Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Параллельно смотрите предложения о продаже объектов на тех же сайтах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда выбрали объект, оценку стоимости и юридическую чистоту сделки можно заказать специализирующимся на этом агентствам. Так, юридическая проверка чистоты сделки в таком агентстве может стоить в 10 (!) раз дешевле, чем у риелтора. Найти подобные агентства очень легко с помощью любого поисковика – просто вбейте в строку поиска «проверка юридической чистоты». Мой знакомый, например, уложился всего в 25 тысяч рублей при покупке квартиры, тогда как риелтор просил за ведение всего проекта 300 тысяч рублей. Причем то же агентство за дополнительные 10 тысяч рублей оформило все необходимые для сделки документы. Леонид, таким образом, сэкономил при покупке квартиры более 200 тысяч рублей только на риелторе. Причем Леня человек ленивый, он сильно не утруждался. Отдельно несколько слов о покупке зарубежной недвижимости. В этом случае без услуг риелтора обойтись вряд ли удастся, если, конечно, вы не проживаете в той стране или по каким-либо другим причинам хорошо не разбираетесь в местной специфике, знаете язык и т. п. Так что здесь первоочередное значение имеет выбор риелтора, с которым вы будете работать. Очень важно и в этом случае определиться с целью покупки: • переезд, гражданство; • получение визы; • семейный отдых; • сдача в аренду с целью получения рентного дохода; • рост стоимости объекта; • бизнес. Затем следует разослать запрос, содержащий ваши четкие указания по стоимости, цели, критериям, странам в несколько разных агентств недвижимости. Спросить о накладных расходах при покупке. И уже в зависимости от того, как они будут вам отвечать, какие объекты предлагать, сделать свой выбор. Оптимизировать накладные расходы при покупке зарубежной недвижимости сложно, но можно. Для этого необходимо провести переговоры с агентством о возможности их снижения. Или прямо с продавцом – для этого нужно знать язык и местное законодательство. На чем не стоит экономить, так это на юристе: перед приобретением недвижимости за рубежом проконсультируйтесь на предмет налогообложения той страны, в которой планируется покупка. Перед сделкой пусть профессиональный юрист посмотрит все документы.
Не покупайте дешевые вещи… и дорогие тоже. Если вы уже приняли решение о приобретении автомобиля, не торопитесь! Проделайте элементарные шаги для оптимизации расходов на покупку. • Ориентируйтесь не на цену базовой модели, а на стоимость авто в той комплектации, которая вам интересна. Помните, что немецкие производители любят выставлять цену на «голую» модель – добавление элементарных опций увеличит стоимость процентов на тридцать. В то же время японцы обычно включают в базовую комплектацию практически все, что нужно обычному потребителю. • Покупайте не в сезон: летом или зимой. Пик спроса на автомобили приходится на весну и осень. Именно в это время цены на рынке максимальны, а о скидках и распродажах речи не идет вовсе. Зато летом и зимой можно получить неплохую скидку на желанный автомобиль, да и проще будет со сделкой, постановкой на учет и т. п. – очередей меньше. • Проанализируйте предложения от разных производителей – они бывают очень «вкусные», начиная от льготного кредитования (если уж вы все-таки решились на покупку в кредит) до различных подарков в комплектации или дополнительных услуг. • Как вариант, следует рассмотреть покупку машины под заказ, в комплектации с разумным соотношением «цена – сервис – качество». Например, у официальных дилеров Škoda на момент написания этих строк было такое предложение: при покупке Škoda Octavia делается первоначальный взнос в размере 100 тысяч рублей, поставка машины происходит через два-три месяца (существует возможность заказать поставку через три – пять месяцев) плюс КАСКО в подарок. В случае отказа или переноса срока покупки машины вам возвращают 70 тысяч рублей, 30 тысяч рублей остаются на счету до покупки автомобиля. Преимущество данной схемы в возможности не платить за лишние опции, соответственно, это дает экономию средств, и можно накопить необходимую сумму (исключить кредит). • Посмотрите предложения автосалонов по б/у автомобилям желаемой модели. Например, я знаю случай, когда удалось приобрести практически новый автомобиль в максимальной комплектации со скидкой 20 %: предыдущие хозяева сдали его назад через три месяца после покупки, так как поняли, что не могут платить кредит. Да и вообще, приобретая б/у автомобиль со сроком эксплуатации менее трех лет, вы выигрываете, поскольку экономите ту разницу в цене, которую теряет любой покупатель новой машины, просто выехав на ней за пределы автосалона. При продаже в будущем вы потеряете явно меньше. А по качеству и внешнему виду такие автомобили нормальных марок и не битые практически не уступают новым.
