Классическая механистическая парадигма нового времени и метафизические учения о боге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая механистическая парадигма нового времени и метафизические учения о боге



В 1642 году умирает Галилей, и в этот же год рождается Ньютон (1642 — 1727).

Ньютон был приверженцем атомарной теории, это отразилось в его исследованиях цвета. Он предположил, что свет является потоком частиц, и, проведя эксперимент с призмой, он обнаружил, что свет можно разложить на несколько цветовых лучей. Но главной заслугой является его открытие и доказательство существования силы тяжести. Предположение о существовании силы тяготения привело его к мысли, что Земля движется по орбите в виде эллипса, как предполагал Кеплер (немецкий ученый, создал первую механистическую теорию движения планет), что он успешно доказал в своем труде «О движении тел по орбите» (1684). Помимо этих доказательств, он объясняет инерцию, подразумевая под ней не врожденную характеристику тела, а свойство материи вообще.

 

Опять возникает вопрос – какое место в столь упорядоченной механистической системе мира занимает Бог? Ньютон не отрицает его существования, более того, он считает необходимым признать, что Бог буквально пронизывает все пространство Вселенной. Для Ньютона не существовало пространство без Бога, и речь идет не о пантеизме, а о том, что пространство в принципе существует исключительно благодаря божественной вездесущности. Более того, он провел некоторые историографические исследования, сопоставил множество древних источников и установил, что пророки и события, описанные в Ветхом завете, действительно имели место.

 

Ньютон прекрасно понимал, что полностью механическая вселенная исключает божественное вмешательство. Однако проблема того, как именно действует сила тяготения, привела его к нескольким решениям. Он не мог признать, что источник движения может быть заключен в самой материи, поэтому для облегчения объяснений он вводит понятие эфира (чрезвычайно разреженная материя) или же предполагает наличие божественной силы.

 

Родоначальником деизма считается лорд Герберт Чербери (1583—1648). Наибольшего расцвета деизм достиг в эпоху Просвещения. Деи́зм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жестких канонов. В то же время деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога. Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме. Последователи деизма считают, что священные писания, по современным меркам довольно противоречивые и спорные, — лишь плоды человеческой мысли, а не слова Бога, и поэтому на них невозможно строить мировоззрение. Другая грань критики заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют на обещаниях посмертных блаженств и угрозах адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая ее свободы мысли и вероисповедания.

Известные деисты: Исаак Ньютон, Ламарк, Дэвид Юм, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер

 

 

Наука и религия в эпоху Просвещения.

Трудами Ньютона, Лейбница, Эйлера и Лагранжа был осуществлен колоссальный скачок в развитии математических методов. В физике были сформулированы законы движения и открыт закон всемирного тяготения, заложены основы оптики и теории тепловых явлений. Значительные успехи были достигнуты и в области химии. Все это способствовало тому, что наиболее передовые умы стремились взглянуть на окружающий мир не сквозь призму религиозных представлений, а с позиций разума. Современную им эпоху они провозгласили веком Просвещения. Именно к этой эпохе позднего средневековья относятся сочинения Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня и многих других представителей французских вольнодумцев.

Особенно радикальные позиции по отношению к религии занимали Д. Дидро (1713—1784) и П. Гольбах (1723—1789). Именно в это время сложился блестящий ансамбль специалистов, в который, наряду с Дидро и Гольбахом, входили Д'Аламбер и Вольтер. Они создали знаменитую «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» в 28 томах, публиковавшуюся с 1751 по 1772 год. Признанным главой энциклопедистов был Дени Дидро — не только блестящий ученый, популяризатор и публицист, но и превосходный организатор. Дидро в ряде своих произведений в живой, остроумной форме подверг религиозные представления едкой и впечатляющей критике. Действенность атеистических сочинений Дидро во многом объяснялась тем, что, будучи талантливым литератором, он нередко излагал свои идеи в художественных образах.

Наиболее полное выражение атеистические взгляды французских просветителей нашли в творче-стве Поля Анри Гольбаха. Немец по национальности, он навсегда связал свою жизнь с Францией и Парижем и открыл в столице литературный салон, который стал своеобразным центром научной и философской мысли.

В своем основном атеистическом произведении «Система природы» он тесно связал свои материа-листические представления с новейшими достижениями естествознания и философии того времени. В частности, Гольбах, опираясь на данные науки, утверждал, что мир никем не сотворен, а су-ществовал вечно. Гольбах признавал причинную связь и взаимную обусловленность явлений, при-сущую природе закономерность и считал окружающий мир вещей познаваемым. С позиций здравого смысла он подвергал убедительной критике религиозные представления о боге.

Деи́зм (от лат. deus —бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. В то же время деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога. Родоначальником деизма считается лорд Герберт Чербери (1583—1648). Наибольшего расцвета деизм достиг в эпоху Просвещения.

Герберт Чербери — английский религиозный философ, политический и государственный деятель. Основоположник деизма. В его учении автономия религиозного познания формируется посредством анализа способности религиозного познания. В этом основательном анализе он отверг традиционное националистское воззрение о невозможности познания трансцендентных истин и об участии откровения в каждом выходящем за пределы природы по-знании и попытался доказать, что религиозно-нравственные истины обосновываются разумом: так он примирил неразрешимый для Средневековья спор между fides и ratio и впервые представил разум в его автономном величии.

Ньютон не отрицал существования Бога. Придавал большое значение Ветхому завету. Бог – полно-стью пространство Вселенной. Пространство существует благодаря Божественной вездесущности. Интересовался алхимией, кабалой.

 

Естественная теология.

Естественная теология – это раздел теологии, включающий в себя те религиозные истины, которые могут быть логически установлены или подтверждены посредством познания видимого мира. Основой естественной теологии в христианстве служат слова из гл.8 Послания св. ап. Павла к Римлянам о Боге, что «невидимая Его через рассматривание творений видима суть». Многие отцы христианской Церкви отстаивали истины Христианства именно посредством естественной теологии, прежде всего св. Василий Великий (Послание против Евномия) и св. Августин Блаженный (Исповедь). Естественное богословие также служит основой труда св. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», в котором он доказывает истинность христианского учения о Боге.

К истинам естественной теологии принадлежат все главнейшие истины Христианства: догмат о бытии Божием и Его свойствах, догмат о Троице, догмат о Боговоплощении, догмат о Св.Писании.

Главнейшей составляющей естественной теологии являются доказательства бытия Божия. В сжатом виде их можно представить так:

Телеологическое доказательство: порядок и гармония в сотворённом мире свидетельствуют о его разумной причине – Боге, следовательно, Он существует.

Космологическое доказательство: всё имеет свою причину. Следовательно, если существует мир, то существует и Причина мира – Бог.

Онтологическое доказательство: Бог есть абсолютное Бытие. Бытие нельзя мыслить несуществующим. Следовательно, Бог существует.

Выдвигались и другие доказательства бытия Бога, но только эти три имеют абсолютную логическую достоверность.

Естественную теологию сближает с наукой её метод познания религиозных истин. Наука также опирается на опыт и законы формальной логики. Но её предметом является материя видимого мира, а теологии – предметы невидимого мира.

Сильная сторона естественной теологии – её основанность на законах логики, а значит, неотразимая убедительность. Поэтому приверженцы «научного» материализма, как правило, не учитывают её истин в своих рассуждениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.201.197 (0.007 с.)