Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нерешенные проблемы: II ось в DSM-IV↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В процессе чтения этой главы, вероятно, возникали некоторые трудности в формировании четкого представления о каждом отдельном личностном расстройстве. Вероятно, что при описании различных расстройств, особенности и свойства которых перекликались с другими состояниями, например шизоидного с шизотипичным или избегающим личностным расстройством, мы предприняли попытку определить очевидные различия между прототипами разных личностных расстройств, имеющими наибольшее число общих черт. Однако в большинстве ситуаций люди не вполне строго соответствуют этим прототипам и удовлетворяют диагнозам нескольких личностных расстройств. Действительно, как отмечали Уидигер и Роджерс (Widiger & Rogers, 1998; Widigeret al, 1991), в среднем 85% пациентов с одним личностным расстройством также удовлетворяют диагнозу, как минимум еще одного, а в некоторых случаях — четырех и более расстройств (Shea, 1995; Skodol et al., 1991). Кроме того, одним из самых частых диагнозов является «разношерстная» категория «иных личностных расстройств» (например, Тгуег, 1995; Widiger & Corbit, 1995); она включает лиц, не попадающих ни под одну из десяти категорий, но, скорее, сочетающих в себе признаки нескольких различных категорий. Дело осложняется еще и тем, что различные неструктурированные интервью и опросники-самоотчеты, разработанные для повышения надежности диагностики личностных расстройств, лишь частично согласуются с реально существующим у индивида расстройством (Oldham et al., 1992; Widiger & Sanderson, 1995). Иными словами, диагнозы II оси значительно менее надежны, чем диагнозы, предусмотренные I осью. Кларк (Clark, 1992) представил обзор данных о временном непостоянстве диагнозов личностных расстройств, которого, исходя из их определения в DSM, не должно быть, так как, согласно DSM, личностные расстройства представляют собой «устойчивые паттерны» ригидного и дезадаптивного поведения. Диагнозы II оси ненадежны (что приводит к серьезным разногласиям среди терапевтов по поводу правильной постановки диагноза) по ряду причин. Одна проблема проистекает из допущенной в DSM-IVвозможности провести четкое различие между наличием и отсутствием личностного расстройства (Livesley, 1995; Widiger & Sanderson, 1995). Личностные процессы, классифицированные в пределах II оси, имеют многомерный характер, и, следовательно, данные, на которых основывается эта классификация, лежат в основе личностных черт с вариативной выраженностью у разных людей. Все мы, например, время от времени становимся подозрительными, но выраженность этой черты у человека с параноидным личностным расстройством приобретает крайнее значение. Подозрительность можно рассматривать как параметр, по которому можно оценивать, в сущности, всех людей, измеряя его в баллах. В пределах показательной «шкалы подозрительности» количество баллов может варьировать следующим образом: Крайне низкая Низкая Средняя Высокая Крайне высокая 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Целый ряд исследований, в которых предпринимались попытки найти точки разрыва в подобного рода измерениях, то есть точки, в которых нормальное поведение становится явно отличным от патологического, не имели успеха (Widiger & Anderson, 1995). Так, Циммерман и Кориелл (Zimmerman & Coryell, 1990) пришли к выводу, что для «баллов, в которых оцениваются личностные расстройства, характерно континуальное распределение без участков разрежения, которые позволяли бы провести разграничение между нормой и патологией» (р. 690). Более того, стремление диагностировать личностное расстройство с помощью изменения соотношения пограничных точек или точек, соответствующих пороговым величинам, как это было сделано для ряда личностных расстройств в процессе преобразования DSM-III в DSM-IH-R, может разительно сказаться на кажущейся распространенности отдельных расстройств. Такой расчет привел, например, к «800-процентному росту частоты шизоидного расстройства личности и 350-процентному — нарциссического» (Могеу, 1988а, р. 575). Вторая проблема, присущая классификации расстройств по 2 оси, связана с колоссальными различиями в симптоматике у разных людей, имеющих тем не менее один и тот же диагноз (Clark, 1992; Widiger & Sanderson, 1995). Например, для постановки диагноза пограничного личностного расстройства, человек, в соответствии с DSM-3-R, должен удовлетворять пяти из восьми возможных критериев (в DSM-IV — пяти из девяти). Уидигер с коллегами подсчитали, что этому условию удовлетворяет 93 возможных (через различные комбинации симптомов) варианта критериев DSM-IH-R (Widiger, 1993; Widiger & Sanderson, 1995). Более того; подразумевается, что у