Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность и особенности кризисов в тенденциях экономического развития

Поиск

В.Л. Полевая

Антикризисное управление

Методическое пособие

(курс лекций)

 

 

Симферополь, 2014

 

 

Полевая В.Л. Антикризисное управление. Методическое пособие (курс лекций). – Симферополь, 2014. – 93 с.

 

 

Методическое пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рассматриваются понятия экономических признаков на макро- и микроуровнях, принципы в тенденциях макро- и микроэкономики, признаки и порядок установления банкротства предприятий, стратегия и тактика антикризисного управления, ключевые факторы антикризисного управления, особое внимание уделено управлению персоналом кризисного предприятия.

 

Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема 1. Сущность и особенности кризисов в тенденциях экономического развития

1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии

2. Причины и последствия возникновения кризисов

3. Разновидности кризисов

4. Признаки кризиса

5. Сущность и закономерности экономических кризисов

6. Причины экономических кризисов

7. Фазы цикла и виды экономических кризисов

8. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление

9. Кризисы в развитии организации

Тема 2. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления

1. Необходимость и возможность антикризисного управления

2. Признаки и особенности антикризисного управления

3. Эффективность антикризисного управления

4. Понятие технологии антикризисного управления

5. Общая схема механизма управления в кризисной ситуации

6. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении

7. Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления

8. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации

9. Роль государства в антикризисном управлении

10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Тема 3. Банкротство предприятий

1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия

2. Роль и деятельность арбитражного суда

3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур

4. Ликвидация предприятий

5. Основные параметры диагностирования банкротства

6. Этапы диагностики кризиса

7. Информация в диагностике

8. Особенности банкротства кредитных организаций

Тема 4. Стратегия и тактика антикризисного управления

1. Роль стратегии в антикризисном управлении

2. Разработка антикризисной стратегии в организации

3. Реализация выбранной антикризисной стратегии

4. Организация осуществления антикризисной стратегии

5. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении

6. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация

7. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении

8. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса

9. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда

10. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер

Тема 5. Ключевые факторы антикризисного управления

1. Природа и классификация управленческих рисков

2. Антикризисное управление риском

3. Методы оценки инвестиционного риска

4. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении

5. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов

6. Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий

7. Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления

8. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении

9. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса

Тема 6. Человеческий фактор антикризисного управления

1. Характеристики управления персоналом кризисного предприятия

2. Система антикризисного управления персоналом

3. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии

4. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия

5. Стратегия поведения антикризисного управляющего

6. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления

7. Социальное партнерство в антикризисном управлении

8. Ведение переговоров с профсоюзами

9. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса

10. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии

11. Антикризисное управление конфликтами

Заключение

Глоссарий

Список используемых источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «антикризисное управление», с точки зрения развития историко-экономических событий, возник сравнительно недавно. Причиной его появления в России принято считать полномасштабное реформирование экономики, в том числе проведение приватизации, и постепенное вхождение нашей страны в зону рыночного развития, сопровождаемого кризисными явлениями политического, экономического и социального характера на макро-, мезо- и микроуровнях.

Базовые элементы антикризисного управления формируется на основе ряда смежных научных направлений и дисциплин: теории кризисов, теории менеджмента и финансового менеджмента, анализа экономических систем и их финансового состояния, юриспруденции, оценки и реструктурирования предприятий и ряд других. Каждая из них имеет свою степень разработанности. Например, более изучен менеджмент, менее – оценка предприятий. Однако это не мешает использовать их теоретические основы и практические навыки в формировании новой научной дисциплины – «Антикризисное управление предприятиями».

