Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Договор о полной материальной ответственности может быть заключен, если соблюдены три условия:Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) возраст работников - только с работниками, достигшими возраста 18 лет; 2) работники, с которыми заключаются письменные договоры, должны непосредственно обслуживать или использовать денежные, товарные ценности или иное имущество; 3) договор может быть заключен, если должность или работа лица предусмотрена в перечне работ и категорий работников, утверждаемом в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В настоящее время имеются два таких перечня. В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" утвежден:
· Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (2 раздела: перечень должностей и видов работ) + Типовая форма договора по полной индивидуальной материальной ответственности. · Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества. 91. Определение размера ущерба, причиненного работником, и порядок его возмещения. Порядок привлечения работников к материальной ответственности и возмещения ущерба, причиненного работодателю, подробно регламентирован трудовым законодательством. Статья 247 ТК обязывает работодателя правильно установить размер ущерба и причину его возникновения. Порядок определения размера ущерба определен ст. 246 ТК. Если ущерб причинен утратой и порчей имущества, он определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. При этом он не может быть ниже стоимости имущества по бухгалтерским данным с учетом степени износа этого имущества. Особый порядок определения размера ущерба, причиненного хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества, может быть установлен федеральным законом. Работодатель обязан установить обстоятельства причинения ущерба. Для этого он имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Должно быть истребовано письменное объяснение работника о причине и обстоятельствах возникновения ущерба. Истребование письменного объяснения является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от его предоставления составляется соответствующий акт. Работник вправе знакомиться с материалами проверки и при несогласии обжаловать их в орган по рассмотрению трудовых споров. Существует два способа возмещения ущерба: добровольное возмещение и принудительное взыскание. Добровольное возмещение допускается в денежной и натуральной форме. Добровольное денежное возмещение — безусловное право работника. Оно заключается во внесении работником соответствующих денежных сумм в возмещение ущерба в кассу организации или передаче работодателю — физическому лицу с надлежащим письменным оформлением. По соглашению сторон трудового договора допускается денежное возмещение с рассрочкой платежа. При этом работник (бригада) дает письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. Добровольное возмещение возможно посредством передачи работодателю равноценного имущества (например, взамен утерянного или испорченного) либо исправления повреждения самим виновным. Однако указанный способ возмещения ущерба возможен только с согласия работодателя. Если работник или бригада отказываются добровольно возместить причиненный ущерб, он подлежит взысканию из заработной платы в порядке, установленном законом. Порядок и пределы принудительного взыскания ущерба определены ст. 248 ТК. Взыскание соответствующих сумм из заработной платы виновного в причинении ущерба может быть произведено двояко: ♦ по распоряжению работодателя — без обращения в суд; ♦ в судебном порядке — путем предъявления иска в суде. По распоряжению работодателя возможно взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка причинителя ущерба. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. При несогласии работника с удержанием он вправе обжаловать распоряжение работодателя в органы по рассмотрению трудовых споров. При несоблюдении работодателем порядка взыскания ущерба обжалование возможно непосредственно в суд (ст. 248 ТК), минуя комиссию по трудовым спорам. В судебном порядке путем предъявления иска в суде взыскание производится: ♦ если сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок; ♦ если работодатель пропустил месячный срок для издания распоряжения об удержании. Иск в суд может быть предъявлен в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (ст. 392 ТК). Временем обнаружения ущерба считается день, когда работодателю стало известно о его причинении работником. Временем обнаружения ущерба, выявленного в ходе ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следует считать день составления акта (заключения) по результатам инвентаризации материальных ценностей. Органу по рассмотрению трудовых споров (комиссии по трудовым спорам, суду) предоставлено право с учетом степени и формы вины, а также материального положения работника и других обстоятельств, уменьшить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника. Снижение размера возмещения не допускается, если ущерб причинен преступлением, совершенным работником с корыстной целью (СТ.250ТК). Пределы удержаний из заработной платы в возмещение ущерба по распоряжению работодателя или решению суда ограничены ст. 138 ТК. При каждой выплате заработной платы с работника может быть взыскано 20% от суммы, причитающейся к выплате; при удержаниях по нескольким исполнительным документам — 50%. В исключительных случаях предельный размер удержаний может составить 70% от суммы, причитающейся к выплате. Это возможно: ♦ по приговору суда при отбывании исправительных работ; ♦ при взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей; ♦ при возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника; ♦ при возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца; ♦ при возмещении вреда, причиненного преступлением