Несколько советов при покупке подержанной машины: • берите обязательно в салоне подержанных автомобилей, работающем на рынке не первый год, который дорожит своей репутацией; • по номеру кузова в Интернете проверьте историю автомобиля: для этого есть специальные сайты, где показывается километраж, пройденный машиной, была ли она в авариях или нет (например сайт vin.auto.ru); • в случае сомнений привлеките независимого специалиста, который за отдельную плату проведет экспертизу автомобиля и даст полную информацию о его состоянии. Будьте разумны при покупке! Не позволяйте эмоциям (и имиджу) брать верх над разумом.
Следует разделить два типа образования: • краткосрочное образование (обычно для взрослых). Важно, чтобы оно соответствовало вашим потребностям и желаниям в настоящем и могло приносить моральную или материальную выгоду в будущем; • долгосрочное образование (обычно это высшее образование для детей). Суть оптимизации расходов на образование кроме стандартного подбора его приемлемой стоимости в том, чтобы учиться тому, что может принести пользу именно вам, а не разбрасывать деньги и время на получение ненужных знаний. Можно ходить на курсы по вышиванию или графике, можно – на курсы по финансовому планированию или инвестированию. Главное, чтобы была цель этого обучения и понимание его будущей пользы. И не такая – «потому что работодатель оплатил» или «родители/муж/жена/друг посоветовали». Время-то все равно ваше, и голова тоже! Советы по выбору курсов будут такими же, как и в случае любой другой крупной покупки: делайте ее не в сезон, обращайте внимание на скидки и акции и т. п. Внимание: обязательно воспользуйтесь пробными уроками, чтобы потом не возникло желания вернуть деньги. Если есть возможность, оплачивайте длинный курс целиком, а не по частям, так как стоимость коротких слотов обычно повышается. Вот пример. Мой друг выбирал курсы иностранного языка. Ему были нужны четыре слота (в среднем обучение заняло бы год). Оплатив в несезон (это был июнь) сразу четыре слота, он потратил 40 тысяч рублей. При оплате только одного слота он потратил бы 19 тысяч рублей. В августе за то же самое он заплатил бы 78 тысяч рублей. Также при выборе курсов подумайте, не подойдет ли вам удаленное обучение – тот же самый английский язык сегодня предлагают изучить по «Скайпу», по цене это очень доступно. О долгосрочном образовании стоит позаботиться заранее. – Мама, а ты знаешь, что такое Оксфорд? – спросила семилетняя дочь Алина у Натальи. – Это университет в Англии, – ответила Наталья. – Моя учительница сказала, что там дают лучшее образование в мире. Это правда? – Ну одно из самых престижных – это точно. – Мама, а я буду там учиться? – Ну-у-у… Я не знаю, не думала об этом… А вы думали? Сегодня стоимость образования в престижных английских и американских вузах доходит до 40 тысяч долларов в год, в российских – до 10 тысяч долларов в год. Несложная арифметика приводит нас к выводу, что к 16-летию вашего ребенка 50–200 тысяч долларов у вас должны быть «за пазухой», если вы, конечно, хотите дать ему возможность получить высшее образование по его способностям и предпочтениям, а не по принципу: «здесь самый низкий конкурс/бесплатные места/дешевое обучение». В большинстве стран мира принято начинать откладывать деньги на образование детей с их рождения. Сознательные родители открывают на ребенка специальный счет в первый год его жизни и пополняют его вплоть до совершеннолетия. Это часть культуры, традиций, сформированная привычка. Они понимают свою личную ответственность за образование своих детей и не надеются на кого-то. В отличие от нас, россиян, которые привыкли ждать помощи от государства, привыкли к бесплатному образованию и к тому, что так должно быть. Я предлагаю вам забыть о том, что было когда-то бесплатное образование, точно так же, как вы забыли о продуктовом дефиците, талонах, всеобщем равенстве и т. п. Возьмите на себя ответственность за свою жизнь, за жизнь своих детей (до их совершеннолетия, естественно). Нам даже не нужно ничего придумывать и изобретать очередной велосипед. Мы можем просто перенять опыт других стран, сформированный и проверенный годами. Я о специальных накопительных инвестиционных программах зарубежных финансовых институтов. Такие программы обладают рядом преимуществ, начиная с льготного налогообложения, возможности самостоятельно выбирать международные инструменты для размещения (инвестирования) средств и заканчивая легкостью в управлении, в том числе в виде автоматического списания денег в программу с вашей банковской карты (до того как вы успели их потратить на разные «ненужности»). Идеальный вариант для детских накоплений! Вернемся к нашей озадаченной маме, о которой шла речь выше. Нехитрые расчеты показывают, что для накопления на образование дочери в Оксфорде ей с мужем необходимо начать откладывать по 1550 долларов в месяц при условии, что они до сих пор не делали подобных накоплений. А если бы они начали откладывать с рождения – было бы достаточно 850 долларов в месяц. Но самое главное – если они оттянут время начала накоплений, необходимая сумма будет расти с каждым годом все быстрее, а когда ребенку исполнится 12 лет, она уже составит 3250 долларов в месяц. Из таблицы, приведенной ниже, вы можете также увидеть, сколько необходимо откладывать на образование ребенка в разном возрасте, на примере двух вузов.
