Понятие, сущность и ф-ии нал-в и сборов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и ф-ии нал-в и сборов



НАЛОГИ

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И Ф-ИИ НАЛ-В И СБОРОВ

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты.

Налоги — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские, местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода, и косвенные — в виде надбавок к цене товаров и услуг.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других).

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

6. Социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И СБОРА

Элементы налога – регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения. Элементы н/га можно разделить на 3 группы:

- основные; доп-е; специфич-е Основные элементы налога: объект налогообл-я; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления н/га; порядок и сроки уплаты н/га.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Также обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента

Порядок и сроки уплаты налога.Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

К доп-м элементам отн налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение субъекта от н/га в соответствии с дейст-м законод-м.

К специфич-м элементам отн источн н/га.

3. Принципы определения цены для целей налогообложения. С 1 ЯНВАРЯ 2012 года вводятся новые принципы определения цен для целей налогообложения.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОС-ВА.

Налоговая политика(НП) — составная часть финансовой политики госуд/ва, ориентированная на формирование такой налоговой системы, кот-я б/т стимул/ть накопление и эффективное использ-е нац. богатства страны, способствовать гармонизации интересов экон/ки и общества и тем самым обеспечивает соц-эконом процесс. НП влияет практически на все соц-эконом сферы страны и неразрывно связана со многими элементами гос управ/я, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. НП представляет собой совокупность эконом-х, финан-х и правовых мер госуд/ва по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения фин-х потребностей госуд-ва, отдельных соц. групп общества, а т/е развития экономики страны за счет перераспределения фин. ресурсов. Выделяют след-е цели НП

фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

экономическая, или регулирующая, – участие государства в регулировании экономики;

контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.

социальная – обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства;

международная – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Экологическая — рациональное использование природных ресурсов.

Субъектами гос НП явл/ся различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым закон/вом, и имеющие возможность воздействовать на эконом интересы налогоплат/в. Состав субъектов НП определяется типом гос. устройства и соответственно дифференциацией уровней правления.

Формы налоговой НП

Политика макс/х налогов характер-ся практикой установления max числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика испол/ся в период эконом/их кризисов или в период военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию фин. ресурсов в гос. бюджет. Приоритетом в данном случае явл/ся фискальные цели. Политика эконом развития харак-ся практикой установления min налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением гос-х инвестиций и значительным уменьшением соц/х расходов..

Политика разумных налогов явл-ся определенным компромиссом м/у двумя вышеупомянутыми формами и характ-ся достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного эконом/ роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена м/у фискальными, эконом-ми и соц-ми целями.

КЛАС-ИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их класс-ии на определенной основе.

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления мат-х благ непосредственно с доходов или имущества налогопл-ков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогопл-ку или его возможно рассчитать.

В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные налоги взимаются ч/з цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогопл-ком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным.

По субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов: налоги с физ-х лиц (подоходный налог с физ-х лиц, налог на имущество физ-х лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.); налоги с п/п и орг-ий (налог на прибыль, налог на добавленную ст-ть, акцизы, налог на пользователей автом-х дорог, налог на имущество п/п и орг-ий, сбор за исп-ие наим. «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).

Смешанные налоги, кот-е уплачивают как физ-ие лица, так и п/п и орг-ии (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.). По органу, кот-й устанавл. и конкретиз.налоги Действ.-е в РФ налоги можно разделить на три группы: федеральные, региональные и местные налоги.

Фед-ми признаются налоги и сборы, устанавл-е НК РФ и обязат-е к уплате на всей ее тер-ии.

Регион-ми признаются налоги и сборы, устанавл-ые в соответствии с НК РФ, обязательные к уплате на территории соответ-х субъектов РФ. Устанавливая регион-ый налог, представительные органы власти субъектов РФ опред. След. эл-ты налогообл-я: налог. льготы, налоговую ставку в пределах, установл-х налоговым законод-ом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному регион-му налогу. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормат-ми правовыми актами представительных органов местного самоупр. и обязат. к уплате на тер-ии соответ-их муницип-х образований.

