Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.



Ребенок слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным дейст­виям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрос­лым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументиро­вать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изо­бразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (смотри со­ответствующие разделы программы по образовательным областям).

 

 

 


СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА И ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

РЕЖИМ ДНЯ

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физи­ческом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предсто­ящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность про­странственной ориентировки, заметно увеличились проявления воле­вых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление до­биться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое от­ношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и де­вочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспи­татель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста стано­вятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятель­но следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.

Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некото­рых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в слу­чае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отво­рачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предло­жить чай, подать грелку, градусник и т. п.).

Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ре­бенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, своих пере­живаний, самосознания.

Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, ста­новятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. «Мне совсем не больно», — говорит упавший мальчик, сдерживая слезы. «А я не люблю эти конфеты, они невкусные!» — заявляет девочка, которую не угостили подруги. Причиной таких изменений является дифферен­циация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Внимательный воспитатель может наблюдать, как изменяется старший дошкольник, как формируются его личностные особенности, становятся более выраженными индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется характер. Все это необходимо учитывать в подходе к ребенку.

У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступ­ков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвое­ние норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не- ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются воле­вые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, про­явить терпение, настойчивость. В выборе линии поведения дошколь­ник учитывает свой прошлый опыт, нравственные представления и оценки, мнение окружающих. Эти элементы произвольности очень ценны. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному постоянному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетель­ствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников. Предметная деятельность постепенно утрачивает для них свое особое значение. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других (сверстников, взрос­лых), признания ими его личных достижений и качеств. Формируются достаточно устойчивая самооценка (представления о себе — «Кто я?» и оценка — «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним детям свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспо­собленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мо­тивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особен­ностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориен­тации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего соб­ственного внутреннего мира.

Воспитатель способствует развитию положительного отношения старших дошкольников к окружающим людям: воспитывает уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, лич­ностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физичес­ких недостатков). Поощряет инициативу детей в проявлении добро­желательного внимания, сочувствия, сопереживания. Своим примером воспитатель показывает, как оказать помощь, поддержку другому че­ловеку. Поддерживая положительные действия и поступки, воспита­тель опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Характерной особенностью старших дошкольников является появ­ление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. В подготовительной группе дети с удовольствием принима­ют участие в акциях миролюбия: «Дружат дети всей планеты», «Земля — наш общий дом», «Пусть летят птицы мира».

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоот­ношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную дея­тельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой вза­имной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками. Мальчики оказывают девочкам личное расположение, дарят подарки, угощают, предлагают помощь. Воспитатель акцентирует внимание детей на полоролевых особенностях поведения и взаимоотношений мальчиков и девочек, принятых в обществе.

В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваи­вают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совмест­ной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимо­понимания. Все это имеет большое значение для социального разви­тия детей и готовности к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.

Под влиянием широкого ознакомления с социальной действитель­ностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Музей», «Супермаркет», «Ту­ристическое агентство», «Рекламное агентство», «Кафе Макдоналдс», «Космическое путешествие», «Телешоу „Минута славы"», «Конкурс красоты» и другие. Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему.

Старшие дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыс­лы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в приду­мывании игровых событий, используют сюжетосложение для постро­ения игры. В игре дети вступают в ролевой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль: изменяют интонацию голоса в зависимости от роли, передают отношения, характеры и настроения персонажей («требовательный учитель», «любящая мама», «капризная дочка» и т. п.) с помощью невербальных средств выразительности (ми­мика, жесты, движения). В ходе игрового сюжета происходит приду­мывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, кото­рая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, создан­ная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду — в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Вос­питатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение. Такие мотивы, как: «Мы заботимся о малы шах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач. Необходимо постоянно поддерживать в детях ощу­щение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к ре­шению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, ини­циативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание пре­одолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее по­буждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ре­бенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям воз­можность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддержи­вать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их до­стижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми уни­версальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных уме­ний ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам плано­мерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятель­ности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индиви­дуального подхода и дает соответствующие советы родителям.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Зада­ча воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, теат­ральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения за­мысла, способов и формы его воплощения.

Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложе­ние поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и нарисовать иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои со­чинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития само­стоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многооб­разие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, син­тез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания ин­формации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторе­нию, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или дей­ствий, наглядно-образные средства.

Развивающаяся познавательная активность старших дошкольников поддерживается всей атмосферой жизни в группе детского сада. Обя­зательным элементом образа жизни в старшей и подготовительной группах является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментирования (с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стеклами и т. п.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному исследователь­скому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внима­ние на новые, необычные черты объекта, высказывает догадки, обра­щается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие до­школьников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, «посылки из космоса» и т. п. Разгадывая за­гадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость от­крытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем сде­лать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом уз­нать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении вос­питателя со старшими дошкольниками.

Особо воспитатель подчеркивает роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях вос­питатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становит­ся источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контролиру­ется воспитателем. Есть ли у ребенка познавательный интерес? Может ли он принять или поставить сам простую познавательную задачу, разрешить ее доступными способами: понаблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать? Находит ли решение самостоя­тельно или просто повторяет, копирует действия других детей? Какова умственная работоспособность ребенка? Способен ли он сохранять внимание, запоминать? Все эти вопросы волнуют воспитателя стар­ших групп. Проявление интеллектуальной пассивности служит для педагога сигналом неблагополучия в развитии ребенка, его неподго­товленности к предстоящему школьному обучению.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.

Главное — связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией («Хочу стать школьником»), с ощущением роста их достиже­ний, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.

Наряду с этим проводится работа по развитию фонематического слуха детей, подготовка к овладению грамотой. В оборудовании групп широко используются материалы, побуждающие детей к освоению самостоятельного чтения: кубики с буквами и слогами, наборы печат­ных букв, контурные и трафаретные изображения букв, буквы, выре­занные из наждачной бумаги и наклеенные на картон (для обследо­вания пальцами), буквы-вкладыши, картинки, подписанные крупны­ми печатными буквами. Дети сами составляют свои имена из печатных букв, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки.

Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициати­вы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориен­тации, укрепления здоровья будущих школьников.

Воспитателю следует особо подчеркивать, какими умными, умелы­ми и самостоятельными становятся дети, как успешно и настойчиво они готовятся к школе, сравнивать их новые достижения с их преж­ними, недавними возможностями. Выражения педагога «Я горжусь вами», «Я верю, что вы успешно справитесь с этим», «Как многому вы уже научились!», «Вы хорошо готовитесь к школе», «Я вижу, что вы действительно самые старшие в детском саду и можете сделать много полезных дел», «Раньше это у вас не получалось, а теперь вы это выполняете быстро и красиво» и т. п. помогают старшим дошколь­никам лучше осознать свои достижения. Это становится стимулом для развития у детей чувства самоуважения, собственного достоинства, так необходимых для полноценного личностного становления и успешно­го обучения в школе.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.01 с.)