Тема 10. Информационная база историко-педагогических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Информационная база историко-педагогических исследований



Главные библиотеки как источники информации для исследователя: Российская государственная библиотека (РГБ), Российская национальная библиотека (РНБ), Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ), Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ». Сводный каталог библиотек России (СКБР). Портал межбиблиотечной информации Сигла. Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН). Российская книжная палата (РКП). Межбиблиотечный абонемент: возможности и правила пользования.

Книжные фонды и специализированные фонды библиотек. Изучение библиографических источников как исходный этап исследовательского труда. Как найти нужную книгу: справочно-поисковый аппарат библиотек. Библиографические указатели: структура и вспомогательный аппарат. Справочные издания. Энциклопедические издания

Исторические архивы. Научно-исследовательская работа с материалами Архивного фонда Российской федерации. Современная структура архивных учреждений. Организация документов и дел Архивного фонда РФ. Научно-исследовательская работа пользователей в архивах. Краткая характеристика Федеральных архивов и их фондов.

 

Основные понятия

Анкетирование, апробация, беседа, валидность, генетический метод, герменевтика, гипотеза, диагностика педагогическая, идея, интерпретация, комплексный педагогический эксперимент, критерий, методология, моделирование, мониторинг, наблюдение, опытная педагогическая работа, оценивание, принципы методологические, проектирование педагогическое, развитие личности, рефлексия, формирование, эксперимент, эксперимент естественный, эксперимент формирующий, эмпирические методы исследования.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Примерные вопросы для курсового зачета

1. Сформулируйте определение понятия «методология» в широком и узком смысле этого слова. Что такое «методология педагогики»?

2. Раскройте сущность понятия «метод» в широком и узком смысле этого слова. Дайте определение понятию «научный метод».

3. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно-эмпирического.

4. Назовите общенаучные логические методы и приемы познания, раскройте сущность каждого из них.

5. Назовите основные эмпирические методы психолого-педагогического исследования и охарактеризуйте их.

6. Охарактеризуйте особенности применения методов изучения психолого-педагогической литературы и архивных данных. Какие сведения об используемых литературных источниках необходимо формировать исследователю?

7. Каковы особенности педагогического наблюдения как научного метода? Каковы сильные и слабые стороны его применения в психолого-педагогическом исследовании?

8. В чем заключается научная ценность метода беседы? Каковы его сильные и слабые стороны при применении в научном исследовании?

9. Какие требования предъявляются к разработке исследовательской анкеты? Перечислите и охарактеризуйте основные варианты построения вопросов в анкете.

10. Раскройте сущность метода изучения продуктов деятельности в психолого-педагогическом исследовании. Какие материализованные результаты деятельности подлежат изучению?

11. Раскройте сущность метода эксперимента в психолого-педагогическом исследовании. Обоснуйте наиболее важные условия эффективности его проведения.

12. На основе каких критериев осуществляется репрезентативная выборка экспериментальных объектов? Что определяет длительность проведения психолого-педагогического эксперимента?

13. Каковы особенности метода изучения педагогической документации?

14. Какие функции выполняет методология психолого-педагогического исследования?

15. Приведите классификацию основных методов психологии и педагогики по степени их общности.

16. Назовите и охарактеризуйте методологические принципы психолого-педагогического исследования.

17. Сформулируйте наиболее общие методологические требования к конкретному психолого-педагогическому исследованию.

18. Назовите основные компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования и дайте краткую содержательную характеристику каждого из них.

19. Назовите и охарактеризуйте главные критерии оценки результатов научного исследования. Какие положения научной работы необходимо выносить на публичную защиту?

20. Для каких целей применяются в рамках педагогического исследования сравнительно-исторические методы?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Рекомендуемая литература

Основная

1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - 3-е изд., стер. – М., 2007. – 3 экз.

2. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. _ СПб., 2008. – 1 экз.

3. Введение в лабораторию историка: учебно-справочное пособие. – М., 2009. – 1 экз.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М., 2007. – 30 экз.

