Сущность, закономерности, условия психического развития ребенка в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, закономерности, условия психического развития ребенка в онтогенезе



Сущность, закономерности, условия психического развития ребенка в онтогенезе

     
 
 
 
 
   


 

     
   
 
 

 

 

 

 


       
   
 
   
 
 


Общая характеристика периода новорожденности и младенчества

 

   
 
 
 
 
 

 


Кризис новорожденности

Причины: физиологические (физическое отделение от матери, другие условия (холод, яркая освещённость, воздушная среда, необходимость смены типа питания); психологические (психика новорожденного ребенка - набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни: дыхательный, сосательный, защитные, ориентировочные)

К моменту рождения нервная система в основном сформировалась и готова к активному установлению связей с внешним миром.

С первых дней жизни ребенка начинает функционировать ряд безусловных рефлексов. Они направлены на удовлетворение органических потребностей ребенка в пище, тепле, кислороде и обеспечивают его выживание. Известны: а) зрачковый рефлекс (его можно отнести к защитным рефлексам) сужение зрачка глаза ребенка при ярком свете; б) пищевой (ориентировочно-пищевой): прикосновение к уголкам губ, щечке вызывает у ребенка сосательные движения; в) рефлекс Бабинского: в ответ на раздражение подошвы каким-либо предметом происходит растопыривание пальчиков; г) рефлекс отталкивания: при прикосновении к подошвам ног ребенок отталкивается от препятствия: д) «робинзоновский» рефлекс: прикосновение к ладони вызывает рефлекторное очень сильное сжатие и др.

В первые недели и месяцы жизни ребенка возникают первые условные рефлексы, которые затем становятся более сложными и разнообразными. Развитие условных рефлексов непосредственно связано с взаимодействием взрослого с ребенком и ранним формированием у ребенка, вследствие этого взаимодействия, важнейших потребностей: в новых впечатлениях и в общении со взрослым.

Все это определяет два основных направления в психическом развитии ребенка в период новорожденности. Прежде всего, это развитие сенсорных систем (различение контрастных раздражителей – свет и тень). Возникает зрительное и слуховое сосредоточение на объекте (конец 1-ого начало 2-ого месяца).

Примерно в полтора-два месяца возникает еще одно чрезвычайно важное с психологическои точки зрения новообразование – комплекс оживления (Щелованов). Некоторые психологи детства (Эльконин, Лисина) считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности.

Компоненты: замирание и зрительное сосредоточение, улыбка, двигательное оживление, вокализации – вскрики. Комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребёнка в общении со взрослым – первой его социальной потребности.

 

 

 


- Раннее младенчество (от 2 до 6 месяцев) ССР -полная зависимость от взрослого ВД - непосредственно-эмоциональное общение     ПН:- способность активно бодрствовать, - развитие ощущений (органов чувств, зрения, слуха), - развитие восприятия, - формирование потребности в общении, - КО – первый акт общения ребёнка со взрослым, который проявляется в двигательном оживлении, вокализациях, улыбке, адресованной конкретному человеку, контакт глазами, - формирование эмоциональной привязанности к родителям, базовое доверие к окружающему миру (или противоположное качество), - формирование ситуативно-личностной формы общения со взрослыми, - развитие памяти (моторной, затем – образной, эмоциональной), - развитие перцептивных действий, связанных с развитием руки (умение взять предмет и понять его свойства; связаны с перцептивной памятью), - развитие манипулятивных действий – действий с предметами без учёта их функционального назначения (оттесняет непосредственно-эмоциональное общение)
- Позднее младенчество (от 6 месяцев до 1 года) ССР -взрослый также центр эмоционального мира ребёнка + потребность в новых впечатлениях ВД -манипулятивная ПН -урное развитие сенсорных систем (в зрительной системе появляется слежение взглядом, сосредоточение, реакция на новое), - акты хватания (протекают под контролем зрения, способствуют развитию предметного восприятия, развитию сидения), - овладение ходьбой (стремление познать окружающий мир, подражание, радость от владения своим телом, потребность в одобрении), - развитие понимания речи взрослых, расширение словарного запаса (20-30 слов), - развитие ситуативно-деловой формы общения ребёнка со взрослыми, - формируются зачатки мышления как установление первых причинно-следственных связей.

 

На протяжении следующего после новорожденности периода младенчества ведущим в его психическом развитии становится общение ребенка со взрослым, носящее непосредственный и эмоциональный характер. Возникновение у детей первого года жизни опыта общения обнаруживается по следующим критериям (Лисина): I) внимание и интерес к взрослому; 2) эмоциональная окраска восприятия воздействий взрослого; 3) инициативные акты ребенка, объектом которых является взрослый, 4) чувствительность детей к тому отношению, которое взрослый проявляет к их действиям.

Обозначим основные направления в психическом развитии младенца, осуществляемые благодаря его общению со взрослым: формирование предпосылок овладения речью (3 мес.- гуление, 6 мес. – лепет); развитие движений и предметных действий; развитие некоторых познавательных процессов (сенсорика – ощущения, предпосылки наглядно-действенного мышления (выключатель – свет), память); предпосылки развития личности.

Конец первого года жизни связан с выделением в сознании ребёнка нового объекта окружающего мира, который появляется благодаря взрослому - предмета.

Появление новых потребностей связано с изменением характера общения его со взрослым. Не всегда взрослый помогает ребёнку освоить новое действие с предметом, в речи взрослого возникает слово «Нельзя!», потому что не все предметы можно предоставить ребёнку.

Кризис 1 года

Особенности: 1. Автономная речь ребёнка (значительно отличается от взрослой) 2. Стремление туда, куда нельзя.

3. Формирование эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать ребёнка вне конкретной ситуации. Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать (становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности)
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и возможностями

 


 

Кризис 6-7 лет

Основные признаки:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

 

 


 

Сущность, закономерности, условия психического развития ребенка в онтогенезе

     
 
 
 
 
   


 

     
   
 
 

 

 

 

 


       
   
 
   
 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.012 с.)