двух человек с одним и тем же диагнозом может быть только два общих симптома. Например, один человек может удовлетворять критериям 1-5, а другой — критериям 4-8. В отличие от них, третьему индивиду, который удовлетворяет только критериям 1-4, не будет поставлен диагноз пограничного личностного расстройства, тогда как он будет больше похож на первого пациента, чем первые два человека друг на друга (Clark, 1992; Widiger & Sanderson, 1995). Еще больше удивляет анализ критериев, предусмотренных в DSM-III-R для асоциального расстройства личности, так как им могут удовлетворять около 150 млн. комбинаций (Widiger & Sanderson, 1995). Ось II не удовлетворяет как исследователей, так и клиницистов. Отчасти такая ситуация сложилась из-за трудностей практического применения системы и ее относительной ненадежности. Более того, в реальной клинической практике многоосевая система редко применяется в целом. Хотя сведения о диагнозах I оси обычно заносятся в медицинские карты больных (этого требуют страховые и административные правила), информация о других осях, включая II ось, обычно не учитывается, потому что на основе предусмотренных ими понятий трудно поставить надежный диагноз. Кроме того, наличие диагноза II оси часто вызывает пессимизм в отношении прогноза лечения (Livesley et al., 1994). И все же разработчики DSM-III внесли большой вклад в теорию, признав значимость оценки преморбидных личностных факторов в клинической картине расстройств и разработав для них вторую ось. Использование концепций II оси может привести к лучшему пониманию больного и возможных результатов его лечения. Прочные, укоренившиеся личностные особенности способны препятствовать лечебным вмешательствам. Использование II оси в ходе планирования лечения заставляет клиницистов обращать внимание на эти длительно существующие, не поддающиеся коррекции личностные факторы. Что можно сделать для разрешения вопросов, связанных с II осью? Большинство исследователей считают, что психиатрам следует отказаться от типологического подхода к классификации в пользу многомерного подхода и методов оценки, учитывающих сравнительные «величины» особенностей, наблюдаемых у пациентов. В главе 14 мы подробнее коснемся этой темы в отношении к детям. То, что многомерный подход плохо поддается классификации, отчасти объясняется тем, что медики отдают явное предпочтение категориальному подходу. Более того: существуют опасения, согласно которым многомерный подход к оценке личности может быть неприемлемым ввиду большого количества времени, которое уйдет на освоение и применение строгих количественных критериев у большинства и без того занятых клиницистов. Тем не менее обзоры имеющихся данных показывают, что многие клиницисты испытывают неудобства при работе с существующей категориальной системой, которая при правильном ее применении слишком громоздка, так как подразумевает необходимость оценки почти 80 диагностических параметров, предусмотренных DSM-IV для личностных расстройств (Widiger, 1993; Widiger & Sanderson, 1995). Уидигер утверждал, что использование многомерной модели может потребовать меньше времени при сокращении числа категорий и возможности их комбинаций. При дальнейшем использовании существующей категориальной классификации необходимо установить четкие границы категорий, чтобы сделать их более точными и взаимоисключающими. Классификация должна вобрать в себя паттерны поведения и черты, которые не пересекаются с другими категориями. Однако подобные попытки уже предпринимались при анализе DSM-III с преобразованием ее в DSM-IH-R и DSM-IV. Поэтому, несмотря на потребность в такой классификации, окончательный анализ может выявить его невозможность с научной точки зрения. Если существуют «строгие» кластеры, позволяющие сгруппировать дезадаптивные личностные черты в удобные классы, идеально отвечающие требованиям категориального подхода, то они (если вообще существуют) весьма немногочисленны. Таким образом, окончательный статус II оси в будущих редакциях DSM остается неопределенным. До сих пор не получили разрешения многие проблемы, связанные с использованием типологических классов для многомерных паттернов поведения (черт), хотя сегодня они признаются почти повсеместно. Одна из основных причин того, что многомерные модели пока еще не заменили собой модели категориальные, заключается в том, что существует целый ряд различных многомерных систем, и на сегодняшний день ни одной из них не отдано предпочтения. (Clark & Livesley, 1994; Livesley, 1995; Widiger & Sanderson, 1995). Кроме того, существует мнение о необходимости приписать личностные расстройства к I оси наряду с другими расстройствами, сохранив за II осью описание всех существующих личностных профилей — нормальных и анормальных (Livesley et al, 1994; Livesley, 1995).
