Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип равенства налогообложения предполагает равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

Поиск

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

1. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность.

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налогов:

· отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

· законность установления и введения налога;

· обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

· индивидуальная безвозмездность;

· внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

· отсутствие целевого назначения;

· периодичность внесения;

В определении понятия «налог» законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

Сущность налогов:

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и иных нужд.

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности. Для этого оно вырабатывает и осуществляет соответствующую политику в различных сферах жизни общества - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах, происходит за счет налоговых взносов.

Налоги являются гибким инструментом воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

2. Виды налогов и способы их классификации.

  1. По субъектам 1) С организаций (НДС, налог на прибыль организаций, акцизы и др.)  
2) С физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц)  
3) Общие (земельный налог, транспортный налог и др.)  
2. По характеру использования 1) Общего значения (налоги, которые зачисляются в бюджет определенного уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации).  
2) Целевые (налоги, установление, введение и взимание которых обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию).  
3) Рентные (налоги, уплата которых обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству).  
  3. По степени закрепления за бюджетом 1) Федеральные Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ. "Налоговый кодекс российской федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Федеральные налоги и сборы: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина.  
2) Региональные Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ. Региональные налоги и сборы: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.  
3) Местные Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктом 4 и пунктом 7 статьи 12 НК РФ. "Налоговый кодекс российской федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ.   Местные налоги и сборы: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.    
4. По форме возложения налогового бремени 1) Прямые (подоходно-поимущественные) (налоги, которые непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.) Прямые:     1)Личные - уплачиваются с действительно полученного нало-оплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую плаежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.   2)Реальные - реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название. Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход (гл. 263 НК РФ)
2) Косвенные (налоги на потребление) (налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене реализуемых товаров и в результате этого не связаны непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика (НДС, акцизы и т.д.)

5. По срокам уплаты:

1) срочные – уплачиваются к сроку, установленному в н.п.а.

2) Периодично-календарные:

- декадные;

- ежемесячные;

- ежеквартальные;

- полугодовые;

- годовые;

6. По фискальной потребности:

1) раскладочные - размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.)

2)количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков.

7. По методу исчисления:

1) прогрессивные – налоговая ставка прямо пропорциональна от уровня дохода плательщика. При повышении дохода плательщика растет налоговая ставка.

2) регрессивные – налоговая ставка обратно пропорционально зависит от уровня дохода плательщика. При повышении дохода налоговая ставка уменьшается.

3) пропорциональные –налоговая ставка не зависит от дохода плательщика.

 

8. По порядку зачисления в бюджет:

1) закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом;

2) регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета;

 

3. Функции налогов

1. Фискальная – реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

 

2. Контрольная – контроль обеспечивает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

3. Распределительная – перераспределение общественных доходов.

 

4. Экономическая – воздействие через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также соц-эконом. процессы в обществе.

 

 

5. Регулирующая – направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики гос-ва.

 

6. Стимулирующая – направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

 

 

7. Дестимулирующая – направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо эконом. процессов.

 

 

4. Соотношение налогов и иных обязательных платежей.

 

Налог   Государственная пошлина Сбор
ОТЛИЧИЯ  
Налог- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. - Обязательный характер; - Безвозмездный характер; - Периодичность внесения; - Неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.   Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. - Возмездный характер (есть исключения); - Целевое назначение - Устанавливается только на федеральном уровне Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). - В отличие от налогов сбор взимается единовременно, а не периодически, и является возмездным взносом. - В отличие от государственной пошлины – сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина же - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.). - Неуплата сбора влечет для неплательщика так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий.
ОБЩЕЕ
- Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству. - Устанавливаются налоги и сборы всеми 3-мя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. - Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. - Также государственную пошлину можно отнести к разновидностям сборов, т.к. само понятие указывает на это. - Сходство со сборами заключается еще и в возмездном характере и отсутствием ответственности за неуплату. - И сбор и гос. пошлина являются возмездными платежами. - За неуплату сбора и гос. пошлины не предусмотрена ответственность. - Сбор – особый вид налога. И налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.   - Устанавливаются налоги и сборы всеми 3-мя уровнями власти: федеральным, региональным и местным.

 

5. Правовой механизм налога и его элементы.

 

В ст.17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Фе дерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

1. Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

2. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

3. Налоговый период – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

4. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

5. Порядок исчисления налога – совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог. Исчисление окладных налогов осуществляется налоговыми органами.

6. Порядок и сроки уплаты налога – дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, днями, указанием на событие или действие, которое должно быть совершено.

 

6. Понятие и принципы построения системы налогов и сборов.

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов,способов, форм и методов их взимания.

Система налогов и сборов РФ - это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.

П. ст. 12 НК РФ определяет структуру системы налогов и сборов в РФ. Система налогов и сборов отражает федеральное устройство российского гос-ва и представлена 3-мя уровнями:

1. Федеральные налоги и сборы

2. Региональные налоги и сборы

3. Местные налоги и сборы

Выделение трех уровней системы налогов и сборов РФ позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

В РФ используются базовые принципы А.Смита, которые закреплены Конституцией РФ, и другие, сформулированные на основе опыта и практики современной системы налогообложения.

