Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Семейно-правовые отношения

Поиск

Римская патриархальная семья. Агнатическое и когнатическое родство. Соотношение форм родства. Значение определения и наличия родства между лицами. Усыновление как способ возникновения и прекращения агнатической связи.

Власть домовладыки (отцовская власть). Содержание отцовской власти: личный и имущественный компоненты. Способы установления и прекращения отцовской власти. Эманципация.

Брак в римском праве: понятие, правовое значение. Браки cum manu и sine manu. Заключение брака. Обручение. Отношения между супругами: личные и имущественные отношения. Приданое: понятие, способы установления. Права супругов на приданое. Возврат приданого. Предбрачный дар. Прекращения брака. Развод. Основания и правовые последствия развода.

 

Тема 9. Наследственное право

 

Понятие наследования в римском частном праве. Участники наследственных правоотношений. Универсальное и сингулярное правопреемство.

Универсальное правопреемство. Наследование по ius civile. Принятие наследства. Открытие наследства. Формы вступления в наследство. Лежачее наследство. Последствия приобретения наследства. Защита наследства. Наследование по ius praetorium.

Наследование по закону. Очереди наследников. Наследственная трансмиссия.

Наследование по завещанию. Понятие завещания. Виды завещания. Порядок назначения наследника. Ничтожность и утрата силы завещанием. Завещание вопреки завещанию.

Сингулярное правопреемство. Легаты (отказы по завещанию): понятие, виды, вступление в силу. Фидеикомиссы: понятие, виды. Дарение.

Образовательные технологии, используемые при реализации

Различных видов учебной работы

1. При изучении Темы 1 «Введение в римское право. Понятие, предмет римского частного права. Периодизация римской правовой системы» и Темы 2 «Источники римского права» предусмотрено заполнение таблицы по предлагаемому шаблону, что позволит обучающимся систематизировать свои знания относительно источников права Древнего Рима в конкретные периоды развития римской правовой системы.

2. При изучении Темы 3 «Защита гражданских прав. Гражданский процесс» обучающимся будет предложено выполнение задания, в рамках которого по заданной ситуации с исходными данными они должны будут составить формулу для разбирательства дела в суде, прототип современного искового заявления.

3. При изучении Темы 4 «Лица» обучающимся предлагается задание, в рамках которого они делятся на несколько рабочих групп. Каждая группа обучающихся составляет коллективными усилиями казус, затем происходит обмен составленными казусами между рабочими группами и их коллективное решение с последующим разбором.

4. При изучении Темы 5 «Вещные права» предусмотрено заполнение таблицы по предлагаемому шаблону, что позволит обучающимся выявить схожие и отличные черты между институтами владения и права собственности.

5. При изучении Темы 6 «Общие положения об обязательственном праве» предусмотрено заполнение таблицы по предлагаемому шаблону, что позволит обучающимся провести сравнение и выявить общие черты между нормами римского права современного гражданского права России о применении различных способов обеспечения исполнения обязательств.

6. При изучении Темы 7 «Отдельные виды обязательств» предусмотрено проведение коллоквиума, в рамках которого студенты производят обмен полученными знаниями в ходе своей самостоятельной работы при подготовке и составлении итогового отчета о своей подготовке по избранной теме в рабочих группах.

7. При изучении Темы 8 «Семейно-правовые отношения» предусмотрено заполнение таблицы по предлагаемому шаблону, что позволит обучающимся провести сравнительный анализ двух видов брака, существовавших в Древнем Риме.

8. При изучении Темы 9 «Наследственное право» обучающиеся разбиваются на несколько рабочих групп, в рамках которых они должны составить общий отчет, где отражаются основные тенденции, подходы, проблемы изучаемой темы. При этом оценивается работа всей группы, которая представила наиболее полный и грамотной составленный отчет.

 

Образовательные технологии, используемые при реализации

Различных видов учебной работы

При проведении занятий по дисциплине «Гражданское право. Общая часть» используются следующие образовательные технологии:

1. работа в малых группах;

2. проведение коллоквиумов;

3. составление форм договоров, доверенностей;

4. деловая игра – проведение процедуры государственной регистрации (внесения изменений в учредительные документы, реорганизации, ликвидации) юридического лица;

5. заполнение таблиц по предлагаемым шаблонам;

6. проведение научных кружков;

7. решение тестовых заданий;

8. составление и решение казусов студентами;

9. обобщение и анализ судебной практики по рассматриваемым вопросам.