92. Материальная ответственность работодателя перед работником и ее виды. Материальная ответственность работодателя перед работником регламентируется гл. 38 ТК. Закон четко определяет случаи наступления такой ответственности. 1.Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК). Возмещению в полном объеме подлежит потеря в заработке: ♦ при незаконном отстранении работника от работы, его увольнении или переводе на другую работу. В этих случаях возмещению подлежит средний заработок за весь период незаконного отстранения от работы, вынужденного прогула либо разница в заработной плате за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Никакими предельными сроками данные выплаты не ограничены; ♦ при неисполнении работодателем решения органа по рассмотрению трудового спора (суда) или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе. В соответствии с законодательством решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению. За нарушение закона работодатель обязан выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула; ♦ при задержке выдачи работнику трудовой книжки, внесении в нее неправильной или не соответствующей закону формулировки причины увольнения. Если задержка выдачи трудовой книжки или неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовали поступлению работника на другую работу, ему должен быть выплачен средний заработок за все время вынужденного прогула. 2. Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 234 ТК). Ответственность установлена в полном размере причиненного ущерба. При этом размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба. С согласия работника ущерб может быть возмещен в натуре путем передачи работнику аналогичного или иного имущества взамен утраченного или испорченного. Ущерб возмещается работодателем по заявлению работника, которое должно быть рассмотрено работодателем в течение 10 дней со дня его поступления. При несогласии работника с решением или неполучении ответа в установленный срок он вправе предъявить иск в суде. 3. В соответствии со ст. 236 ТК возмещению подлежит материальный ущерб, вызванный задержкой выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. В этих случаях материальная ответственность заключается в уплате причитающихся сумм в полном размере и процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Поскольку указанный размер денежной компенсации является минимальным, конкретный размер (более высокий) может быть предусмотрен коллективным или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. 4. Возмещению в денежной форме подлежит моральный ущерб, причиненный работнику неправомерными действиями (бездействием) работодателя (незаконным отказом в заключении трудового договора, незаконным увольнением, посягательством на честь, достоинство, деловую репутацию работника и т. д.; см. ст. 237 ТК). Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора. При возникновении спора факт причинения морального вреда и размер возмещения определяются судом. Моральный вред возмещается независимо от возмещения имущественного ущерба. Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется нормами гражданского законодательства (гл. 59 Гражданского кодекса РФ). 93. Понятие, содержание и значение охраны труда как правового института. В широком смысле охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 290 ТК РФ). В узком смысле охрана труда – это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Содержание охраны труда. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права: 1) нормы-принципы государственной политики в области охраны труда; 2) правила государственного управления охраной труда; 3) право работника на охрану труда и его гарантии; 4) нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве; 5) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ); 6) специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников. Значение охраны труда. Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она: – охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей; – направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека; – способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать свою личность; – способствует гуманизации труда, его облегчению. Экономическое значение охраны труда в том, что она способствует: – росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; – экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, так как при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а, следовательно, меньше больничных листков и возмещение ущерба за вред, причиненный здоровью работника. Правовое значение охраны труда в том, что: – она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, семейных обязанностей работников, а также психофизиологических особенностей организма несовершеннолетних, уровня трудоспособности инвалидов; – правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты; – вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений коллектива работников и профсоюзного органа организации с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях; – она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника, а работник – соблюдать инструкции по охране труда. 94. Обязанности работодателя и работника по обеспечению и соблюдению охраны труда в организации. Согласно ст. 212 ТК, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного Ст. 213 ТК раскрывает обязанность работодателя обеспечивать медицинский и психиатрический осмотр: работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования). Работник обязан: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами
95. Порядок расследования несчастных случаев на производстве Для расследования несчастного случая работодатель немедленно создает комиссию в составе не менее трех человек, которая возглавляется работодателем или уполномоченным им представителем. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в комиссию включаются:
Если несчастный случай произошел у работодателя - физического лица, в расследовании несчастного случая принимают участие:
Сроки расследования: - 3 дня Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья - 15 дней Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом 96. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства Гос. надзор и контрольза соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права — деят-ть компетентных органов, направленную на защиту трудовых прав работников и обеспечение соблюдения работодателями труд. зак-ва. Обычно не разграничиваются органы, осуществляющие надзор или контроль. Употребление этих терминов в неразрывном единстве подчеркивает общность их целей и задач. Различия между органами надзора и контроля проявляются в основном в их компетенции, функциях, методах выявления нарушений и способах реагирования на них. При осуществлении надзорных и контрольных функций за соблюдением трудового зак-ва указанными органами различаются предупредительный, предварительный, текущий и последующий гос. надзор и контроль. Предупредительный надзор и контроль осуществляется при установлении локальных условий труда и имеет целью не допустить принятия локальных норм (условий труда), противоречащих трудовому зак-ву, а также направлен на предотвращение нарушений требований охраны труда при стро-ве, эксплуатации производственных сооружений и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения. Предварительный надзор и контроль способствует предотвращению нарушений трудового зак-ва и имеет место преимущественно при применении условий труда, осуществляемых работодателем, в т. ч. в решении вопросов с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо иного представительного органа работников. Текущий надзор и контроль направлен как на предотвращение нарушений трудового законодательства, так и на выявление допущенных нарушений и принятие необходимых мер в этих случаях. Последующий надзор и контроль осуществляется при выявлении уже допущенных (особенно скрытых) нарушений трудового зак-ва и восстановлении прав работника. Федеральная служба по труду и занятости в составе Министерства здравоохранения и соц.развития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права и другие ф-ии. Утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 Положение о Федеральной службе по труду и занятости на нее возложены в первую очередь ф-ии по надзору и контролю в сфере труда занятости и альтернативной гражданской службы. Эти функции осуществляет входящая в состав данной Федеральной службы Федеральная инспекция труда. В структуру ФОИВ включены и другие органы, уполномоченные осуществлять гос. надзор в сфере труда. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 650 «Вопросы структуры ФОИВ», которым Федеральная служба по технологическому надзору и федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство РФ. В соответствии со ст. 353 ТК РФ органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются: 1) федеральная инспекция труда; 2) органы специализированного федерального надзора; 3) ФОИВ, ОИВ субъектов РФ; 4) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ. Соответствующие ФОИВ, выполняющие функции по надзору и контролю в установленной сфере деят-ти, осуществляют гос. надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ. В связи с реформой системы и структуры ФОИВ федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или Постановлениями Правительства РФ. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права. Гос. органы надзора и контроля взаимодействуют при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами, инспекторами труда профсоюзов, объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов гос. надзора и контроля и органов общественного контроля профсоюзов, их объединений проводится федеральной инспекцией труда (см. ст. 365 ТК РФ). К специально уполномоченным государственным органам надзора — федеральным надзорам относятся федеральные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль: 1) за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах (ст. 366 ТК РФ) (Ростехнедзор – не точно); 2) проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК РФ) (Ростехнадзор); 3) соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил (ст. 368 ТК РФ) (Роспотребнадзор); 4) соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ) (Ростехнадзор). Министерства и ведомства, действующие в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством РФ, осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением зак-ва о труде и охране труда в отношении подчиненных им орг-ций. Так, Министерство труда и социального развития РФ обобщает практику применения зак-ва в пределах своей компетенции и обеспечивает единообразное его применение; участвует в подготовке нормативных актов о труде, занятости, социальной защите населения и вносит их на рассмотрение Правительства РФ и др. Органы МСУ осуществляют свои полномочияв области надзорно-контрольной деят-ти за соблюдением з-нов и иных НПА о труде работников на мун. и унитарных предприятиях. 97. Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства. Дисциплинарная ответственность работодателя Нарушение руководителем организации, руководителями структурных подразделений, их заместителями трудового законодательства
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.017 с.) |