К фед-ым налогам и сборам относятся: налог на добавл. сто-ть; акцизы на отд. виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;налог на прибыль (доход) орг-ий; налог на доходы капитала; подоходный налог с физ. лиц;взносы в гос-ые соц. внебюд. фонды; гос. пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспр-во минерально-сырьевой базы; налог на дополнит. доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологич.рес-ми; лесной налог; водный налог; экол-ий налог;фед-е лицензионные сборы.

К рег-ным налогам и сборам относ.:налог на имущество орг-ий; налог на недвиж.; дорожный налог; транспортн. налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; регион-е лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относ.: земельный налог; налог на имущество физ-х лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие (разноуровневые).

По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные).

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства

К специальным относятся, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ.

Фед.з-ом от 30 дек. 2006 г. N 268-ФЗ в статью 80 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Фед.-го закона.

1. Налоговая декларация (НД) представляет собой письменное заявление налогопл-ка об объектах налогооблож., о получен. д-х и произведенных р-х, об источниках д-в, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

НД представл.кажд.налогопл.-м по каж.налогу, подлеж.уплате этим налогопл.-м, если иное не предусмотрено законод-ом о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представл.собой письменное заявл. Налогопл.-ка о базе исчисл., об исп.-ых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и о др. данных, служащих основанием для исчисл-я и уплаты авансового платежа.

Расчет сбора представл. собой письменное заявл.плат-ка сбора об объектах обложения, облагаемой базе, использ-х льготах, исчисленной сумме сбора и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Мин.фин-в РФ.

Единая НД представл.в налоговый орган по месту нахожд. орг-и или месту жит-ва физ.л.не позднее 20-го числа месс., след. за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Положения абзаца 2-го п. 3 ст. 80 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ) применяются до 1 января 2008 г. в отношении налогоплательщиков, среднесписочн.числен.работн.к-х за 2006 год превышает 250 человек

Бланки НД (расчет) предоставл. налоговыми органами бесплатно.

4. НД (расчет) может быть представлена налогопл-ком в нал.орган лично или ч/з представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Мин. Финн-ов РФ. 5. НД (расчет) представл.с указанием идентификац.-го номера налогопл-ка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Мин.фин-в РФ не вправе включать в форму НД (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогопл-ков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в НД (расчет) сведений, не связанных с исчисл. и уплатой налогов и сборов, за исключ.:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахожд.орг-и (ее обособленного подразделения) или места жит-ва физ.л.;

4) фамилии, имени, отчества физ.л. или полного наим.орг.-и (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Ф.З. от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 89 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

1. Выездная налоговая проверка проводится на тер.-и (в помещении) налогопл-ка на основ.реш.рук-ля налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст.83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогопл-в, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой орг-и на учет в качестве крупнейшего налогопл-ка.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:полное и сокращенное наим. либо фамилию, имя, отчество налогопл-ка;предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Предметом выездной налоговой проверки явл. правильность исчисл.и своевремен. уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в теч.календарного года. 6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

8. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

9. Рук-ль налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 114 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Согласно Ф.З. от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ с момента принятия арбитражным судом реш.признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного пр-ва прекращ.начисл.неустоек (штрафов, пени), %-в и иных финн-х (эко-х) санкций по всем обязат-ам гражданина

1. Налоговая санкция явл.мерой ответ-ти за соверш. налогового правонаруш.

2. Налоговые санкции устанавл. и примен.в виде ден-х взысканий (штрафов) в р-ах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 138 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 настоящего Кодекса.

2. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О расходы на представительство в арбитражном суде и на оказание юридических услуг должны включаться в состав убытков, подлежащих возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение

3. В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

 

НАЛОГИ

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И Ф-ИИ НАЛ-В И СБОРОВ

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты.

Налоги — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские, местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода, и косвенные — в виде надбавок к цене товаров и услуг.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других).

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

6. Социальная функция - поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА И СБОРА

Элементы налога – регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения. Элементы н/га можно разделить на 3 группы:

- основные; доп-е; специфич-е Основные элементы налога: объект налогообл-я; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления н/га; порядок и сроки уплаты н/га.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Также обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента

Порядок и сроки уплаты налога.Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

К доп-м элементам отн налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение субъекта от н/га в соответствии с дейст-м законод-м.

К специфич-м элементам отн источн н/га.

3. Принципы определения цены для целей налогообложения. С 1 ЯНВАРЯ 2012 года вводятся новые принципы определения цен для целей налогообложения.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.132.66 (0.069 с.)