Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энтропия в экономической системе.

Поиск

Понятие энтропия может быть использовано не только в термодинамике, но и в других областях науки, в том числе и в экономике.

Под понятием экономическая энтропия имеется ввиду фундаментальная асимметрия в процессах, связанных с потоком денег: движение денег всегда происходит в одном направлении - от рынка потребителей к рынку производителей. И производитель / поставщик почти всегда продает товар или оказывает услугу по цене более высокой, чем стоимость производства товара или услуги.

Прежде чем перейти к экономической энтропии, сделаем пару оговорок:

1. Будет рассматриваться только случай производства товара или оказания услуги приемлемого качества на закрытом и относительно стабильном рынке. Этот рынок будет разбит на два рынка - рынок производителей и рынок потребителей.

2. Будет рассматриваться только движение денег между рынком производителей и рынком потребителей.

3. Экзотические случаи, такие как торговля антиквариатом и рынки с гиперинфляцией, рассматриваться не будут.

Рассмотрим пример этого процесса в экономике:

Давайте предположим, что в некой закрытой экономической системе существует некое тело (Рисунок 3) с высокой экономической температурой T1econ и тело с низкой экономической температуройn T2econ где T1>T2. Также, предположим, что существует экономическое тепло, которое переходит от горячего тела к холодному, изменяя энтропию этой замкнутой экономической системы.

Рисунок 3

В качестве аналога экономического двигателя возьмем бизнес компанию, аналога тепла, отбираемого от горячего тела - общий доход TR компании, и аналога тепла, отдаваемого холодному телу – общие затраты TC на производство продукта или услуги.

Далее давайте предположим, что аналогом горячего тела является рынок потребителей, а аналогом холодного тела является рынок производителей. При этом, экономической температурой рынка потребителей является рыночная равновесная цена единицы продукта / услуги, а экономической температурой рынка производителей является стоимость производства единицы продукта / услуги.

Рисунок 4

 

Можно привести еще один пример энтропии в экономике. Так как энтропия - мера неопределенности и ее величина зависит от числа возможных состояний системы и вероятности этих состояний, то чем она больше, тем больше у системы возможных состояний и тем они равновероятней.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию с большим дефицитом воды. Пусть вероятность поиска воды для человека, страдающего жаждой равна 0,9. Его энтропия при этом, с нашими допущениями, составляет 0,47. Утолив жажду, он сравняет вероятности, доведя значение энтропии до 1. Ее прирост будет равен 0,53. Если же дефицит воды не столь велик, как в первом случае, и вероятность ее поиска составляет 0,7, то и прирост энтропии после утоления жажды, будет уже гораздо меньше – 0,12. То есть при большем дефиците воды утоление жажды приводит к большему приросту энтропии, чем в том случае, если недостаток жидкости не столь велик. Предположив, что стоимость продукта эквивалентна увеличению энтропии, связанному с его приобретением, мы придем к выводу об увеличении стоимости, с ростом получаемой энтропии, а в данном примере - по мере увеличения дефицита воды. Дефицит воды или чего-то другого, заставляет увеличиваться вероятность соответствующего состояния и приводит к уменьшению энтропии. Если вас мучает жажда, голод или желание послушать концерт, то трудно думать о чем-то другом, пока вы не напьетесь, не насытитесь и, вообще, не заполучите того, что так сильно желаете. Таким образом, удовлетворение как естественных, так и духовных потребностей сводится к увеличению энтропии. Но если один человек имеет избыток воды и недостаток пищи, а второй наоборот избыток пищи и недостаток воды, то в процессе обмена соответствующими ресурсами оба они могут увеличить свою энтропию. Обмен является средством повышения энтропии для всех его участников. То же самое можно сказать и о торговле. Поэтому, при рассмотрении экономических явлений и взаимосвязей, энтропию можно считать универсальным мерилом ценности. Сделки, торговые операции и производство теряет свою привлекательность для субъектов рынка, если они не увеличивают их энтропию.

Воспользовавшись рассмотренной моделью с двумя возможными состояниями, подробней изучим наш пример - рынок воды, не забывая об условности такой модели. При полном отсутствии воды энтропия потребителя минимальна, так как он занят только поиском жидкости. И он согласен платить за воду до тех пор, пока вероятности двух его состояний не станут равны.

Предположим, вероятность того, что покупатель будет находиться в состоянии поиска жидкости, обратно-пропорциональна предложенному продавцом объему воды: чем больше предложение, тем меньше вероятность.

Тогда линия спроса примет вид, как на рис 5

Рисунок 5

То есть чем больше объем потребленной воды, тем меньше вероятность того, что субъект будет находиться в состоянии ее поиска и следовательно тем меньше прирост энтропии, вызванный ее приобретением. А меньшая величина получаемой энтропии означает уменьшение привлекательности и, следовательно, стоимости воды для покупателя. В точке насыщения энтропия максимальна, и поэтому уже не увеличивается при приобретении данного товара.

Теперь построим линию предложения. Пусть выпуском товара . С ростом объема выпуска вероятность того, что продавец будет находиться в состоянии производства данного продукта будет тоже увеличиваться, а его энтропия - уменьшаться. То есть увеличение объема выпуска продукции сопровождается уменьшением энтропии продавца. И, следовательно, увеличением стоимости товара, с целью компенсировать снижение энтропии. Линия предложения представлена на рис

Рисунок 6

 

Теперь рассмотрим график спроса и предложения, состоящий из двух этих линий

Рисунок 7

И покупателя, и продавца устроят только те точки рынка, которые находятся выше линии предложения и ниже линии спроса. То есть они должны располагаться в сегменте 1 фигуры, образованной пересечением этих линий. Поэтому данный сегмент назовем областью рынка. Сама же точка пересечения(крайняя точка рынка) есть такое состояние, в котором недовольны и покупатель, и продавец,. Итак, мерой ценности торговой операции для ее участников является приобретенная в ее результате энтропия. Однако это не значит, что когда два субъекта хозяйствования заключают сделку, то они обмениваются энтропией. Ее приобретает каждый из них. Именно в этом и заключается привлекательность сделки для обоих.

