![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление о психопатии и асоциальной личности с точки зрения психологии развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Давно известно, что психопатия и асоциальные расстройства чаще всего возникают в раннем детстве особенно у мальчиков, и количество асоциальных паттернов поведения, сформировавшихся в детские годы, является единственным надежным фактором, на основании которого можно предсказать развитие психопатии или асоциальных личностных расстройств в зрелости (Robins, 1978). Эта ранняя асоциальная симптоматика включает в себя «воровство, непослушание, побеги из дома, прогулы, общение с другими делинквентными детьми, возвращение домой позже назначенного часа, плохую дисциплину в школе и отставание в учебе» (Robins, 1978, р. 260); в настоящее время ей соответствует диагноз расстройства поведения. Еще одним фактором, позволяющим предположить развитие в будущем асоциального расстройства личности, является возраст, в котором возникает данная симптоматика, сохраняющаяся даже в условиях контроля над рядом симптомов (Robins, 1991; Robins & Price, 1991); более раннее возникновение симптомов связывают с большей вероятностью развития асоциальной личности в зрелости. За последние 20 лет наши знания о факторах, связанных с формированием в детстве поведенческих паттернов, ведущих к постановке диагноза расстройства поведения (см. главу 14), значительно расширились. Из-за важности этой информации для понимания причин психопатии и асоциальной личности она будет кратко рассмотрена ниже. Первичные нарушения у детей, впоследствии страдающих асоциальным расстройством личности, связывают с наличием одного из двух диагнозов. Первым является оппозиционное расстройство неповиновения, которое характеризуется паттерном враждебного и вызывающего поведения по отношению к авторитетным фигурам и начинается обычно по достижении шестилетнего возраста. Исследования подтвердили частый плавный переход от оппозиционного расстройства неповиновения к расстройству поведения, которое обычно не возникает вплоть до наступления девятилетнего возраста. Как будет подробнее обсуждаться в главе 14, именно у детей с ранним анамнезом оппозиционного расстройства неповиновения и последующим расстройством поведения чаще всего развивается асоциальное расстройство личности, психопатия или другие серьезные нарушения. Напротив, те, у кого нарушение поведения развивается в подростковом возрасте, обычно не становятся психопатами или асоциальными личностями, и эти нарушения ограничиваются отроческими годами (Hinshaw, 1994; Moffitt, 1993а). По мнению Хиншоу (Hinshaw, 1994), типичный паттерн для людей, предрасположенных к психопатии, выглядит следующим образом: «В типичном случае раздражительные реакции, недовольство у «рано дебютирующего» младенца к дошкольному возрасту преобразуются в дерзкое, конфликтное поведение; в младшем школьном возрасте оно перерастает в драчливость, лживость и мелкое воровство; в доподростковом возрасте практикуется насилие и отмечается раннее сексуальное развитие; в среднем подростковом возрасте грабежи и злоупотребление психоактивными веществами; а в зрелости — криминальные поступки, бессердечие и насилие по отношению к супругам и детям (Caspi & Moffitt, 1995; Moffitt, 1993а). Таким образом, асоциальная деятельность сохраняется, но ее формы заметно изменяются по ходу развития». (Hinshaw, 1994, р. 21).
Вторым ранним диагнозом, нередко перерастающим во взрослую психопатию или АСЛР, является дефицит внимания с гиперактивностью (ДВСГ). ДВСГ характеризуется беспокойным, невнимательным и импульсивным поведением, малым объемом внимания и высокой отвлекаемостью. Если ДВСГ сочетается с расстройством поведения (примерно 30-50% случаев), то возникает высокая вероятность психопатии в зрелом возрасте (Lyman, 1996; McBurnett & Pfiffner, 1998). Лаймен (Lyman, 1996, 1997) фактически называет детей с ДВСГ и расстройством поведения «неоперившимися психопатами» и предлагает детскую версию PCL («Контрольный список для выявления психопатии») для оценки индивидов с особенной предрасположенностью скорее к взрослой психопатии, нежели к АСЛР. Сейчас появляется все больше данных в пользу наличия разного рода генетической предрасположенности, ведущей к мягким нейропсихологическим нарушениям, аналогично той, которая приводит к гиперактивности или нарушению внимания, что при сочетании с трудным темпераментом может быть важным фактором, предрасполагающим к расстройству поведения с ранним дебютом. Поведенческие проблемы, создаваемые этими предрасполагающими факторами, со временем порождают лавину первазивных (генерализованных) эффектов. Например, Моффитт и Лайнем (Moffitt & Lynam, 1994) выдвинули следующую гипотезу: «Каким образом нейропсихологические факторы риска запускают цепочку событий, завершающуюся асоциальными расстройствами? Одна из возможностей состоит в том, что подобные дефекты поведения влекут за собой цепочку неудачных контактов между родителями и детьми... Дети с нелегким темпераментом и ранними поведенческими проблемами бросают вызов, который оказывается трудным даже для самых изобретательных, любящих и терпеливых родных. Проблемные паттерны поведения ребенка могут воздействовать на родительскую стратегию воспитания. Дети, отличающиеся «трудным темпераментом» в младенчестве, чаще сопротивляются материнским попыткам обуздать их. Оппозиционные паттерны детского поведения часто провоцируют и вынуждают взрослых членов семьи отвечать высокопунитивными и гневными реакциями. Дети, принуждающие своих родителей к поощрениям в сиюминутной ситуации, способны усвоить такой стиль взаимоотношений, который продолжает аналогично „срабатывать» в ходе последующих социальных контактов и с разными партнерами по общению... Иногда ребенок с нейропсихологическими проблемами и трудным поведением рано научается опираться на агрессивную тактику межличностного общения. Если он распространит свою асоциальную тактику на другие ситуации, то его поведенческий стиль может оформиться в синдром расстройства поведения» (pp. 245-247).
Кроме того, вероятность развития расстройства поведения, а позднее — взрослой психопатии или асоциального расстройства личности у ребенка с описанной генетической или конституциональной предрасположенностью повышается под действием других психосоциальных и социокультурных контекстуальных переменных. Паттерсон и коллеги (Capaldi & Patterson, 1997; Dishion & Patterson, 1997) относят к ним собственное асоциальное поведение родителей, развод и другие изменения в семье, низкий социоэкономический статус, неблагоприятное соседство, а также стресс и депрессию у родителей. Все перечисленное усугубляет неэффективность навыков воспитания, среди которых особенно выделяются приучение к дисциплине, мониторинг и супервизия. «К асоциальному поведению этих детей подготавливает сама семья: напрямую, принуждающим взаимообменом, и косвенно — отсутствием постоянного надзора и твердой дисциплины» (Capaldi & Patterson, 1994, p. 169; см. также Dishion & Patterson, 1997). Это, в свою очередь, слишком часто приводит к общению с девиантными сверстниками и возможности дальнейшего научения асоциальному поведению. Обобщенная модель происходящего представлена на рис. 9.1. В целом индивиды с психопатией и асоциальной личностью демонстрируют паттерны девиантного поведения начиная с раннего детства — сначала в форме оппозиционного расстройства неповиновения, а в дальнейшем — в форме рано дебютирующего расстройства поведения. Растущее понимание причин этого явления наводит на мысль об участии в нем различных сочетаний биологических, психосоциальных и социокультурных факторов. Иными словами, это расстройство, при котором биопсихосоциальный подход приобретает решающее значение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.108 (0.008 с.) |