* С учетом инфляции 5 % годовых, исходя из сегодняшней стоимости образования в Оксфорде – 40 тысяч долларов в год, в МГУ – 10 тысяч долларов в год. ** При доходности от инвестиций в 10 % годовых. Примечание. Все расчеты сделаны на базе накопительной инвестиционной программы компании Generali с учетом всех затрат на поддержание самой программы. За 25 тысяч рублей в месяц, инвестируемых с рождения ребенка, вы сможете к его 17-летию оплатить образование в одном из престижнейших вузов в мире. А для обучения в российском вузе будет достаточно инвестировать 8 тысяч рублей в месяц. Наталья из тех, кто задумался об этом вопросе самостоятельно, и у нее уже два года как работает программа детских накоплений не только на девятилетнюю Алину, но и на трехлетнюю Елизавету. Именно вопрос Алины два года назад, о котором шла речь в приведенном примере, заставил Наталью серьезно задуматься о накоплениях на образование для обеих дочерей. В завершение темы образования хотелось бы также сказать о возможностях получения высшего образования бесплатно. О том, что это возможно в российских вузах, знают наверняка все. Но мало кому известно, что многие вузы за рубежом предлагают бесплатное образование даже для иностранных граждан. Помимо этого, получить бесплатное образование за рубежом можно также, поучаствовав в конкурсе с распределением образовательных грантов для студентов из-за границы. Самое доступное бесплатное образование в Германии и Франции. Зачисление в некоторые вузы на бесплатной основе в этих странах осуществляется без вступительных экзаменов – абитуриенту необходимо только безупречное владение немецким или французским языком соответственно. Характерной особенностью французского образования является то, что все государственные вузы предоставляют только бесплатное образование, в том числе и студентам из-за рубежа. При этом государственное образование во Франции котируется гораздо выше, нежели образование, полученное в любом частном учебном заведении. Бесплатное образование за рубежом также есть и в странах Скандинавии (Дания, Финляндия, Норвегия). Для его получения необходимо свободно владеть государственным языком выбранной страны, но помимо этого претендент должен успешно сдать единый вступительный экзамен. В вузах этих стран студенты также могут обучаться не только на государственном языке, но и на английском. Еще одна возможность – выиграть образовательный грант на обучение в каком-либо иностранном учебном заведении. Для этого, во-первых, нужно свободно владеть английским (чаще всего) или другим иностранным языком. Во-вторых, соискатель гранта должен суметь убедительно доказать необходимость этой поддержки именно для него, большую роль здесь играет субъективный личностный фактор. Например, так поступил Егор. Он хочет уехать жить и работать в Англию, где живет его девушка. Для получения хорошей работы ему нужен диплом MBA. Он прекрасно знает язык и подал заявление в Лондонский университет. После одобрения его заявления он запросил в университете грант на обучение, так как является там «подающим надежды иностранным студентом». Теперь 9,5 тысячи фунтов за него будет платить фонд Елизаветы. Вы знали об этом? Может, стоит уже задуматься об изучении соответствующего языка вашим ребенком?
