Д. Б. Эльконин.

1) Эпоха раннего детства

Младенческий возраст (0-1 год). Эмоциональное общение, потребн – мотивационная сфера, новообразования – потребность в общении с др.

Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.

1)кризис новорожденности – младенческий возраст.

2)кризис 1 года – раннее детство

Период новорожденности.

Анатомо-физ. критерий:

10 дней – физиологическая адаптация. Спад веса после рождения не более чем на 10%

1,5-2 мес. - психологическая адаптация. Если все нормально, то в 1,5 мес есть комплекс оживления (сенсомоторная реакция).

Вес – 3200-3500гр. Рост – 50-52 см.

Нервная система достаточно развита, чтобы обеспечивать выживание. ГМ развит, особенно отдел отвеч. за безусловные рефлексы. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослых, но они слабы. Широкая иррадиация на любой раздражитель.

Шкала Апгар – оценки по опр. состояния ребенка после рождения:

Важные преобретения:

Отделение сна от бодрствования (бодр превращается в отдельный вид акт-ти); Выделение одного объекта в окр действ-ти; Первая ответная социал реакция на воздействия взрослого; Первая форма поведения – комплекс оживления; Развиваются органы чувств; Главное условие псих развития – упражнение органов чувств.

Младенческий возраст

0 – 1 года (включает новорожденность)

ССР: По Выготскому ситуация «мы»

Лисина выделяет 2 вида общения:

1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).

2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.

Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г,н,х.

Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.

К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).

С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу. Подражание звукам – эколалия. Этот период – доречевой период развития речи.

Пассивный словарный запас.

В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.

С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.

К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.

К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.

Ориентировка в окружающем.

Ориентировка носит нерасчлененный характер. Начинают выделяться элементы мышления, восприятия. Развивается работа всех анализаторов и формируются межанализаторные связи. Все психические процессы формируются как внешние, а потом переходят во внутренний план.

С развитием возникает ориентировка в пространстве.

Кризис 1-го года.

Начинается в 9 мес.

Этот кризис характеризуется первыми актами протеста.

Важнейшие достижения:

1. Складываются 2 формы общения со взрослыми.

2. Появляются первые социальные реакции, направленные на взрослого человека.

3. Формируется потребность в общении.

4. Первое предличностное новообразование: с 3-х мес. – собственная активность ребенка (Авдеева, Мещерякова).

5. Представление о предмете, как постоянно существующем.

6. Формируется собственный опыт ребенка на основе развития памяти.

7. Предпосылки усвоения речи.

8. Появляются зачатки наглядно-действенного мышления.

  1. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.

от 1 года до 3 лет.

ССР - ребенок-предмет-взрослый;(Выготский) По Эльконину: деятельность развивается в 2-х направлениях:

1. Переход от собственного действия со взрослым к самостоятельному действию. Взрослый начинает выступать в роли образца.

Вед.деятельность - предметно-манипулятивная деятельность;

Вид общения: ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное (Лисина)

Новообразования: развитие предметной деятельности, развитие речи; развитие прямохождения;

Ведущая психическая функция (Л.С.Выготский) – восприятие;

Центральные задачи возраста: самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самост.передвижение; Э.Эриксон: автономия (самостоятельность);

Центральное новообразование: возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».

За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

Анальная стадия (1-3 года). Удовлетворение ч/з сдерживание.

А. Валлон. Культурно – историческая теория развития.

4)Сенсомоторная стадия (1-3 года). Интерес к внешнему миру.

Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.

2-3 года – приучение к чистоплотности (автономия/ стыд и сомнения)

Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.

открытие новых средств (12-18) - изобретение новых средств (18-24 мес)

2 стадия – дооперациональная (2-5 лет):

- развитие репрезентативного интеллекта

- первичные образы

Ш. Бюллер. Теория интенциальности (намерения).

5 фаз жизненного цикла:

1)детство (до 15 лет). Отсутствуют точные цели.

Л. Колберг. Теория морального развития.

0) 0-4 года – хорошо то, что я хочу и, что мне нравится.

Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.

2)кризис 1 года – раннее детство

3)кризис 3 лет – дошк. возраст

Достижения раннего возраста:

1. Складывается предметная деятельность. 2. Общение со взрослым. 3. Зачатки общения со сверстниками. 4. Формирование предметного восприятия. 5. Наглядные формы мышления: – наглядно-действенное – основное; – зачатки наглядно-образного. 6. Знаково-символическая функция сознания. 7. Развитие активной речи. 8. Осознание себя.9. Возникновение личного действия и личного желания. 10. Гордость за собственные достижения.

Деятельность ребенка.

Развитие деятельности. В раннем возрасте прямохождение является самостоятельным видом деятельности. Овладение собственным телом является стимулом развития прямохождения. 1. Ребенок овладевает пространством. 2. Расширяется круг объектов, с которыми ребенок может общаться самостоятельно. 3. Освобождаются руки.

