Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинические признаки расстройств личности↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Расстройства личности
В идеале люди продолжают развиваться и изменяться на протяжении всей жизни. В конце концов, успешное приспособление в ходе жизненного цикла связано, главным образом, с гибкостью, позволяющей адаптироваться к меняющимся требованиям, возможностям и ограничениям, соответствующим разным жизненным этапам. Тем не менее, общие характерные черты индивида, стиль копинга и способы взаимодействия с социальным окружением проявляются в детстве и обычно кристаллизуются в устоявшиеся паттерны, что происходит к концу подросткового периода или в ранней молодости. Эти паттерны образуют личность индивида — уникальный паттерн черт и поведения, характеризующий человека. Личность большинства взрослых людей «настроена» на требования общества. Иными словами, мы готовы оправдывать социальные экспектации. Однако встречаются люди, которые, хотя и не всегда демонстрируют симптомы расстройств, относящихся к I оси, все же не могут полноценно функционировать как члены общества. У таких индивидов формирование личности привело к появлению отдельных дезадаптивных и лишенных гибкости черт, поэтому они неспособны к адекватному исполнению некоторых ролей, которых требует от них общество. У этих людей можно диагностировать расстройства личности, ранее известные как расстройства характера. Как правило, расстройства личности не развиваются из разрушительных реакций на стресс, как это происходит при посттравматическом стрессовом расстройстве или во многих случаях тяжелой депрессии. Скорее, расстройства, которые будут здесь рассматриваться, проистекают большей частью из постепенного развития ригидных и деформированных личностных и поведенческих паттернов, результатом которого становятся неизменно дезадаптивные восприятие, представления и отношение к миру. Как правило, эти дезадаптивные подходы значительно нарушают функционирование, по крайней мере, в некоторых его аспектах, и в отдельных случаях вызывают сильный субъективный дистресс. Например, люди с избегающим личностным расстройством весьма застенчивы и гиперсензитивны к отвержению, а поэтому активно избегают большинства социальных взаимодействий. Категория расстройств личности широка и охватывает поведенческие проблемы, значительно различающиеся по форме и тяжести. В более мягких случаях мы видим людей, которые в целом функционируют адекватно, однако их родственники, друзья и коллеги говорят, что с ними тяжело общаться, они эксцентричны или что их трудно понимать. Им свойственны особые подходы к ситуациям и к людям, из-за чего им трудно либо устанавливать близкие отношения с другими, либо поддерживать уже сложившиеся ранее. Однако они часто бывают вполне квалифицированными или даже одаренными в тех или иных областях. В более тяжелых случаях мы видим людей, чьи неадекватные, зачастую неэтичные «реакции» на общество делают их менее способными к функционированию в обычных условиях. Многие из них попадают в тюрьмы или специализированные стационары с максимально строгим режимом, хотя некоторым удается манипулировать окружающими и оставаться в своем обычном окружении. О распространенности расстройств личности известно не так уж много. Это вызвано отчасти тем, что люди с подобными проблемами редко обращаются за помощью в психиатрические или в правоохранительные учреждения. Многие индивиды с расстройствами личности выявляются через систему исправительных заведений или в ходе судебного психиатрического освидетельствования, вызванного семейными исками, например в результате произошедшего физического насилия. Другие, в конце концов, проявляют себя, когда начинают лечиться от алкоголизма или оказываются в приемном отделении психиатрического стационара после попытки суицида. Тем не менее, после проведения масштабного эпидемиологического исследования были представлены данные о распространенности одного из серьезных расстройств личности — асоциального, распространенность которого колебалась в промежутке между 2,1% и 3,3% от общей популяции в трех регионах, выступавших субъектами исследования (Robins et al., 1984). Более поздние данные подтверждают вышеупомянутые в том, что асоциальным расстройством личности страдают примерно 2-3% жителей США и Канады (Weissman, 1993). Предпринятый Вейссманом (Weissman, 1993) общий анализ эпидемиологических исследований, касавшихся всех расстройств личности, позволил сделать вывод, что