ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная (классическая) школа в управлении.



Основоп: Анри Фойоль. Сторонники выработали подходы к управлению организации в целом, для этого:

1. были выдел вертик упр-я: упр-е пр-м, фин-и, управление на внешнем рынке.

2. для того чтобы управлять, нужны спец-ты, менеджеры, кот должны иметь спец подготовку

3. между этими людьми должна быть распределена зона их действия и зоны их влияния – спец-я упр-го труда

4. д/б созд костяк орг-ии – структ орг-ии, кот д/б развернутой по горизонт и по вертик (зоны функц-я).

5 задач администрирования:

1. предвидеть и вырабатывать программу действий

2. орг-ть: созд двойной мат-й и соц-й организм пред-я

3. распоряж-ся: заставлять персонал работать

4. координировать: связывать все усилия

5. контрол-ть: все соверша согласно правилам и распоряж

Принципы администрирования:

14. разделение труда:

15. полномочия и ответственность:

16. дисциплина: Фойоль трактовал, как справедливое применение санкций. Понятие дисциплины на производстве проявляется в нескольких вариантах:

· технологич дисцип – соблюд режимов пр-ых процессов

· труд дисц – соблюд треб-ий ТБ, кач-во вып-ой работы

· пр-ная дисцип – соблюд правил внутр распорядка

17. единоначалие: во главе кажд подразд д/б 1 рук-ль

18. подчиненность личных интересов общим.

19. вознаграждение персонала

20. централизация: оптимальное распределение полномочий менеджеров верхних, средних и нижних уровней. Решения о мерах централизации д/б зафикс в подгот регламенте упр-я: «Должностная инструкция»

21. скалярная цель (иерархия управления): правила иерархии:

· тот, кто внизу подчин решениям тех, кто находится на более высокой ступени управления

· нельзя отдавать уп-е распоряжения с ВУ прямо на нижний, минуя промежуточное звено

· если тому, кто находится на нижней ступени уп-я, приказ 2 и мен-р СУ и м-р ВУ, то он должен слушать только своего непосредственного начальника

22. порядок: место для всего, все на своем месте

23. справедливость: в реш-х мен-а долж сочетаться доброта и правосудие

24. стабильность рабочего места персонала: минимизировать текучесть кадров

25. инициатива: готовность коллективно обсуждать проблемы, готовность выслушивать и соглашаться с чужим мнением, если оно верно, готовность всячески поощрять творческий подход и инициативу в порученном деле

26. созд корпорат духа: союз это сила, он является результатом гармонии среднего персонала, поэтому подбор персонала, воспитание его в духе преданности интересам фирмы и т. д. – важный момент управления

 

 

5. Школа человеческих отношений и поведенческих наук в менеджменте.

Сторонники этой школы сконцентрировали свое внимание на еще первом ресурсе, без которого невозможно организовать производственный процесс – трудовые ресурсы. Основную часть своего рабочего времени, особенно менеджеры, находящиеся на нижнем уровне управления, уделяют внимание именно управлению трудовыми ресурсами, работе с подчиненными – управление соц структурой организации.

Внутри школы 2 подхода:

1. Психологический.Основоположник Эльтон Мейо. Суть: говоря о упр-ии надо обязательно иметь в виду, что организация это соц структура и человеческий фактор является первым из основных элементов эффективной организации, поэтому задание менеджера состоит в том, чтобы к дополнению формального (администр) подхода к управлению надо развивать и неформальные межличностные связи – создавать микроклимат в коллективе. Мейо провел исследования и выяснил: четко разработанные рабочими операции, хорошая з\п не всегда ведут к повышению ПТ, т. к. в процессе общения между людьми возникают новые соц силы и эти силы могут превосходить все усилия руководителя. Позднее Маслоу и другие психологи помогли понять, что это за соц силы. Выяснилось следующее: поступками и поведением людей руководят не только экономические силы, а другие различные потребности, которые не всегда реализовываются с помощью денег, появилась теория мотивации трудовой деятельности. Зная азы теории мотивации, сторонники этой школы рекомендуют всем менеджерам изучить эти азы, разобраться в мотивах поведения своих подчиненных и использовать их в практике управления людьми, обращаясь к теории мотивации – неформальные отношения с подчиненными. Они рекомендуют использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие изучение их соц потребностей, консультации с работниками, предоставление им более широких возможностей реализовать потребность в общении, самовыражении, творчестве.

2. Поведенческий.(Герцберг, Макгрегори и др.) Суть: выработка рабочего определения групповыми нормами, чем личными физическими возможностями. Групповые нормы по существу являются неписанными правилами, регулируя неформально организацию. Работники чаще действуют, как члены групп, а не как индивиды. Значение неформальных лидеров нельзя недооценивать. Лидер группы это человек, чья деятельность в наибольшей степени, совпадающие с групповыми нормами, т. е. это человек, поведение которого воспринимают как наибольшее соответствие целям группы. Руководитель должен: принимать информацию к сведению и считаться с ней, должен по возможности совместить в себе формального и неформального лидера. Если руководитель не в состоянии стать им, в коллективе есть неформальный лидер, следовательно, нужно дружить с этим лидером и использовать его влияние.

 

 

Школа науки управления в менеджменте.

Формирование началось с 1950 года. Возникновение связей с появлением кибернетики и метода исследований операций (Винер). Суть: любая организационная система, если это система, то ее поведение можно описать математически, т. е. для любой конкретной ситуации можно составить математическую модель.

Модель– форма представления реальности, управляющая эту реальность и облегчающая понимание ее сложности.

Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил конструировать модели возрастной сложности. Уже известны программы, позволяющие принять управленческие решения в ситуациях, наиболее часто встречающихся в менеджменте, а именно:распределение ресурсов, управление запасами, выбор стратегии развития.

В школе сформировалось еще одно направление – теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управления решений направлены:

1. метод математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации

2. алгоритмов выработки оптимального решения с применением теории статистических решений, теории игр и т. д.

3. количественных, прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе модель воспроизводства, модель баланса затрат и выпуска продукции, модель прогнозирования научно – технич и экономического развития

 

Классификация подходов к управлению: процессный, системный и

Ситуационный подход.

Процессный подход к менеджменту

Этот подход был предложен сторонниками школы административного управления.

Суть: управление должно рассматриваться как процесс, начиная с цели и заканчивая реализацией этой цели. Проблем много, задач много – суть деятельности менеджера, следовательно, управление – серия непрерывных взаимосвязанных действий, которые являются процессом, называемый управленческая функция. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

Фойоль видел 5 функций управления, по его словам – управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Сегодня процесс управления можно представить, состоящим из 4 основных функций:

1. планирование – подготовка и принятие управленческих решений

2. организация – обеспечение условий для выполнения принятых решений

3. распорядительство – руководство и мотивация

4. контроль – учет и анализ

Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.01 с.)