Развитие предметной деятельности.

2 вида действий: 1. Соотносящие – действие с разными объектами по их взаимодействию.

2. Орудийные – связаны с употреблением предмета, но функция развивается только с помощью взрослого.

С 1 года до 3 лет ребенок овладевает принципом употребления орудия труда.

3 этапа овладения орудийным действием:

1. Орудие труда употребляется, но действие остается ручным, поэтому данное действие заканчивается неудачей. 2. Ребенок понимает сущность орудия как посредника, но достигает успеха эпизодично. 3. Автоматизация орудийного действия. Действие становится собственно орудийным.

Личность

Эмоции: Для дошкольника становится меньше нейтральных объектов в мире – все привлекает его внимание, интерес. Переживания приобретают глубину и длительность. Ребенок овладевает социально-приемлимыми формами выражения чувств, чувства становятся более осознанными (может сказать – мне грустно, мне тогда было весело).
Формируется личное сознание ребенка (Эльконин): осознание своих умений, качеств, представление себя во времени, открытие своих переживаний, самооценка. Таким образом, изменяется место ребенка в системе отношений со взрослым – раньше он считал себя равным взрослому, а теперь понимает, что он маленький.
Дифференцированная самооценка – раньше идеальное и реальное «Я» ребенка были почти слиты в одно, теперь он начинает осознавать себя сточки зрения нравственных норм (я поделился игрушкой – значит я щедрый и добрый). Возникает критическое отношение к оценке взрослого или сверстника – формируется своя оценка своих действий.

Воля: феномен «горькой конфеты».
Поведение ребенка превращается из «полевого» в «волевое» (А.Н. Леонтьев). Главные характеристики «полевого» поведения - импульсивность и ситуативность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Так, увидев куклу, ребенок приступает к ее кормлению. Если в поле его зрения попала книжка, то он тут же бросает куклу и начинает увлеченно рассматривать картинки.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Формируется иерархия мотивов. Раньше всегда доминировал один мотив и они сменяли друг друга. Появляется личностный тип поведения.
Основные мотивы: - интерес к миру взрослых – игровые - мотив сохранения хороших отношений - познавательные мотивы
- после 4.5 лет – мотив общения со сверстниками.
Формируется половая идентификация: 2 года – осознает мальчик он или девочка. 5.5 лет – представления о мужественности / женственности, в связи с чем начинает складываться женский или мужской тип поведения.
Общение: Ранее для ребенка в центре мира людей был взрослый, с 4.5 лет у ребенка появляется новый мотив – общения со сверстниками, с этого возраста необходимо включать ребенка в постоянную детскую группу. В общении со сверстниками развивается игра (а значит усвоение ролей и соц. отношений) и все, что развивается в игре (самоотношение, речь и т.д.).

Кризис 7ми лет: появление внутренней психической жизни, утрата детской непосредственности. Ребенок понимает, что его внутренняя жизнь отличается от его поведения. Появляется манерничество, паясничество.
Основные новообразования возраста:
- личное сознание ребенка (Эльконин) – воображение - речевое мышление - наглядно-образное мышление - внутренняя речь

  1. Психическое развитие младшего школьника.

(7-11 лет).

Младший школьный возраст – вершина детства, меняется социальный статус, ценности. Изменение ССР связано со сменой ВТД – от игровой к учебной. Движущая сила развития – противоречие между требованием школьной деятельности и между наличным уровнем развития ребенка.

Основное отличие ССР – разделение системы Р – В на Р – Учитель и Р – Взрослый.

З. Фрейд. латентная (5-12 лет) временно прерывается сексуальное развитие ребенка.

Э. Эриксон. Мл.шк. – учебная д-ть (работоспособность/чувство неполноценности)

Ж.Пиаже. -7-12 – ст. конкретных операций: ребенок понимает связи м/у объектами и их признаками

А.В. Петровский - мл.шк. возраст (7-11) адаптация преобладает над индивидуализацией.

Социальная ситуация развития. Ведущий тип д-ти – учебная. Если раньше ребенок не отвечал за качество своей игры, то сейчас отвечает за учебную д-ть – она становится общественно-значимой для него.

В этой деятельности ребенок получает новые ЗУНы, сталкивается с новыми правилами и обязанностями, интересы, ценности, совершенно новый уклад жизни. Ребенок приобретает новый социальный статус – школьник.

Игровая мотивация постепенно уступает место учебной.

Расширяется сфера социальных контактов ребенка (взрослые: родители, учитель; сверстники: одноклассники, друзья).

Мотивационная сфера приобретает иерархию. Ведущими мотивами становятся общественно-значимые, интересы постоянно утрачивают свою значимость. К концу возраста мотивы поведения становятся устойчивыми, возникают нравственные убеждения.

