ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение новых видов деятельности.



(Это продуктивные виды деятельности: рисование, игра).

ИГРА. Предпосылками для игры являются: 1. Действия с игрушками. Причем – сначала действие является принадлежностью этой игрушки.

2. Действия начинают переноситься на другие предметы. , 3. Ребенок начинает придумывать действия с предметами., 4. Отсутствующие предметы начинают замещаться другими предметами, 5. Ребенок после совершения действий начинает называть эти действия.

6. Ребенок после совершения действия начинает называть себя именем другого человека.

Путь формирования психики – из внешних действий к внутреннему.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ деятельность.

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма раз­виваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

Восприятие можно считать ведущей психической функцией этого периода, что обусловливает специфику других психических функций: память проявляет себя в узнавании, мышление — как его наглядно-действенная форма и т.д.. Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями. Первая — его аффективный характер, его страстность. Вторая (она составляет общий закон и для последующего развития) — когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.

Развитие речи в раннем возрасте. 1–3 лет – развивается речь.

Развитие интеллектуальной речи, развитие пассивной речи (понимание речи). Слово начинает регулировать поведение ребенка, руководить действиями ребенка. Побудительные указание выполняются намного легче, чем тормозные.Активная речь. Речь ребенка ситуативна, автономна.

В 1,5 года – от 30–40 до 150 слов. В 2 года – 300 слов. В 3 года – 1500

Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм. Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высо­кие формы отношения с окружающими.

  1. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

1. от 3х до 7ми лет.

2. (место возраста в системе периодизаций – выбирайте несколько авторов)
У Фрейда это на этот возраст приходится фаллическая стадия развития (от 2-3 до 5 лет), когда начинает дифференцироваться мужское и женское развитие, это возраст, когда разворачивается механизм Эдипова комплекса.
Жан Пиаже называет период от 2 до 5 лет дооперациональной стадией, а в период от 5 до 7 лет возникают известные феномены Пиаже.
Выготский: дошкольный возраст, кризис 7ми лет.
Эльконин: Это эпоха детства, период дошкольного детства, во время которой формируется основное новообразование – стремление к общественно-значимой деятельности
Петровский: возраст относится к этапу Детства, в этот период адаптация преобладает над индивидуализацией, то есть ребенок усваивает нормы, ценности общества, адаптируется в социум.
3. ССР –центром ССР является взрослый, как носитель общественных функций. Взрослый становится образцом деятельности. – переход от совместной деятельности к самостоятельной; – иерархия мотивов;

– включение ребенка в детское общество.

4. Ведущая деятельность сюжетно-ролеваяигра: реализация основных потребностей, игра – средство познания окружающей действительности, развитие личностной и познавательной сферы, школа социальных отношений, развитие коммуникативной сферы.
5. Познавательная сфера
Восприятие и ощущение: развитие сенсорики, увеличивается чувствительность. Восприятие развивается от простого перечисления (увиденного, услышанного) к истолкованию отношения и причин.
Ендовицкая – мотивы влияют на качество восприятие. Эксперимент – таблица проверки зрения – просто смотреть или игра в солдатов - нужно увидеть вражеский шифр. Улучшается острота зрения на 30%.
Мышление: переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (это новообразование). Элементы логического мышления. По Пиаже – это стадия репрезентативного интеллекта, в которой ведущее место занимает образ (можно рассказать про феномены Пиаже).
Память, внимание: преобладает Непроизвольное. Расширяется объем внимания, растет устойчивость. Обычно первые воспоминания связаны именно с этим возрастом (4-5 лет). Овладевает произвольными формами запоминания и воспроизведения (учат стихи, песни в детском саду).
Воображение: сензитивный период! Развивается в игре и творческой деятельности.

Речь: сензитивный период (2-5 лет)! Растет словарный запас, активное словотворчество (Книга Чуковского «От двух до пяти»). Формируется внутренняя речь – это основа речевого мышления.
В целом, все познавательный процессы развиваются очень активно, постепенно начинает складываться произвольность, которая окончательно сформируется в младшем школьном возрасте.

