Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод правового регулирования.

Поиск

Предмет и метод правового регулирования лежит в основе деления права на отрасли и институты.

Под предметом правового регулирования понимается то, что регулирует право, т.е. определенный вид общественных отношений. Нужно иметь ввиду, что не все общественные отношения подлежат правовому регулированию.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Этот метод является дополнительным(факультативным) критерием деления права на отрасли.

В праве известны следующие методы правового регулирования:

1. Императивные – предполагающие неукоснительные, властные регулирования отношений.

2. Диспозитивные – предполагающие возможность выбора вариантов поведения из предложенных.

3. Возможно использование других методов (сочетание вышеназванных):

· Дозволение

· Запрет

· Стимулы

 

Частное и публичное в Праве.

В любой системе права существуют нормы, призванные обеспечивать общезначимые(публичные) интересы(интересы общества и государства). В то же время существуют нормы, защищающие интересы частных лиц (семейное право, предпринимательское право и т.д). Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право обслуживает в основном интересы частных лиц, не обладающих властными полномочиями и являющиеся равными субъектами правоотношений.

Критерии деления права на частное и публичное:

Интересы (в частном праве – интересы частных лиц, в публичном, государственные).

Предмет правового регулирования (частное право регулирует имущественные отношения)

Метод правового регулирования (в частном праве – деспозитивные и координация, а в публичном праве – методы подчинения(императивные)

В основе деления права на частное и публичное лежит мысль, высказанная древнеримским ученым Ульпианом: «Все, что относится к положению Римского государства, есть право публичное, все, что относится к пользе Римских граждан, является частным правом. Деление право на частное и публичное является условным.

Значение деления права на частное и публичное:

Устанавливаются границы государственного вмешательства в дела частных лиц в сферу частного права. Нарушение этой границы свидетельствует о формировании авторитарного(тоталитарного) государства, что дает право народу свергнуть такую власть.

Система права и система законодательства

Система законодательства – совокупность законов и подзаконных актов, являющихся формой выражения правовых норм.

Различия между системой права и системой законодательства:

1. Первичным элементом системы права является норма права, первичным элементом законодательства – НПА.

2. Система права является содержанием права, а система законодательства – его форма.

3. Система права складывается объективно, отражая реальные общественные отношения, а система законодательства может быть субъективной и зависеть от воли законодателя.

Cоотношение международного и национального законодательства

Соотношение сводится к дискуссии, что является выше нормы международного или национального права, в связи с чем существуют две теории:

Теория монизма – авторы и сторонники этой теории считают, что международное и национальное право и не пересекаются.

Дуализм – в рамках дуализма есть два подхода:

А) Примат(верховенство) международного права

Б) Нормы международного могут быть инкорпорированы в национальное законодательство и имеют верховентство в том случае, если не противоречат национальным законам.

Реализация правовых норм. Правоприменение.

1. Понятие и формы реализации права

2. Правоприменение как особая форма реализации права

3. Коллизия в праве

4. Пробелы в праве

Понятие и формы реализации права

Для урегулирования общественных отношений нужен сложный механизм реализации нормы права.

Реализация права – внедрение, претворение в жизнь нормы права в общественных отношениях путем правомерного поведения. Известны 4 формы реализации права:

1. Соблюдение норм права – представляет собой деятельность субъектов, которые воздерживаются от совершения действий, запрещенных законом. Это пассивная форма реализации права. В данной форме реализуются запрещенные нормы права (нормы уг. Кодекса и т.д.)

2. Исполнение норм права – предполагает, что субъекты осуществляютвозложенные на них обязанности. Активная форма реализации права, в ней реализуются обязывающие нормы. (Обязанности граждан РФ по конституции).

3. Использование норм права – форма реализации права, при которой субъекты имеют возможность по своему усмотрению осуществлять предоставленные им права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы.

4. Применение норм права – форма реализации права, при которой уполномоченные государственные органы, должностные лица разрешают конкретное юридическое дело путем применения нормы права, в результате чего выносится индивидуальный правовой акт.

Признаки, отличающие применение права от иных форм реализации права:

1. При применении права реализуется в отношении 3 лиц, обратившихся за разрешением конкретного юридического дела.

