Оценка конкурентоспособности предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка конкурентоспособности предприятия.



Оценка конкурентоспособности, т. е. определение показателей конкурентоспособности предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль.

Рассматривая методы комплексной оценки конкурентоспособности, следует отметить, что наиболее часто предприятиями используется метод расчета интегрального показателя, когда конкурентоспособность определяется путем суммирования частных показателей конкурентоспособности отдельных сторон его деятельности, с учетом их весомости.

Применяя это определение, Т.Ю. Пастухова предлагает такое выражение коэффициента конкурентоспособности предприятия:

,

где ККП - коэффициент конкурентоспособности предприятия;

ПД - значение эффективности производственной деятельности предприятия;

ФП - значение финансового положения предприятия;

ЭС - значение эффективности организации сбыта и продвижения товара;

КТ - значение конкурентоспособности товара.

0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости, определенные экспертным способом последовательных сравнений.

То есть, конкурентоспособность предприятий определяют показатели эффективности производственной деятельности, финансового положения предприятия, эффективности организации сбыта и продвижения товара и конкурентоспособность товара или показатели товарной массы предприятия.

Однако, необходимо отметить, что между эффективной деятельностью предприятия и конкурентоспособностью товара существует взаимосвязь: чем выше конкурентоспособность товара (товарной массы), тем эффективнее деятельность предприятия, и наоборот, чем меньше эффективность деятельности предприятия или отдельных направлений его деятельности, тем ниже и конкурентоспособность товара. Поэтому, уместно формулу определения интегрального показателя представить в следующем виде:

,

где - весомость эффективности производственной деятельности, финансового положения предприятия, эффективности организации сбыта и продвижения товара соответственно, которая определяется отдельно по каждой отрасли, рынку и тому подобное.

Указанные частные показатели конкурентоспособности предприятия могут быть рассчитаны следующим образом:

1. Эффективность производственной деятельности (ПД) предприятия:

, (3)

где - показатель издержек производства на единицу продукции (оказанных услуг), который определяется как отношение валовых затрат к объему выпущенной продукции (оказанных услуг);

- относительный показатель фондовооруженности, который характеризует уровень оснащения персонала основными средствами, и определяется как отношение среднегодовой стоимости основных средств предприятия к среднесписочной численности его персонала;

- относительный показатель рентабельности деятельности, который характеризует прибыль предприятия с каждой денежной единицы, инвестированной в производство и реализацию продукции (услуг), и определяется как отношение прибыли от реализации выпущенной продукции (оказанных услуг) к чистому доходу от ее реализации;

- весомость соответствующих показателей.

2. Эффективность финансового положения (ФП) предприятия:

, (4)

где - коэффициент автономии предприятия, который характеризует его независимость от заемных средств, и определяется как отношение собственного капитала и общей сумме капитала предприятия;

- коэффициент платежеспособности предприятия, который характеризует его способность выполнять свои долговые обязательства, и определяется как отношение собственного капитала к общей сумме обязательств предприятия;

- коэффициент абсолютной ликвидности предприятия, который характеризует качественный состав средств – источников покрытия текущих обязательств, и определяется как отношение быстрореализуемых денежных средств к сумме краткосрочных обязательств;

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств предприятия определяется как отношение чистого дохода от реализации продукции (оказанных услуг) к среднему остатку оборотных средств;

- весомость соответствующих показателей.

3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара (ЭС):

, (5)

где - относительный показатель рентабельности продаж, который характеризует уровень прибыльности функционирования предприятия на рынке, и определяется как отношение его прибыли от реализации продукции (оказанных услуг) к выручке от реализации продукции (оказанных услуг);

- коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта определяется как отношение затрат на рекламу и стимулирование сбыта к приросту прибыли от реализации продукции (оказанных услуг) предприятия;

- коэффициент уровня цен, который характеризует ценовую конкурентоспособность предприятия, и определяется как отношение минимальной цены на стандартный турпродукт к цене предприятия;

- коэффициент постоянства клиентской базы, который характеризует уровень постоянных клиентов в клиентской базе предприятия, и определяется как отношение количества постоянных клиентов к их общей численности;

- весомость соответствующих показателей.

Следует отметить, что многие ученые связывают конкурентоспособность предприятия с эффективностью использования его персонала. Учитывая это, расчет интегрального показателя конкурентоспособности предприятий дополнено показателями эффективности использования кадрового потенциала (КП):

,

где - относительный показатель производительности труда, который отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы и определяется как отношение объемы выпущенной продукции (оказанных услуг) предприятия к среднесписочной численности его персонала;

- коэффициент квалификации персонала, который характеризует уровень квалификации кадров, предоставляет данные об уровне их профессионального развития, и определяется как отношение численности персонала с специальным туристическим образованием к его среднесписочной численности;

- коэффициент постоянства кадров, который характеризует уровень постоянства кадров в течение года, предоставляет данные о наличии или отсутствии их текучести на предприятии, и определяется как отношение численности персонала на протяжении текущего года к его среднесписочной численности;

- весомость соответствующих показателей.

Кроме кадровой составляющей ведущие ученые также отделяют инновационную деятельность, как один из основных факторов конкурентоспособности (ИД):

,

где - коэффициент обновления ассортимента, который отражает степень обновления предложений предприятия, позволяет оценить инновационность его ассортиментного ряда, и определяется как отношение количества новых продуктов за определенный период к общему их количеству;

- коэффициент финансирования инновационной деятельности, который показывает долю затрат на разработку нового продукта в валовых затратах предприятия;

- инновационность ТАТ, который характеризует динамику инновационного процесса, и представляет собой время с момента осознания потребности в новом продукте до момента его вывода на рынок;

- весомость соответствующих показателей.

С учетом дополнения конкурентообразующих направлений деятельности, формула расчета уровня конкурентоспособности предприятий на основе интегрального показателя () будет иметь следующий вид:

.

Обобщенная схема оценивания конкурентоспособности предприятий представлена на рисунке:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.01 с.)