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Тематика практических занятий студентов

по дисциплине «Римское право»

 

Практическое занятие 1.

Тема «Защита гражданских прав. Гражданский процесс»

Контрольные вопросы:

1.Понятие и формы защиты прав. Понятие иска. Виды исков.

2. Процессуальное представительство: понятие, виды.

3. Понятие, характеристика и соотношение видов судебных процессов, проводимых в Древнем Риме.

Практическое занятие 2.

Тема «Формула как основа процесса per formulas»

Контрольные вопросы:

1. Формула: понятие, общая характеристика.

2. Порядок создания формулы: определите лица, участвующие в процессе создания формулы, а также этапы ее создания.

3. Части формулы: понятие, виды. Основные и дополнительные части формулы.

4. Виды интенции и кондемнации, их соотношение.

5. Исковое возражение.

6. Превышение требования.

7. Оценка тяжбы.

Практическое занятие 3.

Тема «Лица»

Контрольные вопросы:

1. Понятие и виды субъектов права в Древнем Риме. Юридические лица как особый субъект правовых отношений.

2. Правовое положение римских граждан: свободнорожденных и вольноотпущенников (либертинов).

3. Правовое положение латинов и чужестранцев (перегринов).

4. Правовое положение рабов: личный и имущественный аспект, основания прекращения рабства.

5. Колоны: возникновение и прекращение колоната.

Практическое занятие 4.

Тема «Опека и попечительство»

Контрольные вопросы:

1. Определение правоспособности и дееспособности лица как основания возникновения опеки и попечительства.

2. Опека: понятие, виды, юридическое содержание данного института.

3. Лица, над которыми устанавливается опека.

4. Опекун: понятие, значение, требования, предъявляемые к опекуну, функции и действия, осуществляемые опекуном.

5. Попечительство: понятие, характеристика как юридического института.

6. Лица, над которыми устанавливается попечительство.

7. Попечитель: понятие, значение, требования, предъявляемые к попечителю, функции, выполняемы попечителем.

8. Соотношение институтов опеки и попечительства: общее и различия.

 

Практическое занятие 5.

Тема «Вещные права. Вещи»

Контрольные вопросы:

1. Вещное право: понятие, правовая характеристика.

2. Понятие вещи. Виды вещей.

3. Охарактеризуйте не менее 10 различных объектов (на выбор студента) с точки зрения классификации вещей.

 

Практическое занятие 6.

Тема «Право собственности»

Контрольные вопросы:

1. Право собственности: понятие и содержание.

2. Виды собственности: квиритская и бонитарная, общая собственность сособственников. 3. Способы возникновения права собственности

4. Защита права собственности: вещные и личные иски, виндикационные и негаторные иски.

Практическое занятие 7.

Тема «Владение»

 

Контрольные вопросы:

1. Владение: понятие, возникновение данного института, его общая характеристика

2. Содержание владения: фактическое и юридическое во владении, волевой и физический аспекты.

3. Виды владения и владельческие ситуации.

4. Приобретение владения: первоначальные и производные способы.

5. Интердиктная защита владения: понятие, виды интердиктов.

Практическое занятие 8.

Тема «Сервитут и узуфрукт»

Контрольные вопросы:

1. Понятие сервитута, его содержание. Соотношение сервитута и права собственности.

2. Виды сервитутов, их отличительные особенности.

3. Способы возникновения и прекращения сервитутов.

4. Права и обязанности лица, в чью пользу установлен сервитут.

5. Понятие узуфрукта, его характеристика. Соотношение узуфрукта и права собственности.

6. Права и обязанности узуфруктария.

7. Защита узуфрукта.

 

Практическое занятие 9.

Тема «Общие положения об обязательствах»

Контрольные вопросы:

1. Понятие и сущность обязательства.

2. Виды обязательств и их характеристика.

3. Юридические факты как основания возникновения обязательств: контракты, деликты, квази-контракты, квази-деликты.

4. Сделка: понятие, виды.

5. Условия действительности и недействительности сделок.

 

Практическое занятие 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.008 с.)