Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приспособление терапевтических техник для лечения отдельных личностных расстройств↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В некоторых ситуациях терапевтические техники приходится модифицировать. Известно, что традиционной индивидуальной терапии присуща тенденция к поощрению зависимости в уже зависимых людях (с зависимым, истероидным и пограничным личностными расстройствами). Поэтому часто бывает полезно разработать лечебные стратегии, специально направленные на изменение исходного стиля жизни зависимого индивида вместо того, чтобы его укреплять. Пациенты с тревожными/пугливыми состояниями кластера С, например зависимые и избегающие личности, могут быть гиперсензитивны к любой критике со стороны терапевта и потому прерывать лечение. В подобных случаях терапевту нужно быть предельно осторожным, чтобы гарантированно исключить такую ситуацию. Один из методов состоит в том, чтобы в конце каждого сессионного дня просить от пациента обратной связи о поведении и отношении терапевта (например, пациентов можно попросить оценить такие качества терапевтов, как умение слушать, доходчивое разъяснение домашних заданий) (Beck & Freeman, 1990). Позволяя пациенту давать обратную связь и обсуждать возможность внесения изменений в последующие сессии, терапевт показывает, что готов к критике. Однако в то же время он поощряет и подкрепляет ассертивную критику со стороны пациента. Такие специальные терапевтические техники занимают центральное место в относительно новом когнитивном подходе к личностным расстройствам (см. табл. 9.2) (Beck & Freeman, 1990; Pretzer & Beck, 1996). Когнитивный подход опирается на допущение, что дисфункциональные чувства и поведение, сопровождающие личностные расстройства, являются, в основном, результатом воздействия схем с тенденцией продуцирования неизменно предвзятых суждений, а также порождать когнитивные ошибки в разнообразных ситуациях. Схемы, как мы увидели в главе 3, подразумевают особые правила, которые управляют обработкой информации и поведением. Каждая схема имеет свои отличия. Например, у нас есть личные, семейные, культурные, религиозные, тендерные и профессиональные схемы. Преобразование скрытых дисфункциональных схем лежит в основе когнитивной терапии личностных расстройств, и осуществлять его особенно трудно по той причине, что данные схемы удерживаются поведенческими, когнитивными и эмоциональными элементами. Тем не менее, используя обычные когнитивные техники мониторинга автоматических мыслей, оспаривания ошибочных утверждений, постановки поведенческих задач, которые предположительно помогут повлиять на дисфункциональные допущения и убеждения пациента, когнитивные терапевты добились значительного прогресса в лечении личностных расстройств. На данный момент в отношении большинства расстройств мы располагаем лишь описанием отдельных случаев или неподтвержденными клиническими исследованиями, однако результаты представляются многообещающими (Crits-Christoph, 1998; Pretzer & Beck, 1996). В целом терапия для людей с тяжелыми личностными расстройствами бывает более эффективной, если удается ограничить их ответные реакции. Амбулаторное лечение часто оказывается бесперспективным, так как может быть сорвано неконструктивным отреагированием. Кроме того, многих больных с пограничным личностным расстройством госпитализируют из соображений безопасности в связи с их частым суицидным поведением (Silk et al., 1994; Norton & Hinshelwood, 1996).
