Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Семейно-правовые отношения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Familia: а) Союз мужа жены б) Союз лиц своего права и чужого права в) Сообщество агнатов и когнатов г) Свойство, степени родства д) Consort ium - сообщество людей, их соучастие в хозяйственной жизни
2. Nuptio, matrimonium: а) Союз лиц своего права и чужого права б) Cum manu, sine manu marite в) Союз мужчины и женщины г) DOS, condenmatio д) Mancipatio, emancipation
Задачи для контроля знаний студентов по предмету «Римское право» 1. После смерти сына, погибшего в битве с парфянами, отец получил завещание, в котором он назначался наследником вместе со своими внуками. Имущество сына состояло из двух частей: того, что отец выделил ему для содержания семьи, когда сын женился, и того, что сын приобрел за свою службу в III Македонском легионе. Первую часть сын завещал отцу, а вторую – своим детям. Когда наследство разделили, оказалось, что отцовская доля обременена огромным долгом, который сын сделал, отправляясь на войну с парфянами, чтобы обеспечить своих детей. Дед был небогатым человеком и сыновний долг грозил разорить его. Внуков он тоже не хотел обижать. В растерянности он обратился за консультацией к юристу. Что тот мог ему посоветовать? 2. Действуя по просьбе отца, некий молодой римлянин помог его сыну разбогатеть на торговле недвижимостью и во много раз увеличить представленное тому отцом имущество. Однако ни отец, ни сын не пожелали вознаградить за это помощника. Тогда тот подал иск "из ведения дел" к своему бывшему напарнику и потребовал от него гонорар в размере 100000 сестерциев. Однако тот заявил, что имущество, предоставленное ему отцом (пекулий), составляет только 10000 сестерциев. Остальные деньги он предусмотрительно перевел в имущество отца. Может ли истец получить требуемое? Против кого он подал иск? Один из юристов, к которому он обратился, посоветовал ему подать иск "из пекулия" и получить хотя бы 10000. Другой рекомендовал иск против имущества отца со взысканием всей суммы. Какой из путей избрать истцу? Какой из них реален? 3. Римские граждане Авл Агерий и Марк Манилий договорились о том, что Агерий предоставит Манилию определенную денежную сумму на поддержание в должном состоянии принадлежащего Манилию поместья, а тот взамен составит завещание, по которому Агерий является его наследником в равной доле с единственным сыном Манилия, что и было сделано. Через двенадцать лет, находясь при смерти, Манилий отменил свое завещание и скоропостижно скончался. Агерий предъявил сыну Марка Манилия иск об истребовании наследства, ссылаясь на то, что не возвратив указанную денежную сумму, Марк Манилий не имел права отменить завещание. Каково будет решение по этому делу? 4. Некий пожилой римлянин назначил наследником своего эмансипированного сына, давно жившего отдельно, с условием, если тот женится и обзаведется детьми. Когда отец умер, сын вступил в наследование его имуществом, так как других детей у отца не было. Однако он не выполнил условие завещания и не обзавелся семьей. По этой причине его дядя, брат отца, потребовал себе имущество умершего, мотивируя это требование тем, что сын: 1 -эмансипирован, 2- не выполнил условие завещания, а он, будучи братом, является агнатом покойного и, имея детей, таким образом обеспечит продолжение их рода. Кто выиграет в возникшей тяжбе? 5. Некто заказал скульптору портрет своей жены и предоставил для этой цели мрамор. Между тем скульптор получил более выгодный заказ - изваять портрет императора. Не имея под рукой подходящего материала, он использовал мрамор первого заказчика. Тот, увидев скульптуру из своего материала, потребовал ее себе, заявляя, что заплатит за нее столько же, сколько обещал за портрет жены. Скульптор, которому это было невыгодно, возражал, ссылаясь на то, что собственником изделия нужно считать мастера, «вдохнувшего в безжизненный камень душу». Заказчик настаивал на том, что собственность должна принадлежать тому, кто предоставил материал, ибо в основе всякой духовной деятельности лежит «грубая материя». Как решили бы спор римские юристы?