приблизительно 10-13% людей в популяции в какой-то момент своей жизни удовлетворяют их критериям. Предполагается, что такие расстройства имеют тенденцию ослабевать по достижении человеком 50-летнего возраста, но эта гипотеза нуждается в дальнейшей проверке (Abrams & Horowitz, 1996; Cohen et al, 1994). Неудивительно, что расстройства личности чаще наблюдаются у психиатрических больных. В DSM-IV, как в DSM-III и DSM-III-R, для расстройств личности предусмотрена отдельная II ось (наряду с умственной отсталостью), так как они рассматриваются как значимо отличные от стандартных психиатрических синдромов (отнесенных к I оси), чтобы заслуживать отдельной классификации. Как уже отмечалось, в разделе II оси, отведенном под расстройства личности, представлены стойкие личностные черты, которые считаются ригидными, дезадаптивными и вызывающими у человека дистресс или порождающими проблемы в социальном или профессиональном функционировании. Эти паттерны реагирования настолько глубоко встроены в структуру личности (по какой бы то ни было причине), что оказываются крайне резистентными к модификации. Несмотря на то, что человеку может быть поставлен диагноз, относящийся только к II оси, возможна ситуация, когда его можно отнести к двум осям, I и II, отражая наличие как текущего активного психического, так и более хронического, скрытого расстройства личности. Тяжелая депрессия, например, может развиться у человека с уже имеющимся избегающим личностным расстройством. За 20 лет, прошедших с тех пор, как в DSM-III впервые выделили отдельную ось для расстройств личности, было выполнено большое количество исследований, направленных на выявление их природы, и еще больше — с целью установить механизм их развития. В этой главе мы рассмотрим все установленные типы расстройств личности и далее подробно проанализируем одно из них, асоциальное, чтобы читатели получили представление об объеме изысканий, предпринимаемых в данной области. Расстройства личности часто сочетаются с рядом расстройств I оси, которые уже были и еще будут рассмотрены в других главах, такие как: тревожные расстройства (главы 4 и 6), расстройства настроения (глава 6), алкоголизм (глава 10), сексуальные девиации (глава 11), делинквентность (глава 14) (например, Ruegg & Frances, 1995). Кроме того, поведенческие паттерны, связанные с расстройствами личности, иногда аналогичны тем, что наблюдаются при черепно-мозговой травме и других заболеваниях головного мозга. В подобных случаях эти паттерны могут свидетельствовать об органической мозговой патологии (глава 13). Теперь мы перейдем к анализу расстройств личности. Пять критериев DSM-IV Важнейшей чертой расстройства личности является устойчивый паттерн внутренних переживаний и поведения, которые заметно отклоняются от ожиданий в отношении индивидуальной культуры. В DSM-IV определение расстройств личности опирается на пять критериев. Критерий А: Данный паттерн должен проявляться как минимум в двух сферах из следующих: когниция, аффективность, межличностное взаимодействие и контроль импульсов. Критерий В: Этот устойчивый паттерн должен быть ригидным и первазивным (pervasive – всюду проникающий, заполняющий) для широкого диапазона личных и социальных ситуаций. Критерий С: Этот паттерн ведет к клинически значимому дистрессу. Критерий D: Паттерн стабилен, сохраняется в течение длительного времени, и его возникновение может быть прослежено как минимум до подросткового или раннего детского возраста. Критерий Е: Паттерну нельзя дать лучшего объяснения с точки зрения другого психического расстройства, проявлением или следствием которого он мог бы явиться. Для каждого расстройства личности представлены также отдельные диагностические критерии (American Psychiatric Association, 1994, p. 630); последние будут рассмотрены ниже. Биологические факторы Из возможных биологических факторов были выделены конституциональные реактивные наклонности у младенцев (высокая или низкая активность, поведенческая заторможенность, и так далее), которые способны предрасполагать их к развитию отдельных личностных расстройств. С учетом данных об умеренной наследуемости большинства черт личности (например, Carey & DiLalla, 1994) неудивительно, что появляется все больше доказательств генетической заинтересованности при некоторых личностных расстройствах (Livesley et al, 1994; Nigg & Goldsmith, 1994; Plomin et al., 1997; Siever & Davis, 1991). Результаты отдельных исследований говорят, например, о том, что генетические факторы могут