Дисциплина учебного процесса «Антикризисное управление» является необходимым элементом в системе подготовки менеджеров для пред­приятий (фирм, компаний, организаций), находящихся не только в состоянии кризиса, но и в состоянии стабильной финансовой устойчивости и успешного функционирования хозяйствующих субъектов. Естественным образом следует вопрос «зачем на стабильно функционирующих предприятиях разработка и реализация антикризисных мероприятий?». Это объясняется тем, что не только внутренние факторы (управленческие решения, непредсказуемость партнеров по бизнесу и др.), но и рынок, конкурентная среда, в которых действуют хозяйствующие субъекты, обладают способностью вызывать либо резкое изменение ситуации, либо постепенно накапливающиеся и на первый взгляд слабо заметные изменения.

Неучет влияния этих факторов и отсутствие мероприятий по локализации их отрицательного воздействия провоцирует ухудшение условий функционирования и может стать источником различных по природе кризисных явлений и событий, способных в свою очередь привести к банкротству и ликвидации вполне успешного предприятия.

Изучение материала дисциплины даст базовые знания о процедуре антикризисного управления, которые с успехом могут быть применены студентами в их практической деятельности на предприятиях всех отраслей народного хозяйства.

 

Тема 1. Сущность и особенности кризисов в тенденциях экономического развития

Разновидности кризисов

Если есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем.

По проблематике кризиса следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.

Рис. 1. Классификация кризисов

 

В совокупности социальных кризисов следует указать политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис – это кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия. Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития – необходимости модернизации производства, бизнес-процессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

Признаки кризиса

Классификационные критерии кризиса могут оцениваться и как его черты, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки возникновения кризисов и определять вредоносные последствия кризисов.

Социально-экономическая система является саморегулируемой системой, т. е. в ее существовании действуют механизмы восстановления равновесия.

А система управления существует, для того чтобы обеспечивать менее болезненное и более последовательное развитие социально-экономической системы. Преодоление кризисов – это управляемый процесс.

Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по типологической принадлежности: масштабы, острота, проблематика, причины, область развития, фаза проявления, возможные последствия.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Также в управлении социально-экономической системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Но для такого предсказания необходимы четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе. Предсказание кризисов возможно путем анализа факторов и процесса развития кризиса. Для распознавания кризисов необходимо использовать всю систему показателей оценки состояния социально-экономической системы. Поэтому необходима разработка новых, синтетических показателей для того, чтобы более точно и своевременно определять вероятность и момент наступления кризисных ситуаций.

Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их практического использования. С методологией распознавания кризиса теснейшим образом связана организация этой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности, взаимодействие в системе управления, статус рекомендаций или решений. Диагностирование и прогнозирование кризисов должно быть поставлено на профессиональную основу. Выход из кризиса зависит от способов анализа существенных противоречий и наличия специалистов в области антикризисного управления. В существование социально-экономической системы заложена деятельность людей. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, без них не возможно развитие. Часто человеческий фактор – это предпосылка и источник кризиса. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения влияют на неотвратимость кризисов и их положительное значение. В процессе развития системы повышается роль человека в стабильном ее развитии, которое означает не устранение кризиса, а предвидение и уверенное и своевременное, и по возможности, безболезненное его разрешение.

Таким образом, антикризисное развитие – это не бескризисный процесс, а преодоление кризисов как источника результативного для интересов человека развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое кризис?

2. На какие виды делят кризисы по области возникновения?

3. На какие виды делят кризисы по масштабу?

4. Охарактеризуйте латентные и явные кризисы.

5. Через какие фазы проходит кризис?

6. На какие этапы делят фазу развития кризиса?

7. Дайте определение распознаванию кризиса?

8. Что собой представляют экономические кризисы?

 

Тема 2. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение антикризисного управления.

2. На какие группы делят проблемы антикризисного управления?

3. Выделите функции антикризисного управления?

4. Что собой представляет технология антикризисного управления?

5. Какие факторы влияют на качество управленческих решений в условиях кризиса?

6. С какой целью проводят анализ хозяйственной деятельности?

7. Укажите источники информации для проведения АХД.

8. Какие пути выхода из кризисных ситуаций выделяют современные исследователи-экономисты?

9. Какие нормативно-законодательные акты можно выделить в области регулирования кризисных ситуаций?