6. Некий римлянин, всю жизнь проживший в сельской местности, считал своего сына, получившего образование и жившего в Брундизии, чрезмерно расточительным. Поэтому в завещании он назначил своим наследником не его, а своих двух малолетних внуков, которых не считал испорченными городской жизнью. Опекунство над ними он передал своего младшему брату, такому же сельчанину, как и он сам, а сыну назначил содержание в виде доли из имущества, которую частями должен был выплачивать сначала опекун, а затем достигшие совершеннолетия внуки. Рассчитывавший на наследство сын оспорил завещание и опекунство у своего дяди. Какие действия предпримет суд? 7. Умерший римский гражданин оставил сыну в наследство кроме прочего имущества раба Стиха, который занимался торговлей шерстью. Пока сын узнал о смерти отца и смог вернуться в Италию из Азии, где служил в легионе, прошло более полугода. За это время Стих заключил ряд невыгодных сделок и сильно прогорел в торговле, задолжав около 300 тыс. сестерциев. Вступив в наследство, вернувшийся сын подвергся натиску кредиторов Стиха. Как честный человек, он решил выплатить их деньги из пекулия Стиха, благо он у того составлял 500 тыс. сестерциев. Но Стиху было жалко денег, и он посоветовал новому хозяину ничего не платить. Какова будет судьба этих денег? 8. У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился от сына, живущего вместе с отцом, другой - в семье эмансипированного сына, а третий - был рожден дочерью, состоявшей в "правильном" браке. Какой из внуков находился под властью своего деда? 9. Тиций поручил ювелиру сделать золотое кольцо, пообещав предоставить материал, а также древесный уголь, необходимый в процессе изготовления кольца. Посланный Тицием раб пошел в лес, срубил дерево, поджег его, и, когда дерево сгорело, приготовил уголь, который он по приказу своего господина принес ювелиру в дом. Ювелир, полагая, что уголь приготовлен как надо, велел рабу сложить его у стены своего дома, где он обычно его хранил. Но, ввиду того, что из-за явной небрежности раба уголь был затушен не полностью, он спустя некоторое время начал тлеть, после чего воспламенился, возник пожар и дом ювелира сгорел. Порождает ли эта ситуация деликтное обязательство Тиция в пользу ювелира? 10. Эмилий заключил договор с Юнием о покупке 500 бочек вина, рассчитывая затем продать их мелкими партиями хозяевам таверн и постоялых дворов. Когда через два дня Юний предложил Эмилию забрать товар, тот отказался его принять и выплатить покупную цену, сославшись на то, что ему не удалось договориться о сбыте товара и, следовательно, тот ему больше не нужен и их договоренность теряет силу. Юний подал иск против Эмилия. Правомерен ли данный иск? 11. Гай приобрел золотую чащу у лица, которое, будучи наследником по закону, получило ее в составе наследства. Через два месяца чаша была у Гая украдена, а еще через два месяца он увидел ее выставленной на продажу в лавке Корнелия. Как выяснилось, последний приобрел ее у проезжего торговца. Может ли Гай истребовать чашу исковым порядком, если в момент подачи иска обнаружилось завещание, в соответствии с которым умерший наследодатель лишал наследника по закону, продавшего чашу Гаю, всех прав на наследство и завещал все свое имущество третьему лицу? 12. Гай заключил с Сеем договор о покупке коня, который на момент заключения договора являлся собственностью Тиция. Затем Сей заключил такой же договор с Тицием, получил от него коня и передал Гаю, но Тицию покупную цену не уплатил и скрылся с деньгами, полученными от Гая. Тиций предъявил против Гая виндикационный иск с целью возвращения своего коня. Правомерен ли данный иск? 13. Некий гражданин получил с другого деньги за проданного тому быка. Но бык вскоре сдох, объевшись зерна. Против продавца был возбужден иск о продаже больного животного. Но ожидая все откладывавшегося заседания суда стороны заключили мировую сделку. Однако когда подошел срок заседания суда, истец потребовал явки ответчика. Правомерно ли он поступил? Каким средством защититься ответчику? 14. Получив известие о гибели старшего сына на войне, отец умер от горя. Его завещание не было обнаружено и во владение имуществом вступил младший сын как единственный оставшийся в семье мужчина. Но у старшего брата было двое малолетних сыновей, мать которых предложила их дяде поделить с ними полученное наследство. Имелось ли у ее претензии законное основание и на какую долю могли претендовать ее сыновья? 