играть важную роль в развитии параноидного личностного расстройства (Nigg & Goldsmith, 1994), ши-зотипичного расстройства личности (Kendler et al., 1991; Nigg & Goldsmith, 1994), пограничной личности (Widiger & Trull, 1993) и асоциального личностного расстройства (Carey, 1997; Gottesman & Goldsmith, 1994). Кроме того, достигнут определенный прогресс в осмыслении психобиологического субстрата как минимум некоторых личностных расстройств (Depue, 1996; Hollander et al., 1994; Siever & Davis, 1991). Оказалось, например, что для людей с пограничным личностным расстройством характерно пониженное функционирование нейромедиатора серотонина, что может быть причиной их импульсивно-агрессивного поведения, таких, например, парасуицидных действий, как нанесение себе ножевых порезов рук (Figueroa & Silk, 1997; Hollander et al., 1994). У пациентов с пограничным личностным расстройством могут наблюдаться и нарушения в регуляции норадренергических нейромедиаторов (что оказывает влияние на функцию, рецепторы или концентрацию), аналогичные тем, что наблюдаются при хронических стрессовых состояниях типа ПТСР (глава 4). В частности, гиперреактивность норадренергической системы может быть связана с гиперсензитивностью к изменениям в окружающей среде (Figueroa & Silk, 1997). Кроме того, предрасположенность к преходящим психотическим симптомам может быть связана с недостаточностью допаминовых систем (Kernberg, 1996). Тем не менее, как и расстройства I оси, ни одно личностное расстройство не является всецело наследственным и ни одно из них нельзя объяснить исключительно биологическими причинами. В их происхождении важную роль играют психосоциальные и социокультурные факторы, и осмыслением этих расстройств на психологическом уровне должно дополняться любое понимание их биологической основы. Конечной целью является биопсихосоциальная интерпретация причин всех личностных расстройств, но сегодня мы далеки от ее достижения.
Психологические факторы Раннее научение. Обычно считается, что среди всех психологических факторов раннее научение играет наибольшую роль в предрасположении индивида к развитию личностного расстройства, но это мнение пока еще мало подкреплено научными данными. Из результатов многих исследований следует, что развитие некоторых личностных расстройств может быть связано с жестоким обращением и заброшенностью в детские годы. Например, Занарини с коллегами (Zanarini et al., 1997) в своей работе, являющейся, вероятно, самым масштабным и оптимально организованным исследованием в этой области из всех, что были предприняты на сегодняшний день, представили результаты подробных интервью с 350 пациентами, у которых имелось пограничное личностное расстройство, и более чем со 100 больными, у которых были другие личностные расстройства (диагноз не сообщался интервьюерам). Пациенты с пограничным личностным расстройством значительно чаще упоминали о жестоком обращении в детстве, чем пациенты с другими расстройствами. Эмоциональную травму получили 73% против 51, физическую — 59% против 34, сексуальную — 61% против 32; аналогичные данные были получены в отношении холодного, безэмоционального отношения — 55% против 32. Повторные сексуальные травмы причинялись, как правило, не родителями и почти всегда сочетались с травмой и пренебрежением как минимум еще одной разновидности. В целом около 90% больных с пограничным личностным расстройством сообщили о травме того или иного рода или пренебрежительном отношении в детские годы. Результаты этого, а также других аналогичных исследований (например, Norden et al., 1995) говорят о связи пограничного личностного расстройства (и, возможно, других расстройств) с травмой раннего детского возраста, однако они могут быть недостаточно точны, так как опираются на ретроспективные самоотчеты индивидов, известных своими преувеличенными и искаженными мнениями о других людях (Ruegg & Frances, 1995; Rutter & Maughan, 1997). Более того: возможно, что задействованные в этих случаях стрессоры имеют до некоторой степени неспецифический характер (Widiger & Trull, 1993). Несмотря на то что число сообщений о жестоком и пренебрежительном обращении в детстве весьма настораживает, необходимо помнить о том, что у большинства детей, переживших подобные события в раннем возрасте, не развивается никаких серьезных личностных расстройств и психопатологии (Rutter & Maughan, 1997). Психодинамическая интерпретация. В последние годы происхождению ряда личностных расстройств, особенно пограничного, асоциального, истероидного