Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация учета в условиях простого и развитого директ-костинга.

Поиск

«Директ-костинг» - это система учета себестоимости, которая базируется на разделении общих издержек предприятия на постоянные (не зависят от количества продукции, которая была произведена за единицу времени) и переменные, т.е. изменяющиеся расходы, напрямую связанные с количеством произведенной продукции за единицу времени. Только последняя группа издержек - прямые затраты и переменные косвенные расходы - вовлекается в исчисление себестоимости изделий. Это касается как оценки запасов полуфабрикатов и готовых изделий при составлении заключительного годового баланса, так и оценки затрат, относящихся к реализованным за отчетный период товарам. Постоянные расходы при директ-костинге учитываются на счете прибылей и убытков. Российские нормативные акты по бухгалтерскому учету разрешают относить их на себестоимость реализованной продукции, оказанных работ, выполненных услуг, не используя счета затрат на производство.

Появление «директ-костинга» предоставило возможность решить две проблемы: во-первых, обеспечить устранение влияния изменения объемов производства на себестоимость единицы выпущенной продукции, а во-вторых - выбор продукта для производства определяется той частью постоянных затрат, которую он возмещает, а не разницей между ценой и полной себестоимостью продукта.

Техника «директ-костинга» приспосабливается к определенным экономическим условиям: уменьшению темпов экономического развития и неполному использованию факторов производства. На самом деле, в данной ситуации руководитель предприятия старается больше контролировать переменные затраты, чем постоянные, вследствие того, что постоянные затраты находятся на неком определенном, не очень высоком уровне и будут возрастать только после расширения производства. Время роста постоянных расходов дольше, чем период экономического подъема, и анализ переменной себестоимости в период экономического кризиса больше соответствует сложившейся экономической ситуации.

Для решения подобных проблем используют простой «директ - костинг», основанный на использовании в расчетах данных только операционных (накладных) затрат. В этой системе только переменные затраты распределяются по готовым изделиям, постоянные же целиком подлежат отнесению на результаты того отчетного периода, в котором они имели место. Из общей суммы выручки от реализации продукции предприятия вычитаются переменные затраты на производство и реализацию данной продукции. Получается некоторый промежуточный результат, называемый маржинальной прибылью. Именно при использовании маржинальной прибыли появляется возможность значительно расширить традиционный инструментарий, обеспечивающий принятие управленческих решений.

Простой «директ-костинг» выступает как первоначальная и классическая форма системы «директ-костинга», т. е. как учет постоянных расходов единым (целым) неразделенным блоком, когда они переходят общей суммой из подсистемы учета по местам затрат в подсистему учета результатов за данный период, а суммы покрытия при этом рассчитываются по отдельным товарам или группам. В одноступенчатом учете сумм покрытия все постоянные расходы, которые объединены в одном блоке, вычитаются из суммы покрытия данного отчетного периода. Простой «директ-костинг» базируется на следующих принципах:

- затраты классифицируются в зависимости от объема выпускаемой продукции на постоянные и переменные;

- себестоимость произведенной и реализованной продукции рассчитывается только на основе распределения переменных (операционных) затрат;

- сравнение разницы между переменной себестоимостью и ценой реализации, которая называется маржей с переменных затрат;

- постоянные затраты возмещаются за счет различных марж с переменной себестоимости, что необходимо для определения финансового результата деятельности и рентабельности предприятий.Метод простого директ-костинга целесообразно применять при небольших объемах производства и номенклатуры продукции.

Таким образом, простой (одноступенчатый) «директ-костинг» - метод, основанный на использовании в расчетах данных только операционных (накладных) затрат, учтенных единым (неразделенным) блоком. В этой системе только переменные затраты распределяются по готовым изделиям, постоянные же целиком относятся на результаты того отчетного периода, в котором они имели место. Из общей суммы выручки от реализации продукции предприятия вычитаются переменные затраты на производство и реализацию данной продукции, в итоге получается некоторый промежуточный результат, называемый маржинальной прибылью (прибыль-брутто, маржинальный доход, сумма покрытия).

Развитой «директ-костинг» - метод, при использовании которого постоянные затраты делятся не по видам произведенной продукции и услуг, а по местам формирования накладных (постоянных) расходов, т.е. уровням управления предприятиями.

В методе развитого «директ-костинга» сохраняются все достоинства простого «директ-костинга», поскольку основой такой системы также является определение маржинальной прибыли продукции, и не имеет недостатков одноступенчатого «директ-костинга», если учитывать специфический характер постоянных затрат, которые связаны с определенным изделием.

При применении развитого «директ-костинга» как ступенчатого (многоступенчатого) учета покрытия постоянных расходов осуществляется попытка разделения блока постоянных затрат и распределения определенных частей постоянных расходов не между отдельными носителями данных затрат, а между общим количеством какого-либо продукта или товарной группы, местом возникновения затрат или целым отдельным подразделением предприятия. В современном управленческом учете постоянные затраты предприятия представляются следующим образом:

1. Постоянные расходы на изделие, которые прямо относятся на общее количество продукции определенного вида, произведенной за рассматриваемый период. Это могут быть расходы на освоение, которые относятся только к отдельному виду продукции, или расходы на содержание специального оборудования.

