Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип 1. Ориентация на потребителя.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 1. Качество как объект управления. Методы управления качеством. По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым. В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО 9000:2015) как способность удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны
Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др. Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества Управляющая система начинается с руководства высшего звена. Именно руководство высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы. Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль. Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке. Появление сертификата на системы качества обусловлено эволюцией подходов к менеджменту качества, на которой целесообразно остановиться более подробно. Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы, а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие от комплексных методов, концепции и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к управлению организацией. Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. К таким методам могут быть отнесены: · финансирование деятельности в области управления качеством; · хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством; · экономическое стимулирование производства; · ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; · применение системы оплаты труда и материального поощрения; · использование экономических мер воздействия на поставщиков; · бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг. Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества: · регламентирование (функциональное, должностное, структурное); · стандартизация; · нормирование; · инструктирование (объяснения, разъяснения); · распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.). Социально-психологические методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены: · моральное стимулирование высокого качества результатов труда; · приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников); · учет психологических особенностей членов трудовых коллективов; · формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества; · сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества; · способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива. Целью современного менеджмента качества является не только повышение удовлетворенности потребителя (прежде всего за счет качественной продукции), но и достижение этого наиболее экономными способами. В зависимости от особенностей организации могут применяться различные методы повышения ее эффективности: «Всеобщее производительное обслуживание оборудования» (TPM), «Упорядочение» (5S), система экономики качества, реинжениринг процессов и др. К статистическим методам управления качеством принято относить не только методы, связанные с обработкой и анализом больших массивов количественных данных, но и отдельные инструменты работы с нечисловой информацией. Например, в группе «Семь основных инструментов контроля качества» гистограмма, стратификация (расслаивание), диаграмма Парето, диаграмма рассеивания (разброса) и контрольные карты предназначены для анализа количественной информации. Причинно-следственная диаграмма систематизирует логические данные, с помощью контрольного листка в числовом виде обобщается информация любого рода. Иногда вместо стратификации в данную группу методов включают блок-схему — графическое представление последовательности выполнения этапов процесса. «Семь новых инструментов управления качеством» преимущественно работают с логическими и ассоциативными связями, систематизацией факторов и направлений решения проблем. Это диаграммы сродства и связей, диаграммы древовидная, матричная, стрелочная и диаграмма процесса осуществления программы (PDPC). Анализ матричных данных (матрица приоритетов) — математический анализ большого количества числовых данных в виде матриц для выявления приоритетных данных — единственный из семи методов дает количественный результат. 2. Принципы менеджмента качества. Стандарты серии ISO 9000.
Принципы менеджмента качества по ИСО 9000:2015. 1. Ориентация на потребителей. Менеджмент качества нацелен на выполнение требований потребителей и на стремление превзойти их ожидания. Лидерство. Лидеры на всех уровнях организации обеспечивают единство цели и направления деятельности организации и создают условия, в которых работники взаимодействуют для достижения целей организации в области качества. Взаимодействие работников. Для организации крайне важно, чтобы все работники были компетентными, наделены полномочиями и вовлечены в создание ценности. Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях организации повышают ее способность создавать ценность. Процессный подход. Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система. Стандарты серии ISO 9000.
1. МС ИСО серии 9000 разрабатывает технический комитет ISO TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества», входящий в состав Международной организации по стандартизации. МС ИСО серии 9000 применимы для любой организации вне зависимости от численности персонала, формы собственности, занимаемых рынков, характера выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Международные стандарты ISO 9000 применимы и для государственных административных органов и их департаментов, а также для общественных организаций. Международные стандарты ISO 9000 служат одновременно и гарантией потребителю в смысле качества получаемой продукции, и методическими указаниями компаниям-производителям по улучшению своей деятельности. ИСО 9000 – это пакет международных стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г.