Итак, мы с вами рассмотрели основные способы получения желаемого по более доступным ценам. Вернитесь к своему «списку счастья» и подумайте: а может быть, этой мечте мешает воплотиться именно то, что вы не знали, как можно ее реализовать более доступным путем? Не забывайте, что очень часто мешает получить желаемое стереотип, что «это дорого». Я знаю девушку, которая по роду деятельности относится к финансам без стереотипов (у нее финансовое образование). Имея достаточно небольшой доход, Елена постоянно катается на яхтах, полгода учила английский в Портсмуте, регулярно ездит отдыхать по всему миру – в общем, «красиво живет». Как вы думаете, сколько она на это тратит? Путешествия на яхтах ей теперь обходятся не больше 1200 долларов за две недели (просто она получила в Питере корочки шкипера и в то время, как все остальные платят за яхту как за отдых, она эти же действия оценивает как «работу» – соответственно, платит только за питание и перелет). Английские курсы Елена нашла напрямую на сайте колледжа – для этого не нужно знать английский (есть прекрасные автоматические переводчики сайтов – тот же translate.google.ru), а технически осуществить задуманное ей помог сайт anglofil.com. Обошлось в итоге Елене это в 50 тысяч рублей за месяц вместе с проживанием. По поводу путешествий по миру вы уже и сами догадались – помогли booking.com и pososhok.ru. Кстати, сейчас Елена нигде не работает, ждет ребенка – и чувствует себя превосходно!
Теперь вы можете пойти двумя путями: либо выбрать самые простые цели и попытаться осуществить их более дешево, либо ввести оптимизацию затрат в систему и начать планировать достижение главных из ваших мечтаний. Думаю, я «продала идею»: если не тратить деньги впустую, разбивать все на подзадачи и заранее планировать покупку – можно освободить бюджет, достичь всех целей, и на все будет хватать ваших 100–150 тысяч рублей на семью в месяц! Давайте же посмотрим, как перейти от фокусов с финансами к четкой финансовой свободе и планированию. Строим семейный бюджет и планируем!
Как говорил один из основателей компании Hewlett-Packard Вильям Хьюлетт, вы не можете управлять тем, что не можете оценить. Возьмите лист бумаги и на его левой половине напишите цифру один, а затем – что именно вы мечтаете приобрести в первую очередь (речь идет, естественно, о крупной покупке). Справа запишите, сколько вы «стоите» на сегодняшний день. Далее поставьте цифру два и рядом галочку, если у вас есть свой личный бюджет. Цифра три и рядом – сколько денег вы потратили в прошлый месяц и сколько заработали. Цифра четыре – стоимость вашего совокупного имущества и обязательств. Посмотрите на свой лист – есть конкретика в том, что вы написали? Если у вас имеется материальная мечта, но вы сомневаетесь в ответе хотя бы по одному из предложенных вам пунктов, рекомендую читать эту главу по порядку. Есть шансы, что в итоге ваша мечта все-таки сможет осуществиться!
…Первое, что любят деньги, – это контроль! Контролировать деньги не означает жестко ограничивать себя или свою семью в финансовом плане. Контроль необходим для того, чтобы понять, куда уходят деньги, а затем направить их в нужное вам русло – для достижения приоритетных целей. И самое важное – понять: если деньги под контролем, это позволяет достигать целей. Деньги для достижения целей можно найти всегда, если денежные потоки у вас под контролем. Вы знаете, что, например, в Германии у каждого человека есть семейный бюджет? В США 72 % взрослого населения имеют личный финансовый план. В России личным финансовым планом – то есть четким планом по достижению своих финансовых целей – обладают единицы, и только около 15 % взрослого населения ведут семейный бюджет. Один из моих знакомых, Сергей, до определенного времени жил «как все», не думая об учете доходов и расходов. Всю жизнь мечтал съездить в кругосветное путешествие. Работа фрилансера позволяла, с одной стороны, иметь относительную свободу, с другой – зарабатывать неплохие деньги. Проблема была в непостоянстве дохода: в один месяц Сергей получал крупную сумму денег, в другой мог вообще ничего не заработать. Пытаясь достичь своей цели, Сергей всегда старался экономить: машину купил б/у и не совсем той марки, которую хотел, в отпуск не ездил, чтобы лишний раз не тратиться, одежду приобретал на распродажах… Но цели достигнуть так и не получалось – все, что вроде бы удавалось скопить, проедал в «безденежные» месяцы. Да и не так уж много получалось скопить. Сергей совершенно не мог понять, куда уходят немаленькие деньги, заработанные тяжелым трудом, с учетом постоянной экономии. Когда Сергей рассказал мне о своей ситуации, я предложила провести эксперимент: в течение трех