и нарциссического, было уделено много внимания теоретиками психодинамической ориентации, такими как Отто Кернберг (Kernberg, 1984; 1996) и Хайнц Когут (Kohut, 1977). Например, в отношении нарциссического личностного расстройства Кохут утверждает, что все дети проходят через фазу примитивной претенциозности, когда они думают, будто все события и потребности окружающих вращаются вокруг них. Согласно его мнению, для нормального развития ребенка после завершения этой фазы родители должны в известной степени поддерживать претенциозность младенца. Это помогает развитию у ребенка нормального чувства уверенности в себе. Поэтому Кохут констатировал, например, следующее: «Какие бы тяжелые удары ни наносила детской претенциозности жизненная реальность, гордая улыбка, полученная от родителей, позволит сохранить им ту каплю первоначального всемогущества, которая будет основой уверенности в собственных силах, внутренней убежденности в своей значимости. Эти чувства будут поддерживать здорового индивида на протяжении всей его жизни» (Kohut & Wolff, 1978, p. 182; из Widiger & Trull, 1993). Далее Кохут предположил, что нарциссическое личностное расстройство чаще всего развивается при уничижительном, пренебрежительном или бесчувственном отношении родителей к своему ребенку; такой индивид будет постоянно занят поисками подтверждения идеализированного и напыщенного ощущения собственного «я». Несмотря на то что данная теория пользовалась огромным влиянием в психодинамических клинических кругах, она, к сожалению, не подкреплена реальными эмпирическими данными. Интересно отметить, что Теодор Миллон — исследователь личностных расстройств, сторонник традиции социального научения Бандуры, придерживался противоположной точки зрения. Он считает, что в основе нарциссического личностного расстройства лежит родительская переоценка (Millon & Davis, 1996). Например, он высказал предположение, что «такие родители балуют своих детей и потакают им так, что те научаются видеть закон в каждом своем желании; получать, не отдавая, и требовать к себе почтения, не приложив ни малейших усилий к тому, чтобы его заслужить» (Millon, 1981, р. 175; из Widiger & Trull, 1993). Данный факт, что исследователи, стоящие на совершенно разных позициях (психоаналитической и социального научения), способны прийти к таким диаметрально противоположным выводам, вызван недостатком информации о конкретных предвестниках этих расстройств. Единственное расстройство, причинные факторы которого исследовались достаточно широко, — асоциальное личностное расстройство, подробнее рассматриваемое ниже. Еще одно современное представление в рамках психодинамического направления касается причин возникновения личностных расстройств и сформировалось на основе интерперсонального подхода к психопатологии и психотерапии (глава 3). Усовершенствованный подход Бенджамина (Benjamin, 1996а, 1996b) к изучению психопатологии I оси и личностных расстройств, относящихся к II оси, вооружает нас наиболее эмпирически подтвержденным методом познания того, каким образом разные интерперсональные и интрапсихические факторы участвуют в развитии различных расстройств. Данный подход позволяет измерить интерперсональные и интрапсихические аспекты отношений. В настоящее время мы обладаем важными сведениями не только о вероятных причинах расстройств, но и об оптимальных способах их лечения.
Социокультурные факторы О социокультурных факторах личностных расстройств в настоящее время известно очень мало. В целом мы знаем, что распространенность психопатологии и формы, которые она принимает, в некоторой степени варьируют в зависимости от времени и места. Аналогичная ситуация может наблюдаться и в случае личностных расстройств, хотя данные, позволяющие делать подобные утверждения, малочисленны и фрагментарны. Более того: некоторые клиницисты считают, что за последние годы количество личностных расстройств в американском обществе возросло. Если это соответствует действительности, то возможно в дальнейшем обнаружение связи такого роста с общим изменением приоритетов и экономической деятельности в нашей культуре. Не приводит ли многих людей увлеченность мимолетными удовольствиями, быстрыми решениями и безболезненной выгодой к развитию эгоистичного образа жизни, который мы наблюдаем в самых крайних формах личностных расстройств? Ответить на это смогут лишь будущие исследования; мы вернемся к данному вопросу в конце раздела, посвященному асоциальному личностному расстройству.