2. Правоприменение осуществляют исключительно органы государства, местного самоуправления и компетентные должностные лица (ректор ВУЗА, Президент РФ и т.д.) Применение права характеризуется стадийностью.

3. Применение права происходит в процессуальной форме. Применение права завершается вынесением акта правоприменения (индивидуального правового акта).

Стадии правоприменения:

1. Установление фактических обстоятельств дела. На данной стадии предъявляются особые требования к процессу доказывания и доказательства которые должны быть относимыми, допустимыми(т.е. должны быть получены в соответствии законом) и отвечать требованием полноты.

2. Установление юридической основы дела (юридическая квалификация). На данной стадии правоприменитель выбирает отрасль права, норму права, подлежащую применению, проверяет их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц и производит квалификацию(соотносит фактические обстоятельства с выбранной нормой права).

Проблемой данной стадии является то, что гипотеза нормы права не охватывает все фактические обстоятельства, которые могут возникнуть в общественных отношениях, поэтому происходит подгонка нормы права под данные обстоятельства.

3. Принятие и вынесение соответствующего решения правоприменительного акта. На данной стадии разрешается дело по существу, участники наделяются правами и обязанностями. Такое решение оформляется в процессуальной форме.

Структура акта правоприменения:

· Вводная часть, где указывается место, время, орган или должностное лицо, рассматривающее дело

· Описательная часть

· Мотивировочная часть, где указывается оценка доказательств, обоснование юридической квалификации.

· Резулятивная часть.

Виды актов правоприменения.

По форме акты правоприменения бывают:

· В виде отдельного документа

· В виде резолюции, либо в виде действий

· По субъектам принятия таких актов.

Акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправление, акты местных органов власти.

По форме механизма правового регулирования акты правоприменения бывают:

· Регулятивные акты правоприменения

· Охранительные акты правоприменения

Коллизии в праве

Коллизии – расхождение или противоречие между отдельными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же, либо схожие общественные отношения.

Причины коллизии:

1. Динамичность общественных отношений, которые регулируются по разному органами государственной власти.

2. Ошибки юридической техники.

Виды коллизий и способы их разрешений:

· Коллизия между конституции и законами разрешаются в пользу конституции

· Коллизия между федеральных законом и субъектов РФ разрешаются в пользу федерального закона (а коллизия по статье 73 Конституции «по вопросам ведения субъекта РФ» разрешается в пользу закона субъекта РФ. Статья 76 ч.6 Конституции РФ).

· Коллизия между федеральным законом и международным законом РФ разрешается в пользу международного договора РФ (Ст. 15 ч. 4 Конституции РФ).

· Коллизия между общим и специальным законом решается в пользу специального закона.

· Коллизия между НПА, принятыми в разное время, Решается в пользу НПА, принятого в более поздние сроки.

Виды коллизий:

· Коллизии между НПА

· Коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование и т.д.)

· Коллизии полномочий и статусов государственных органов.

· Коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же норм права, либо несогласованность управленческих решений (приенение ст. 151 ГК РФ Конпенсация морального вреда судами общей юрисдикции и арбитражными судами))

 

Пробелы в праве

Пробел в праве – полное или частичное отсутствие нормы права, необходимое для регулирования отношений, которые входят в сферу правового воздействия.

Причины пробелов в праве:

· появление новых общественных отношений, которые не могли быть урегулированы в момент принятия закона

· недостатки при разработке НПА

Виды пробелов:

Мнимые пробелы – возникающие вне пределов правового регулирования

Реальные пробелы

Первоначальные пробелы

Производные пробелы

Устранить пробел может только законодатель путем принятия новой нормы права.

С позиции правоприменения пробел можно преодолеть двумя способами:

1. Аналогия закона – предполагает поиск схожей нормы права в смежных отраслях права.

2. Аналогия права – предполагает преодоление пробела с помощью принципов права и его общего смысла.

 

Аналогия не допускается в уголовном и административном праве

Толкование права.

• Понятие и значение толкования норм права

• Виды толкования норм права

• Способы толкования норм права

• Объем и пределы толкования норм права

• Виды и значения судебных интерпретационных фактов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.008 с.)