Резюме
Личностные расстройства представляют собой крайние или расширенные паттерны личностных черт, предрасполагающие индивида к дезадаптивному поведению. Известен ряд личностных расстройств, отмеченных устойчивыми дезадаптивными паттернами восприятия, мышления и отношения к окружающему миру. Описаны три общих кластера таких расстройств. 1. Кластер А, в который входят чудаковатые и эксцентричные индивиды с параноидным, шизоидным и шизотипичным расстройствами личности. 2. Кластер В, в который входят индивиды с общей тенденцией к демонстративности, эмоциональности и переменчивости, страдающие истероидным, нарциссическим, асоциальным и пограничным личностными расстройствами. 3. Кластер С, куда входят индивиды с избегающим, зависимым и обсессивно-компульсивным личностными расстройствами, отличающиеся пугливостью и напряжением, похожими на те, что наблюдаются при тревожных расстройствах. В приложении к DSM-IV указаны также два условных личностных расстройства, требующих дальнейшего изучения: пассивно-агрессивное и депрессивное. Необходимость и целесообразность их выделения вызывают сомнения у исследователей и практических врачей. Причины многих личностных расстройств пока еще мало изучены. По некоторым данным, конституциональные и генетические факторы могут играть роль в развитии пограничного, параноидного, шизотипичного и асоциального личностных расстройств. Однако ни одно из них не является полностью наследственным, и современные научные исследования направлены на выявление психологических факторов, которые тоже могут оказывать влияние на их возникновение. Ряд данных свидетельствует о роли жестокого обращения в раннем детстве в развитии пограничного личностного расстройства, но для окончательных выводов необходимо предпринять дальнейшие исследования. Наряду с относительной недостаточностью научных данных о причинах личностных расстройств, не выясненными остаются и оптимальные методы их лечения. Лечение расстройств кластера С, в который входят зависимое и избегающее личностные расстройства, представляется наиболее перспективным, хотя новое направление когнитивно-поведенческой терапии, предназначенное для лечения пограничного личностного расстройства (диалектическая поведенческая терапия), также обещает быть весьма успешной в лечении этого чрезвычайно серьезного нарушения. Труднее всего поддаются лечению шизотипичное и параноидное расстройства кластера А. К самым распространенным личностным расстройствам относятся расстройство асоциальное или психопатическое. При этом расстройстве человек ведет себя бессердечно и неэтично, не имеет привязанностей, но часто обладает умом и внешним обаянием. Создается впечатление, что при данном расстройстве важную роль играют конституциональные, научающие и неблагоприятные факторы среды. Генетические факторы также могут предрасполагать к развитию этого расстройства. Кроме того, для психопатов характерна недостаточность аверсивного эмоционального возбуждения, неудовлетворительное обусловливание тревоги и пассивного избегания, в чем проявляется низкая активность системы торможения поведения: неврологического субстрата тревоги. У таких пациентов наблюдается эмоциональная недостаточность общего характера. Расстройство часто начинается и распознается в детстве или раннем подростковом возрасте, но диагноз асоциальной личности ставится лишь по достижении 18 лет. Психопатов трудно лечить, так как они редко считают себя нуждающимися в лечении и склонны сваливать вину за свои проблемы на других. Традиционная психотерапия в этих случаях, как правило, неэффективна, но там, где возможен контроль, например в закрытых лечебных учреждениях, многосторонние когнитивно-поведенческие методы приводили к некоторому успеху. Наконец, существует много теоретических и практических проблем, связанных с современным описанием личностных расстройств в DSM-IV. Одна из них заключается в том, что надежность их диагностики далека от идеала даже при использовании структурированных интервью. Кроме того, у большого числа людей диагностировано свыше одного личностного расстройства или личностное расстройство неизвестного характера, что свидетельствует о том, что для большинства пациентов категории в нынешнем варианте не дают адекватного описания личностных нарушений. Наконец, многие исследователи и клиницисты предпочитают использование многомерного подхода к познанию личностных расстройств, однако до сих пор нет единого мнения о том, какой из имеющихся многомерных методов считать наилучшим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.78 (0.007 с.) |