2. Первая версия международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в марте 1987 года. Эти стандарты увидели свет при значительном влиянии Великобритании: опыт, накопленный этой страной в вопросе стандартизации, обеспечил ей влиятельное положение в этой сфере. Серия стандартов ISO 9000:87 включала в себя три основные «модели обеспечения качества»: ИСО 9001:87: Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании; ИСО 9002:87: Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании; ИСО 9003:87: Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции; а также словарь терминов в области обеспечения качества ИСO 8402:86. Важно отметить что, все организации, желающие соответствовать требованиям стандартов ISO 9000: 87, должны были выбрать одну из 3 моделей (отличавшихся только по объему требований), которая наиболее полным образом описывала жизненный цикл выпускаемой ими продукции. Вторая версия международных стандартов ISO серии 9000 вышла в 1994г. Международные стандарты ISO серии 9000:94 в целом, повторяли структуру международных стандартов ISO версии 9000:87, с устранением и расшифровкой неясных моментов. Вторая версия МС ИСО 9000:94 в полной мере ориентировалась на удовлетворение лишь одной из заинтересованных сторон – клиента организации. Следует отметить, что как в первой версии стандартов, так и в версии 1994 года применялся функциональный подход к системе качества. Исходя из этого подхода каждый элемент системы качества, представленный в стандарте, рассматривался как отдельная (самостоятельная) функция по обеспечению, управлению или улучшению качества.
15 декабря 2000 г вышла новая, третья по счету и радикально обновленная версия: ISO 9000:2000. 15 ноября 2008 г была опубликована четвертая официальная версия стандарта ИСO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». В МС ИСО 9001:2008 внесенные незначительные изменения, они касаются: 1) ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; 2) деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация); 3) вопросов сохранности продукции; 4) управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения и защите и восстановлению информации; 5) работы с несоответствующей продукцией. С 01.01.2013 г. в Российской Федерации вводится в действие межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 48 от 22.12.2011). С 1 января 2013 года стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 был отменен. ГОСТ ISO 9001-2011 является полностью идентичным международному стандарту ИСО 9001:2008 "Системы менеджмента качества. Требования" (ISO 9001:2008 "Quality management systems - Requirements" Таким образом, на сегодняшний день действуют следующие версии основных международных стандартов ISO серии 9000: - ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». - ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» или ГОСТ ISO 9001-2011 - ISO 9004:2009 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Международный стандарт ИСО 9004:2009 дает организациям методические указания по достижению устойчивого успеха путем использования подхода, основанного на менеджменте качества. Он применим к любой организации независимо от ее размеров, типа и рода деятельности. Настоящий стандарт не предназначен для сертификации, регулятивных или договорных целей. 5 версия стандарта. В сентябре 2015 появилась новая версия стандарта ISO 9001, которая существенно изменилась по сравнению с версией 2008 года. С момента публикации ISO 9001:2015 запланирован 3-летний переходный период. Это означает, что стандарт ISO 9001: 2008 будет действовать до сентября 2018 года, а переход к новой версии ISО 9001:2015 до сентября 2018 года может происходить в процессе очередных наблюдательных или ресертификационных аудитов с увеличением трудоемкости. Фазы процессов изменения Процесс изменений состоит из последовательного процесса обновлений. В первой фазе необходимо точно сформулировать цель изменений. Чтобы направить всю энергию работников на осуществление изменений, важно разработать для них привлекательное и желаемое видение состояния, которого надо достичь. Сильные и стабильные соблазны, привлекающие людей к переменам,— это не финансовые выгоды, новые инструменты или новая схема процесса, а, скорее, ментальные и психологические факторы, такие как культура доверия, возможность самоорганизации, более высокая ответственность. Во второй фазе надо анализировать не только технологическую и организационную ситуацию, но и ментально-культурные условия коллектива. Для этого приходится иметь дело со следующими факторами: доверие, самостоятельность, инициатива и готовность к действию, кооперация и культура, отождествление себя с компанией, стиль лидерства и т.д. С помощью такого диагноза получается картина, показывающая, будут ли люди противиться запланированным изменениям, или, напротив, приветствовать их. Станет очевидным потребность в переменах на разных организационных уровнях и их потенциал. После этого целесообразно разработать и смоделировать превентивные вмешательства, которые помогут преодолеть барьеры и сопротивление процессу перемен. Разрабатывается сценарий перемен. Для этого, как в любом плане, определяются конечные цели. Одновременно в компании устанавливаются внутренние системы связи и организуется поддержка «пособникам» перемен. Далее разрабатываются системы материального и нематериального поощрения. Основанные на четких критериях достижения желаемых изменений, они благоприятствуют успеху, если, с другой стороны, «саботажники» будут как-то морально наказаны.