Лечение пограничного личностного расстройства Из всех личностных расстройств, наверное, наибольшее внимание было уделено лечению пограничного личностного расстройства, отчасти потому, что прогноз (вероятный исход) для этих пациентов обычно бывает осторожным в связи с давностью нарушений и крайней нестабильностью состояния. Поскольку работа с такими больными затруднена в силу их поведенческих проблем и тенденции к отреагированию, лечение часто подразумевает разумное сочетание психологических и биологических методов (Gitlin, 1996). Назначение лекарственных препаратов при данном расстройстве вызывает особые споры, потому что оно достаточно часто сопровождается суицидными действиями. Тем не менее в ряде обзоров, посвященных психофармакологическому лечению пограничного личностного расстройства, было указано, что малые дозы антипсихотических препаратов (см. главу 16) оказывают умеренный, но значимый эффект. Это означает, что у больных наблюдается некоторое смягчение депрессии, тревоги, суицидных порывов, сензитивности к отвержению и психотической симптоматики (Gitlin, 1996; Woo-Ming & Siever, 1998). Из этих обзоров также следует, что бензодиазепины (анксиолитики) и трицикличе-ские антидепрессанты в целом неэффективны при лечении пограничного личностного расстройства. Однако в них подчеркивается перспективность некоторых антидепрессивных препаратов наподобие прозака (SSRIs — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), а также ингибиторов МАО (см. главы 6 и 16). Для смягчения раздражительности, суицидных тенденций и агрессивного поведения можно назначать препараты лития (Woo-Ming & Siever, 1998). В целом лекарственные препараты назначаются в качестве дополнения к психологическому лечению.
Психосоциальные методы Традиционные методы лечения пограничного личностного расстройства сводятся к тем или иным психодинамическим психотерапевтическим подходам с учетом конкретных проблем больных. Например, Кернберг (Kernberg, 1985, 1996) разработал более директивную форму психодинамической психотерапии пограничного личностного расстройства по сравнению с обычным психодинамическим методом. Главной целью лечения считается укрепление слабого эго при особой сфокусированности на первичном механизме защиты — расщеплении, которое приводит к мышлению по типу «черное—белое» и «все или ничего», а также к резким изменениям реакций на других людей (включая терапевта), предстающих либо «всецело хорошими», либо «всецело плохими». Несмотря на то что иногда такое лечение бывает эффективным, оно дорогостоящее, отнимает много времени (нередко продолжаясь много лет) и только начинает изучаться в контролируемых исследованиях. Вероятно, самым перспективным методом лечения пограничного личностного расстройства можно назвать диалектическую поведенческую терапию, недавно разработанную Маршей Лайнхен (Linehan, 1987,1993) и представляющую собой разновидность когнитивной поведенческой терапии, предназначенной специально для лечения данного расстройства. Лайнхен считает, что главную роль при этом расстройстве играет неспособность выдерживать сильный негативный аффект. В этой связи одной из первоочередных задач при его лечении является побуждение больных к принятию такого негативного аффекта без обращения к саморазрушительным или иным паттернам дезадаптивного поведения. Лайнхен разработала проблемно-сфокусированное лечение, основанное на четкой иерархической последовательности целей: 1) постепенное устранение суицидного поведения; 2) постепенное устранение паттернов поведения, препятствующих терапии, например пропусков сессий, лжи и госпитализации в стационар; 3) постепенное устранение избегающих паттернов поведения, препятствующих ведению стабильного образа жизни, например отходу от злоупотребления психоактивными веществами; 4) улучшение поведенческих навыков с целью регулировки эмоций, улучшения межличностных навыков и повышения толерантности к дистрессу; и 5) другие цели по выбору пациента. Суицидное поведение — это первоочередная мишень «потому, что психотерапия неэффективна при работе с мертвыми пациентами» (Linehan, 1987, р. 329), а также потому, что этим подчеркивается крайне серьезное отношение к подобным действиям. В диалектической когнитивной терапии индивидуальные и групповые компоненты сочетаются так, что в условиях группы основное внимание сосредоточивается на тренинге навыков с целью выработки устойчивости к стрессу, улучшения межличностного общения и установления контроля над эмоциями. Данная процедура происходит в присутствии терапевта, подготовленного принимать пациента таким, какой он есть (аналогично клиент-центрированной терапии), несмотря на производимые им действия, затрудняющие этот процесс (вспышки ярости, суицидные попытки, пропуск встреч). Подобно Карлу Роджерсу, Лайнхен проводит четкое различие между принятием пациента таким, какой он есть, и одобрением его поведения. Например, терапевт не может одобрить членовредительство, но должен показать, что принимает его как составную часть проблемы пациента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.006 с.) |