Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль учения И.П.Павлова в формировании ВНД.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основная идея теории высшей нервной деятельности состоит в том, что внешний материальный мир действует на органы чувств, из которых нервные импульсы поступают в головной мозг и вызывают его отражательную или рефлекторную деятельность.
И. М. Сеченов был основоположником рефлекторной теории деятельности головного мозга. В его книге «Рефлексы головного мозга» введено понятие об анализаторах, состоящих из: 1) органов чувств, воспринимающих материальные процессы внешнего мира, 2) афферентных нервных путей в головной мозг и 3) из тех отделов головного мозга, в которые поступают нервные импульсы из органов чувств.
И. П. Павлов экспериментально обосновал рефлекторную теорию деятельности головного мозга. Законы высшей нервной деятельности, открытые павловской школой, имеют значение для Понимания образования у детей новых навыков, особенно в младенчестве и раннем детском возрасте, а также для дальнейшего изучения высшей нервной деятельности взрослых людей. И. П. Павлов не отрицал значения психологии для познания внутреннего мира человека и призывал физиологов и психологов к совместной дружной работе по изучению функций нервной системы. Рефлекторная теория И. М. Сеченова и И. П. Павлова представляет собой материалистический детерминизм в изучении функций центральной нервной системы и является основой дальнейшего развития физиологии высшей нервной деятельности и психологии.
Основные принципы рефлекторной теории: 1) детерминизм — каждый процесс в головном мозге вызывается материальными изменениями, происходящими вне и внутри организма; 2) структурность — функции головного мозга связаны с его строением и 3) физиологические — анализ и синтез. Это принципы диалектического материализма. Естественнонаучный объективный метод изучения высшей нервной деятельности. Его значение для материалистической физиологии Метод условных рефлексов И. П. Павлова основан на том, что нервный процесс в больших полушариях головного мозга возникает только при раздражении рецепторов. Это раздражение вызывается действием внешнего материального мира (существующего вне человека и независимо от его сознания) на внешние рецепторы, расположенные на поверхности тела. Значительно более скромную роль в возникновении нервного процесса в больших полушариях играют раздражения рецепторов внутренних органов, а также нервно-гуморальные химические раздражители.
Метод условных рефлексов позволяет изучать деятельность головного мозга здорового неповрежденного животного, а также человека в нормальных естественных условиях. Это метод естественнонаучного исследования функций высшего отдела нервной системы. Знание строения головного мозга и основных законов деятельности центральной нервной системы и точный учет качества раздражителей, их интенсивности и продолжительности действия на рецепторы, а также времени появления рефлекса, его характера и величины позволили раскрыть основные законы высшей нервной деятельности.
Показателями высшей нервной деятельности служат прежде всего сокращения скелетной мускулатуры — двигательные рефлексы, а у человека — и функция речи. В последние годы в качестве показателей высшей нервной деятельности стали пользоваться и потенциалами больших полушарий. Показателями высшей нервной деятельности могут служить и вегетативные рефлексы: изменения сердечной деятельности, кровяного давления, дыхания, секреции и др. Естественнонаучное изучение сходства и различий функций высшего отдела нервной системы у животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития, дает основной материал для предыстории сознания как высшей формы психики, присущей человеку. Метод И. П. Павлова и его труды по высшей нервной деятельности животных позволяют исследовать коренные, качественные особенности деятельности мозга человека и составляют одну из естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения. Философия диалектического материализма неизменно опирается на них в идеологической борьбе с идеалистическими и метафизическими представлениями. При изучении деятельности головного мозга человека невозможно ограничиваться только учетом его двигательных и вегетативных рефлексов и потенциалов головного мозга. Такой объективный» метод вульгарных механистических материалистов исключает исследование абстрактного, отвлеченного мышления. способности человека мыслить понятиями — основного свойства головного мозга человека, отличающего его от животных.
Диалектический материализм не отрывает субъективное от объективного, но и не отождествляет их. Поэтому деятельность головного мозга человека нужно изучать также и методами материалистической психологии, исследовать общественно-историческую сущность психики человека, раскрыть роль труда, речи и практики в формировании психики человека и активный характер сознания. Необходимо преодолеть разрыв в творческой деятельности физиологов и психологов.
Основные положения современного учения о типах высшей нервной деятельности
Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центральной нервной системы (ЦНС) в динамических особенностях поведения впервые дал И.П. Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний он выделил четыре типа высшей нервной деятельности: 1. Сильный, уравновешенный, подвижный (живой) тип с сильно выраженными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой замене одного другим.
2. Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается также сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но они мало подвижны, и получить адекватную реакцию при смене положительного сигнала раздражения на отрицательный (и наоборот) удаётся ему с большим трудом.
3. Сильный неуравновешенный тип – с сильными процессами возбуждения, преобладающими над торможением. Отрицательные рефлексы вырабатываются с трудом, агрессивен.
4. Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями, труслив, характерны пассивно-оборонительные реакции.
Проявление этих типов в поведении Павлов поставил в прямую зависимость с античной классификацией Гиппократа:
Рис. 1. Схема типов ВНД по И.В.Павлову.
При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к ВНД животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок.
Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин предложили, помимо силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, ввести ещё свойство динамичности.
Динамичность характеризует скорость формирования положительных и отрицательных временных связей. Каждым их этих четырёх свойств должно характеризоваться как возбуждение, так и торможение. Например, говоря о силе нервных процессов, следует подразделять это свойство на силу возбуждения и уравновешенность силы возбуждения и торможения. В этом случае можно будет более полно характеризовать типологические особенности человека.
Тип нервной системы врождённый и в целом его изменить нельзя. Однако И.П.Павлов экспериментально доказал возможность изменения отдельных его свойств. Так, оказалось возможным путём тренировки у безудержного типа (холерика), у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, добиться силы тормозного процесса и привести его в определённое равновесие с процессом возбуждения. Павлов считал, что путём длительной тренировки можно укрепить нервную систему даже слабого типа, тем более, что, по мнению В.Д. Небылицина, слабый тип обладает высокой чувствительностью, благодаря которой он может приспосабливаться к условиям жизни. И.П.Павлов предлагал выделять человеческие типы высшей нервной деятельности на основе степени развития первой и второй сигнальной системы. Он выделял:
1. Художественный тип, для которого характерно конкретное мышление, преобладание первой сигнальной системы, то есть чувственное восприятие действительности. К этому типу относятся люди с хорошо развитым чувственным восприятием, выраженными аффектами на всё происходящее. Они склонны к профессиям чувственно-эмоционального круга. Этот тип часто отмечается у актеров, художников, музыкантов. При невротическом срыве люди художественного типа склонны давать реакции истерического круга.
2. Мыслительный тип, когда хорошо выражено отвлечение от действительности, абстрактное мышление. К этому типу относятся личности с хорошо развитым абстрактным мышлением и отвлеченными понятиями. Они склонны к занятиям математикой, теоретическими науками. При невротическом срыве склонны к психастеническому типу реакции.
3. Средний тип, когда нет преобладания того или иного образа мышления. Павлов считал, что крайние типы встречаются редко, а большинство людей относятся к среднему типу, то есть эта классификация, тоже не отражает все разнообразие форм ВНД человека.
Многие ученые отмечают, что значение работ И.П.Павлова по проблеме темпераментов заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психологической организации индивида.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.008 с.) |