10. В заключается государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей?

 

 

Ликвидация предприятий

Ликвидация предприятия – это завершение его деятельности и функционирования без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению учредителей предприятия. Такое решение принимается в связи с прекращением срока деятельности предприятия, достижением поставленной цели или признанием судом недействительности регистрации.

2) по решению суда. Это может быть изза осуществления деятельности без надлежащих документов (лицензии) или противозаконной деятельности. Требование ликвидации может быть направлено в суд уполномоченным государственным органом, например налоговым инспектором, вследствие нарушения порядка предоставления обязательной финансовой отчетности.

Если стоимость имущества предприятия-должника оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, то его ликвидация может быть осуществлена только в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве). Юридическое лицо может также принять решение о самостоятельном объявлении себя банкротом и добровольной ликвидации.

В зависимости от вида решения различается и вид ликвидации. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» ликвидация предприятия, признанного банкротом, осуществляется методом конкурсного производства, а добровольная ликвидация – через упрощенную процедуру банкротства должника.

Для осуществления ликвидации предприятия назначается ликвидационная комиссия, которая выполняет следующие функции:

1) осуществление мер по установлению кредиторов и их извещения о ликвидации предприятия-должника;

2) получение дебиторской задолженности;

3) оценка имущества предприятия-должника по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основании полной инвентаризации имущества предприятия;

4) продажа имущества на торгах;

5) составление промежуточного ликвидационного баланса, в который входят все виды имущества и требования кредиторов;

6) осуществление расчетных операций с кредиторами. Это одна из наиболее сложных процедур в ликвидационном процессе. Источником для ее осуществления являются средства, полученные от продажи имущества предприятия на торгах. Эта сумма распределяется в определенном порядке. В первую очередь возмещаются расходы арбитражного суда, ликвидационной комиссии, распорядителей имущества. Затем производятся расчеты с персоналом предприятия-банкрота.

7) после расчета с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс, который согласовывается с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация предприятия считается свершенной после внесения записи об этом факте в единый государственный реестр юридических лиц. С этой целью ликвидационная комиссия представляет в уполномоченный государственный орган ликвидационный баланс (окончательный) и другие соответствующие документы.

Для осуществления эффективной ликвидационной работы требуются определенные затраты.

1. Разовые затраты, которые связаны с первоначальным этапом существования ликвидационной комиссии.

2. Текущие обязательства, необходимые для осуществления деятельности ликвидируемого предприятия (оплата коммунальных услуг, оплата труда некоторого процента персонала и т. д.).

3. Расходы, которые связаны с деятельностью и прекращением функционирования ликвидационной комиссии.

Этапы диагностики кризиса

Диагностика кризисной ситуации является наравне с методами ее преодоления незаменимой частью любой управленческой политики. Она дает данные, которые можно будет использовать в будущих периодах, указывает на ошибки и недостатки существующей производственной и управленческой системы, выявляет причины возникновения кризисной ситуации.

В разных литературных источниках встречаются разные системы диагностирования кризиса. Многое зависит от конкретных условий и ситуации.

Наиболее полная система отражает диагностику кризиса в рамках внутренней и внешней среды бизнеса. Такая комплексная оценка позволяет лучше судить об истинных причинах возникновения кризиса, а следовательно, и эффективнее с ними справляться.

Первый этап. Установление объекта анализа.

Установление объекта исследования, или, другими словами, очага кризиса. На этом этапе оценивается масштаб кризиса и его возможный уровень и характер. Если кризис локальный, то это скорее всего свидетельствует о внутренних причинах его возникновения, которые достаточно легко обнаружить. Если же ситуация имеет более глубокий характер и стабильное финансовое положение фирмы находится под угрозой или уже нарушилось, то можно говорить о совокупности факторов, повлиявших на состояние предприятия.

Очень важно определить все уровни предприятия, которые оказались на критической отметке. Упущение из виду какого-либо объекта не позволит разработать точный план анализа, вследствие чего будут получены недостоверные выводы.