месяцев фиксировать все доходы и расходы, чтобы определить, каковы реальные суммы дохода, и, самое главное, понять, куда уходят деньги. Сначала Сергей воспринял мое предложение в штыки и сказал, что не хочет погрязнуть в учете, что у него нет на это времени и вообще он не любит считать все до копейки и расценивает это как признак скупердяйства. Буквально в этом же месяце Сергей закрыл проект, над которым работал более полугода, и получил расчет от заказчика – около одного миллиона рублей. Через пару месяцев он позвонил и предложил встретиться. К этому моменту от миллиона оставалась только десятая часть, и Сергей был в ужасе, поскольку не знал, куда «утекли» деньги, и не на шутку расстроен. Если честно, я впервые видела его в таком состоянии. «Я тружусь без продыха уже три года. Я знаю, что заработал кучу денег – не могу сказать точную цифру, но уверен, что немало. Я экономлю на многих вещах. Но я никак не приближаюсь к своей цели. Я думал, что вот он, этот миллион, – наконец-то я смогу позволить себе кругосветку. Но его нет… он просто… растаял. Я готов к эксперименту. Давай придумаем, как мне проще организовать учет доходов и расходов. Я подумал, что три месяца учета – это не так уж много в сравнении с «потерянными» годами, и они меня не убьют и не превратят в скупердяя, но если они приблизят меня к кругосветке – это того стоит». Мы быстренько вместе набросали очень простую табличку в Excel для ведения доходов и расходов понедельно. Договорились, что большую часть трат Сергей будет оплачивать картой, чтобы брать данные из выписки, прочие покупки на сумму свыше одной тысячи рублей будет фиксировать на диктофон в мобильном, а остальное для простоты списывать на карманные расходы. Также договорились, что если карманные расходы по итогам первого месяца составят более 5 % совокупных трат, в следующем месяце будем фиксировать на диктофон покупки стоимостью от 500 рублей. Назначили встречу ровно через месяц. Не могу сказать, что на следующей встрече я была поражена, поскольку у меня уже имелся подобный опыт – и собственный, и клиентов. Но оказался поражен Сергей: наша табличка продемонстрировала, что 40 % дохода ушло на… питание. Много это или мало – вопрос, конечно, важный, но главное заключалось в том, насколько это открытие поразило самого Сергея. Его доход в прошлом месяце составил 120 тысяч рублей, а это значит, что на питание было потрачено почти 50 тысяч рублей. А ведь Сергей живет один! Еще 10 % ушло на коммунальные расходы и мобильную связь, 5 % на обслуживание машины, 5 % на уборку дома (раз в неделю к Сергею приходит домработница), 15 % на одежду и обувь, 27 % на развлечения и еще 3 % составили карманные расходы. Заметили нестыковку? Да, у Сергея был перерасход – на зарплату домработнице ему пришлось перехватить денег у товарища. Молодой человек рассказывал мне просто взахлеб, что он многое понял и что собирается многое изменить в следующем месяце. Оказывается, он из своего кармана оплачивал все встречи в ресторанах с потенциальными заказчиками и никогда об этом даже не задумывался. Впервые в жизни он понял, как много тратит на это денег по статье «питание». Именно туда он относил все эти деловые завтраки, обеды и ужины, независимо от того, был ли он один, с друзьями или с заказчиком. Сергей принял решение встречаться с заказчиками исключительно в кофейнях с системой самообслуживания (типа «Старбакс»), а если заказчик сам выбирает ресторан – предупреждать, что счет оплачивает он, либо просить у официанта раздельные счета. И только не нужно сразу морщиться! Я уже много лет наблюдаю, как топ-менеджеры очень крупных компаний не считают зазорным посидеть с партнером в кофейне. В конце концов, когда у вас действительно важная встреча, ваша компания может выделить представительские на ужин в ресторане какой-нибудь новомодной молекулярной кухни. Самое главное, наш Сергей к моменту встречи уже опробовал это решение на практике и был очень доволен. Выяснилось также, сколько уходит денег на оплату мобильного телефона, ведь он постоянно разговаривает по межгороду, а то и по международной связи с заказчиками. Сменил тариф на безлимитный. Обратил внимание на зашкаливающий счет за коммунальные услуги: порядка 6 тысяч рублей за однокомнатную квартиру площадью 50 квадратных метров с единственным зарегистрированным человеком, в то время как его друзья платят около 3 тысяч рублей за бо́льшую квартиру с бо́льшим количеством прописанных членов семьи. Изучил тему – поставил счетчик воды и стал пользоваться счетчиком электричества. Сергей понял, что его экономия на одежде, машине минимально влияла на его бюджет, ведь эти статьи расходов и так были не слишком велики. Решил разбить на