5. Исследовательская деятельность: словарь / авт.-сост. Е.А. Шашенкова. – М., 2010. – 1 экз.

6. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 3 экз.

7. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2010. – 30 экз.

8. Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-методич. пособие / авт.-сост. – И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – М. 2010. – 10 экз.

9. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник / Э.В. Ванина, Л.К. Ермолаева, О.Н. Журавлева и др.; под общ. ред. В.В. Баранова и Н.Н. Лазуковой. – М., 2007.

Дополнительная

1. Алексашкина Л.Н. Методологические основы школьного курса истории. – М., 1998.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект). – М., 1982.

3. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. – Екатеринбург, 2000 (другие издания). – 2 экз.

4. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов сред учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М., 2008. – 5 экз.

5. Большие и малые библиотеки России: Справочник / сост. Н.В.Шахова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.

6. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. – СПб., 2001.

7. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – Стерлитамак, 2002.

8. Гончарук С.И. Логико-методологические проблемы изучения наук об обществе. Советы для преподавателей, аспирантов и студентов. – М., 2006.

9. Гузненко З.И. Выпускная квалификационная работа. Специальность «История»: учеб.-методическое пособие для студентов. – Екатеринбург, 2006. – 58 экз.

10. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии: учеб.-метод. пособие. – М., 2004.

11. Захарова В.В., Соколов В.С. Как написать и защитить диплом: учеб. пособие. – М., 2007.

12. Зверев В.В. Дипломная работа по истории: учеб.-метод. пособие. – М., 2006. – 1 экз.

13. Исследовательская деятельность студентов: учебное пособие / авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М., 2005.

14. Карцев В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. – М., 1984.

15. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – 2-е изд., доп. – М., 2003. – 3 экз.

16. Коржуев А.В., Попков В.А. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: учеб. пособие для вузов. – М., 2006. – 14 экз.

17. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1994. – 15 экз.

18. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2006.

19. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практич. пособие для студентов-магистрантов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М., 1999. – 5 экз.

20. Кучерявенко С.В., Пашкова Л.А. Разработка программных средств учебного назначения // Профессиональное образование. 2011. № 8.

21. Макарова Е.Л. Вопросы формирования исследовательской компетентности // Профессиональное образование. 2011. №.2.

22. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. – М., 1994. – 1 экз.

22. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). – М., 2004.

23. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004. – 45 экз.

24. Орлов В.И. Метод и педагогическая технология // Педагогика. 2010. №. 8.

25. Петрова С.Я., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие. – М., 2010.

26. Соловьева И.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.

27. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера. – Екатеринбург, 2004. – 2 экз.

28. Требования к диссертации по педагогическим наукам: научно- методические рекомендации / авт.-сост. В.С. Леднев. – 3-е изд. – М., 2006. – 5 экз.

29. Шестова Т.Л. Глобальная история как направление научных исследований // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 8.

30. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. - Ростов н/Д, 2005. - 1 экз.

31. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. – М., 2004. - 1 экз.

 

Ресурсы электронно-библиотечных систем:

1. Саранцев Г.И. Современное методическое мышление // Педагогика. 2010. № 1. С. 31-40 (ИВИС).

2. Колесников А.К., Санникова А.И., Безукладников К.Э. Современные образовательные технологии для будущего учителя // Alma mater. 2012. № 1. С. 34-38 (ИВИС).

3. Талызина Н.Ф. Деятельностная теория обучения как основа подготовки специалистов // Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 17-30 (ИВИС).

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.Компьютерная техника (в формате специализированного компьютерного класса и методического кабинета, оборудованного электронной доской)

2.Мультимедийное оборудование для использования в процессе проведения аудиторных лекционных и практических занятий

3.Комплект презентаций на цифровых носителях для использования на лекционных и практических занятиях и в процессе самостоятельной работы магистрантов

4.Дидактический материал к темам курса на бумажном и электронном носителях

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.013 с.)