Политико-правовые учения второй половины XIX века. В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин, И.А. Бердяев, П.И. Новгородцев.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые учения второй половины XIX века. В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин, И.А. Бердяев, П.И. Новгородцев.



Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900)оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России.

Вл. Соловьев со временем стал едва ли не самым авторитетным представителем отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшим для обоснования мысли о том, что право, правовые убеждения безусловно необходимы для нравственного прогресса. При этом он резко отмежевался от славянофильского идеализма, основанного на «безобразной смеси фантастических совершенств с дурной реальностью» и от моралистического радикализма Л. Толстого, ущербного прежде всего тотальным отрицанием права. Будучи патриотом, он вместе с тем пришел к убеждению о необходимости преодолевать национальный эгоизм и мессианизм. К числу положительных общественных форм жизни Западной Европы он относил правовое государство, правда, для него самого оно не было окончательным вариантом воплощения солидарности человеческой, а только ступенью к высшей форме общения. В этом вопросе он явно отошел от славянофилов, взгляды которых поначалу разделял. Плодотворными и перспективными оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики. Здесь он фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников. Соловьев полагал, что истинное христианство должно быть общественным, что вместе с индивидуальным душеспасением оно требует социальной активности, социальных реформ. Эта характеристика составила главную исходную идею его моральной доктрины и нравственной философии. Политическая организация в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Здесь особое значение призвано иметь христианское государство и христианская политика. Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство, христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».

Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия «для достойного существования и совершенствования людей».

Другой важный аспект политической организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в «постоянном согласии их высших представителей – первосвятителя и царя». Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть «атрибутом демократии» – настоящую свободу человек должен «заслужить внутренним подвигом».

Правопонимание Соловьева оказало заметное влияние на правовые взгляды Новгородцева, Трубецкого, Булгакова, Бердяева. Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) является наиболее представительной фигурой в ряду либеральных государство-ведов и политических мыслителей второй половины XIX в.

Б. Н. Чичерин был современником четырех царствований: Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. Он был ученым и общественным деятелем; профессором московского университета; историком и юристом; философом и обществоведом. Труды Б. Н. Чичерина составляют целую библиотеку. Среди них пятитомная "История политических учений", "О народном представительстве", "Курс государственной науки" (3 части), "Философия права".

По мнению великого русского мыслителя П. Б. Струве, историческую позицию Чичерина можно изобразить так: "Поскольку он верил в реформаторскую роль исторической власти, т. е. в эпоху великих реформ, в 50-х и 60-х гг. Чичерин выступал как либеральный консерватор, решительно борясь с крайностями либерального и радикального общественного мнения. Поскольку же власть стала упорствовать в реакции, Чичерин выступал как консервативный либерал против реакционной власти, в интересах государства отстаивая либеральные начала, защищая уже осуществленные либеральные реформы и требуя в царствование Александра III и особенно энергично и последовательно в царствование Николая II коренного преобразования нашего государственного строя.

Таким образом, Чичерин в своем духовно-общественном делании никогда не переставал неразрывно сочетать консерватизм и либерализм, являя в этом отношении самую законченную и яркую фигуру в истории духовного и политического развития России"

Восприняв многие идеи российского западничества, он пошел дальше по пути усиления таких аспектов их доктрины, как приоритетная роль государства в осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй, доктрина "правового государства", и т. п. Чичерин считал, что главным конструирующим элементом культуры является центральная государственная власть, оттесняющая на второй план сословные и корпоративные интересы и влияния.

Государство, по Чичерину, возникает как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного. При этом важную роль в формировании государственной идеи играет один из нескольких факторов - завоевания, религия или "постепенное развитие жизни и ее потребностей". Чичерин противопоставляет средневековое государство (анархия, сословная рознь, крепостное право, господство силы) и буржуазное государство нового времени (господство всеобщего порядка и благоденствия). Государство стремится во втором случае побороть несправедливость и водворить свободу. Если необходимое для государства единство не может быть установлено путем добровольного согласия граждан, тогда необходимо прибегнуть к власти, сосредоточенной в одном лице. Существует закономерность, чем меньше единства в обществе, тем более сосредоточенной должна быть власть. И, наоборот, при развитом общественном самосознании власть утрачивает свои жестокость и централизм.

Идея государства наиболее полно, по мнению Чичерина, воплощена в конституционной монархии, где соглашение различных общественных элементов особенно очевидно. "Монархия представляет начало власти, народ или его представители - начало свободы, аристократическое собрание - постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели".

Конституционная монархия возникает в результате ограничения абсолютизма. Социальную основу конституционной монархии составляет союз аристократии и крупной буржуазии. Эта форма позволяет расширять демократию постепенно, без резких скачков и потрясений, основным средством к этому является расширение избирательных прав и круга избирателей.

Конституционная монархия проходит два этапа: дуалистический и парламентарный. На первом этапе в нижней палате преобладает крупная буржуазия, влияние парламента незначительно, а власть короля сливается с исполнительной (представительной) властью. На втором этапе устанавливается определяющая роль парламента: "Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа. Это высший цвет конституционной монархии. Это самоуправление народа со всеми задержками и гарантиями, которые требуются целями государства".

Новгородцев Павел Иванович (1866-1924 гг.) родился в г. Бахмут Екатеринославской губернии в купеческой семье. В 1888 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре философии и права. Более четырех лет изучал право в Берлине и Париже. С 1894 – приват-доцент, в 1897 защитил магистерскую диссертацию, в 1902 – докторскую и был избран экстраординарным профессором юридического факультета Московского университета. С 1904 – член «Союза Освобождения», с 1905 – член партии кадетов. Депутат 1 Государственной думы. Подписал «Выборгское воззвание», осужден на 3 месяца тюрьмы. С 1906 по 1918 - ректор Московского высшего коммерческого института. После Октябрьской революции избран по списку кадетов в Учредительное собрание. В октябре 1918 уехал из Москвы на юг России и включился в антибольшевистскую борьбу. Вскоре из-за болезни выехал за границу. В 1920 возвратился в Крым, занятый войсками П. И. Врангеля. После разгрома Врангеля – в эмиграции. Один из основателей и декан Русского юридического института (факультета) в Праге, который он возглавлял до своей кончины.

Основные произведения: «Введение в философию права», «Кризис современного правосознания» и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.02 с.)