Личность

Эмоции: Для дошкольника становится меньше нейтральных объектов в мире – все привлекает его внимание, интерес. Переживания приобретают глубину и длительность. Ребенок овладевает социально-приемлимыми формами выражения чувств, чувства становятся более осознанными (может сказать – мне грустно, мне тогда было весело).
Формируется личное сознание ребенка (Эльконин): осознание своих умений, качеств, представление себя во времени, открытие своих переживаний, самооценка. Таким образом, изменяется место ребенка в системе отношений со взрослым – раньше он считал себя равным взрослому, а теперь понимает, что он маленький.
Дифференцированная самооценка – раньше идеальное и реальное «Я» ребенка были почти слиты в одно, теперь он начинает осознавать себя сточки зрения нравственных норм (я поделился игрушкой – значит я щедрый и добрый). Возникает критическое отношение к оценке взрослого или сверстника – формируется своя оценка своих действий.

Воля: феномен «горькой конфеты».
Поведение ребенка превращается из «полевого» в «волевое» (А.Н. Леонтьев). Главные характеристики «полевого» поведения - импульсивность и ситуативность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Так, увидев куклу, ребенок приступает к ее кормлению. Если в поле его зрения попала книжка, то он тут же бросает куклу и начинает увлеченно рассматривать картинки.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Формируется иерархия мотивов. Раньше всегда доминировал один мотив и они сменяли друг друга. Появляется личностный тип поведения.
Основные мотивы: - интерес к миру взрослых – игровые - мотив сохранения хороших отношений - познавательные мотивы
- после 4.5 лет – мотив общения со сверстниками.
Формируется половая идентификация: 2 года – осознает мальчик он или девочка. 5.5 лет – представления о мужественности / женственности, в связи с чем начинает складываться женский или мужской тип поведения.
Общение: Ранее для ребенка в центре мира людей был взрослый, с 4.5 лет у ребенка появляется новый мотив – общения со сверстниками, с этого возраста необходимо включать ребенка в постоянную детскую группу. В общении со сверстниками развивается игра (а значит усвоение ролей и соц. отношений) и все, что развивается в игре (самоотношение, речь и т.д.).

Кризис 7ми лет: появление внутренней психической жизни, утрата детской непосредственности. Ребенок понимает, что его внутренняя жизнь отличается от его поведения. Появляется манерничество, паясничество.
Основные новообразования возраста:
- личное сознание ребенка (Эльконин) – воображение - речевое мышление - наглядно-образное мышление - внутренняя речь

  1. Психическое развитие младшего школьника.

(7-11 лет).

Младший школьный возраст – вершина детства, меняется социальный статус, ценности. Изменение ССР связано со сменой ВТД – от игровой к учебной. Движущая сила развития – противоречие между требованием школьной деятельности и между наличным уровнем развития ребенка.

Основное отличие ССР – разделение системы Р – В на Р – Учитель и Р – Взрослый.

З. Фрейд.латентная (5-12 лет) временно прерывается сексуальное развитие ребенка.

Э. Эриксон. Мл.шк. – учебная д-ть (работоспособность/чувство неполноценности)

Ж.Пиаже.-7-12 – ст. конкретных операций: ребенок понимает связи м/у объектами и их признаками

А.В. Петровский - мл.шк. возраст (7-11) адаптация преобладает над индивидуализацией.

Социальная ситуация развития. Ведущий тип д-ти – учебная. Если раньше ребенок не отвечал за качество своей игры, то сейчас отвечает за учебную д-ть – она становится общественно-значимой для него.

В этой деятельности ребенок получает новые ЗУНы, сталкивается с новыми правилами и обязанностями, интересы, ценности, совершенно новый уклад жизни. Ребенок приобретает новый социальный статус – школьник.

Игровая мотивация постепенно уступает место учебной.

Расширяется сфера социальных контактов ребенка (взрослые: родители, учитель; сверстники: одноклассники, друзья).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.006 с.)