Сравнительные характеристики теорий организационных изменений приведены в таблице 1. Таблица1
Ключевая проблема эффективной перестройки работы предприятий лежит в продуманном управлении изменениями корпоративной структуры как в стратегическом и деловом планировании, так и в управлении деятельностью предприятия. Перед тем как приступать к модернизации, необходимо проанализировать качество и эффективность текущей работы предприятия, продумать программу управления изменениями, оценить возможные барьеры на этом пути, особенно в части сопротивления изменениям со стороны персонала. Внедрение TQM и новых подходов к управлению человеческими ресурсами требует от организации особых усилий для того, чтобы преодолеть структурные и культурные препятствия. Сопротивление изменениям может быть открытое, непосредственное, подразумеваемое или отсроченное. Конечно, наиболее легко иметь дело с сопротивлением открытым и непосредственным. Более сложная проблема — столкнуться с сопротивлением подразумеваемым или отсроченным. Под подразумеваемым сопротивлением понимаются: - потеря лояльности к организации; - потеря мотивации к работе; - увеличение погрешности или ошибки; - увеличение числа прогулов и т.д. Понимание причин сопротивления необходимо для разработки стратегий управления изменениями вообще и реагирования на сопротивление в частности. Ощущение бесконтрольности ситуации. Изменяясь, система стремится сохранить свою уникальную сущность, таким образом, сопротивление выступает агентом защиты стабильности. Сопротивление должно послужить сигналом к замедлению темпа проведения изменений, поскольку указывает на то, что скорость изменений превышает возможную скорость адаптации. Нужно дать людям возможность вновь почувствовать себя достаточно уверенно, чтобы адаптироваться. Рис. 1. Модель системы менеджмента качества Общие требования в разделе «Система менеджмента качества» 1) Организация должна разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии СМК и постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями ИСО 9001:2011 2) Организация должна: - определить процессы, необходимые для СМК, и их применение во всей организации; - определить последовательность и взаимодействие этих процессов; - определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами; - обеспечивать наличие ресурсов и информации для функционирования этих процессов и их мониторинга; - осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; - принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. 3) Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны контроль за этим процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества. Требования к документации в разделе «Система менеджмента качества». Документация на систему качества должна содержать: - изложение политики и целей в сфере качества; - руководство по качеству; - методики, требуемые этим стандартом; - документы, необходимые организации для обеспечения эффективности планирования и исполнения процессов, управления ими; - протоколы качества. Объем документации может быть различным в зависимости от: - размера организации; - сложности процессов; - компетентности персонала. Руководство по качеству как один из документов СМК включает следующие аспекты: - содержание системы менеджмента качества с подробным описанием и обоснованием всех исключений; - созданные для системы качества документированные методики или ссылки на них; - описание взаимодействия между процессами системы качества. - руководство по качеству не обязательно должно быть оформлено в виде отдельного документа. Оно может быть компиляцией документов системы менеджмента качества. - руководство по качеству может быть оформлено в виде отдельного документа или в виде нескольких томов. Документированная методика должна содержать способы контроля, необходимые для: - утверждения документов, как соответствующих требованиям перед их выпуском; - пересмотра документов и, в случае необходимости, их актуализации с повторным утверждением; - обозначения на документах их литеры изменения и номера редакции, т.е. определения текущего статуса пересмотра документов; - обеспечения наличия документов на местах их использования; - обеспечения сохранности документов в состоянии, пригодном для их использования; - обеспечения идентификации внешних документов и управления их распространением; - исключения случайного использования документов, которые устарели, или их идентификации, если они сохраняются для каких-либо целей. Протоколы качества должны оформляться и сохраняться в виде, пригодном для чтения с возможностью их быстрого поиска и подбора. Должна быть разработана методика, в которой установлены способы контроля, необходимые для идентификации, хранения, подбора, изъятия протоколов качества. Ответственность руководства В стандарте требуется от руководства выполнения следующих аспектов: 1) доведения до ведома организации идеи важности выполнения требований потребителей