подстатьи статью «развлечения», чтобы лучше понять ситуацию. Мне нечего было добавить – клиент понял, зачем был нужен эксперимент и что дает ему учет своих денежных потоков. На завершающей эксперимент встрече (через два месяца) наш герой просто сиял: он знал, сколько получил денег за последние три месяца и куда они ушли, практически до копейки. Одно это знание принесло ему уверенность – он почувствовал, что держит ситуацию под контролем. Кроме того, ему удалось сократить статью «питание» почти втрое, коммунальные расходы и расходы на мобильную связь – в два раза, а также скопить на депозите определенную сумму денег. Сергей понял, что стоит делить рабочие и личные расходы, и завел отдельный бюджет для проектных расходов, куда в том числе включил свои личные траты на обеды с потенциальными заказчиками, исключив их из личного бюджета вовсе. Так же он поступил и еще с некоторыми расходами: картриджи, канцелярские принадлежности и т. п. – то есть со всем связанным с работой. Ведение бюджета увлекло его. И он не собирался бросать учет, несмотря на то что эксперимент был завершен и дал свои результаты. Через восемь месяцев Сергей позвонил мне, чтобы сообщить радостную новость: он купил билет на кругосветку и собрал нужную сумму на расходы во время полугодового путешествия. Предложил встретиться отметить это, а также рассказать ему об управлении деньгами во время путешествия, в которое он отправляется уже через неделю. Кстати, за наш ужин заплатил он сам. Чтобы мотивировать себя на ведение учета, эффективно экономить и получать удовольствие от контроля за своими денежными потоками, поставьте себе цель. Давайте попробуем пройти по тому же пути, что и молодой человек, о котором я только что рассказала! Итак, о чем вы мечтаете? Для того чтобы мотивировать себя на ведение учета, чтобы эффективно экономить и получать удовольствие от контроля своих денежных потоков, у вас должна быть цель. Если вы до сих пор еще этого не сделали – составьте свой «список счастья», включив в него все ваши мечты. Конкретизируйте его, указав необходимые на их реализацию суммы и сроки исполнения: «кругосветное путешествие в 201… году» или «квартира в Хорватии к 2013 году», нарисуйте четкую «картинку» этой самой квартиры или путешествия (как минимум в голове, а лучше на бумаге). Если вы конкретизировали свои цели, вам легче будет их достичь и всегда можно понять, насколько близко вы подошли к их исполнению. И вы увидите, как эти цели легко уложатся в ваш семейный бюджет! Семейный бюджет – это документ, который показывает, сколько вы денег получаете и откуда и куда их тратите, он дает четкую картину для последующего принятия решений о перераспределении денежных потоков и их контроля. Не более того. Процесс постоянного учета денежных средств, необходимый для ведения бюджета, не делает вас скупердяем или человеком, зацикленным на деньгах и/или экономии. Это всего лишь средство для управления деньгами. История с Сергеем наглядно показывает, для чего нужен семейный бюджет и как/чем он может помочь вам в достижении ваших целей. Экономия ради экономии без четкого понимания ее влияния на ваш бюджет и на возможность осуществления мечтаний не только бесполезна, но и может принести вред, отдалить сроки достижения ваших целей, если вы не понимаете, на чем нужно экономить, а на чем совершенно не стоит. Подумайте, может, зря вы себя лишаете очередного отпуска или бегаете по всевозможным распродажам, если основной вес в ваших расходах имеет статья «Рестораны». Немного сократив самую весомую статью расходов, вы добьетесь гораздо большего результата, чем если будете постоянно экономить пусть на нескольких статьях, но в совокупности занимающих минимальную долю в вашем бюджете. Если вы определились с целями – составляйте план по их достижению. Если есть план – вы начинаете контролировать свои деньги! Ведь ни у кого из вас не возникает вопросов, зачем ведут свои бюджеты компании, для чего им нужны бухгалтеры и финансовые директоры. Это понятно всем, но когда дело доходит до личных финансов, почему-то начинаются вопросы. А ведь принципиальной разницы нет, дамы и господа. Задача финансового директора – сделать так, чтобы у компании всегда были деньги на текущие расходы и крупные цели компании и чтобы при этом не возникало «лишних» денег, которые лежат без дела и не приносят дохода. Такие «лишние» деньги не меньшая головная боль для любого финансиста, чем отсутствие денег. В идеале все денежные потоки (поступления и выплаты) должны быть спланированы без излишков и недостач – этакий «трубопровод», как в бизнесе, так и в личных финансах. Итак, давайте брать свои деньги под контроль – начинаем с ведения бюджета и постановки целей!