Отто Кернберг (род. 1928) - видный современный теоретик психоаналитического направления, особое внимание уделяющий пограничному и нарциссическому личностным расстройствам. Хайнц Когут (1913-1981) - современный мыслитель психоаналитического направления, предполагавший, что плохое воспитание может быть причиной развития нарцисси-ческого личностного расстройства, так как ребенку не удается выработать нормальное чувство уверенности в себе.
Лечение и исходы Личностные расстройства представляются особенно резистентными к терапии. Вайян (Valliant, 1987) сделал следующее наблюдение: «Несомненно, лечить личностные расстройства нелегко. На самом деле мы часто определяем их наличие именно потому, что они не поддаются лечению. В силу генетических дефектов, нарушений социализации или созревания индивидам с личностными расстройствами трудно научиться вещам, которым хочет обучить их общество... Индивиды с личностными расстройствами нуждаются в уходе, который очень похож на тот, что требуется подросткам. В действительности подростки вообще не нуждаются в терапии: им нужны время и место, чтобы интернализировать то ценное, что предлагают им родители и общество... Подобно подросткам, индивидам с личностными расстройствами нужно предоставить возможность интернализировать свежие ролевые модели и примириться с уже инкорпорированными несовершенными семейными фигурами» (р. 154). Кроме того, хорошо известно, что в среднем у людей, одновременно страдающих расстройством I оси и личностным расстройством, первое поддается лечению не так хорошо, как у людей без коморбидного личностного расстройства. Особенно это касается случаев, когда лечебный подход не модифицирован с учетом личностного расстройства (Pretzer & Beck, 1996). Можно сделать вывод, что наличие одного или нескольких личностных расстройств нередко затрудняет лечение других, например тревожных и депрессивных. Отчасти это вызвано тем, что люди с личностными расстройствами обладают ригидными, глубоко укоренившимися личностными чертами, которые часто снижают эффективность мероприятий, направленных на устранение расстройств I оси. Другие причины, по которым личностные расстройства могут осложнять лечение расстройств I оси, состоят в том, что людям в этом случае часто бывает трудно установить хорошие терапевтические отношения с их терапевтами (глава 17). Кроме того, они чаще других преждевременно прерывают лечение (van Velzen & Emmelkamp, 1996). Во многих случаях клиницистам приходится иметь дело с людьми, не являющимися их пациентами, но имеющими личностные расстройства. Наиболее часто это родственники или близкие пациентов. Так бывает, например, при супружеском консультировании, когда у партнера, идентифицированного в качестве «пациента», есть супруг или супруга с личностным расстройством. Возможно, что личностное расстройство наблюдается у кого-то из родителей ребенка, направленного в детский консультационный центр. В этих случаях проблемы так называемого пациента могут быть с большой степенью вероятности связаны с огромным напряжением, которое нагнетает в семье родственник с личностным расстройством. Нар-циссичный отец, постоянно занятый собой и требующий к себе внимания, в результате чего отношения в семье становятся натянутыми, оставляет маленьким детям немного шансов вырасти уважающими себя взрослыми. Таким же образом мать с зависимым личностным расстройством, чьей обычной манерой реагировать на других являются гиперболизированные покорность, навязчивость и страх разделения, может создать нездоровую семейную атмосферу, нарушающую развитие ребенка. Ребенок, ставший свидетелем такого крайнего, неотвратимого и зачастую иррационального поведения со стороны одного или обоих родителей, может быть тем слабым звеном, которое рвется. Это приводит к необходимости семейной психотерапии. Многое из того, что детский или семейный терапевт способен заключить сразу после наблюдения за ребенком в семейном контексте, подразумевает необходимость психологической коррекции взаимоотношений родителей. Эту проблему наглядно иллюстрирует следующий случай.