15. Некий гражданин требует от соседа, чтобы тот прогнал свой скот с ячменного поля, принадлежащего ему. В ответ сосед потребовал, чтобы гражданин немедленно отремонтировал его забор, поврежденный овцами того, из-за чего скот и проник на ячменное поле. Оба обратились за содействием к претору. Какое решение вынесет претор в отношении каждого из них? 16. После смерти римского землевладельца было вскрыто его завещание, в котором он назначал наследником своего племянника и оставлял ему главную часть своего имущества – свое поместье. Однако вскоре пришли семеро соседей землевладельца, которые заявили, что тот в их присутствии выразил желание передать поместье дочери и ее мужу. Последних, однако, не было в Италии, поэтому похоронив дядю, племянник стал распоряжаться в поместье как его владелец. Вернувшись, муж дочери умершего подал иск претору с требованием вернуть им поместье, ссылаясь на мнение соседей своего тестя. Какое решение примет суд? 17. Некий гражданин во время выборов городских магистратов рассказал о том, что один из его соперников - кандидатов на должность разрушил алтарь бога-покровителя дорог Меркурия, который стоял у границы его земельного владения. Однако обвиненный сумел оправдаться перед претором, доказав с помощью свидетелей, что алтарь просто зарос травой и кустарником и его плохо видно с дороги. Затем, торжествуя, он потребовал от членов городского совета, чтобы они запретили баллотироваться его сопернику на том основании, что он запятнал себя бесчестием (infamia) как клеветник. Как должны поступить члены совета? 18. Домовладелец заключил договор о продаже принадлежащего ему на правах суперфиция здания другому лицу. Ночью здание сгорело. Это случилось еще до того, как договор был исполнен сторонами. Покупатель отказался выплатить деньги, сославшись на то, что коль скоро нет объекта купли-продажи, то нет и договора. Правомерно ли это заявление? 19. В период правления императора Юстиниана по просьбе крупного хлеботорговца банкир расплатился с подрядчиком за постройку дома для этого купца. Взамен он получил расписку с обязательством торговца вернуть эту сумму. В качестве добавочного пункта соглашения было указано обязательство выплатить максимально возможный то таким кредитам процент. При производстве платежа возникли разногласия по поводу процентов. Должник настаивал на 6% годовых, а кредитор – на 8%. Кто из них прав? 20. Сабин передал Клавдию в безвозмездное пользование лошадь для вывоза урожая сроком на три месяца. Через месяц лошадь сдохла от старости. Сабин потребовал компенсации за умершее животное, а Клавдий предъявил встречную претензию о компенсации ущерба за несобранный вовремя из-за гибели лошади урожай. Правомерны ли претензии сторон друг к другу? 21. После смерти наследодателя осталось завещание, по которому все его имущество должно было перейти Потилию – его будущему сыну, которому предстояло родиться через три месяца. Ребенок оказался мертворожденным. Полнородный брат наследодателя оказался единственным претендентом на наследство и, выдав жене наследодателя ее приданое, отказался предоставить ей какую-либо часть наследства. Правомерны ли его действия? 22. Собственник оккупированной земли объявился ранее истечения срока приобретательской давности, но согласился с предложением владельца о продаже ему земли. Вправе ли покупатель требовать уменьшения покупной цены вследствие сделанных им улучшений (осушение, ограждение и т.п.)? 23. Эмилий заключил с Петронием договор о продаже части своего участка. Получив деньги, он совершил традицию участка Петронию, предварительно вырубив находившуюся там рощу, с целью продажи полученных таким образом бревен на судоверфь. Петроний потребовал отдать эти бревна ему, ссылаясь на договор купли-продажи. Правомерно ли это требование? 24. Некий гражданин, уезжая в провинцию, куда он был назначен на высокую должность, передал своему приятелю ценный подарок для вручения их общему другу, будущему юбиляру. Случилось так, что этот друг, не дожив до юбилея, скоропостижно скончался, и подарок так и не был вручен. Сделается ли приятель, у которого на руках остался предназначенный другому подарок, собственником этой вещи по приобретательской давности? 