Фиксация своих доходов и расходов на бумаге или в электронном виде – это первый шаг к контролю ваших финансов, но он не единственный. В этой главе мы с вами рассмотрим, как его реализовать на практике. Кроме бюджета доходов и расходов для полноты картины необходимо: • составить личный отчет об активах и пассивах; • прописать цели; • разработать личный финансовый план. Дмитрий – менеджер по корпоративным продажам, проживающий в Екатеринбурге, в течение трех лет вел личный учет доходов и расходов, даже планировал расходы по статьям на следующий месяц. Он был уверен, что управляет своими личными финансами, до тех пор пока… Накануне Нового года начальство неожиданно порадовало: Дмитрию дали премию в размере трех ежемесячных заработных плат. Сумма оказалась немаленькая – почти полмиллиона рублей. Сработал эффект неожиданности и отсутствия целей – уже к концу того же дня не было трети суммы, а к концу недели от нее осталась пятая часть. Неожиданная радость обернулась головной болью и расстройством от бессмысленных трат: Дмитрий купил всем родственникам и друзьям дорогие новогодние подарки, себя порадовал очередным, но на этот раз очень дорогим новомодным гаджетом. Только ближе к выходным, когда увидел, как быстро тает премиальная пачка, Дмитрий наконец «протрезвел» от неожиданной радости и начал думать: а зачем все это было куплено? С чего он решил старшему брату, который зарабатывает в два раза больше него, подарить дорогущий модный чехол для ноутбука? Почему племяннику взял огромную мягкую игрушку в фирменном премиальном магазине почти за 15 тысяч рублей, когда можно было не хуже выбрать в интернет-магазине – в три раза дешевле? Зачем мобильный себе купил, если уже был обладателем неплохой модели, приобретенной пару месяцев назад? Оставшиеся 100 тысяч рублей Дмитрий решил «спасти» – положил на карточный счет. Думаю, не стоит и рассказывать вам, как легко тратятся деньги с карты, особенно во время отдыха, – к концу новогодних каникул остаток на карте был близок к нулю. А Дмитрий понял, что совершенно не управляет ситуацией. Фиксировать текущие доходы и расходы, планировать их на следующий месяц – это серьезный шаг на пути к управлению личными финансами, но, как вы видите, совершенно недостаточный. Этого мало. Нельзя забывать о реальных целях, ради которых мы это делаем, и о стратегии их достижения. Для эффективного управления личными финансами недостаточно только фиксировать текущие доходы и расходы, планировать их на следующий месяц. Нужно ставить цели и формировать накопления. Необходимо иметь стратегию и долгосрочный (ну или хотя бы среднесрочный) план ее реализации. Несколько месяцев назад на одном из деловых мероприятий за обедом произошел следующий диалог: – Мы недавно продали квартиру и долго думали с мужем, что же делать с вырученными деньгами, – сказала одна дама. – И что же вы решили в итоге? – спросила я. – Сначала мы пошли в банк. Объяснили ситуацию: вот у нас 4 миллиона рублей, хотим вложить так, чтобы с небольшим риском и доходностью 12–15 % годовых. Операционистка сказала, что нам нужно обратиться в отдел private-обслуживания. Когда мы туда пришли, нам сообщили, что работают только с капиталом от 500 тысяч долларов. – И что же дальше? – спрашиваю я. – Мы были в нескольких управляющих компаниях, но они так часто повторяли, что риск большой и никаких гарантий, что мы испугались. Друг посоветовал открыть счет у брокера, но мы посмотрели, ничего не поняли и решили не рисковать. – Так что же в итоге вы сделали с деньгами? – в очередной раз спросила я. – Купили вторую машину. Она вообще-то нам не нужна – так и стоит большую часть времени в гараже и приносит только расходы, хотя и небольшие, – ответила дама. И это не первый случай в моей практике, когда при появлении свободных денег люди