Разбор случая: ребенок, имеющий отца с параноидным личностным расстройством. Миссис А. привела своего 7-летнего сына Кристофера на лечение в психиатрический центр, так как он боялся выходить из дома, а недавно у него появились кошмары. Миссис А. обратилась за помощью по рекомендации школьного социального работника после того, как Крис отказался ходить в школу. Она выражала крайнюю обеспокоенность его состоянием и согласилась принять участие в лечении, посещая сессии тренинга родительской эффективности. Однако было видно, что она совершенно ие желает, чтобы влечении принял участие ее муж. После долгих уговоров она согласилась попытаться привести его па следующую сессию, но тот категорически отказался. Миссис А. описывала его как «очень гордого и волевого человека», который чрезвычайно подозрительно относится к другим людям. Ей казалось, что он, возможно, боится, что посторонние обвинят его в проблемах Криса. Она сообщила, что в последнее время у него много неприятностей: он выглядит расстроенным и возмущается политикой местных властей, виня в своих проблемах окружающих (особенно представителей меньшинств). Он отказался прийти в клинику, потому что «не любит социальных работников». После нескольких сессий миссис А. призналась своему терапевту, что жесткое и подозрительное поведение мужа разрушает семью. Часто бывает, что он, приходя с работы, ругает ее, например, за «болтовню с евреями». Он был деспотичным человеком, установил дома строгие правила и заставлял им следовать, прибегая к угрозам и запугиванию. Оба — и миссис А., и Крис — боялись его тиранических требований, но ничего не могли ему объяснить из-за его подозрительного характера. Кроме того, миссис А. очень сочувствовала мужу, так как чувствовала, что в глубине души он испуган. Она рассказала, что он держит в доме много оружия, а па дверях установил несколько замков, боясь вторжения чужих людей. Таким образом, стало ясно, что у ее мужа имелись как минимум отдельные признаки параноидного личностного расстройства, и это порождало серьезнейшие семейные проблемы.
Так как многие люди с личностными расстройствами, особенно странного/чудаковатого характера из кластера А и эксцентрического/демонстративного характера из кластера В, прибегают к лечению только по настоянию кого-либо, они часто не верят, что нуждаются в изменении. Поэтому люди с такими личностными расстройствами обычно перекладывают ответственность за лечение на других и мастерски избегают сосредоточения терапии на себе самих. Кроме того, трудности, с которыми они сталкиваются при построении и сохранении добрых отношений, обычно делают терапевтические отношения хрупкими или бурными. Для лиц с эксцентрическими/демонстративными расстройствами из кластера В паттерн отреагирования, типичный для всех прочих отношений, которые они поддерживают, привносится в терапевтическую ситуацию. Такие люди, вместо того чтобы разобраться со своими проблемами на вербальном уровне, могут сердиться на терапевта и со скандалом обрывать сессии. Нередко данные пациенты ведут себя социально неподобающим образом и вне сессий, чтобы показать терапевту бесполезность прилагаемых усилий. Когда их уличают в таком поведении, они часто бросают лечение или еще ожесточеннее защищают свои неадекватные действия. Однако в некоторых случаях конфронтация бывает весьма эффективной. Те индивиды, которые глубоко втягиваются в групповую терапию или достаточно «задеты» супружеской терапией, могут, когда их поведение оказывается под наблюдением, не пропускать сессий, так как насыщенная обратная связь, получаемая ими от группы или супруга(ов), нередко более приемлема, чем конфронтация с терапевтом в ходе индивидуального лечения (Gurman & Kniskern, 1978; Lubin, 1976).