и законодательства; 2) установления политики в области качества; 3) обеспечения принятия определенных целей в области качества, которые должны быть соизмеримы и согласованы с политикой в области качества; 4) разрабатывать планы для достижения поставленных целей; 5) определять и доводить до сведения персонала меру его ответственности и полномочия; 6) назначать представителя руководства по качеству из состава руководства с возложением на него соответствующих обязанностей; 7) обеспечивать внутренний обмен информацией; 8) проводить регулярный анализ СМК. Менеджмент ресурсов В данном разделе рассматривается что, организация должна определить и удовлетворить потребность в ресурсах, необходимых для внедрения и обеспечения функционирования системы управления качеством. Менеджмент ресурсов предусматривает требования: 1) к человеческим ресурсам (персоналу); 2) к инфраструктуре; 3) к производственной среде. Требования к человеческим ресурсам В стандарте определено, что персонал, выполняющий работы, которые отражаются на качестве продукта, должен быть компетентным за счет образования, подготовки, навыков и опыта. В стандарте указано, что организация должна: 1) периодически определить необходимую компетентность персонала; 2) осуществить подготовку персонала; 3) оценить результативность проведенных мероприятий; 4) убедиться в том, что персонал осведомлен о необходимости и важности своей деятельности в достижении целей в сфере качества; 5) вести учет данных об обучении, подготовке, навыках и опыте персонала. Определение компетентности персонала может быть через анализ выполнения работ, оценку финансовых и других показателей, а также путем обеспечения обратной связи с потребителем. В стандарте указывается, что сама организация определяет каким образом необходимо проводить обучение и подготовка персонала. Это может быть в виде теоретических занятий и лекций, практических занятий, передачи опыта, тренинга, а также обучение при помощи современных технологий (через интернет, компакт-диски и пр.). Результативность обучения организация может определить сама различными способами. Это могут быть экзамены, тесты, и периодические проверки, а также косвенные показатели: например, сокращение брака, повышение производительности труда и др. Результаты обучения и подготовки персонала должны быть документированными. Для этого могут использоваться свидетельства, дипломы, списки посещаемости, результаты экзаменов и тестов, удостоверения об обучении и т.д. Требования к инфраструктуре Организация должна определить, образовать и поддерживать инфраструктуру, необходимую для обеспечения выполнения требований к продукции. К инфраструктуре можно отнести производственное помещение, рабочее пространство, средства труда и оборудование, вспомогательные службы, информационные и коммуникационные технологии, транспортные средства и др. Требования к производственной среде Требуется, чтобы организация определила и организовала рабочую среду, необходимую для обеспечения соблюдения требований к продукции. Необходимо учитывать все факторы рабочей среды, которые необходимы для обеспечения выполнения всех требований к продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества. Проектирование и разработка Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции. В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать a) стадии проектирования и разработки, b) проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующих каждой стадии проектирования и разработки, c) ответственность и полномочия в области проектирования и разработки. Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям. Записи результатов верификации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии. Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это практически целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции. Записи результатов валидации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии. 4) Закупки Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию. Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии. Производство и обслуживание Организация должна планировать и обеспечивать производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать, если это целесообразно, a) наличие информации, описывающей характеристики продукции, b) наличие рабочих инструкций, в случае необходимости, c) использование соответствующего оборудования, d) наличие и применение контрольных и измерительных приборов, e) проведение мониторинга и измерений, и f) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции. Предупреждающие действия Организация должна определить с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем. Для предупреждающих действий должна быть разработана документированная процедура для определения требований к a) установлению потенциальных несоответствий и их причин, d) записям результатов предпринятых действий, e) анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.
