ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции налогов, их сущность.



Функция налога – это проявление его сущности в действии. Выделяют следующие функции налогов:

1. фискальная - обеспечение финансирования гос. расходов, показывает обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет (следует из определения) и проявляется в постоянном обеспечении гос-ва фин. ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (Слово фискус в переводе означает гос. казна, следовательно фискальная функция налогов связана с наполнением госказны, т.е. гос. бюджета. ГБ – это основной источник финансирования общегос. нужд). Т.о., суть фискальной функции состоит в изъятии у субъектов хозяйствования части их доходов и передачи в государственный бюджет.

2. регулирующая предполагает регулирование любых экономических явлений (хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов); в качестве инструментов регулирующего воздействия налогов используются:

§ манипуляция налоговыми ставками

§ сужение или расширение налогооблагаемой базы

§ использование налоговых льгот

§ изменение количества видов и структуры налогов и др.

Данная функция имеет составляющие:

-стимулирующая. Суть в том, что при помощи налогов государство стимулирует технический прогресс, развитие производства, увеличение числа рабочих мест и т.д. через систему льгот, исключений, путем уменьшения (расширения) налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.

-сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов.

-воспроизводственная предназначена для восстановления используемых ресурсов.

3. распределительная обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта (или ВВП), а также ресурсов между хозяйствующими субъектами и государством (в бюджет в форме налогов).

4. контрольная – своевременное отслеживание гос-вом поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в фин. ресурсах и, в конечном счете, определить необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики гос-ва.

5. социальная предполагает поддержание соц. равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах различных групп населения.

Классификация налогов.

Классификация налогов – группировка налогов по различным признакам.

I. по способу изъятия:

- прямые – налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (налог на недвижимость, на при­быль, подоходный налог, земельный налог) и этот налогоплательщик является окончательным плательщиком налога, то есть юридический и фактический плательщики совпадают.

- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг (акцизы, НДС); то есть включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации.

Косвенные налоги выражают фискальные интересы гос-ва. Такие налоги фактически платят потребители, но перечисляются они налоговым органам предприятиями. То есть, государство косвенно взимает налог с потребителя.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков. Основное их достоинство обусловлено фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается на большой диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров. Второй аспект состоит в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа. Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги не могут сопровож­даться недоимками, так как факт приобретения товара по сути представляет факт уплаты косвенного налога.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести: обратную пропорциональность платежеспособности потребителей; противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экон. развития.

II. в зависимости от назначения:

- общие предназначены для общегосударственных мероприятий. Они обезличиваются и поступают в единую кассу государства.

- целевые имеют строго определенное назначение: ФСЗН.

III. в зависимости от субъекта:

- взимаемые с юр. лиц (налог на прибыль)

- взимаемые с физ. лиц (подоходный налог, курортный сбор, налог за владение собаками)

- смешанные – уплачивают и физ. и юр. лица (земельный налог, налог на недвижимость)

IV. по порядку введения:

- общеобязательные, взимаемые на всей территории РБ

- факультативные взимают органы местного самоуправления (налог за владение собаками)

1. по источникам средств для уплаты:

· относимые на себестоимость (земельный, экологический налоги, отчисления в ФСЗН, БГС, налог на недвижимость, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов)

· относимые на финансовый результат (налог на прибыль)

· включаемые в цену продукции (НДС, акцизы)

· выплачиваемые из доходов физических лиц (подоходный налог)

3. в зависимости от органа, осуществляющего взимание налога:

· общегосударственные (республиканские) – налоги, устанавливаемые верховной властью в госбюджет (НДС, акцизы, налог на прибыль)

· местные, взимаемые в местные бюджеты местными органами самоуправления (налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей).

4. по степени оценки влияния налога на экономическое поведение налогоплательщика:

· условно-постоянные (фиксированные) непосредственно не зависят от уровня производства, продаж и др. эк. показателей, свя­занных с деловой активностью (налог на недвижимость, земельный налог); данные налоги побуждают производителя к наращиванию объемов выпуска продукции и не позволяют «проедать весь доход»

· условно-переменные (перераспределительные), напрямую связанные с деловой активностью налогоплательщика (НДС, акцизы, налог на прибыль)

5. в зависимости от регулярности уплаты:

· регулярные

· разовые (таможенные пошлины)

Элементы налога.

Элементы налога: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый кодекс, другие законы Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено Налоговым кодексом и устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Налоговым кодексом или иными законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Порядок исчисления: плательщик (иное обязанное лицо) самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.

Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

Порядок уплаты: уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога сбора (пошлины), текущими платежами либо в ином порядке, установленном Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов). Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено Налоговым кодексом или иными законодательными актами.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.007 с.)