Второй этап. Определение системы параметров.

Определение системы основных параметров и показателей, по данным которых можно будет судить о состоянии предприятия на данный период. Также на этом этапе определяются методы сбора данных показателей. В настоящее время большинство предприятий оснащены современными электронно-вычислительными программами на основе использования компьютерной техники. Это позволяет значительно сокращать время и усилия сотрудников. Кроме того, благодаря таким программам погрешность составляет меньший процент по сравнению со старыми методами. Если позволяют сроки, то устанавливается возможность проведения аналогии данных отчетного (кризисного) периода с прошлыми периодами. Это поможет выявить уровень отклонения в деятельности предприятия и точнее определить глубину кризиса.

Третий этап. Определение ответственных лиц.

Руководитель предприятия обычно имеет команду менеджеров, которая в кризисной ситуации выполняет функции антикризисного отдела (если такового не имеется на предприятии). Это выглядит следующим образом: определяются подразделения или отделы, которые оказались в кризисе. Их менеджеры становятся ответственными лицами на период диагностики кризиса.

Помимо этого, руководитель назначает главного специалиста, который следит за ходом исследований, суммирует полученные данные и предоставляет их руководителю.

Четвертый этап. Исследование среды бизнеса.

Как уже отмечалось, факторы возникновения кризисной ситуации могут быть как внутренние, так и внешние. Если данные о внутренней среде свидетельствуют об отсутствии причин внутри предприятия, то исследуется внешняя среда. Во многих организациях с целью экономии времени идет одновременная оценка внутренних и внешних факторов. Однако это требует больших усилий и, как правило, затрат.

Выявление причин кризиса дает намного больший объем информации, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь речь идет в первую очередь о макро– и микросреде бизнеса. Часто кризис возникает по причине неудовлетворительной управленческой политики, плохой организации взаимосвязей между отделами и т. д.

Пятый этап. Обоснование выводов.

На этом этапе обрабатывается вся полученная информация. Часто устраиваются переговоры, на которых обсуждается текущее состояние предприятия. Определяются первоочередные направления и задачи. Распространенным явлением стало создание временной команды для решения той или иной проблемы: в ее состав, как правило, входят сотрудники, специализирующиеся по текущей проблеме.

Шестой этап. Разработка плана и выбор стратегии.

Этот этап является заключительным. План составляется на основе работы всех предыдущих этапов. В этом периоде определяются основные меры и методы преодоления сложившейся ситуации.

Для диагностики состояния кризисного предприятия часто приглашаются специалисты из фирм и агентств.

Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т. д. К их помощи прибегают в том случае, если ощущается недостаток собственных специалистов или если затруднительно определить предмет исследования. Обычно такая практика «приглашения» используется более молодыми предприятиями в силу неопытности. Однако и крупные фирмы прибегают к услугам специалистов.

Информация в диагностике

Отличительной чертой диагностики кризиса является то, что ведется анализ не статистического состояния объекта, а его динамики во времени.

Например, если объектом диагностики является экономика государства в целом, то параметрами здесь будут макроэкономические показатели.

Информация об объекте в основном идет по двум направлениям:

1) динамические свойства системы и их распространение;

2) влияние факторов.

Исследование этих двух направлений позволяет получить необходимую информацию о состоянии и развитии объекта. От достоверности этих данных будет зависеть точность формулируемых выводов о состоянии экономического объекта. Часто используется информация из официальных источников, которые предоставляют органы государственной власти. Большую работу выполняют статистические отделы, которые проводят различные массовые наблюдения, позволяющие получить первичную информацию о показателях исследуемого объекта.

Информация проходит четыре стадии: сборка, группировка, анализ, вывод. Помимо этого, еще осуществляется качественный и количественный анализ.

Сбор информации – это первоначальный этап работы с информацией, он включает в себя сбор всех данных по объекту исследования на указанный период. Часто возникают проблемы изза достаточно большого количества источников информации, что замедляет процесс ее получения.