не знают, что с ними делать, и просто тратят. Тратят на дорогой отдых с повышенным комфортом, или на дорогую машину, или еще на что-нибудь дорогое: главное – потратить и не иметь головной боли. Ведь для большинства людей получение крупной суммы денег, как показывает практика, – это действительно головная боль. А вы что выбираете: в очередной раз дорогой отдых, вторую машину, новейшей модели супертелефон? Главное – потратить и не иметь головной боли? Или все-таки о себе подумаете? Если последнее, то давайте начнем сначала – с ваших личных финансовых отчетов. Напомню: они нужны, чтобы дать нам срез финансовой ситуации на сегодня, оптимизацию ежемесячных трат постоянно, контроль на будущее. Чтобы их составить, нам нужно определить статьи расходов-доходов, сделать список активов-пассивов, просчитать варианты ведения бюджета. Личные финансовые отчеты позволяют нам знать финансовую ситуацию на сегодня, оптимизировать ежемесячные траты постоянно, осуществлять контроль в будущем. Давайте приступим, ведь помимо теории нам нужна и практика – так что готовьтесь к работе!
Давайте вернемся к тому листу, заполнить который вам было предложено в самом начале главы. Все-таки ответьте, пожалуйста, себе на следующие вопросы. 1. Сколько всего денег было потрачено вами/вашей семьей за прошлый месяц? Квартал? Год? 2. Какую сумму составили текущие расходы и какую – целевые? 3. Сколько было запланировано потратить? 4. Сколько осталось денег? И где они? Вы знаете ответы на все вопросы? Тогда можете смело пропускать этот раздел. Для остальных – сделайте первый шаг!
Первое, что следует сделать, – написать навскидку на бумаге, какими, как вам представляется на данный момент, были все ваши доходы и расходы за прошедший месяц. Затем, если вы никогда прежде не вели домашнюю бухгалтерию, не представляете, куда уходят деньги, вам придется потратить на формирование правдоподобной картины пару-тройку месяцев, а потом вывести среднее арифметическое. Как показывает практика, большинство людей, впервые структурировав свой бюджет, бывают поражены, увидев, насколько их реальные расходы по некоторым статьям отличаются от их представлений о них.
Предлагаю вам ознакомиться с записью некоего Игоря Е., которую он сделал в своем блоге. «Когда я стал вести семейный бюджет, я обнаружил интересную вещь. Оказывается, всего 2 % от заработанных средств я вкладывал в образование и саморазвитие. Где-то процентов 60 у меня уходило на коммунальные платежи, на обслуживание личного автомобиля, на продукты, на приобретение кое-каких вещей, на услуги связи (телефон, Интернет). А теперь внимание – оставшиеся 38 % я с упоением тратил на РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Это всевозможные кафе, рестораны, ночные клубы и диско-бары. Вот такая у меня нарисовалась система ценностей. Я осознал, что свою жизнь попросту прожигал и свои заработанные деньги бездумно отдавал владельцам всех развлекательных учреждений, которые посещал (если мягко сказать). Это было для меня серьезным ударом и заставило в корне пересмотреть систему ценностей и определиться с дальнейшей жизнью. Ведение семейного бюджета помогло мне осознать, на что уходит моя жизнь, на что я трачу львиную долю своих ресурсов, как материальных, так и личностных, и правильно определить приоритеты моего дальнейшего развития». Кроме этого, важно определиться со статьями ваших личных доходов и расходов, ведь у всех они индивидуальны. Для начала можете использовать типовую таблицу, представленную ниже, с расходной частью которой вы уже познакомились во второй главе – помните? По мере необходимости дополняйте ее недостающими статьями, удалите лишние: сделайте таблицу «Бюджет доходов и расходов» удобной для себя.
|
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.93.167 (0.017 с.)