Развитие личности

Становление устойчивого самосознания и стабилизация образа – я, открытие внутреннего мира и его эмансипация от взрослых, самоуважение, самоопределение, развитие чувства взрослости, появляется чувство одиночества, внимание к личностным качествам человека.

Развитие эмоциональной сферы: регуляция чувств более точная, переживание обобщенных чувств (чувство прекрасного). Формирование общей эмоциональной направленности.

Мышление: обратимость мышления (т.е. способность менять направление мысли, возвращаться к исходным составляющим того или иного объекта). Способность к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез.

Внимание: избирательность (определяется направленностью интересов), переключение.

Память: совершенствование памяти, большой объем памяти, новые способы запоминания, совершенствование овладением операций анализа и синтеза, критичность мышления, склонность к формированию широких философских обобщений.

Взаимоотношения: дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности, построение романтических отношений.

Кризис – овладение новыми социальными ролями

Периодизации взрослости

1. Бромлей (женщина) – наиболее известная классификация взрослости.

1. Ранняя взрослость (21–25 лет)

Задачи возраста: –поиск брачного партнера; –становление собственной семьи; –овладение проф. ролями; –продолжение проф. подготовки, и т.д.

2. Средняя взрослость (25–40 лет) – годы максимальных достижений во многих видах деятельности. –проф. совершенство; –начало передачи опыта; –воспитание детей.

3. Поздняя зрелость (40–55 лет) – главные черты: –передача опыта; –изменение образа жизни в связи с уходом детей из семьи; упадок физических и умственных сил.

4. Предпенсионный возраст (55–60 лет) – характерно: –более очевидный упадок физических и умственных сил; –ослабление сексуальных функций; –изменяется мотивация в связи с подготовкой/ ожиданием/ сопротивлением старости.

Психосоциальная теория Э.Эриксона:

- стадия 6: ранняя взрослость (21-25 лет): душевная теплота, понимание, доверие против одиночества; близость против изоляции. Поиск спутника жизни, близость. - стадия 7: взрослость (25-50,60 лет): целеустремленность, продуктивность против обеднения личной жизни, регрессии; генеративность против стагнации. Забота о будущем поколении.

Периодизация Слободчикова: стадияуниверсализации (40-60 лет)

Кризисы

1. Нормативные/возрастные кризисы – связаны с логикой онтогенетического развития.

1) Кризис перехода к взрослой жизни (21–22 года) – меняется деятельность: от учебно-профессиональной к трудовой деятельности => очень резкая смена системы ценностей: целей жизни и приоритетов. + изменение режима жизни.

2) Кризис середины жизни (30 – 35-37 лет) – его сущность в переосмыслении (др. назв. = страх смерти – «пол жизни прожито и что?»). Аналогичен подростковому кризису.

3) Кризис 45 лет – переосмысление системы социальных отношений и внутренних связей, жизненных ситуаций.

4) Кризис подготовки к пенсионному возрасту – осмысление себя в непрофессиональной роли.

2. Биографические кризисы – связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека.

Ахмеров:

1) Кризис нереализованности: когда социальное окружение не признает достижения данного человека, несмотря на то, что он достигает каких-то достаточно высоких вершин, или когда поставленные ранее цели обесцениваются, или человек понимает, что он их не достиг.

2) Кризис опустошенности – возникает в ситуации, когда человек понимает, что он чего-то уже достиг и эти достижения вызывали сильную мобилизацию à после – возникает ощущение того, что полностью исчерпал себя.

3) Кризис бесперспективности – когда у человека настоящее, прошлое и будущее не связаны друг с другом. Когда человек не видит перспектив своего развития.

Эриксон: 2 базовых кризиса:

- становление отношений

- 40 л. формирование генеративности (готов ли делиться опытом)

Пек:

Задачи кризиса 40 л. – формирование эмоц и поведен гибкости, приват мудрости над привлекат-тью, уход от секс-х связей к соц-м

Познавательные процессы

Память:Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная — страдают в разной степени. ≪Основной≫ объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память. Внимание: уменьшается объем внимания

Интеллект: в норме сохранность интеллекта, если не связано с какими-либо заболеваниями

Личность Синдром выученной беспомощности - человек под влияние социальных стереотипов теряет себя Стратегии старения: 1. Сохранение себя как личности – поддержание и развитие социальных связей 2. Сохранение себя как индивида – обособление, индивидуализация и «выживание» как индивида

Новорожденность

Медиц границы: 0 – 10, 14 дней (начинает прибывать в весе)

Психолог границы: 0 – 2 мес (комплекс оживления – 1я социальная реакция)

Младенческий возраст – от 2 мес. до 1 года.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

1. Оральная стадия (0-1 год). Удовлетворение ч/з сосание, кусание, жевание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.065 с.)