Для этого необходимо иметь систематизированную основу хранения информации, которая позволит быстро определять нужный источник.

Кроме того, проводя диагностику какого-либо объекта, исследователь может не знать некоторых нюансов, если до этого он не работал непосредственно с этим объектом (внеплановые изменения в каком-либо периоде, отсутствие тех или иных данных по различным причинам и т. д.).

Современные компьютерные технологии предлагают уникальные возможности по хранению большого количества данных в архивах. Это позволяет, кроме того, обеспечить ее безопасность при помощи различных кодов, что особенно актуально в наше время.

Труднее обстоит дело, если необходимо получить данные о каком-либо внешнем объекте. Это требует дополнительных усилий.

Группировка информации – это систематизация полученных данных в отдельные группы по существенным для них признакам. Каждая группа характеризует ту или иную сторону изучаемого объекта.

Часто на этом этапе составляются различные таблицы и графики, представляющие собой обобщенные данные. Благодаря такой сводке данные удобнее использовать и, что немаловажно, анализировать. На этом этапе часто работают специалисты, имеющие опыт в статистической работе.

Анализ информации представляет собой исследование сгруппированных данных и формулировку на их основе выводов. Это очень важный этап, поскольку именно от него зависят принимаемые решения, поэтому важно обеспечить необходимый уровень этого процесса. Одни и те же данные могут быть интерпретированы по-разному. Например, снижение какого-либо показателя может означать положительную тенденцию в одной ситуации и негативную – в другой. Необходимо уметь учитывать взаимосвязанность всех факторов и оценивать их влияние на данные. Анализ может проводиться по-разному: на основе сравнения с прошлыми данными, исследование в рамках какой-либо программы – все зависит от конкретной ситуации.

Подведение итогов – это обобщающий этап, который работает с данными, получаемыми и обрабатываемыми на всех предыдущих этапах. Подведение итогов может быть единоличным или проходить в форме переговоров и обсуждений. Необходимо рассмотреть все альтернативные варианты и обосновать принятое решение или положение. Информация в диагностике важна не только для оценки конкретной ситуации, она также служит и для составления прогнозов. Поэтому здесь особое место занимает достоверность информации.

Как правило, вся информация, получаемая с помощью каких-либо расчетов или вычислений, имеет некоторую долю погрешности – в большей или меньшей степени. Необходимо учитывать этот процент при составлении прогнозов. Особенно это актуально для таких объектов, которые дают огромные числа данных, учитывать которые в полном объеме весьма затруднительно. Здесь выделяется общая тенденция, которая и дает характеристику развития того или иного направления.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое банкротство?

2. Каким законодательным актом регулируется процедура банкротства?

3. Какая организация рассматривает дела о банкротстве предприятий?

4. Какие лица участвуют в деле о несостоятельности?

5. Укажите виды реорганизационных процедур.

6. В каких случаях проводится санация?

7. Дайте определение ликвидации предприятия.

8. В каких случаях начинается процедура ликвидации предприятия?

9. Что можно отнести к внутренним предпосылкам банкротства?

10. Что можно отнести к внешним предпосылкам банкротства?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тип управления — это комплекс характеристик, отражающих его особенности, назначение и ценность. Антикризисное управление как тип управления, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия и превращать их в позитивные изменения, является важнейшим фактором современного развития менеджмента и экономики.

Антикризисное управление — не печальная необходимость исправления накопленных ошибок или горькая расплата за них, это объективная потребность управления, ориентированного на развитие, своевременное реформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействия природы и деятельности человека.

Но тот или иной тип управления не существует в чистом виде. Он обладает определенными признаками, которые в той или иной мере учитываются в реальной практике управления. А она всегда сочетает признаки различных типов. Например, современное управление состоит из модулей (комплекса типологических признаков) антикризисного, стратегического, инновационного, мотивационного, социально ориентированного управления. И все эти признаки находятся в связи, сочетании и взаимодействии. Это и характеризует искусство управления, его научность, качество и эффективность.