1) Принцип единства - единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ. Пп. Б п. 1 ст. 114 КРФ: Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

2) Принцип всеобщности налогообложения закреплен п.3 ст. 1 НК РФ. - Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Принцип законности

Статья 102. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственном органе, в который такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителем этого государственного органа.

 

Санкции в налоговом праве.

Ответственность за налоговые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией.

Признаками, отличающими налоговую ответственность от налоговой санкции, являются юридические факты. Налоговая ответственность обусловлена моментом совершения правонару­шения- юридическим фактом, порождающим охранительные налоговые правоотношения. В отличие от ответ­ственности налоговые санкции установлены нормативным спо­собом посредством включения их в структуру соответствующих норм НК РФ.

Санкции в зависимости от способов, какими они служат ох­ране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

1. правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием фи­нансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстанов­ление нарушенных фискальных прав государства;

2.карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на ис­правление и перевоспитание нарушителей налогового законо­дательства.

Санкции в широком смысле представляют элемент налоговой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия не­исполнения либо несоблюдения налоговых обязанностей, сфор­мулированных в диспозициях налоговых норм. К подобного вида санкциям относятся Штрафы, взыскание недоимок, пени.

Институт налоговых санкций в узком смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершение на­логового правонарушения. Наличие легитимного определения налоговой санкции имеет важное значение, поскольку показы­вает логическое завершение развития института налоговой от­ветственности.

*При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером за совершение налогового правонарушения.

*При наличии определенных обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

*При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

*Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков исключительно в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ) путем предъявления налоговым органом иска о взыскании санкций. Подать такой иск налоговый орган должен до истечения шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта об этом. Исчисление срока начинается не с момента принятия решения, а с момента составления акта проверки. Прекращение уголовного дела не означает, что срок взыскания санкций начинают исчислять заново, т. к. пропущенный однажды срок уже лишил налоговый орган права взыскать санкции.

*несколько конституционных требований, которые должны соблюдаться при установлении и применении мер ответственности за нарушения налогового законодательства:

1) Требование дифференциации

2) Требование соразмерности

3) Требование однократности

4) Требование индивидуализации

5) Требование обоснованности

6) Требование нерепрессивности

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

1. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность.

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налогов:

· отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

· законность установления и введения налога;

· обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

· индивидуальная безвозмездность;

· внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

· отсутствие целевого назначения;

· периодичность внесения;

В определении понятия «налог» законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

Сущность налогов:

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и иных нужд.

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности. Для этого оно вырабатывает и осуществляет соответствующую политику в различных сферах жизни общества - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах, происходит за счет налоговых взносов.

Налоги являются гибким инструментом воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

2. Виды налогов и способы их классификации.

  1. По субъектам 1) С организаций (НДС, налог на прибыль организаций, акцизы и др.)  
2) С физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц)  
3) Общие (земельный налог, транспортный налог и др.)  
2. По характеру использования 1) Общего значения (налоги, которые зачисляются в бюджет определенного уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации).  
2) Целевые (налоги, установление, введение и взимание которых обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию).  
3) Рентные (налоги, уплата которых обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству).  
  3. По степени закрепления за бюджетом 1) Федеральные Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ. "Налоговый кодекс российской федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Федеральные налоги и сборы: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина.  
2) Региональные Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ. Региональные налоги и сборы: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.  
3) Местные Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктом 4 и пунктом 7 статьи 12 НК РФ. "Налоговый кодекс российской федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ.   Местные налоги и сборы: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.    
4. По форме возложения налогового бремени 1) Прямые (подоходно-поимущественные) (налоги, которые непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.) Прямые:     1)Личные - уплачиваются с действительно полученного нало-оплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую плаежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.   2)Реальные - реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название. Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход (гл. 263 НК РФ)
2) Косвенные (налоги на потребление) (налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене реализуемых товаров и в результате этого не связаны непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика (НДС, акцизы и т.д.)

5. По срокам уплаты:

1) срочные – уплачиваются к сроку, установленному в н.п.а.

2) Периодично-календарные:

- декадные;

- ежемесячные;

- ежеквартальные;

- полугодовые;

- годовые;

6. По фискальной потребности:

1) раскладочные - размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.)

2)количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков.

7. По методу исчисления:

1) прогрессивные – налоговая ставка прямо пропорциональна от уровня дохода плательщика. При повышении дохода плательщика растет налоговая ставка.

2) регрессивные – налоговая ставка обратно пропорционально зависит от уровня дохода плательщика. При повышении дохода налоговая ставка уменьшается.

3) пропорциональные –налоговая ставка не зависит от дохода плательщика.

 

8. По порядку зачисления в бюджет:

1) закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом;

2) регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета;

 

3. Функции налогов

1. Фискальная – реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

 

2. Контрольная – контроль обеспечивает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

3. Распределительная – перераспределение общественных доходов.

 

4. Экономическая – воздействие через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также соц-эконом. процессы в обществе.

 

 

5. Регулирующая – направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики гос-ва.

 

6. Стимулирующая – направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

 

 

7. Дестимулирующая – направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо эконом. процессов.

 

 

4. Соотношение налогов и иных обязательных платежей.

 

Налог   Государственная пошлина Сбор
ОТЛИЧИЯ  
Налог- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. - Обязательный характер; - Безвозмездный характер; - Периодичность внесения; - Неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.   Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за сове


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.013 с.)