Психосоциальные методы Традиционные методы лечения пограничного личностного расстройства сводятся к тем или иным психодинамическим психотерапевтическим подходам с учетом конкретных проблем больных. Например, Кернберг (Kernberg, 1985, 1996) разработал более директивную форму психодинамической психотерапии пограничного личностного расстройства по сравнению с обычным психодинамическим методом. Главной целью лечения считается укрепление слабого эго при особой сфокусированности на первичном механизме защиты — расщеплении, которое приводит к мышлению по типу «черное—белое» и «все или ничего», а также к резким изменениям реакций на других людей (включая терапевта), предстающих либо «всецело хорошими», либо «всецело плохими». Несмотря на то что иногда такое лечение бывает эффективным, оно дорогостоящее, отнимает много времени (нередко продолжаясь много лет) и только начинает изучаться в контролируемых исследованиях. Вероятно, самым перспективным методом лечения пограничного личностного расстройства можно назвать диалектическую поведенческую терапию, недавно разработанную Маршей Лайнхен (Linehan, 1987,1993) и представляющую собой разновидность когнитивной поведенческой терапии, предназначенной специально для лечения данного расстройства. Лайнхен считает, что главную роль при этом расстройстве играет неспособность выдерживать сильный негативный аффект. В этой связи одной из первоочередных задач при его лечении является побуждение больных к принятию такого негативного аффекта без обращения к саморазрушительным или иным паттернам дезадаптивного поведения. Лайнхен разработала проблемно-сфокусированное лечение, основанное на четкой иерархической последовательности целей: 1) постепенное устранение суицидного поведения; 2) постепенное устранение паттернов поведения, препятствующих терапии, например пропусков сессий, лжи и госпитализации в стационар; 3) постепенное устранение избегающих паттернов поведения, препятствующих ведению стабильного образа жизни, например отходу от злоупотребления психоактивными веществами; 4) улучшение поведенческих навыков с целью регулировки эмоций, улучшения межличностных навыков и повышения толерантности к дистрессу; и 5) другие цели по выбору пациента. Суицидное поведение — это первоочередная мишень «потому, что психотерапия неэффективна при работе с мертвыми пациентами» (Linehan, 1987, р. 329), а также потому, что этим подчеркивается крайне серьезное отношение к подобным действиям. В диалектической когнитивной терапии индивидуальные и групповые компоненты сочетаются так, что в условиях группы основное внимание сосредоточивается на тренинге навыков с целью выработки устойчивости к стрессу, улучшения межличностного общения и установления контроля над эмоциями. Данная процедура происходит в присутствии терапевта, подготовленного принимать пациента таким, какой он есть (аналогично клиент-центрированной терапии), несмотря на производимые им действия, затрудняющие этот процесс (вспышки ярости, суицидные попытки, пропуск встреч). Подобно Карлу Роджерсу, Лайнхен проводит четкое различие между принятием пациента таким, какой он есть, и одобрением его поведения. Например, терапевт не может одобрить членовредительство, но должен показать, что принимает его как составную часть проблемы пациента.
Расстройства личности
В идеале люди продолжают развиваться и изменяться на протяжении всей жизни. В конце концов, успешное приспособление в ходе жизненного цикла связано, главным образом, с гибкостью, позволяющей адаптироваться к меняющимся требованиям, возможностям и ограничениям, соответствующим разным жизненным этапам. Тем не менее, общие характерные черты индивида, стиль копинга и способы взаимодействия с социальным окружением проявляются в детстве и обычно кристаллизуются в устоявшиеся паттерны, что происходит к концу подросткового периода или в ранней молодости. Эти паттерны образуют личность индивида — уникальный паттерн черт и поведения, характеризующий человека. Личность большинства взрослых людей «настроена» на требования общества. Иными словами, мы готовы оправдывать социальные экспектации. Однако встречаются люди, которые, хотя и не всегда демонстрируют симптомы расстройств, относящихся к I оси, все же не могут полноценно функционировать как члены общества. У таких индивидов формирование личности привело к появлению отдельных дезадаптивных и лишенных гибкости черт, поэтому они неспособны к адекватному исполнению некоторых ролей, которых требует от них общество. У этих людей можно диагностировать расстройства личности, ранее известные как расстройства характера. Как правило, расстройства личности не развиваются из разрушительных реакций на стресс, как это происходит при посттравматическом стрессовом расстройстве или во многих случаях тяжелой депрессии. Скорее, расстройства, которые будут здесь