Антикризисное управление представляет собой не только определенную систему, в признаках, параметрах и показателях которой оно выражается. В антикризисном управлении, понимании его необходимости отражается характер и особенности профессионального сознания менеджера. Это структура знаний, система ценностей, исследовательский потенциал, практический опыт, мироощущение, человеческий фактор поведения, перспективное мышление, непрерывное образование.

Современное антикризисное управление в России помимо всего прочего нуждается в менеджерах, имеющих специальную подготовку и определенный набор личностных качеств. Сегодня такие специалисты называются арбитражными управляющими. Они готовятся для работы в экстремальных условиях кризиса, банкротства и санации предприятий. Подготовка таких специалистов требует новых подходов в технологии и организации учебного процесса. Необходимы знания в области экономики, права, психологии, естественных наук, а также освоение приемов поведения в экстремальных ситуациях.

Наличие таких специалистов является важным фактором антикризисного управления. Однако любому менеджеру должны быть присущи качества и приемы управления в критических ситуациях. Чем сложнее управление, а его усложнение — одна из современных тенденций развития, тем важнее становится способность менеджера предвидеть и предполагать возможность кризиса, готовность к его преодолению. И эти качества должен воспитывать и развивать в себе каждый менеджер.

ГЛОССАРИЙ

 

АРБИТРАЖНЫЙ (временный, внешний, конкурс­ный) УПРАВЛЯЮЩИЙ – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, предусмотренных законом.

АРЕНДА – распоряжение и пользование каким-либо имуществом в течение определенного срока за установленную плату в соответствии с договором.

АКТИВЫ – имущество и материальные ценности предприятия в де­нежном выражении.

АССОЦИАЦИЯ – объединение организаций или лиц для дости­жения общей хозяйственной или какой-либо иной цели.

АУКЦИОН – публичная продажа, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим наибольшую цену.

БАНКРОТСТВО – долговая несостоятельность, отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств. Предприятие становится банкротом после решения суда о его неспособности рассчи­тываться по долговым обязательствам. Судебное решение выносится или по просьбе самого предприятия (добровольная ликвидация), или по тре­бованию его кредиторов (принудительная ликвидация).

БАНКРОТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ – полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наибо­лее яркая форма проявления кризиса государственных финансов.

БАНКРОТСТВО ДОБРОВОЛЬНОЕ – юридическая процедура, следующая за подачей неплатежеспособным должником заявления в спе­ци­аль­ный суд; имущество банкрота переходит в руки назначенного судом попечителя для удовлетворения требований кредиторов. Банки, страхо­вые компании, строительные и ссудные ассоциации, железные дороги и не­которые другие организации не имеют нрава на такое банкротство.

БАНКРОТСТВО ЗЛОСТНОЕ – предъявление фальшивых пре­тензий кредиторами или должниками; мошенническая передача или утаи­вание имущества, подлежащего описи; получение кредитов с исключитель­ной целью избежать выплаты долгов.

БАНКРОТСТВО УМЫШЛЕННОЕ – преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его не­пла­те­же­способности, нанесение ими ущерба предприятию в личных ин­тересах или в интересах третьих лиц, преднамеренно некомпетентное ве­дение дел.

БАНКРОТСТВО ФИКТИВНОЕ – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблужде­ние кредиторов для получения у них отсрочки (рассрочки) платежей или скидок по долгам.

БИЗНЕС – экономическая деятельность, дающая прибыль; лю­бой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЯ – совокупность действий, составляющих содержание одного акта бизнес-деятельности.

БИЗНЕС ОПТИМАЛЬНЫХ МАСШТАБОВ – масштаб бизнеса, определяющий эффективное управление.

БИЗНЕС-ПЛАН – внутрифирменный документ, представляющий основные аспекты разработки коммерческого мероприятия, анализ воз­ни­каю­щих проблем, возможные препятствия и методы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.33 (0.013 с.)