Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Интеллектуальная готовность включает в себя: ориентировку в окружающем; запас знаний; развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); развитие произвольного внимания. Мотивационная готовность. Внутренняя мотивация, т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а непотому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции -положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Волевая готовность к школе. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставитьцель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случаепреодоления препятствия, оценить результат своего действия. Кризис 7 лет. На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет. Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возраст 6-7 лет – еще один переломный момент в развитии ребенка, знаменующий собой переход от дошкольного возраста к школьному. Однако это не означает, что в первый же день своего обучения в 1-м классе ваш малыш подцепит кризис, словно весеннюю простуду. Он, как и кризис 1 года, 3 лет, как ожидающий впереди и по праву считающийся самым непростым подростковый период, может наступить чуть раньше, или напротив, чуть позже. Более того, в современной ситуации развития наблюдается его запаздывание, в особенности у мальчиков. Несмотря на то, что этот психологический феномен был описан раньше других, и в научной литературе есть много информации об изменениях, происходящих в такой период с ребенком, родители почему-то упускают этот кризисный период из виду. Отчасти все объясняется некоторой предшкольной эйфорией. Родители объясняют перемены в поведении волнением и психическим напряжением, сменой обстановки, новыми впечатлениями и новым социальным статусом ученика и т. д. Разумеется, в этом есть доля истины, и все перечисленные причины накладывают свой отпечаток на развитие психики ребенка. Однако подлинные механизмы принципиально иные. Но для того чтобы познакомиться с ними поближе и попытаться в них разобраться, посмотрим для начала, как же выглядит этот самый кризис снаружи? Наблюдая вступившего в кризис дошкольника, даже посторонний человек может заметить изменения в его поведении, в отношениях с окружающими. Эти перемены совсем не похожи на те, что были раньше, характер их значительно глубже, сложнее. Ребенок становится не таким понятным во всех своих проявлениях, каким мы привыкли видеть его до сих пор. Общее впечатление от детского поведения в подобный критический период хорошо передают слова выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского:«Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута». Несмотря на то, что практически все без исключения дети и до 7 лет кривляются и капризничают, именно теперь такое поведение становится демонстративным и вычурным, приобретает оттенок искусственности. Зачастую, оно способно вызвать не улыбку и смех, а, напротив, осуждение и неприязнь со стороны взрослых.
Особенности познавательного развития ребенка младшего школьного возраста
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление (переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению). В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. В начале младшего школьного возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написанную буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Стадии: 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение). Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.). В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может, сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.008 с.) |