Рисунок 8

 

На рис 4 изображен фрагмент области рынка. Предположим, что точка, его характеризующая, находится ближе к линии спроса, чем к линии предложения. Прирост энтропии для покупателя и продавца равен расстоянию от точки рынка до соответствующей линии (по вертикали). Что показывает, насколько потребитель платит меньше за продукт, чем он для него стоит, и насколько производитель получает за товар больше, чем он стоил для него. При таком положении точки рынка, как на рисунке, ∆Sпокуп меньше чем∆Sпродавца. Однако стоит сделать оговорку, такое положение рынка может иметь место только на малых по времени интервалах или в условиях нерыночной экономики и дефиците информации. Смысл торга для его участников состоит в том, чтобы уравнять прирост энтропии.

Для изучения рынка в целом(обратимся к рисунку) по оси ординат отложим энтропию, приобретенную в результате продажи не одного экземпляра товара, а всего выпуска. Тогда линии спроса и предложения образуют подобие лепестка. Расстояние между линиями на графике – энтропия, приобретенная обществом в результате функционирования данного рынка при определенном объеме выпуска. В точках пересечения линий эта энтропия равна нулю. И, следовательно, в этих точках данный рынок бесполезен для общества.

Рисунок 9

 

Если же необходимо исследовать энтропию всего общества, состоящего из множества рынков, то по оси абсцисс нужно откладывать время. Жизненный цикл рынка определенного товара, тем скоротечней, чем быстрее он приближается к точке пересечения линий спроса и предложения.

Таким образом, можно сделать вывод что основной причиной возникновения и увеличения транзакционных издержек является возникновение и увеличение энтропии в социально-экономической системе, то есть увеличение хаоса и беспорядка в социально-экономической системе. Но в то же время полное отсутствие энтропии (как возможности различных состояний системы) ведет к отсутствию интереса к торговым операциям (сделкам, обмену и тд).

 

 

Заключение:

1. Основной причиной возникновения и увеличения транзакционных издержек является возникновение и увеличение энтропии в социально-экономической системе то есть увеличение хаоса и беспорядка в социально-экономической системе. Но в то же время полное отсутствие энтропии (как возможности различных состояний системы) ведет к отсутствию интереса к торговым операциям(сделкам, обмену и тд).

2. Для оптимизации трансакционных издержек можно предпринять следующие действия:

· Задокументирование ссуды и подписание кредитного соглашения, содержащего согласованные условия по свидетельствам и гарантиям, характеристикам кредита, обязывающим условиям, запрещающим условиям,

· определение ситуации нарушения кредитного соглашения, санкций в случае нарушения соглашения.

· Использование стандартных форм контрактов, если ситуации, которые регулируются с помощью данный контрактов, типовые с точки зрения взаимных обязательств сторон.

· Использование в качестве гаранта третью сторону, которая отчасти может компенсировать недостаток доверия сторон контракту друг у другу.

· распределение ресурсов административным путем (посредством приказов, а не на основе ценовых сигналов)

· использование идеологии (для экономии на издержках принятия решений и интериоризации норм), которая понимается, как процесс превращения ограничения в элемент системы предпочтений, ценностей, так что они выполняются даже в том случае, если их нарушение проходит незамеченным окружающими.

· использование сигналов: данных об образовании потенциального работника, в том числе о том учебном заведении, которое данный работник закончил, система частных рекомендаций, а также предварительное получение информации через анкетирование и собеседование. Получение образования свидетельствует об определенном уровне способностей работника усваивать необходимые знания и навыки. В данном случае предполагается, что учебное заведение, чей диплом рассматривается в качестве сигнала, обладает необходимой репутацией

· Отбор (письменные или устные рекомендации). Особенно это относится к рынку услуг труда, который зачастую характеризуется неформальными связями и нестандартизованностью, что не позволяет использовать общедоступную информацию о высшем учебном заведении как надежный сигнал о качестве работника. Система сигналов далеко не всегда позволяет удовлетворительно решить проблему неблагоприятного отбора, поэтому в качестве дополнения к ней используют систему самоотбора. Она может быть построена на существовании меню контрактов, которое формирует ожидания потенциальных работников и позволяет им выбрать форму соглашения в соответствии со своими межвременными предпочтениями и способностями

· Создание системы мониторинга за деятельностью работника с определенными наказаниями за выявленное отлынивание.

· Создание системы стимулов, когда вознаграждение работника зависит от результатов деятельности предприятия

· Создание взаимных инвестиций.

· Составление как можно более полного, формализованного контракта, либо переход к долгосрочным контрактным отношениям, основанным на доверии

 

Список использованных источников:

· ГОСТ 7.05-2003

· Гост 7.32-2008

· http://center-yf.ru/data/Buhgalteru/Transakcionnye-izderzhki.php

· http://economicentropy.com/

· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8

· http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/net03.pdf

· http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/transakcionnye-izderzhki.html

· http://www.socintegrum.ru/Shvets_06.pdf

· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F

· http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/entropiya.html

· https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0

· http://center-yf.ru/data/economy/Socialno-ekonomicheskaya-sistema.php

· http://studopedia.ru/2_75822_teorema-kouza-i-ee-znachenie.html

 

Реферат выполнен Зеленецкой Анастасией Игоревной студенткой группы Е131 БГТУ Военмех адрес электронной почты nastena.zeleneckaya@inbox.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.007 с.)