2. Международные стандарты систем экологического менеджмента серии ИСО 14000. Экологические аспекты и экологическое воздействие. Планирование на основе значимых экологических аспектов. Законодательные основы по охране окружающей среды. Требования по ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Совместимость с системой менеджмента качества. 1. Международные стандарты систем экологического менеджмента серии ИСО 14000 - это серия международных стандартов по управлению окружающей средой. ИСО 14000 – разработаны техническим комитетом ИСО /ТК 207, международной организацией по стандартизации (ИСО), для оказания помощи предприятиям, в построение эффективных экологических систем менеджмента (СЭМ). Международные стандарты ИСО 14000 предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, с целью достижения экологических и экономических целей. Состав серии стандартов ИСО 14000: МС ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» МС ИСО 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования». Внедрение и сертификация систем экологического менеджмента в РФ проводится только по стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007 В МС ИСО 14001 рассматриваются понятия окружающей среды, экологического аспекта, экологического воздействия и др. Окружающая среда – это окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие. Экологический аспект – это элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду. Экологическое воздействие – это любое изменение в окружающей среде, положительное или отрицательное, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
2. Планирование на основе значимых экологических аспектов. Организация должна разработать, выполнять и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы):
а) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции и услуг в рамках установленных границ системы экологического менеджмента, которые она может контролировать и на которые она предположительно может оказывать влияние, с учетом планируемых или новых разработок, новых или измененных видов деятельности, продукции и услуг; б) определения тех аспектов, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на окружающую среду (т.е. значимых экологических аспектов). Организация должна документально оформлять эту информацию и поддерживать ее в актуальном состоянии. Организация должна гарантировать, что значимые экологические аспекты принимаются во внимание при внедрении и функционировании ее системы экологического менеджмента. Организация может контролировать напрямую, те экологические аспекты, которые входят в сферу управления организации. Прямые экологические аспекты включают: а) выбросы в воздух; б) сбросы в воду; в) сбросы на грунт; г) использование сырья и природных ресурсов; д) использование энергии; е) тепловое загрязнение, излучение, вибрации и т.д.; ж) отходы и побочные продукты; з) физические характеристики, такие как размер, форма, цвет, внешний вид. В дополнение к экологическим аспектам, которые организация может контролировать напрямую, организация должна также рассматривать косвенные экологические аспекты. Косвенные экологические аспекты – это аспекты, которые не входят в сферу управления организации. Косвенные экологические аспекты включают: а) проектирование и разработка; б) процесс производства; в) упаковка и транспортировка; г) результаты экологической деятельности и деятельность подрядчиков и поставщиков; д) управление отходами; е) выделение и распределение сырья и природных ресурсов; ж) распределение, использование и окончание жизненного цикла продукции; з) дикий мир и биоразнообразие. Контроль экологических аспектов продукции, которая поставляется организации и влияние на эти аспекты существенно меняются в зависимости от положения организации на рынке и ее поставщиков. Организации, которые сами занимаются проектированием продукции, могут в значительной степени влиять на такие аспекты с помощью изменения, например, одного входного материала, в то время как организации, которым поставляют продукцию с характеристиками, заданными внешней стороной, имеет мало возможностей для управления аспектом. Изменение окружающей среды, неблагоприятное или положительное, которое частично или полностью вытекает из экологических аспектов, называется воздействием на окружающую среду. Взаимосвязь между экологическим аспектом и воздействием заключается в том, что аспект является причиной воздействия. При сборе информации по значимым экологическим аспектам, организация должна учитывать необходимость сохранять информацию для исторических целей, а также ее использование для разработки и внедрения ее системы экологического менеджмента. Процесс определения и оценки экологических аспектов не направлен на изменение или увеличение обязательств организации перед законодательством. Требования по ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Требования данного стандарта включают общие требования и экологическую политику. Общие требования Организация должна разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать и последовательно улучшать систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта и определить, как будут выполняться эти требования. Организация должна определить и документально оформить границы своей системы экологического менеджмента. Внедрение системы экологического менеджмента, описанной в настоящем международном стандарте, должно привести к улучшению результатов экологической деятельности. Международный стандарт ИСО 14001 основан на условии, что организация будет периодически анализировать и оценивать свою систему экологического менеджмента для того, чтобы определить возможности для улучшения и осуществления этих улучшений. Темп, масштаб и временные рамки процесса последовательного улучшения определяются самой организацией с учетом экономических и других обстоятельств.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.011 с.) |