рассматриваться, проистекают большей частью из постепенного развития ригидных и деформированных личностных и поведенческих паттернов, результатом которого становятся неизменно дезадаптивные восприятие, представления и отношение к миру. Как правило, эти дезадаптивные подходы значительно нарушают функционирование, по крайней мере, в некоторых его аспектах, и в отдельных случаях вызывают сильный субъективный дистресс. Например, люди с избегающим личностным расстройством весьма застенчивы и гиперсензитивны к отвержению, а поэтому активно избегают большинства социальных взаимодействий. Категория расстройств личности широка и охватывает поведенческие проблемы, значительно различающиеся по форме и тяжести. В более мягких случаях мы видим людей, которые в целом функционируют адекватно, однако их родственники, друзья и коллеги говорят, что с ними тяжело общаться, они эксцентричны или что их трудно понимать. Им свойственны особые подходы к ситуациям и к людям, из-за чего им трудно либо устанавливать близкие отношения с другими, либо поддерживать уже сложившиеся ранее. Однако они часто бывают вполне квалифицированными или даже одаренными в тех или иных областях. В более тяжелых случаях мы видим людей, чьи неадекватные, зачастую неэтичные «реакции» на общество делают их менее способными к функционированию в обычных условиях. Многие из них попадают в тюрьмы или специализированные стационары с максимально строгим режимом, хотя некоторым удается манипулировать окружающими и оставаться в своем обычном окружении. О распространенности расстройств личности известно не так уж много. Это вызвано отчасти тем, что люди с подобными проблемами редко обращаются за помощью в психиатрические или в правоохранительные учреждения. Многие индивиды с расстройствами личности выявляются через систему исправительных заведений или в ходе судебного психиатрического освидетельствования, вызванного семейными исками, например в результате произошедшего физического насилия. Другие, в конце концов, проявляют себя, когда начинают лечиться от алкоголизма или оказываются в приемном отделении психиатрического стационара после попытки суицида. Тем не менее, после проведения масштабного эпидемиологического исследования были представлены данные о распространенности одного из серьезных расстройств личности — асоциального, распространенность которого колебалась в промежутке между 2,1% и 3,3% от общей популяции в трех регионах, выступавших субъектами исследования (Robins et al., 1984). Более поздние данные подтверждают вышеупомянутые в том, что асоциальным расстройством личности страдают примерно 2-3% жителей США и Канады (Weissman, 1993). Предпринятый Вейссманом (Weissman, 1993) общий анализ эпидемиологических исследований, касавшихся всех расстройств личности, позволил сделать вывод, что приблизительно 10-13% людей в популяции в какой-то момент своей жизни удовлетворяют их критериям. Предполагается, что такие расстройства имеют тенденцию ослабевать по достижении человеком 50-летнего возраста, но эта гипотеза нуждается в дальнейшей проверке (Abrams & Horowitz, 1996; Cohen et al, 1994). Неудивительно, что расстройства личности чаще наблюдаются у психиатрических больных. В DSM-IV, как в DSM-III и DSM-III-R, для расстройств личности предусмотрена отдельная II ось (наряду с умственной отсталостью), так как они рассматриваются как значимо отличные от стандартных психиатрических синдромов (отнесенных к I оси), чтобы заслуживать отдельной классификации. Как уже отмечалось, в разделе II оси, отведенном под расстройства личности, представлены стойкие личностные черты, которые считаются ригидными, дезадаптивными и вызывающими у человека дистресс или порождающими проблемы в социальном или профессиональном функционировании. Эти паттерны реагирования настолько глубоко встроены в структуру личности (по какой бы то ни было причине), что оказываются крайне резистентными к модификации. Несмотря на то, что человеку может быть поставлен диагноз, относящийся только к II оси, возможна ситуация, когда его можно отнести к двум осям, I и II, отражая наличие как текущего активного психического, так и более хронического, скрытого расстройства личности. Тяжелая депрессия, например, может развиться у человека с уже имеющимся избегающим личностным расстройством. За 20 лет, прошедших с тех пор, как в DSM-III впервые выделили отдельную ось для расстройств личности, было выполнено большое количество исследований, направленных на выявление их природы, и еще больше — с целью установить механизм их развития. В этой главе мы рассмотрим все установленные типы расстройств личности и далее подробно проанализируем одно из них, асоциальное, чтобы читатели получили представление об объеме изысканий, предпринимаемых в данной области. Расстройства л
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.013 с.) |