2. Постоянные расходы на группу изделий, которые приходятся на многие аналогичные виды продуктов, объединенные в одной группе. Данные постоянные расходы относятся на соответствующую группу изделий, но не подлежат распределению между изделиями рассматриваемой группы. Примером служат капитальные затраты на оборудование, непосредственно связанным с производством соответствующих групп изделий, или исследовательские затраты на освоение изделий данной группы.

3. Постоянные расходы мест возникновения затрат - они не подлежат распределению между отдельным группами носителей затрат, а относятся напрямую на отдельные места возникновения затрат.

4. Постоянные расходы отдельного подразделения. Наличие этих расходов обусловлено существованием нескольких мест возникновения затрат одного подразделения, а также самого подразделения предприятия как единого целого. Они подлежат покрытию из еще не распределенной суммы покрытия всех изделий, которые выпускаются этим подразделением.

5. Постоянные расходы предприятия представляют собой расходы, их остаток, который невозможно распределить между специальными калькуляционными объектами, к примеру, расходы на управление организацией.

При таком представлении осуществляется вариант многоступенчатого «директ-костинга», при котором дифференцируются не только переменные, но и постоянные расходы и определяются ставки покрытия по видам продукции и местам ее изготовления и сбыта на предприятии.

Особенностью метода развитого «директ-костинга» является его постоянная направленность на конечный результат деятельности любой организации -- прибыль, на определение маржинального дохода по предприятию в целом, а также по изделиям, видам выполненных работ и оказанных услуг, секторам рынка.

Развитой директ-костинг также применяется для расчета результатов деятельности отдельных подразделений и участков, центров ответственности, сегментов деятельности предприятия.

Выделение в структуре предприятия центров ответственности приводит к тому, что переменные и прямые постоянные затраты, относящиеся к центру ответственности, включаются в себестоимость данного центра ответственности.

Для внедрения развитого директ-костинга на предприятии необходимо разработать систему расчета маржинального дохода по уровням. Уровень расчета маржинального дохода зависит от масштабов деятельности: изделие, группа изделий, цех, завод, компания. Поэтому основной задачей управленческого учета в этом случае является определение соответствующего результата деятельности по каждому уровню предприятия.

Метод развитого «директ-костинга» за счет многоступенчатого учета сумм покрытия обеспечивает более совершенную информационную базу для проведения анализа структуры полученного результата и основных факторов, которые повлияли на его величину. При этом можно выяснить, вносит ли конкретный вид продукции какой-либо вклад в покрытие постоянных расходов предприятия, какова его величина, насколько оправдан уровень накладных затрат по подразделениям организации. Система детализируется или укрупняется в зависимости от целей внутреннего управления предприятия по участкам, цехам, общезаводским службам или предприятию в целом.

Наиболее эффективным становится его применение на предприятиях с массовым производством и достаточно сложным технологическим процессом, поскольку в этом случае гораздо легче определить маржу по сегментам деятельности, чем по производственным признакам.

Основные отличительные признаки развитого «директ-костинга»:

- появление специфических прямых постоянных затрат и регулирование на этой основе объемов производства и реализации продукции, расчета себестоимости, установления цен;

- исчисление результатов (марж) по внешним сегментам, которые находятся за пределами предприятия, то есть использование маркетинговых принципов в системе управленческого учета;

- пирамидальная (ступенчатая) система калькулирования себестоимости на основе данных о переменных затратах и специфических прямых постоянных затратах.

Таким образом, развитой «директ-костинг» представляет собой метод, при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты на производство и реализацию продукции. В данном варианте «директ-костинга» появляется понятие «полумаржа» - как разность маржинального дохода и косвенных постоянных затрат, которые могут быть прямо отнесены на соответствующие изделия (общепроизводственные расходы). В этом случае можно оценить вклад каждого вида продукции в общую сумму прибыли предприятия. Особенностью метода развитого «директ-костинга» является его постоянная направленность на конечный результат деятельности любой организации - прибыль, на определение маржинального дохода по предприятию в целом, а также по изделиям, видам работ и услуг, секторам рынка.

 

35. Сравнительная характеристика системы учета полных и частичных затрат (директ-костинг).

Таблица

Сравнение расчетов полных и частичных затрат

Характеристика Расчет полных затрат Расчет частичных затрат
Основная цель Полное покрытие всех затрат и последующая оптимизация чистой прибыли Покрытие переменных затрат и последующая оптимизация прибыли брутто переменных затрат
область эффективного применения Принятие долгосрочных и краткосрочных управленческих решений Принятие краткосрочных управленческих решений
Контрольные функции Обеспечивает контроль связей между производством и реализацией на длительную перспективу Обеспечивает контроль связей между производством и реализацией в краткосрочном аспекте, позволяет установить нижнюю границу цены
точность и трудоемкость Обеспечивает точный, на трудоемкий и сложный контроль Обеспечивает оперативный контроль за счет подачи простой сигнальной информации
сверх задача Ориентирует администрацию на получение наилучших результатов Ориентирует администрацию на поиск оптимальных решений в условиях меняющегося рынка
временной аспект Является основой долгосрочного планирования Является инструментом текущего управления хозяйственной деятельности

Таким образом, расчет себестоимости по методу полных затрат и методу частичных затрат производится в различных условиях планирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.008 с.)