25. Тит продал Гаю участок земли, не совершив обряд манципации. Спустя год он предоставил Гаю кредит сроком на полтора года, в обеспечение которого на этот участок была установлена ипотека в пользу Тита. Когда пришел срок платежа и долг возвращен не был, Тит подал против Гая ипотечный иск об истребовании вещи с целью продажи на торгах и компенсации своих убытков. Правомерен ли данный иск? 26. Живший при императоре Константине римский гражданин Гай заключил договор с Сеем о продаже последнему лошади. После получения Гаем покупной цены, но еще до момента традиции лошади она нечаянно была изуродована Титом. Мог ли Сей подать против Тита иск, исходя из закона Аквилия? 27. В момент наводнения искусственный пруд в имении Песцения Нигера, служащий для разведения рыбы на продажу, оказался соединенным с рекой, и его обитатели вырвались на свободу. Там они попали в сети, расставленные Волузием Африканом. Последний отказался вернуть улов Нигеру, предъявившему свои претензии. Прав ли Волузий? 28. Во время набега шайки беглых рабов на римский городок была разграблена и сожжена местная гостиница. Ее хозяин по счастливой случайности остался в живых, но против него был возбужден ряд исков постояльцами, лишившимися в результате этих событий своего имущества и требующими от него возмещения ущерба. Правомерны ли эти иски? 29. Действуя по поручению домовладыки, сын оккупировал пустующую землю и присоединил ее к своему пекулию. Через год домовладыка умер, и сын унаследовал имущество фамилии. С какого момента будет исчисляться давностный срок в отношении владельческой земли - с момента завладения или со смертью отца? 30. Сей, передавая Гаю дом во исполнение договора купли-продажи, приказал снять дорогую мраморную облицовку полов, мотивируя это тем, что при заключении договора речь шла о продаже дома, а в отношении облицовки ничего не говорилось. Правомерны ли действия Сея? 6. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Общие рекомендации 1. При работах в малых рабочих группах следует обратить внимание, что задание определяется для всей рабочей группы. Задание каждой из подгрупп индивидуально, но все они объединены одной общей темой. Например, задание по подгруппам: «Универсальное наследование по закону», «Сингулярное наследование по закону», «Наследование по завещанию», общее название темы – «Наследственное право в римской правовой системе». Оценивается работа всей группы, поэтому работа каждого члена рабочей группы влияет на конечный результат, и соответственно оценку работы всей группы. 2. При проведении коллоквиума следует отметить, что наиболее целесообразно и эффективно проводить коллоквиумы по темам, заранее проработанным студентами в малых подгруппах. На коллоквиумах студенты производят обмен полученными знаниями в ходе своей самостоятельной работы при подготовке и составлении итогового отчета. 3. Сообщения студентов по различным темам делаются во время проведения практических занятий в заранее отведенное время по вопросам, не затронутым для обсуждения на практическом занятии, но объединенные общей тематикой, например, при обсуждении темы «Права на чужие вещи», на общее обсуждение могут быть вынесены отдельные вопросы и отдельные права – сервитуты и узуфрукты, а по характеристике отдельных прав на чужие вещи – право пользования, суперфиций, эмфитевзис – могут быть сделаны отдельные сообщения. 4. Подготовка и выступление с докладами по различным темам из курса «Римское частное право». Выступление и обсуждение докладов производится в порядке проведения заседаний кружков по римскому праву. Темы докладов на кружок могут задаваться преподавателем в виде общего списка тем, а также могут предлагаться студентом по его выбору и пожеланию, но с обязательным предварительным обсуждением темы предстоящего доклада с преподавателем и согласования темы с секретарем заседаний кружков по римскому праву для исключения возможности повтора тем выступления. 5. Выполнение рефератов по различным темам, которые задаются преподавателем в виде общего списка тем, но могут варьироваться самим студентом в зависимости от его пожеланий, с обязательным согласованием темы рефераты с преподавателем и секретарем заседаний кружка по римскому праву для избегания повтора тем выполнения докладов на кружке и выполнения рефератов. Рефераты выполняются в письменной форме, объем – от 7 до 10 страниц форматом листа А-4. Способ выполнения – компьютерный набор текста или выполнение работы от руки, значения не имеет. Выполненный реферат регистрируется секретарем заседаний кружков по римскому праву в специальном реестре выполняемых