Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление о психопатии и асоциальной личности с точки зрения психологии развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Давно известно, что психопатия и асоциальные расстройства чаще всего возникают в раннем детстве особенно у мальчиков, и количество асоциальных паттернов поведения, сформировавшихся в детские годы, является единственным надежным фактором, на основании которого можно предсказать развитие психопатии или асоциальных личностных расстройств в зрелости (Robins, 1978). Эта ранняя асоциальная симптоматика включает в себя «воровство, непослушание, побеги из дома, прогулы, общение с другими делинквентными детьми, возвращение домой позже назначенного часа, плохую дисциплину в школе и отставание в учебе» (Robins, 1978, р. 260); в настоящее время ей соответствует диагноз расстройства поведения. Еще одним фактором, позволяющим предположить развитие в будущем асоциального расстройства личности, является возраст, в котором возникает данная симптоматика, сохраняющаяся даже в условиях контроля над рядом симптомов (Robins, 1991; Robins & Price, 1991); более раннее возникновение симптомов связывают с большей вероятностью развития асоциальной личности в зрелости. За последние 20 лет наши знания о факторах, связанных с формированием в детстве поведенческих паттернов, ведущих к постановке диагноза расстройства поведения (см. главу 14), значительно расширились. Из-за важности этой информации для понимания причин психопатии и асоциальной личности она будет кратко рассмотрена ниже. Первичные нарушения у детей, впоследствии страдающих асоциальным расстройством личности, связывают с наличием одного из двух диагнозов. Первым является оппозиционное расстройство неповиновения, которое характеризуется паттерном враждебного и вызывающего поведения по отношению к авторитетным фигурам и начинается обычно по достижении шестилетнего возраста. Исследования подтвердили частый плавный переход от оппозиционного расстройства неповиновения к расстройству поведения, которое обычно не возникает вплоть до наступления девятилетнего возраста. Как будет подробнее обсуждаться в главе 14, именно у детей с ранним анамнезом оппозиционного расстройства неповиновения и последующим расстройством поведения чаще всего развивается асоциальное расстройство личности, психопатия или другие серьезные нарушения. Напротив, те, у кого нарушение поведения развивается в подростковом возрасте, обычно не становятся психопатами или асоциальными личностями, и эти нарушения ограничиваются отроческими годами (Hinshaw, 1994; Moffitt, 1993а). По мнению Хиншоу (Hinshaw, 1994), типичный паттерн для людей, предрасположенных к психопатии, выглядит следующим образом: «В типичном случае раздражительные реакции, недовольство у «рано дебютирующего» младенца к дошкольному возрасту преобразуются в дерзкое, конфликтное поведение; в младшем школьном возрасте оно перерастает в драчливость, лживость и мелкое воровство; в доподростковом возрасте практикуется насилие и отмечается раннее сексуальное развитие; в среднем подростковом возрасте грабежи и злоупотребление психоактивными веществами; а в зрелости — криминальные поступки, бессердечие и насилие по отношению к супругам и детям (Caspi & Moffitt, 1995; Moffitt, 1993а). Таким образом, асоциальная деятельность сохраняется, но ее формы заметно изменяются по ходу развития». (Hinshaw, 1994, р. 21). Вторым ранним диагнозом, нередко перерастающим во взрослую психопатию или АСЛР, является дефицит внимания с гиперактивностью (ДВСГ). ДВСГ характеризуется беспокойным, невнимательным и импульсивным поведением, малым объемом внимания и высокой отвлекаемостью. Если ДВСГ сочетается с расстройством поведения (примерно 30-50% случаев), то возникает высокая вероятность психопатии в зрелом возрасте (Lyman, 1996; McBurnett & Pfiffner, 1998). Лаймен (Lyman, 1996, 1997) фактически называет детей с ДВСГ и расстройством поведения «неоперившимися психопатами» и предлагает детскую версию PCL («Контрольный список для выявления психопатии») для оценки индивидов с особенной предрасположенностью скорее к взрослой психопатии, нежели к АСЛР. Сейчас появляется все больше данных в пользу наличия разного рода генетической предрасположенности, ведущей к мягким нейропсихологическим нарушениям, аналогично той, которая приводит к гиперактивности или нарушению внимания, что при сочетании с трудным темпераментом может быть важным фактором, предрасполагающим к расстройству поведения с ранним дебютом. Поведенческие проблемы, создаваемые этими предрасполагающими факторами, со временем порождают лавину первазивных (генерализованных) эффектов. Например, Моффитт и Лайнем (Moffitt & Lynam, 1994) выдвинули следующую гипотезу: «Каким образом нейропсихологические факторы риска запускают цепочку событий, завершающуюся асоциальными расстройствами? Одна из возможностей состоит в том, что подобные дефекты поведения влекут за собой цепочку неудачных контактов между родителями и детьми... Дети с нелегким темпераментом и ранними поведенческими проблемами бросают вызов, который оказывается трудным даже для самых изобретательных, любящих и терпеливых родных. Проблемные паттерны поведения ребенка могут воздействовать на родительскую стратегию воспитания. Дети, отличающиеся «трудным темпераментом» в младенчестве, чаще сопротивляются материнским попыткам обуздать их. Оппозиционные паттерны детского поведения часто провоцируют и вынуждают взрослых членов семьи отвечать высокопунитивными и гневными реакциями. Дети, принуждающие своих родителей к поощрениям в сиюминутной ситуации, способны усвоить такой стиль взаимоотношений, который продолжает аналогично „срабатывать» в ходе последующих социальных контактов и с разными партнерами по общению... Иногда ребенок с нейропсихологическими проблемами и трудным поведением рано научается опираться на агрессивную тактику межличностного общения. Если он распространит свою асоциальную тактику на другие ситуации, то его поведенческий стиль может оформиться в синдром расстройства поведения» (pp. 245-247). Кроме того, вероятность развития расстройства поведения, а позднее — взрослой психопатии или асоциального расстройства личности у ребенка с описанной генетической или конституциональной предрасположенностью повышается под действием других психосоциальных и социокультурных контекстуальных переменных. Паттерсон и коллеги (Capaldi & Patterson, 1997; Dishion & Patterson, 1997) относят к ним собственное асоциальное поведение родителей, развод и другие изменения в семье, низкий социоэкономический статус, неблагоприятное соседство, а также стресс и депрессию у родителей. Все перечисленное усугубляет неэффективность навыков воспитания, среди которых особенно выделяются приучение к дисциплине, мониторинг и супервизия. «К асоциальному поведению этих детей подготавливает сама семья: напрямую, принуждающим взаимообменом, и косвенно — отсутствием постоянного надзора и твердой дисциплины» (Capaldi & Patterson, 1994, p. 169; см. также Dishion & Patterson, 1997). Это, в свою очередь, слишком часто приводит к общению с девиантными сверстниками и возможности дальнейшего научения асоциальному поведению. Обобщенная модель происходящего представлена на рис. 9.1. В целом индивиды с психопатией и асоциальной личностью демонстрируют паттерны девиантного поведения начиная с раннего детства — сначала в форме оппозиционного расстройства неповиновения, а в дальнейшем — в форме рано дебютирующего расстройства поведения. Растущее понимание причин этого явления наводит на мысль об участии в нем различных сочетаний биологических, психосоциальных и социокультурных факторов. Иными словами, это расстройство, при котором биопсихосоциальный подход приобретает решающее значение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.005 с.) |