Тема 2: «бухгалтерское законодательство и его место в системе права» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: «бухгалтерское законодательство и его место в системе права»



Лекция: «Система бухгалтерского законодательства в РФ»

В настоящее время экономические отношения, связанные с хозяй­ственными операциями, отражаемыми в бухгалтерском учете, регули­руются гражданским, налоговым, трудовым, таможенным, админист­ративным, бухгалтерским и уголовным законодательством.

Сфера применения норм выделенных отраслей права определяет­ся собственно предписаниями законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Феде­рации (далее — ГК РФ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и дру­гих вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуаль­ной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует до­говорные и иные обязательства, а также другие имущественные и свя­занные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их Участников.

Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (да­лее — НК РФ), законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и при влечения к ответственности за совершение налогового правонаруше­ния.

Таможенное законодательство применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе контроля уплаты таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездей­ствия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц.

Таможенное законодательство определяет правовые, экономиче­ские и организационные основы таможенного дела.

Под таможенным делом в Российской Федерации на основании:т. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации понимается таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства прове­дения таможенной политики в жизнь.

Законодательство об административных правонарушениях согласно ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечивает защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защиту общественной нравственности, охрану окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиту законных эконо­мических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Целями трудового законодательства согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательст­во об охране труда); разрешению трудовых споров.

Под бухгалтерским законодательством следует понимать со­вокупность нормативных актов и их отдельных предписаний, устанав­ливающих правила ведения бухгалтерского учета, составления и пред­ставления бухгалтерской отчетности, а также определяющих обязан­ности и права лиц — субъектов бухгалтерского учета.

В настоящее время в России согласно ст. 71 Конституции РФ «офи­циальный» бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок формализации бухгалтерской практики и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, является Закон о бухгалтерском учете.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов(Ст.4)

В новой формулировке указы и постановления из системы законодательного регулирования бухгалтерского учета исключены. В частности, это означает, что все программы очередного реформирования бухгалтерского учета будут утверждаться на уровне Минфина России (а не Правительства РФ), а Президент РФ не сможет (без вступления в противоречие с нормами нового Закона о бухгалтерском учете) принимать экстренные меры по регулированию отдельных аспектов учета посредством утверждения указов.

Вместо этого в систему законодательного регулирования почему-то отнесены нормативные правовые акты, которые по общему правилу должны быть отнесены к категории нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время эту функцию выполняют положения по бухгалтерскому учету, а также методические рекомендации и указания, принятые в развитие ПБУ или детализирующие правила бухгалтерского учета группы операций либо категории активов и обязательств организации. Основным отличием нормативного правового акта от документа, не носящего нормативного характера, является факт его регистрации в Минюсте России.

Вместе с тем с принятием и вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете, скорее всего, возникнет вопрос о том, какие акты будут считаться нормативными. Из текста других статей этого Закона следует, что функцию, которую в настоящее время выполняют приказы Минфина России, в перспективе будут выполнять стандарты (прежде всего федеральные). Требования стандартов будут обязательны для всех экономических субъектов. Однако статус документа, которым такие стандарты будут утверждаться, нормами нового Закона о бухгалтерском учете не уточнен.

Уголовное законодательство относится к числу охранительных отраслей права. Его задачами согласно ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и об­щественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспе­чение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач уголовное законода­тельство устанавливает основания и принципы уголовной ответствен­ности, определяет опасные для личности, общества или государства деяния, признаваемые преступлениями, а также виды наказаний и ме­ры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Таким образом, юридическое содержание любого факта хозяйст­венной жизни определяется его трактовкой в тех отраслях законода­тельства, в область регулирования которых входят формируемые им отношения. Рассмотрим вышесказанное на примере. Дать пример

Отсюда следует, что в любом случае регулирование бухгалтерской практики прямо (как это имеет место в континентально-европейской системе учета) или косвенно (англо-американская бухгалтерия) получает юридическую обусловленность через бухгалтерское законодательство или легализацию учетных стандартов.

Это положение утверждается и в международных стандартах финансовой отчетности. В предисловии к изложению международных стандартов, в § 19 «Полномочия, придаваемые стандартам» говорится: «Отдельно ни Комитет по Международным стандартам бухгалтерского учета, ни профессиональная бухгалтерская организации в конкретной стране не имеют полномочий вводить международное соглашение или требовать соблюдения Международных стандартов бухгалтерского учета. Успех усилий Комитета зависит от признания и поддержки его работы со стороны многих заинтересованных групп, действующих в рамках их собственной юрисдикции».

Таким образом, успех адаптации международных стандартов фи­нансовой отчетности в конкретной стране зависит от положений ее бухгалтерского законодательства. Следовательно, в сегодняшних ус­ловиях в России как никогда особую актуальность приобретают вопро­сы понимания норм бухгалтерских регулятивов, их места в общей сис­теме права и соподчиненности с иными отраслями законодательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.006 с.)