докладов и рефератов и сдается преподавателю. Критерии оценки знаний Основные формы контроля работы студентов: 1. Проведение практических занятий с опросом студентов на выявление понимания и усвоения темы занятия; 2. Проведение занятий по решению задач по заданной теме. 3. Осуществление и контроль блока самостоятельной работы студентов: - самостоятельное составление задач по задаваемой теме и последующая проверка и анализ решения собственных задач своими однокурсниками; - составление и заполнение таблиц по заданным темам на основании установленных преподавателем форм заполнения таблиц; - работа в малых подгруппах посредством разделения студентов одного курса на небольшие подгруппы и определение индивидуального задания каждой из подгрупп. Задание каждой из подгрупп индивидуально, но все они объединены одной общей темой. Например, задание по подгруппам: «Универсальное наследование по закону», «Сингулярное наследование по закону», «Наследование по завещанию», общее название темы – «Наследственное право в римской правовой системе». Обобщающей формой контроля может являться составление общего отчета, где отражаются основные тенденции, подходы, проблемы изучаемой темы. При этом оценивается работа всей группы, которая представила наиболее полный и грамотной составленный отчет. Равные оценки выставляются участникам всей группы, что стимулирует студентов к общей коллективной работе, вкладу и ответственности каждого за общий результат; - проведение коллоквиумов. Наиболее целесообразно и эффективно проводить коллоквиумы по темам, заранее проработанным студентами в малых подгруппах. На коллоквиумах студенты производят обмен полученными знаниями в ходе своей самостоятельной работы при подготовке и составлении итогового отчета. Работа на коллоквиуме оценивается индивидуально в зависимости от активности студента и проявленных им знаниям; - выполнение и выступление студентов с сообщениями по различным темам римского права. При этом сообщения делаются во время проведения практических занятий в заранее отведенное время по вопросам, не затронутым для обсуждения на практическом занятии, но объединенные общей тематикой, например, при обсуждении темы «Права на чужие вещи», на общее обсуждение могут быть вынесены отдельные вопросы и отдельные права – сервитуты и узуфрукты, а по характеристике отдельных прав на чужие вещи – право пользования, суперфиций, эмфитевзис – могут быть сделаны отдельные сообщения; - подготовка и выступление с докладами по различным темам из курса «Римское частное право». Выступление и обсуждение докладов производится в порядке проведения заседаний кружков по римскому праву. Темы докладов на кружок могут задаваться преподавателем в виде общего списка тем, а также могут предлагаться студентом по его выбору и пожеланию, но с обязательным предварительным обсуждением темы предстоящего доклада с преподавателем и согласования темы с секретарем заседаний кружков по римскому праву для исключения возможности повтора тем выступления; - выполнение рефератов по различным темам по курсу «Римское частное право». Темы рефератов задаются преподавателем в виде общего списка тем, но могут варьироваться самим студентом в зависимости от его пожеланий, с обязательным согласованием темы рефераты с преподавателем и секретарем заседаний кружка по римскому праву для избегания повтора тем выполнения докладов на кружке и выполнения рефератов. Рефераты выполняются в письменной форме, объем – от 7 до 10 страниц форматом листа А-4. Способ выполнения – компьютерный набор текста или выполнение работы от руки, значения не имеет. Выполненный реферат регистрируется секретарем заседаний кружков по римскому праву в специальном реестре выполняемых докладов и рефератов и сдается преподавателю.
Форма итогового контроля знаний студентов по дисциплине «Римское право» - экзамен. Форма проведения экзамена – письменная. При получении студентом максимального поощрения, шкала баллов, необходимых для получения соответствующей оценки, снижается на 20 баллов соответственно. Таким образом, перевод суммарно набранных баллов в экзаменационную оценку для студентов, получивших максимальное поощрение, осуществляется по следующей шкале (исходя из 100 возможных баллов в письменном задании): от 0 до 29 баллов – «неудовлетворительно»; от 30 до 47 баллов – «удовлетворительно»; от 48 до 64 баллов – «хорошо»;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.01 с.) |